Билеты на общественный смотр знаний по русскому языку 9 класс по теме Сложное предложение

Я проводила в 9 классе общественный смотр знаний по русскому языку. Ребятам очень нравится такой вид работы, так как проверяют знания другие учителя и учащиеся старших классов. Данный файл содержит билеты на смотр. Каждый билет содержит вопрос по теории сложного предложения и анализу пунктуационному и синтаксическому сложного предложения.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Билет №1.

1. Что называется сложным предложением?

Практика.

1. Расставить знаки препинания, определить вид придаточных.

  1. Когда дует ветер то становится холодно скучно и жутко.

  2. Я отправился туда куда подсказала мне моя словоохотливая спутница.

  3. Узник так жадно принялся за науки что банкир едва успевал выписывать для него книги.

  4. Дети найдут много интересного если откроют этот чудесный сундук.

  5. Мы вынуждены были сделать такой большой обход потому что весенним половодьем снесло пешеходный мостик.

  6. До глубокой осени лилась с неба вода та что нельзя было ни войти ни въехать

  7. Ямщики подвязывали колокольчики чтобы звон не привлёк внимание сторожей.

  8. Берёзы недавно стояли голые как будто бы весна их вовсе не касалась.

  9. Гибок богат и при всех своих несовершенствах прекрасен язык каждого народа умственная жизнь которого достигла высокого развития.

  10. Грустно видеть как юноша теряет свои лучшие мечты и надежды.

2. Составьте из двух простых предложений одно сложноподчинённое предложение.

Какие виды придаточных у вас получились? (Предложения можно переставлять местами).


  1. Чтение - один из источников мышления и умственного развития.

Надо приучать себя читать внимательно, вдумчиво.

2. Утреннее светило устремилось ввысь.

Вечернее целиком отдаёт себя земле.

3. Снег посыпался с веток.

По соснам прыгали весёлые белки.

3. Выполните синтаксический разбор предложения.

Лед уже тронулся так что переправит (ся) на другой берег было (не)возможно.

Билет №2.

1. ССП

Практика.

1. Расставить знаки препинания, определить вид придаточных.

  1. Они гурьбой толпились около него когда он в воскресенье с гитарой сидел у ворот.

  2. Парусное судно было далеко от берега и шло ещё туда где море и небо сливалось в синюю бесконечность.

  3. Девочка говорила так как будто знала что-то особенное

  4. Грустно видеть как юноша теряет свои лучшие мечты и надежды.

  5. Если маленькая сестрёнка ещё не спала в своей качалке в соседней комнате я заходил к ней и читал сказки.

  6. И собаки притихли оттого что никто посторонний не тревожил их покоя.

  7. Захар усмехнулся во всё лицо так что усмешка охватила даже брови и бакенбарды

  8. Уходя она обернулась чтобы улыбнуться и кивнуть Аркадию

  9. Глубокая и тихая вода лакировано блестела словно в реку вылили масло.

  10. Язык есть самая живая обильная и прочная связь которая соединяет отжившие живущие и будущие поколения в одно великое историческое целое.

2. Составьте из двух простых предложений, одно сложноподчинённое предложение.

Какие виды придаточных у вас получились? (Предложения можно переставлять местами).


1. Надо усвоить простую истину.

Без прочных знаний невозможно активное участие в общественной жизни.

2. Начинается причудливая игра красок.

Багряная кипень солнца повисает на макушках деревьев.

3. Работа рыбаков кончена.

Весь берег застлан живой, ещё шевелящейся рыбой

3. Выполните синтаксический разбор предложения.

Чем выше человек по умстве (н, нн)ому и нравстве (н, нн)ому развитию тем он свободнее.

Билет №3.

1. Знаки препинания в ССП

Практика.

1. Расставить знаки препинания, определить вид придаточных.

  1. Как только вышли на поляну все дружно принялись за устройство лагеря ставили палатки таскали дрова рассёдлывали лошадей.

  2. Приехали конные отряды туда откуда должна начаться переправа.

  3. Воробьи стаями обсыпавшие придорожные ветлы кричали так громко что ничего нельзя было расслышать за их криком.

  4. Употреблять иностранное слово когда есть равносильное ему русское слово, - значит оскорблять и здравый смысл и здравый вкус.

  5. Грустно видеть как юноша теряет свои лучшие мечты и надежды.

