- Преподавателю
- Русский язык и литература
- КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ КРАЕВЕДЕНИЮ
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ КРАЕВЕДЕНИЮ
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | ЖДАНЮК О.В. |
Дата | 03.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Урок по сказке Д. Нагишкина «Храбрый Азмун»
Тема урока: «Храбрый Азмун»
Цель урока: работа по содержанию сказки, знакомство с жизнью и обычаями малых народностей Дальнего Востока - нивхами, дать представление о храбрости как свойстве характера, воспитывать храбрость, чувство гордости за малую родину.
Ход урока:
-
Орг. Момент.
-
Слово учителя. (после просмотра фильма)
Подобно могучему орлу раскинул свои крылья Дальний Восток, на севере простирая их над ледяными полями Арктики, а на юге - над ласковыми волнами Японского моря. На западе края мощно развернул свои цепи Становой хребет, на востоке - драгоценным ожерельем протянулся Курильский архипелаг. На этой огромной территории живут и трудятся люди, с гордостью называющие себя дальневосточниками. Русские и евреи, украинцы и нивхи, белорусы и чукчи, татары, узбеки, эстонцы, нанайцы, удэгейцы, орочи, эвенки, эвены, ительмены, коряки живут единой дружной семьей.
-
Как вы думаете, почему я начала урок с этого фильма? (потому что мы читаем произведение, которые рассказывают о коренных жителях дальнего востока, о том, чем они занимались).
-
Какие произведения познакомили вас с обычаями коренных дальневосточников? (Мудур Мэрген, Смелая девочка Носка и др.)
-
Какое произведение вы читали дома? (Храбрый Азмун)
-
О каком народе рассказывает сказка? (о нивхах)
-Кто же такие нивхи?
4. Выступления учащегося (Опришко)
Нивхи - (самоназвание - «человек») гиляки (устаревшее) - народ в России. Живут в Хабаровском крае на нижнем Амуре и на острове Сахалин. Говорят на изолированном нивхском языке. Распространен также русский язык.
Основные традиционные занятия - рыболовство (кета, горбуша) и морской промысел (тюлень, белуха). Рыбачили неводами, сетями, крючками. Морского зверя били острогой дубинками. Из рыбы делали юколу, из внутренностей вытапливали жир, из кожи шили обувь и одежду. Развито собаководство. Собачье мясо шло в пищу, шкуры - для одежды, собак использовал как транспортное средство, для обмена, на охоте, приносили в жертву. Распространены домашние ремесла - изготовление лыж, лодок, нарт, утвари из дерева, посуды (корытца, туеса), подстилок из бересты, обработка кости, кожи, плетение циновок, корзин, кузнечное дело.
Традиционная одежда состояла из штанов и халата, сшитых из рыбьей кожи ил бумажной материи. Головной убор - наушники, меховая шапка, летом берестяная или матерчатая шляпа. Обувь из тюленьей и рыбьей кожи. Традиционная пища - сырая и вареная рыба, мясо морских зверей и лесных животных, ягоды. Моллюски, водоросли и съедобные травы.
В настоящее время начался процесс возвращения нивхов на прежние места расселения и возрождение старых селений. Выросла собственная интеллигенция. В основном это работники учреждений культуры и народного образования. Издаются буквари на амурском и восточно-сахалинском диалектах, книги для чтения. Словари. Газета «Нивх диф» («Нивхское слово»).
5. Работа по иллюстрациям
- посмотрите на эти фотографии(слайд презентация). Так выглядят представители этого народа, их одежда, обязательно орнамент, узор, напоминающий либо рыбью чешую, либо растения тайги.
-узнать сказки, легенды народов Амура помог нам Дмитрий Дмитриевич Нагишкин, который в совершенстве постиг устное народное творчество народов Дальнего Востока. Широко пользуясь его сюжетами и языком, он создал оригинальные художественные произведения, получившие большое признание читателей не только в нашей стране, но и за рубежом. Произведения, созданные Д. Нагишкиным, вошли в сборник «Амурские сказки». Она очень красочная. Иллюстрации к произведению выполнены художником Геннадием Павлишиным. Вы можете прочитать эту книгу, взяв ее в библиотеке.
6. Работа по сказке
-
Вы уже прочитали сказку «Храбрый Азмун». В тексте встретились незнакомые слова, национальные. Нивхские. По ходу чтения вы должны были понять лексическое значение этих слов. Дома вы выполните задание (Игра на соотношение слов и понятий на листочках, соотнести слово и понятие, соединив их стрелочками).
7. Прежде чем работать по сказке, вспомним ее содержание (диафильм, дети по очереди рассказывают сказку)
8. Беседа по содержанию
-
кто такой Азмун?
-
Почему его назвали храбрым? Кого называют храбрым?
-
Обратимся к словарю (лексическое значение слова)
-
Какое слово-синоним (близкое по значению) употребляет автор к слову «храбрый» (смелый).
-
Найдите в тексте поговорки со словом «смелый». Как вы их понимаете?
- как Азмун появился в селении нивхов?
- что случилось в нивхском селении?
-кто вызвался помочь? что нужно было сделать, чтобы в амуре вновь появилась рыба?
-почему только Азмуну под силу было выполнить это дело? (выборочное чтение).
-
какие трудности вставали на пути Азмуна?
-
Сделайте вывод: каким был Азмун?
8. Работа по иллюстрациям, выполненных учащимися, комментирование рисунков (какой эпизод вы изобразили).
9. Подведение итогов урока
-
Какие черты национального героя восхваляет народ в сказке? (смелость, умение преодолеть трудности, мудрость, смекалка)
-
Д.З
выполнить словарную работу