Использование модульных технологий на уроках русского языка для развития ключевых компетенций учащихся

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование модульных технологий на уроках русского языка для развития ключевых компетенций учащихся

Применение модульных технологий на уроках русского языка в, первую очередь, способствует активному развитию ключевых компетенций учащихся.

Задачи:

  • развивать социальные компетентности учащихся: способность принимать решения, участвовать в принятии групповых решений;

  • развивать коммуникативные компетентности: владеть технологией устного и письменного общения, воспитание толерантности;

  • развивать когнитивные компетентности: способность учиться самостоятельно;

  • повышать мотивацию обучения.

Модульное обучение - такая организация процесса учения, при которой учащийся работает с учебной программой, составленной из модулей.

Цель модульного обучения - содействие развитию самостоятельности учащихся, их умения работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала. Ребята учатся работать самостоятельно, учатся целеполаганию, самопланированию, самоорганизации и самоконтролю, учатся общаться и помогать друг другу. Эффективность обучения будет намного выше, если ученик сможет овладевать знаниями сам, а учитель управлять этим процессом - мотивировать, организовывать, консультировать, контролировать. Мотивация обучения повышает интерес к предмету.

Структура технологической карты модульного урока

Модуль- это логически выделенная в учебной информации часть, имеющая цельность и законченность в какой-либо логике и сопровождаемая контролем усвоения. Модуль включает в себя законченный блок информации; целевую программу действий ученика; рекомендации (советы) учителя по ее успешной реализации.

Каждый модуль имеет свою интегрирующую дидактическую цель, каждая интегрирующая дидактическая цель делится на частные дидактические цели и на их основе выделяются учебные элементы (УЭ).

Название УЭ Цели (формулируются для учащихся)

Содержание, формы, методы.

Рекомендации (Как сделать?)

Время

Оценивание.

УЭ-0 Организаци-онный блок.

Постановка целей урока (совместно с учащимися)

Выбор формы организации работы (групповая, парная, индивидуальная)

Выбор варианта (технологической карты)

Анализ "Памятки для учащихся"

Время пример-ное, учащиеся самостоятельно распределяют время для выполнения заданий.

Проверка выполняет-ся сразу после окончания работы над каждым блоком.

УЭ-1. "Входной" блок. Контроль знаний и умений, необходимых для освоения темы

Тестовая проверка., таблицы, работа с терминами, со схемами, рисунками, т.е. все то, что помогает ученику составить представление о его уровне знаний домашнего задания.

Пояснения к учебному материалу. Формы организации учебной деятельности: самостоятельная работа, работа в парах, работа в группе.

Указания по оцениванию заданий.

Взаимопро-верка, проверка товарища-консультан-та, самопроверка по ключу.

УЭ 2-:n Учебные блоки; блоки обобщения. Количество блоков зависит от типа урока, темы и содержания.

Работа с учебником, с текстом, частично-поисковая работа, сочинения по картинкам, составление таблиц и др.

УЭ-m. Подведение итогов урока, рефлексия. Самооценка работы учащимися.

Дифференци-рованное домашнее задание.

Ответы на вопросы:

1.Прочитайте еще раз цели урока. Достигли ли вы их?

2.Оцените свою работу на уроке.

3.Какое задание вам больше понравилось?

Почему?

4.При выполнении какого задания вы испытывали трудности?

5.Удовлетворены ли вы своей работой?

Домашнее задание по выбору учащихся

Оценка каждым учащимся общих и индивиду-альных задач и целей учебной деятель-ности и в соответствии с этим коррекция знаний и умений.

Работа по модулю.

Учитель вместе с учащимися анализирует тему урока, ставит цели и задачи. Учащиеся самостоятельно выбирают форму организации своей деятельности на уроке: работа в группе, в паре или самостоятельно. При организации парной или групповой работы выбирается консультант. Каждому учащемуся выдается "Памятка для учащихся".

Памятка для учащихся

1.Помни, что работу на уроке необходимо начинать с осознанного восприятия цели.

2.Внимательно читай каждое задание. Выполняя задание, покажи все свои знания. Не спеши задавать вопросы учителю, думай:

3.У тебя есть право получить консультацию учителя, товарища или в учебнике. Используй это право!

4.Каждое задание подлежит проверке сразу после выполнения.

5.Прочитай внимательно, кто должен осуществить проверку:

  • Проверь себя по карточке, которая находится у учителя.

  • Проверку выполнит учитель после урока.

  • Проверку осуществляет помощник-консультант.

6.Если проверку осуществляешь ты, то помни о критериях выставления оценки:

  • все верно - "5"

  • ответ верный, но неполный или 1-2 ошибки- "4"

  • ответ верный наполовину или 3 ошибки- "3"

  • ответ неверный или 4-5 ошибок "2"

Следующий этап- самостоятельная работа по технологическим картам. В конце модульного урока проводится рефлексия учебной деятельности , учащиеся оценивают свою работу, определяются с домашним заданием.