  6. Полюбил я седых журавлей с их курлыканьем в тощие дали потому что в просторах полей сытных хлебов не видали.

  7. Снег всё становился белее ярче так что ломило глаза.

  8. Для того чтобы выучиться говорить правду людям надо научиться говорить её самому себе

  9. Многие русские слова сами по себе излучают поэзию подобно тому как драгоценный камень излучает таинственный блеск

  10. Каждое слово языка каждая его формула есть результат мысли и чувства человека через которое отразилась в слове природа страны и история народа

2. Составьте из двух простых предложений, одно сложноподчинённое предложение.

Какие виды придаточных у вас получились? (Предложения можно переставлять местами).

1. В море гибнет корабль.

Все пассажиры садятся в лодки.

2. Вся поклажа тележки Лермонтова состояла из одного небольшого чемодана.

До половины был набит путевыми записками о Грузии.

3.Нужно постоянное общение с простыми русскими людьми.

Не терять чувство языка.

3. Выполните синтаксический разбор предложения.

(Не)смотря на то что доктора л..чили его пускали кровь д..вали пить лекарства он все(таки) выздоровел.

Билет №4.

1. Сочинительные союзы, их группы

Практика.

1. Расставить знаки препинания, определить вид придаточных.

  1. Костёр и ночная прохлада наступившая сразу как только небо очистилось от облаков были желанными и необычно приятными.

  2. И нет величия там где нет простоты добра и правды

  3. Грустно видеть как юноша теряет свои лучшие мечты и надежды.

  4. Русский язык настолько богат и гибок что никакие чужие слова и выражения не могут повредить ему

  5. Будет величайшим преступлением перед культурой и перед человечеством если мы не будем беречь язык и позволим себе его коверкать.

  6. Всякий труд важен ибо облагораживает человека

  7. Лёд уже тронулся так что переправиться на другой берег было невозможно

  8. Чтобы заглушить песню он напевая и стараясь стучать ногами побежал к осоке.

  9. Берёзовый лес принимал и подхватывал песню так же свободно как они её пели.

  10. Есть люди без которых трудно представить себе существование общества и литературы.

2. Составьте из двух простых предложений, одно сложноподчинённое предложение.

Какие виды придаточных у вас получились? (Предложения можно переставлять местами).

1. Крестьяне и охотники давно прославляли утро.

Утро вечера мудренее.

2. На дворе гнулась и металась акация.

Сердитый ветер набирал силу.

3. На гребне холма возникла тёмная точка.

Кончилась наезженная дорога.

3. Выполните синтаксический разбор предложения.

Лес рубили так что(бы) вековые дубы и ели своими верш..нами падали к югу.

.

Билет № 5

1. Пояснительные и присоединительные союзы

Практика.

1. Расставить знаки препинания, определить вид придаточных.

  1. Когда дует ветер то становится холодно скучно и жутко.

  2. Я отправился туда куда подсказала мне моя словоохотливая спутница.

  3. Узник так жадно принялся за науки что банкир едва успевал выписывать для него книги.

  4. Дети найдут много интересного если откроют этот чудесный сундук.

  5. Мы вынуждены были сделать такой большой обход потому что весенним половодьем снесло пешеходный мостик.

  6. До глубокой осени лилась с неба вода та что нельзя было ни войти ни въехать

  7. Ямщики подвязывали колокольчики чтобы звон не привлёк внимание сторожей.

  8. Берёзы недавно стояли голые как будто бы весна их вовсе не касалась.

  9. Гибок богат и при всех своих несовершенствах прекрасен язык каждого народа умственная жизнь которого достигла высокого развития.

  10. Грустно видеть как юноша теряет свои лучшие мечты и надежды.

2. Составьте из двух простых предложений одно сложноподчинённое предложение.

Какие виды придаточных у вас получились? (Предложения можно переставлять местами).


  1. Чтение - один из источников мышления и умственного развития.

Надо приучать себя читать внимательно, вдумчиво.

2. Утреннее светило устремилось ввысь.

Вечернее целиком отдаёт себя земле.

3. Снег посыпался с веток.

По соснам прыгали весёлые белки.

3. Выполните синтаксический разбор предложения.

Я (не)мог (не)признат(ся) в душе что поведение мое симбирском трактире было глупо и чув..вовал себя виноватым перед Савеличем.

