- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока Реальное и фантастическое в рассказе М. А. Осоргина Пенсне
Конспект урока Реальное и фантастическое в рассказе М. А. Осоргина Пенсне
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Алейникова Т.Б. |
Дата | 03.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Литература 8 класс Тест
М. А. Осоргин «Пенсне»
Что вещи живут своей особой жизнью - кто же сомневается? Часы шагают, хворают, кашляют, печка мыслит, запечатанное письмо подмигивает и рисуется, раздвинутые ножницы кричат, кресло сидит, с точностью копируя старого толстого дядю, книги дышат, ораторствуют, перекликаются на полках. Шляпа, висящая на гвозде, непременно передразнивает своего владельца, - но лицо у неё своё, забулдыжно-актёрское. У висящего пальто всегда жалкая душонка и лёгкая нетрезвость. Что-то паразитическое чувствуется в кольце и особенно в серьгах, - и к ним с заметным презрением относятся вещи-труженики: демократический стакан, реакционная стеариновая свечка, интеллигент-термометр, неудачник из мещан - носовой платок, вечно юная и суетливая сплетница - почтовая марка.
Отрицать, что чайник, этот добродушный комик, - живое существо, может только совершенно нечуткий человек; именно чайник, так как кофейник, например, живёт жизнью менее индивидуальной и заметной.
А 1. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент.
1) рассказ;
2) повесть;
3) быль;
4) история.
А 2. Какое место занимает этот фрагмент в произведении?
1) открывает повествование;
2) завершает повествование;
3) является кульминацией сюжета;
4) играет роль вставного эпизода.
А 3. Главной темой данного фрагмента является:
1) тема бездуховности;
2) тема нравственности и безнравственности;
3) тема вещей, живущих особой жизнью;
4) тема труда.
А 4. Какой художественный приём положен в основу самой ситуации, предложенной во фрагменте?
1) эпитет;
2) сравнение;
3) гипербола;
4) олицетворение.
А 5. С какой целью автор начинает повествование с риторического вопроса?
1) не знает, как по-другому начать повествование;
2) показывает отношение человека к вещам;
3) удивляет читателя;
4) подчёркивает пустоту человеческой жизни.
В 1. Укажите художественный приём, основанный на изображении неодушевлённых предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ («часы шагают», «печка мыслит», «кресло сидит», «книги дышат»).
Ответ_______________________________________________________
В 2. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его вещей, обстановки в комнате.
Ответ ________________________________________________________________
В 3. Из фрагмента выпишите название предмета, который характеризуется автором, как «добродушный комик».
Ответ _________________________________________________________________
В 4. Во фрагменте найдите эпитеты, с помощью которых описывается почтовая марка.
Ответ __________________________________________________________________
С 1. В чём хочет убедить читателя рассказчик, начиная своё повествование с риторического вопроса? В чём никто не должен сомневаться? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Литература 8 класс
М. А. Осоргин «Пенсне»
Тест
Ответы
А 1. 1.
А 2. 1.
А 3. 3.
А 4. 4.
А 5. 3.
В 1. Олицетворение.
В 2. Интерьер.
В 3. Чайник.
В 4. Вечно юная и суетливая сплетница.
Начиная своё повествование с риторического вопроса, рассказчик удивляет читателя. В первой же фразе содержится утверждение-вопрос, что вещи «живут своей особой жизнью». «Часы шагают, хворают, кашляют, печка мыслит… раздвинутые ножницы кричат», - это утверждение обосновано с помощью языковых средств, олицетворений, метафор. Олицетворение наделяет одушевлённый предмет свойствами одушевлённого: часы, как говорится идут, но у автора они не просто идут, а шагают, а хрипящий бой передан как хворь и кашель
Рассказ «Пенсне» юмористический и одновременно сочетающий в себе реальное и фантастическое. Реально пропавшее пенсне, но фантастично его убежище... Автор убеждает читателя, что вещи живут своей жизнью («часы шагают», «хворают», «кашляют», «печка мыслит», «запечатанное письмо подмигивает и рисуется», «раздвинутые ножницы кричат», «кресло сидит», «книги дышат, ораторствуют, перекликаются на полках»). Обратим внимание, что каждый предмет, увиденный и «услышанный» автором, действительно именно так и «действует», как кажется писателю.
3