Олимпиада по литературе на тему Шедевры русской литературы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Олимпиада по литературе -8 класс.

I. Знание текстов художественных произведений.

  1. Из каких произведений эти герои? Кто их автор?

1) Хрюкин.

2) Троекуров.

3) Наталья Савишна.

4) Княгиня Волконская.

2. Героям каких произведений и каких жанров снятся эти сны?

2.1. И теперь как шальной хожу. Ночь всю така дрянь в глаза лезла… То ты, матушка, то батюшка…лишь стану засыпать, то и вижу, будто ты, матушка, изволишь бить батюшку. Так мне и жаль стало… тебя, матушка, ты так устала, колотя батюшку.

2.2. Мне снилося, что лестница крутая

Меня вела на башню; с высоты

Мне виделась Москва, что муравейник;

Внизу народ на площади кипел

И на меня указывал со смехом,

И стыдно мне и страшно становилось -

И, падая, стремглав, я пробуждался…

2.3. Мне снилось, - говорит она, -

Зашла я в лес дремучий

И было поздно; чуть луна

Светила из-за тучи;

С тропинки сбилась я; в глуши

Не слышно было ни души

И сосны лишь да ели

Вершинами шумели.

И вдруг, как будто наяву,

Изба передо мною.

Я к ней, стучу - молчат. Зову -

Ответа нет; с мольбою

Дверь отворила я. Вхожу -

В избе свеча горит: гляжу -

Везде сребро да злато,

Всё светло и богато…-

Постой, сударь, не кончен он,

Идёт похмелье, гром и звон,

Пир весело бушует.

Лишь девица горюет.

Сидит, молчит, ни ест, ни пьёт

И током слёзы точит,

А старший брат свой нож берёт

Присвистывая, точит;

Глядит на девицу-красу

И вдруг хватает за косу,

Злодей девицу губит
Ей праву руку рубит…

II. Историко-литературные задания.

3.Какие исторические события нашли отражение в следующих произведениях литературы?

«Илиада» Гомера, «Волк на псарне» И.А.Крылова, «Тарас Бульба» Н.В.Гоголя, «Капитанская дочка» А.С.Пушкина.

4.Сопоставьте описания Пугачёва в романе «Капитанская дочка» и в «Истории Пугачёва» А.С.Пушкина. В чём сходство и различие этих описаний? Как вы думаете, чем вызваны различия в описаниях?

«Капитанская дочка»

Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В чёрной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нём был оборванный армяк и татарские шаровары.

«История Пугачёва»

Незнакомец был росту среднего, широкоплеч и худощав. Черная борода его начинала седеть. Он был в верблюжьем армяке и вооружён винтовкою.

5. Назовите авторов произведений.

1) «Светлана», «Людмила», «Спящая царевна», «Лесной царь».

2) «Бригадир», «Всеобщая придворная грамматика», «Недоросль».

3) «Смерть поэта», «Ангел», «Демон», «Утес», «Беглец», «Три пальмы», «Родина».

III. Знание теории литературы.

6. Перед вами термины, которые были собраны в три группы, но нечаянно перепутались. Определите, какие это группы, дайте название каждой группе слов, сделайте исправления.

а) дактиль а) сравнение а) пословица

б) рассказ б) ямб б) басня

в) роман в) анапест в) гипербола

г) хорей г) метафора г) поэма

д) эпитет д) олицетворение д) антитеза

7. Напишите литературоведческую статью: «Эпитет - это…».

8. Определите жанр каждого из произведений, отрывки из которых приведены.

1. Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

2) Спустя некоторое время отошел от жизни святой митрополит Алексий, и снова блаженный Сергий был принуждаем с мольбою великодержавными князьями и всеми людьми воспринять престол метрополии Российской.

3.У того ли города Чернигова
Нагнано-то силушки черным-черно,
А й черным-черно, как черна ворона;
Так пехотою никто тут не прохаживат,
На добром кони никто тут не проезживат,
Птица черной ворон не пролетыват.
Серый зверь да не прорыскиват.

4) Любишь кататься, люби и саночки возить.

5) Спереди пятачок,
сзади крючок,
посередине спинка,
на спинке щетинка.

9. Какие средства художественной выразительности использовали авторы?

1.Вихрь полуночный - летит богатырь!

Тьма от чела его, с посвиста пыль!

Молнии от взоров бегут впереди,

Дубы грядою лежат позади.

Ступит на горы - горы трещат;

Ляжет на воды - бездны кипят;

Граду коснется - град упадает,

Башни рукою за облак кидает.