Билет № 6.

1. СПП

Практика.

1. Расставить знаки препинания, определить вид придаточных.

  1. Они гурьбой толпились около него когда он в воскресенье с гитарой сидел у ворот.

  2. Парусное судно было далеко от берега и шло ещё туда где море и небо сливалось в синюю бесконечность.

  3. Девочка говорила так как будто знала что-то особенное

  4. Грустно видеть как юноша теряет свои лучшие мечты и надежды.

  5. Если маленькая сестрёнка ещё не спала в своей качалке в соседней комнате я заходил к ней и читал сказки.

  6. И собаки притихли оттого что никто посторонний не тревожил их покоя.

  7. Захар усмехнулся во всё лицо так что усмешка охватила даже брови и бакенбарды

  8. Уходя она обернулась чтобы улыбнуться и кивнуть Аркадию

  9. Глубокая и тихая вода лакировано блестела словно в реку вылили масло.

  10. Язык есть самая живая обильная и прочная связь которая соединяет отжившие живущие и будущие поколения в одно великое историческое целое.

2. Составьте из двух простых предложений, одно сложноподчинённое предложение.

Какие виды придаточных у вас получились? (Предложения можно переставлять местами).

1. Надо усвоить простую истину.

Без прочных знаний невозможно активное участие в общественной жизни.

2. Начинается причудливая игра красок.

Багряная кипень солнца повисает на макушках деревьев.

3. Работа рыбаков кончена.

Весь берег застлан живой, ещё шевелящейся рыбой

3. Выполните синтаксический разбор предложения.

Кто смел тот и с..ел.

Билет № 7.

1. Подчинительные союзы и союзные слова

Практика.

1. Расставить знаки препинания, определить вид придаточных.

  1. Как только вышли на поляну все дружно принялись за устройство лагеря ставили палатки таскали дрова рассёдлывали лошадей.

  2. Приехали конные отряды туда откуда должна начаться переправа.

  3. Воробьи стаями обсыпавшие придорожные ветлы кричали так громко что ничего нельзя было расслышать за их криком.

  4. Употреблять иностранное слово когда есть равносильное ему русское слово, - значит оскорблять и здравый смысл и здравый вкус.

  5. Грустно видеть как юноша теряет свои лучшие мечты и надежды.

  6. Полюбил я седых журавлей с их курлыканьем в тощие дали потому что в просторах полей сытных хлебов не видали.

  7. Снег всё становился белее ярче так что ломило глаза.

  8. Для того чтобы выучиться говорить правду людям надо научиться говорить её самому себе

  9. Многие русские слова сами по себе излучают поэзию подобно тому как драгоценный камень излучает таинственный блеск

  10. Каждое слово языка каждая его формула есть результат мысли и чувства человека через которое отразилась в слове природа страны и история народа

2. Составьте из двух простых предложений, одно сложноподчинённое предложение.

Какие виды придаточных у вас получились? (Предложения можно переставлять местами).

1. В море гибнет корабль.

Все пассажиры садятся в лодки.

2. Вся поклажа тележки Лермонтова состояла из одного небольшого чемодана.

До половины был набит путевыми записками о Грузии.

3.Нужно постоянное общение с простыми русскими людьми.

Не терять чувство языка.

3. Выполните синтаксический разбор предложения.

(Не)смотря на то что доктора л..чили его пускали кровь д..вали пить лекарства он все(таки) выздоровел.

Билет № 8 .

1. Указательные слова в СПП

Практика.

1. Расставить знаки препинания, определить вид придаточных.

  1. Костёр и ночная прохлада наступившая сразу как только небо очистилось от облаков были желанными и необычно приятными.

  2. И нет величия там где нет простоты добра и правды

  3. Грустно видеть как юноша теряет свои лучшие мечты и надежды.

  4. Русский язык настолько богат и гибок что никакие чужие слова и выражения не могут повредить ему

  5. Будет величайшим преступлением перед культурой и перед человечеством если мы не будем беречь язык и позволим себе его коверкать.

  6. Всякий труд важен ибо облагораживает человека

  7. Лёд уже тронулся так что переправиться на другой берег было невозможно

  8. Чтобы заглушить песню он напевая и стараясь стучать ногами побежал к осоке.