По результатам анализа диагностических срезов, проводимых в конце учебного года в классах, где уроки строились с применением модульных технологий, можно сделать следующие выводы:

- повышается способность воспитанников работать в группе (распределять обязанности между членами группы, принимать групповые решения и т.д.);

- повышаются коммуникативные способности учащихся, подростки становятся более терпимы друг к другу;

-развиваются интеллектуальные умения, индивидуальные учебно-познавательные способности. познавательные интересы учащихся (способность к целеполаганию, планированию, самоконтролю, самооценке);

-повышается мотивация обучения воспитанников.

Список литературы:

  1. Третьяков П.И. Сенновский И.Б. Чошанов М.А.Технология модульного обучения в школе. Москва.1997 г.

  2. Словарь педагогических терминов.

Тема: Модульный обобщающий урок по теме "Имя числительное"

(6 класс)

Цели:

Обучающие:

  • способствовать формированию знаний об имени числительном части речи

  • способствовать формированию умений применять изученные правила по теме "Имя числительное" при решении практических задач.

Развивающие: создать условия для развития

  • памяти, внимания, мышления;

  • для развития познавательных интересов (планирования, самоконтроля, самооценки);

  • для речевого развития.

Воспитательные: создать условия для воспитания культуры общения в группах, толерантности.

Оборудование: технологические карты (два варианта), карточки для самопроверки, карточки-информаторы , инструкции к модульным урокам русского языка.

Технологическая карта к уроку

Тема: Обобщающий урок по теме "Имя числительное"

Дата: Ученик:

Вариант: Консультант:

При выполнении заданий модульного урока пользуйся прилагающейся инструкцией.

УЭ, цель

Задания

Рекомен-дации

Вре-мя

Оцен-ка

УЭ №0

Прочитайте тему урока. Какие задачи мы поставим перед собой на урок?

Что вы знаете о "Книге Гиннесса"?

Сегодня мы не только закрепим знания об имени числительном, но и узнаем интересные факты из "Книги Гиннеса".

2 мин

УЭ №1.

Цель: повториь теорети-ческий материал по теме "Имя числительное"

Тестовая проверка по теме "Имя числительное".

1. Назовите верные утверждения:

1.Имена числительные обозначают число, количество и порядок предметов при счете.

2.Имена числительные делятся на количественные и качественные.

3.Все числительные изменяются по числам, падежам и родам.

4.Имена числительные могут быть разными членами предложения.

5.Числительные, состоящие из одного слова , называются простыми.

6.Числительные, состоящие из двух и более слов, называются сложными.

7.В середине числительных 15, 16, 17, 18, 19 буква Ь не пишется.

8.В числительных 300, 400 в конце слова пишется А.

9.В числительном 200 в конце слова пишется Е.

10.В числительных от 50 до 80 и от 500 до 800 в именительном и винительном падежах Ь пишется в середине слова после первого корня.

11.Количественные числительные делятся на дробные, собирательные и на числительные, обозначающие целые числа.

12.Числительное ОДИН изменяется по падежам, числам и родам.

13.Простые количественные числительные от 5 до 30 склоняются как существительные 3-го склонения.

14.При склонении числительные 40, 90, 100 имеют три формы.

15.В родительном, дательном и предложном падежах количественных числительных от 11 до 19 в окончании пишется буква И.

16.В сложных количественных числительных от 50 до 80 и от 200 до 900 склоняется первая часть.

17.Слова ПОЛТОРА, ПОЛТОРАСТА относятся к существительным.

18.При склонении дробных числительных склоняются все части.

19.В составных порядковых числительных склоняется только последнее слово.

Проверьте себя по карт. №1

8 мин

УЭ №2

Цель: уметь определять группу числительных по значению и по составу.

Прочитайте материал из Википедии - свободной энциклопедии- о "Книге рекордов Гиннесса". Запишите ответы на вопросы (числительные прописывайте словами):

1.Когда и где впервые опубликована "Книга рекордов Гиннесса"?.............:::::::::::::::::::::..

2.В скольких странах и на скольких языках издается "Книга рекордов Гиннесса"?.....................::::::::::::::::::::::..

3. С какого года выходит она в России?....................:::::::::::::::::::::::

Определите у числительных группу по значению (количественные или порядковые) и по составу (простые или составные).

Задание проверит

консультант

8 мин

УЭ №3

Цель: уметь применять правило "Правописание Ь в середине и на конце имен числительных".

Рубрика "Жизнь планеты".

1.Самым большим океаном является Тихий океан. Его площадь составляет более 1/3 (:::::::::::..) площади поверхности Земли, а средняя глубина - 3940 (::::::::::::::::::::::::::::::::..)км.

2.Самым долгим ледниковым периодом был период между 2,3 (::::::::::::::::::) и 2,4 (:::::::::::::::::::::::..)млрд лет назад, который продолжался 70 (::::::::::::::..)млн.лет. В течение этого периода льдом была покрыта предположительно вся поверхность Земли.