(Державин)

2. Тропами потаёнными, глухими,

В лесные чащи сумерки идут.

Засыпанные листьями сухими

Леса молчат - осенней ночи ждут.

И.Бунин



IY. Творческое задание на выбор(нужно выполнить одно задание: 10 или 11) 10. Интерпретация лирического произведения

Николай Заболоцкий

«О красоте человеческих лиц»

Есть лица, подобные пышным порталам,
Где всюду великое чудится в малом.
Есть лица - подобия жалких лачуг,
Где варится печень и мокнет сычуг.
Иные холодные, мертвые лица
Закрыты решетками, словно темница.
Другие - как башни, в которых давно
Никто не живет и не смотрит в окно.
Но малую хижинку знал я когда-то,
Была неказиста она, небогата,
Зато из окошка ее на меня
Струилось дыханье весеннего дня.
Поистине мир и велик и чудесен!
Есть лица - подобья ликующих песен.
Из этих, как солнце, сияющих нот
Составлена песня небесных высот.

4.1. Красота в понимании поэта.

4.2. Какое основное сравнение использует поэт, когда говорит о лице человека? Почему? Как вам кажется, почему в финале он отступает от этого сравнения?

4.3. Проанализируйте композицию стихотворения.

4.4. Принцип антитезы в стихотворении.

4.5. Какая фраза, на ваш взгляд, является ключевой? Как она связана с идеей стихотворения?

4.6. Выразите своё отношение к этой галерее человеческих портретов.

11. Публичная речь

Учитель поручил вам организовать встречу класса с интересным человеком. И вы привели в класс… своего любимого литературного героя! Прежде чем дать ему слово, вы представили его одноклассникам, произнеся речь на 5 минут (примерно 1,5-2 страницы рукописного текста). Запишите эту речь.

Ваша работа должна отвечать следующим критериям:

- цельность, стройность работы;

- понимание задания и умение работать в предложенном направлении;

- адекватность и точность выбора средств для выражения собственной мысли;

- умение приводить для доказательства текст произведения;

- умение использовать риторические приемы.

Ответы к олимпиаде по литературе в 8 классе


  1. Знание текстов художественных произведений.

1.

1) А.П. Чехов «Хамелеон».

2) А.С. Пушкин «Дубровский».

3) Л.Н. Толстой «Детство».

4) Н.А. Некрасов «Русские женщины».(8 б.)

2. Героям каких произведений и каких жанров снятся эти сны?

2.1 Митрофанушке ( комедия Д.И.Фонвизина «Недоросль»)

2.2 Григорию ( драма А.С.Пушкина «Борис Годунов» )

3.3Наташе (стихотворная сказка А.С.Пушкина «Жених» )По 1 баллу за имя героя и по 1 баллу за название произведения и его жанр. Всего - 6 баллов

  1. Историко-литературные задания.

3. «Илиада» Гомера - древнегреческая эпическая поэма. Время создания- VII век до н.э. Сюжет связан с мифологическими сказаниями о Троянской войне; похищение Елены Парисом как повод к войне.

Басня И.Крылова «Волк на псарне» посвящена войне 1812 года.

Повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» повествует о войне украинского казачества с польскими панами (XVI век).

Роман «Капитанская дочка» Пушкина переносит нас в 18 век и рассказывает о восстании Е.Пугачёва.

Оценка: по 1 баллу за правильный ответ (макс. - 4 б.)

4. В «Истории Пугачёва» дано деловое описание внешности Пугачёва. Официально - деловой стиль речи (официальность, точность). Форма устойчивая, общепринятая, стандартная. Нет слов в переносном значении, тропов.

Описание внешности героя в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» - это художественный стиль речи. Задача портрета в романе - дать характеристику герою, привлечь внимание к его внутреннему миру, показать отношение к нему автора (повествователя, рассказчика). Портрет как изобразительный приём отличается образностью. Так, Пушкин показывает, какое впечатление на Гринёва произвела внешность «Вожатого» («замечательна» - эпитет), черты исторического Пугачёва дополнены наблюдениями рассказчика («живые большие глаза так и бегали», « лицо …имело выражение… плутовское»).

Оценка: по 2,5 балла за правильный ответ (макс. - 5 б.)

5.

1) В.А. Жуковский

2) Д.И. Фонвизин

3) М.Ю. Лермонтов

Оценка: по 1 баллу за правильный ответ (макс. - 3 б.)

  1. Знание теории литературы.

6.