  9. Берёзовый лес принимал и подхватывал песню так же свободно как они её пели.

  10. Есть люди без которых трудно представить себе существование общества и литературы.

2. Составьте из двух простых предложений, одно сложноподчинённое предложение.

Какие виды придаточных у вас получились? (Предложения можно переставлять местами).

1. Крестьяне и охотники давно прославляли утро.

Утро вечера мудренее.

2. На дворе гнулась и металась акация.

Сердитый ветер набирал силу.

3. На гребне холма возникла тёмная точка.

Кончилась наезженная дорога.

3. Выполните синтаксический разбор предложения.

(В)течени.. (не)скольких дней было так холодно что занятия отменили.

Билет № 9.

1. Как отличить союз от союзного слова (как, когда, что)

Практика.

1. Расставить знаки препинания, определить вид придаточных.

  1. Когда дует ветер то становится холодно скучно и жутко.

  2. Я отправился туда куда подсказала мне моя словоохотливая спутница.

  3. Узник так жадно принялся за науки что банкир едва успевал выписывать для него книги.

  4. Дети найдут много интересного если откроют этот чудесный сундук.

  5. Мы вынуждены были сделать такой большой обход потому что весенним половодьем снесло пешеходный мостик.

  6. До глубокой осени лилась с неба вода та что нельзя было ни войти ни въехать

  7. Ямщики подвязывали колокольчики чтобы звон не привлёк внимание сторожей.

  8. Берёзы недавно стояли голые как будто бы весна их вовсе не касалась.

  9. Гибок богат и при всех своих несовершенствах прекрасен язык каждого народа умственная жизнь которого достигла высокого развития.

  10. Грустно видеть как юноша теряет свои лучшие мечты и надежды.

2. Составьте из двух простых предложений одно сложноподчинённое предложение.

Какие виды придаточных у вас получились? (Предложения можно переставлять местами).


  1. Чтение - один из источников мышления и умственного развития.

Надо приучать себя читать внимательно, вдумчиво.


  1. Утреннее светило устремилось ввысь.

Вечернее целиком отдаёт себя земле.


  1. Снег посыпался с веток.

По соснам прыгали весёлые белки.

3. Выполните синтаксический разбор предложения.

Есть люди без которых трудно пр..дставить себе существование общества и литературы.

Билет № 10.

1. Виды СПП (3 вида)

Практика.

1. Расставить знаки препинания, определить вид придаточных.

  1. Они гурьбой толпились около него когда он в воскресенье с гитарой сидел у ворот.

  2. Парусное судно было далеко от берега и шло ещё туда где море и небо сливалось в синюю бесконечность.

  3. Девочка говорила так как будто знала что-то особенное

  4. Грустно видеть как юноша теряет свои лучшие мечты и надежды.

  5. Если маленькая сестрёнка ещё не спала в своей качалке в соседней комнате я заходил к ней и читал сказки.

  6. И собаки притихли оттого что никто посторонний не тревожил их покоя.

  7. Захар усмехнулся во всё лицо так что усмешка охватила даже брови и бакенбарды

  8. Уходя она обернулась чтобы улыбнуться и кивнуть Аркадию

  9. Глубокая и тихая вода лакировано блестела словно в реку вылили масло.

  10. Язык есть самая живая обильная и прочная связь которая соединяет отжившие живущие и будущие поколения в одно великое историческое целое.

2. Составьте из двух простых предложений, одно сложноподчинённое предложение.

Какие виды придаточных у вас получились? (Предложения можно переставлять местами).


1. Надо усвоить простую истину.

Без прочных знаний невозможно активное участие в общественной жизни.

2. Начинается причудливая игра красок.

Багряная кипень солнца повисает на макушках деревьев.

3. Работа рыбаков кончена.

Весь берег застлан живой, ещё шевелящейся рыбой

3. Выполните синтаксический разбор предложения.

Сердце мое заныло когда очутились мы в давно знакомой комнате.

Билет № 11.

1. Придаточные присоединительные

Практика.

1. Расставить знаки препинания, определить вид придаточных.

  1. Как только вышли на поляну все дружно принялись за устройство лагеря ставили палатки таскали дрова рассёдлывали лошадей.

  2. Приехали конные отряды туда откуда должна начаться переправа.