3. На горе Уале-аль-аль на острове Кауаси (Гавайские острова) насчитывается 350 (::::::::::

::::::::::::::::::::::.) дождливых дней в году.

4. Во время снегопада в Форт-Кео (США) 28 (:::.:::::::::::.)января 1887 (:::::::::::::::::::::::::::::::.)года М. Клеман обнаружил снежинку шириной 38 (:::::::::::::::::..) см.. толщиной 20 (:::::::::::..) см.

Проверь себя по карт.№2.

10

мин

УЭ №4.

Цель: уметь определять разряд количественных числительных, употреблять числительные в нужном падеже.

Рубрика "В мире животных".

Определить разряд у количественных числительных.

1.Обладателем самых больших в мире рогов является африканский вол ватусси по кличке Лач. Размеры его роговых отростков в обхвате достигают 95, 25 (::::::::::::::::::::::..)см.

2. Самой маленькой собакой в мире является порода чихуахуа, обитающая в США. Ее длина 15,2 (::::::::::::::::::::::::::::::::::::) см. от кончика носа до хвостика.

3.Осьминог адский вампир имеет самые большие глаза диаметром 2,5 (::::::::::::::::..) см. по отношению к размерам тела (длина его 28 (::::::::::::::::..) см. Чтобы иметь такое соотношение у человека, его глаза должны быть размером с теннисную ракетку.

Числительные какого разряда не употреблялись в данном тексте?.................................................................

Проверь себя по карт. №3.

9 мин

УЭ №5.

Цель: подумай и примени все изученные правила.

Вставьте в текс числительные по своему усмотрению.

Самая большая плитка шоколада изготовлена в Италии "Эла-Дюфур юнайтед фуд компани". Вес ее составляет :::::::::::::::::::::::::кг,

длина-::::::::::::::::::см.,

ширина-:::::::::::::::::.см.,

толщина:::::::::::::::::.см.

На ее приготовление пошло ::::::::::::::::::::::::::..кг. горького шоколада, :::::::::::::::::::::::::::::::::кг. молочного шоколада и :::::::::::::кг. цельных орехов.

Слова для справок: 315, 850, 2280, 150, 45, 850 ,600.

Проверь себя по карточке

№4

5 мин

УЭ №6.

Подвести итог урока.

1) Обсудите ответ на вопрос : "Какой из рекордов удивил тебя больше всего?"

2) Прочитайте цели , поставленные в начале урока. Достигли ли вы их?

3) Какое задание вам понравилось больше всего?

Почему?

4) При выполнении какого задания вы испытывали трудности?

5) Удовлетворены ли вы своей работой?

6) Продумайте, какое домашнее задание вам надо выполнить?

Оценка:1- , 2- , 3- Итог:

3 мин

Карточка №2.

Рубрика "Жизнь планеты".

  1. Самым большим океаном является Тихий океан. Его площадь составляет более 1/3 (одной третьей ) площади поверхности Земли, а средняя глубина - 3940 (три тысячи девятьсот сорок ) км.

  2. Самым долгим ледниковым периодом был период между 2,3 (двумя целыми тремя десятыми) и 2,4 (двумя целыми четырьмя десятыми )млрд лет назад, который продолжался 70 (семьдесят )млн.лет. В течение этого периода льдом была покрыта предположительно вся поверхность Земли.

  3. На горе Уале-аль-аль на острове Кауаси (Гавайские острова) насчитывается 350 (триста пятьдесят ) дождливых дней в году.

  4. Во время снегопада в Форт-Кео (США) 28 (двадцать восьмого )января 1887 (тысяча восемьсот восемьдесят седьмого )года М. Клеман обнаружил снежинку шириной 38 (тридцать восемь) см.. толщиной 20 (двадцать) см.

Карточка №3.

Рубрика "В мире животных".

Определить разряд у количественных числительных.

  1. Обладателем самых больших в мире рогов является африканский вол ватусси по кличке Лач. Размеры его роговых отростков в обхвате достигают 95, 25 (девяноста пяти целых двадцати пяти сотых )см.

  2. Самой маленькой собакой в мире является порода чихуахуа, обитающая в США. Ее длина 15,2 ( пятнадцать целых две десятых) см. от кончика носа до хвостика.

  3. Осьминог адский вампир имеет самые большие глаза диаметром 2,5 (две целых пять десятых ) см. по отношению к размерам тела (длина его 28 (двадцать восемь) см.) Чтобы иметь такое соотношение у человека, его глаза должны быть размером с теннисную ракетку.

Карточка №4.

Самая большая плитка шоколада изготовлена в Италии "Эла-Дюфур юнайтед фуд компани". Вес ее составляет две тысячи двести восемьдесят кг, длина - триста пятнадцать см., ширина -сто пятьдесят см., толщина - сорок пять см.

На ее приготовление пошло восемьсот пятьдесят кг. горького шоколада , восемьсот пятьдесят кг. молочного шоколада и шестьсот кг. цельных орехов


© 2010-2022