Формирование у обучающихся компетенции связного изложения мыслей в устной и письменной речи

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование у обучающихся компетенции связного изложения мыслей в устной и письменной речи

Формирование у обучающихся компетенции связного изложения мыслей в устной и письменной речи

Многому я учусь у своих наставников,

ещё более - у своих товарищей,

но более всего - у своих учеников.

Проблемы формирования лингвистической и речевой компетенции в современном мире вызывают большой интерес. Ученые озабочены недостатками языкового воспитания, низкой языковой компетенцией большинства населения. В этой ситуации ответственность за состояние языка ложится не только на лингвистов, но, в первую очередь, на нас - учителей. Современная обстановка, сложившаяся в мировом сообществе, предъявляет определённые требования к будущему работнику, а пока школьнику.

Выпускник школы должен обладать определенными качествами:

  • критически мыслить, уметь видеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления;

  • владеть богатым словарным запасом, основанным на глубоком понимании гуманитарных знаний;

  • самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня;

  • быть коммуникабельным.

Именно поэтому современная концепция содержания образования русскому языку и литературе в школе предусматривает формирование не только лингвистической, но и коммуникативной (речевой) компетенции школьников, связанной с овладением всеми видами речевой деятельности, а также с культурой устной и письменной речи, правилами и способами использования языка в разных сферах общения.

Можно определить ряд факторов, препятствующих формированию у школьников высокого уровня языковой и речевой компетенции:

1. Дети сегодня становятся основными потребителями современной поп-культуры. Для них издаются «шпаргалки на каждый день», «готовые домашние задания», «русская литература в кратком изложении» и т.п. Всё это создаёт среду неблагоприятную и неуправляемую, но оказывающую достаточно сильное влияние на развитие общей и речевой культуры наших школьников. Современная общественная практика отучает детей думать, наблюдать, оценивать: 2. Невозможно обучать культуре владения языком вообще, «речь должна идти о культуре владения разными функциональными разновидностями языка» 3. Лингвистическая теория и практика в большинстве современных учебников не даёт целостного представления о языковой системе как средстве, орудии мысли, средстве выражения определённого смысла. 4. Речь наших детей часто бедна просто потому, что они не испытывают потребности говорить более ярко и выразительно.

В связи с этим главной целью своей педагогической деятельности считаю формирование языковой и речевой компетенций учащихся на основе коммуникативно-деятельностного подхода к процессу обучения, позволяющих на практическом уровне овладеть русским языком, разными видами речевой деятельности. Обучение законам родного языка в неразрывном единстве с нравственным и эстетическим воспитанием должно быть, на мой взгляд, основным принципом работы учителя, ведь педагог должен учить не только правилам грамматики, но и любви к своему «великому и могучему» языку.

Необходимость формирования данных компетенций определена образовательным стандартом по русскому языку, который в речевую (коммуникативную) компетентность включает овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи,

На основе использования интерактивных форм обучения, комплексного анализа текста, лингвистического смыслового анализа текста, концептуального анализа слова, осознания механизма порождения и восприятия речи возможно формирование умений и навыков нормативного и этичного использования языковых средств в разнообразных ситуациях и сферах общения.

Для себя определила следующие задачи:

1. Научить работать с текстом (выделять главную мысль, вести поиск нужной информации, анализировать её, делать обобщения и выводы);

2. Формировать умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами;

3. Вырабатывать навыки конструирования новых текстов, повышать творческий потенциал учащихся, словесно-логического мышления;

Мною используется система методов обучения учащихся по характеру взаимной деятельности учителя и ученика (

- метод проблемного изложения;

- частично-поисковый;

- эвристический;

- исследовательский.

Для достижения цели я в своей деятельности использую следующие педагогические технологии:

-технология проблемного обучения позволяет всесторонне и гармонично развивать ребёнка;

-технология уровней дифференциации на основе обязательных результатов позволяет отработать образовательные стандарты, предупредить неуспеваемость;

-технология проведения учебных дискуссий развивает навыки публичного выступления;

-технология личностной ориентации (обучение в сотрудничестве развивает взаимоответственность, способность обучаться в силу собственных возможностей при поддержке своих товарищей);

-проектная технология позволяет повысить и углубить интерес детей; развивает творческие способности учащихся путем формирования компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, критического мышления; помогает школьникам приобрести исследовательские и коммуникативные умения, навыки работы с большим объемом информации;

-информационно-коммуникационные технологии активизируют психические процессы учащихся: память, внимание, восприятие; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, формируют информационную культуру.

Устная работа.

  1. Традиционно провожу взаимопро­верку правила (устный опрос).

  2. Вопрос - ответ (Забей гол)

Письменные работы.

  1. «словарный диктант для соседа». Дома ребята составляют на изученное орфографическое правило словарный диктант с пропущенными орфограммами (на отдельной карточке). Учитель заранее говорит, сколько должно быть слов или словосочетаний. Сверху подписывают: «Составлял...». Затем на уроке обмениваются карточками, выполняют задание, внизу подписывают: «Выполнял...».

  2. Аналогично составляется «графический диктант для соседа». Каждый ученик выписывает из художественных текстов, учебников или справочников 4-5 предложений на изученные пунктограммы, а одноклассник расставляет в карточке знаки препинания, разбирает предложения по членам, чертит схемы предложений.

Составление карточек развивает ор­фографическую и пунктуационную зор­кость, ответственность, способствует расширению словарного запаса школьников, учит работать с учебной книгой, справочной литературой, пополняет дидактическую копилку учителя.

Каждый урок русского языка, по моему убеждению, должен быть уроком постижения красоты языка, богатства и неисчерпаемых возможностей. На каждом уроке ученики должны «всматриваться и вслушиваться» в язык, и тогда через постижение красоты языка придет понимание его законов, его правил,его системы, сформируются навыки грамотной устной и письменной речи.

Слово - строительный материал. Чтобы ученики могли свободно обосновывать и доказывать свои суждения и выводы, нужно свободное владение словом. Я пришла к твёрдому правилу: ни одного урока без введения в него новых слов, ни одного урока без работы над значением слова, сферой его употребления.

Концептуальный анализ слова позволяет выявить индивидуальную и ментальную национальную специфику представления в языковой картине мира. Ярким примером такой работы является урок-семинар, которому предшествует предварительная исследовательская деятельность учащихся.

Основой русского языка, я в этом глубоко убеждена, должна быть работа с текстом больших художников слова; в такой работе будет постепенно формироваться, создаваться «твердый зрительный образ» слова, предложения, твердая лингвистическая подготовка.

Уроки объяснения или повторения языкового материала стараюсь сделать тематическими, идёт работа на текстовом материале, объединённом одной темой.

прочных знаний. Но работа учителя - постоянный поиск наиболее эффективных приёмов преподавания. На мой взгляд, сочинения-миниатюры - такой тип упражнений, который таит в себе неограниченные возможности для развития речи. Сочинение-миниатюра должно быть подготовлено всем ходом урока, его эмоциональным настроем, теснейшей связью с уроками литературы.


© 2010-2022