  3. Воробьи стаями обсыпавшие придорожные ветлы кричали так громко что ничего нельзя было расслышать за и их криком.

  4. Употреблять иностранное слово когда есть равносильное ему русское слово, - значит оскорблять и здравый смысл и здравый вкус.

  5. Грустно видеть как юноша теряет свои лучшие мечты и надежды.

  6. Полюбил я седых журавлей с их курлыканьем в тощие дали потому что в просторах полей сытных хлебов не видали.

  7. Снег всё становился белее ярче так что ломило глаза.

  8. Для того чтобы выучиться говорить правду людям надо научиться говорить её самому себе

  9. Многие русские слова сами по себе излучают поэзию подобно тому как драгоценный камень излучает таинственный блеск

  10. Каждое слово языка каждая его формула есть результат мысли и чувства человека через которое отразилась в слове природа страны и история народа

2. Составьте из двух простых предложений, одно сложноподчинённое предложение.

Какие виды придаточных у вас получились? (Предложения можно переставлять местами).

1. В море гибнет корабль.

Все пассажиры садятся в лодки.

2. Вся поклажа тележки Лермонтова состояла из одного небольшого чемодана.

До половины был набит путевыми записками о Грузии.

3.Нужно постоянное общение с простыми русскими людьми.

Не терять чувство языка.

3. Выполните синтаксический разбор предложения.

(Не)смотря на то что доктора л..чили его пускали кровь д..вали пить лекарства он все(таки) выздоровел.

Билет № 12.

1. Придаточные определительные

Практика.

1. Расставить знаки препинания, определить вид придаточных.

  1. Костёр и ночная прохлада наступившая сразу как только небо очистилось от облаков были желанными и необычно приятными.

  2. И нет величия там где нет простоты добра и правды

  3. Грустно видеть как юноша теряет свои лучшие мечты и надежды.

  4. Русский язык настолько богат и гибок что никакие чужие слова и выражения не могут повредить ему

  5. Будет величайшим преступлением перед культурой и перед человечеством если мы не будем беречь язык и позволим себе его коверкать.

  6. Всякий труд важен ибо облагораживает человека

  7. Лёд уже тронулся так что переправиться на другой берег было невозможно

  8. Чтобы заглушить песню он напевая и стараясь стучать ногами побежал к осоке.

  9. Берёзовый лес принимал и подхватывал песню так же свободно как они её пели.

  10. Есть люди без которых трудно представить себе существование общества и литературы.

2. Составьте из двух простых предложений, одно сложноподчинённое предложение.

Какие виды придаточных у вас получились? (Предложения можно переставлять местами).

1. Крестьяне и охотники давно прославляли утро.

Утро вечера мудренее.

2. На дворе гнулась и металась акация.

Сердитый ветер набирал силу.

3. На гребне холма возникла тёмная точка.

Кончилась наезженная дорога.

3. Выполните синтаксический разбор предложения.

Лес рубили так что(бы) вековые дубы и ели своими верш..нами падали к югу.

Билет № 13 .

1 Местоименно-соотносительные придаточные

Практика.

1. Расставить знаки препинания, определить вид придаточных.

  1. Когда дует ветер то становится холодно скучно и жутко.

  2. Я отправился туда куда подсказала мне моя словоохотливая спутница.

  3. Узник так жадно принялся за науки что банкир едва успевал выписывать для него книги.

  4. Дети найдут много интересного если откроют этот чудесный сундук.

  5. Мы вынуждены были сделать такой большой обход потому что весенним половодьем снесло пешеходный мостик.

  6. До глубокой осени лилась с неба вода та что нельзя было ни войти ни въехать

  7. Ямщики подвязывали колокольчики чтобы звон не привлёк внимание сторожей.

  8. Берёзы недавно стояли голые как будто бы весна их вовсе не касалась.

  9. Гибок богат и при всех своих несовершенствах прекрасен язык каждого народа умственная жизнь которого достигла высокого развития.

  10. Грустно видеть как юноша теряет свои лучшие мечты и надежды.

2. Составьте из двух простых предложений одно сложноподчинённое предложение.

Какие виды придаточных у вас получились? (Предложения можно переставлять местами).


  1. Чтение - один из источников мышления и умственного развития.

Надо приучать себя читать внимательно, вдумчиво.


  1. Утреннее светило устремилось ввысь.

