Факультативный курс по русской словесности Художественное слово

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГУ «Средняя школа № 1отдела образования акимата города Костаная»





















Программа факультативного курса

«Художественное слово»

для учащихся 5-х классов











Разработала: учитель СШ №1

Франк А.С.

















Костанай - 2010

Программа

факультативного курса «Художественное слово»

для учащихся 5-х классов средней школы

34 часа



Пояснительная записка

Среди проблем, над которыми работает современная школа, важной является гуманизация процесса обучения, возрождение утраченной нравственной культуры. Я.А. Коменский писал в «Великой дидактике»: «… началом воспитания человеческого рода должно стать облагораживание. Оно означает приобретение благородства не ради внешнего впечатления, но истинного, с весомой пользой для жизни настоящей и будущей».

Отличительной особенностью данной программы является попытка соединить те межпредметные связи, которые, так или иначе, прослеживаются на уроках гуманитарного профиля: литературу, русский язык, музыку, изобразительное искусство.

Программа факультативного курса «Художественное слово» по содержанию является художественно-эстетической, по функциональному предназначению - общекультурной, по форме организации - факультативно-кружковой, по времени реализации - годичной.

Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время заметно снижены интерес к поэзии, художественному слову.

Данная программа направлена на развитие у школьников интереса к творчеству, приобщение подростков к Слову, к литературе, к художественному чтению.

Программа создает условия для повышения культурного уровня, профессионального самоопределения, творческой самореализации.

Программа учитывает уровень подготовки и развития школьников по предметам гуманитарного профиля.

Для успешного овладения программой предлагаются следующие методы и формы работы: экскурсии, теоретические и практические занятия, упражнения по технике речи, анализ лирических произведений, разбор произведения и выразительное чтение, как стихотворений, так и прозаических произведений, работа над орфоэпическими нормами, логическим ударением.

В течение учебного года учащиеся выступают на конкурсах чтецов, бывают задействованы в праздничных мероприятиях, литературно-музыкальных композициях.

Цели и задачи программы

Среди задач, которые призвана решать данная программа, наиболее важными видятся следующие:

  • пробуждение творческой фантазии и воображения;

  • совершенствование навыков выразительного чтения художественного текста;

  • расширение кругозора;

  • подъем общекультурного уровня;

  • осмысление роли Слова в системе общечеловеческих ценностей;

  • подъем уровня читательской культуры, воспитание вдумчивого читателя;

  • обогащение лексикона школьников;

  • воспитание интереса к театру, литературе, художественному слову в целом;

  • воспитание культуры речи.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Реализации практической направленности основные требования к знаниям и умениям учащихся:

  • овладение теоретическими понятиями, указанными в программе;

  • овладение навыками выразительного чтения;

  • умение творчески воплотить литературное произведение в действенно звучащем слове;

  • умение выявить идейно-тематический план произведения;

  • умение понять, осмыслить авторскую оценку изображаемого;

  • увидеть картины, вызванные в воображении словом поэта или писателя;

  • умение определять элементов композиции произведения;

  • умение осмыслить художественно значимые детали, изобразительные средства языка в произведении;

  • умение заставить слушателя живо вообразить себе и почувствовать читаемое;

  • умение сделать чтение слышным, ясным, приятным для слуха.









Содержание программы

№№



Название темы

Коли-чество часов


Предисловие


1.

Формирование навыков выразительного чтения.

Особенности психофизического и речевого развития. Правильность, беглость, выразительность и осознанность. Эмоциональность и глубина понимания текста

2

2.

Сущность чтецкого искусства

Артикуляция звуков русского языка. Особенности чтецкого слова. Техника речи. Слово и музыка. Два вида чтения на эстраде - театрализация и рассказ. Жанры: устный рассказ, исполнительский цикл, литературная программа, сюжетный цикл. Чтец-рассказчик и литературный материал. Два вида воплощения чтецкого замысла - эстрада и звукозапись.

3

3.

Идейно тематический план произведений.

Логическое осмысление текста. Подтекст. Подробный пересказ. Художественное рассказывание. Выяснение композиций. Уяснение позиции автора. Работа над образами. Изобразительные средства языка.

3




4.

Особенности чтения фольклорных жанров.

Сказки, были и легенды. Напевность речи. Тяготение к музыкальному построению фразы. Интонационная близость к исполнению народных сказителей (былинный стиль). Пословицы, поговорки и скороговорки. Русский народный театр.

2

5.

  1. Балладное творчество.

Жанр баллады в контексте литературы XVIII - XIX веков. Современное научное представление о балладах. Баллада в творчестве Жуковского.

Богатство поэтических голосов. Мелодичность, чувство фразы, ощущение ритма всего произведения.

5

6.

Выразительное чтение стихотворений.

Восприятие и воссоздание в собственном воображении изображенного предметного мира. Устное словесное рисование. Составление рисунков. Разбор произведения, выяснение его композиции, членение на части, куски, пункты. Уяснение особенностей языка автора. Работа над образами. Изобразительные средства языка. Ритм стиха, его выявление в чтении. Особенности чтения тонического стиха. Изохронность стиха. Звуковая организация стиха. Рифма. Виды ритма. Цензура

3








7.

Выразительное чтение басни.

  1. Чтение басен. Жанровые особенности, действующие лица, синтаксис и лексика, язык, структура басен, обращенность к слушателям. Исполнение басен. Передача речи аллегорических персонажей. Басенный тон. Нюансы интонаций. Повествовательный, разговорный характер исполнения басен. Моралистическая тенденция басен. Прослушивание аудиозаписей. Басни И. Крылова, С. Михалкова..

4










8.

Комедия и трагедия.


  1. Особенности античного комедийного жанра. Своеобразие комедии Грибоедова «Горе от ума». Комические персонажи в творчестве У. Шекспира . Виды драматических произведений.

4

9.

Особенности чтения сюжетно-повествовательных жанров.

  1. Эпическая литература. Роман, новелла, повесть, рассказ. Очерк как самый достоверный вид повествовательной литературы. Массовая и актуальная литература.

4

10.




Театр и особенности мировой драматургии.

  1. Драматургия - особый род искусства. История мировой драматургии. Становление русского национального театра и русской драматургии. Драматургия А.П. Чехова. Театр в мировой литературе.

4











Использованная литература



  1. "Методика выразительного чтения". Под ред. Т. Ф. Завадской

"Просвещение", Москва, 1977 г.

  1. М.А. Рыбникова. Очерки по методике литературного чтения. М., 1985

  2. Тодоров Л.В. Работа над стихом в школе. /Л.В.Тодоров. - М., Просвещение, 1995

  3. З.Я. Рез. Изучение лирических произведений в школе. Л., 1988.

  4. Е.В. Язовский. «Выразительное чтение как средство эстетического воспитания». М., 1983.

  5. Соловьева А. М., Завадская Т. Ф. Выразительное чтение в 4-8 классах. М., 1983.



© 2010-2022