Жанры размеры стихосложения Средства худ. выразительности

а) пословица а) ямб а) гипербола

б) рассказ б) хорей б) антитеза

в) басня в) анапест в) эпитет

г) поэма г) дактиль г) олицетворение

д) роман д) метафора

е) сравнение

Оценка: по 1 баллу за каждый столбик (макс. - 3 б. + 1 б. за правильное название групп)

(макс. - 4б.)

7.Эпитет - это один из тропов, являющийся художественным, образным определением.

Оценка: 1 балл за правильный ответ (макс. - 1 б.)

8.

1. Басня 2. Житие 3. Былина 4) Пословица. 5) Загадка.

Оценка: по 1 баллу за правильный ответ (макс. - 5 б.)

9.1.Гипербола. 2) Олицетворение.

Оценка: по 1 баллу за правильный ответ (макс. - 2 б.)

IV. Интерпретация лирического произведения.

10.IY.Интерпретация лирического произведения.

Николай Заболоцкий «О красоте человеческих лиц»

4.1.Красота в понимании поэта. - Само название стихотворения говорит нам, что оно написано в форме размышления на тему человеческой красоты. Красота - это огромная ценность, она может сводить с ума, подчинять себе, делать её владельца уверенным, тщеславным, надменным. Но надолго ли? Красота внешняя без внутреннего содержания не может надолго задержать внимание. Автор утверждает: внутренняя красота, «как солнце», способна сделать привлекательной даже самую «малую хижинку». Благодаря ей составляется «песня небесных высот», способная сделать мир чудесным и великим. 3 балла

4.2.Какое основное сравнение использует поэт, когда говорит о лице человека? - Лица - всё равно, что архитектурные строения, дома. И как здания вызывают разные мысли, разные эмоции 1 б. На ваш взгляд, почему? - Он сравнивает живое с неживым. 1 б. Как вам кажется, почему в финале он отступает от этого сравнения? - 3б. - всего - 5 баллов

4.3. Проанализируйте композицию стихотворения. Стихотворение разбивается на две части. В первой части Заболоцкий выстраивает целую галерею лиц.
Он говорит о людях, красивых внешне. Внешняя красота пуста.
Но есть и иные лица: «… подобия жалких лачуг, Где варится печень и мокнет сычуг…» То есть лица невыразительные, угрюмые, выражающие усталость, говорящие о проблемах в жизни, это лица, вызывающие, в лучшем случае, сочувствие. Далее автор говорит о людях скрытных, не пускающих в свою жизнь посторонних. Души таких людей холодны, в них нет жизни: «Иные холодные, мёртвые лица Закрыты решётками, словно темница».

Эмоциональный настрой совершенно меняется в последующих восьми строках. Здесь появляется лирический герой, который из калейдоскопа лиц выделяет главное, поистине красивое, способное принести чистоту и свежесть. «Маленькая хижинка» «неказиста и небогата») Но как душу человека можно разглядеть во взгляде, так из окна (ока) хижины «струилось дыханье весеннего дня».

И автор делает заключение:
Поистине мир и велик и чудесен!
Есть лица - подобья ликующих песен.
Из этих, как солнце, сияющих нот
Составлена песня небесных высот

Благодаря разнообразию выразительных средств: олицетворению («дыханье весеннего дня»), эпитетам («ликующих», «сияющих»), сравнению («как солнце»), метафоре («песня небесных высот») поэт смог объединить природную и человеческую, духовную красоту, и мир предстает во всей своей цельности.

Он верит, что гармония в мире получается только из соединения этих двух начал,

Центральный приём, используемый автором в стихотворении, - развёрнутая метафора (3 балла)

4.4. Принцип антитезы в стихотворении. Стихотворение построено на противопоставлении (пышные порталы - жалкие лачуги, башни - малая хижинка, темница - солнце).

Антитеза разделяет, свет и мрак, талант и бездарность. - 2 балла.

4.5. Какая фраза, на ваш взгляд, является ключевой? Как она связана с идеей стихотворения? - 3 балла.

Выразите своё отношение к этой галерее человеческих портретов. - 4 балла.

Рекомендуемое количество баллов - 20.

11. критерии следующие:

- цельность, стройность работы; -4б.

- понимание задания и умение работать в предложенном направлении; -4б.

- адекватность и точность выбора средств для выражения собственной мысли -;4б.

- умение приводить для доказательства текст произведения -;4б.

- умение использовать риторические приемы.- 4б.

Рекомендуемое количество баллов - 20.

Максимальное количество баллов за всю работу - 58 б. .








© 2010-2022