Вечернее целиком отдаёт себя земле.


  1. Снег посыпался с веток.

По соснам прыгали весёлые белки.

3. Выполните синтаксический разбор предложения.

Я (не)мог (не)признат(ся) в душе что поведение мое симбирском трактире было глупо и чув..вовал себя виноватым перед Савеличем.

Билет № 14.

1. Придаточные изъяснительные

Практика.

1. Расставить знаки препинания, определить вид придаточных.

  1. Они гурьбой толпились около него когда он в воскресенье с гитарой сидел у ворот.

  2. Парусное судно было далеко от берега и шло ещё туда где море и небо сливалось в синюю бесконечность.

  3. Девочка говорила так как будто знала что-то особенное

  4. Грустно видеть как юноша теряет свои лучшие мечты и надежды.

  5. Если маленькая сестрёнка ещё не спала в своей качалке в соседней комнате я заходил к ней и читал сказки.

  6. И собаки притихли оттого что никто посторонний не тревожил их покоя.

  7. Захар усмехнулся во всё лицо так что усмешка охватила даже брови и бакенбарды

  8. Уходя она обернулась чтобы улыбнуться и кивнуть Аркадию

  9. Глубокая и тихая вода лакировано блестела словно в реку вылили масло.

  10. Язык есть самая живая обильная и прочная связь которая соединяет отжившие живущие и будущие поколения в одно великое историческое целое.

2. Составьте из двух простых предложений, одно сложноподчинённое предложение.

Какие виды придаточных у вас получились? (Предложения можно переставлять местами).

1. Надо усвоить простую истину.

Без прочных знаний невозможно активное участие в общественной жизни.

2. Начинается причудливая игра красок.

Багряная кипень солнца повисает на макушках деревьев.

3. Работа рыбаков кончена.

Весь берег застлан живой, ещё шевелящейся рыбой

3. Выполните синтаксический разбор предложения.

Чем выше человек по умстве (н, нн)ому и нравстве (н, нн)ому развитию тем он свободнее.

Билет № 15.

1. Придаточные места

Практика.

1. Расставить знаки препинания, определить вид придаточных.

  1. Как только вышли на поляну все дружно принялись за устройство лагеря ставили палатки таскали дрова рассёдлывали лошадей.

  2. Приехали конные отряды туда откуда должна начаться переправа.

  3. Воробьи стаями обсыпавшие придорожные ветлы кричали так громко что ничего нельзя было расслышать за их криком.

  4. Употреблять иностранное слово когда есть равносильное ему русское слово, - значит оскорблять и здравый смысл и здравый вкус.

  5. Грустно видеть как юноша теряет свои лучшие мечты и надежды.

  6. Полюбил я седых журавлей с их курлыканьем в тощие дали потому что в просторах полей сытных хлебов не видали.

  7. Снег всё становился белее ярче так что ломило глаза.

  8. Для того чтобы выучиться говорить правду людям надо научиться говорить её самому себе

  9. Многие русские слова сами по себе излучают поэзию подобно тому как драгоценный камень излучает таинственный блеск

  10. Каждое слово языка каждая его формула есть результат мысли и чувства человека через которое отразилась в слове природа страны и история народа

2. Составьте из двух простых предложений, одно сложноподчинённое предложение.

Какие виды придаточных у вас получились? (Предложения можно переставлять местами).

1. В море гибнет корабль.

Все пассажиры садятся в лодки.

2. Вся поклажа тележки Лермонтова состояла из одного небольшого чемодана.

До половины был набит путевыми записками о Грузии.

3.Нужно постоянное общение с простыми русскими людьми.

Не терять чувство языка.

3. Выполните синтаксический разбор предложения.

Кто смел тот и с..ел.

Билет № 16.

1. Сочинительные союзы, их группы

Практика.

1. Расставить знаки препинания, определить вид придаточных.

  1. Костёр и ночная прохлада наступившая сразу как только небо очистилось от облаков были желанными и необычно приятными.

  2. И нет величия там где нет простоты добра и правды

  3. Грустно видеть как юноша теряет свои лучшие мечты и надежды.

  4. Русский язык настолько богат и гибок что никакие чужие слова и выражения не могут повредить ему

  5. Будет величайшим преступлением перед культурой и перед человечеством если мы не будем беречь язык и позволим себе его коверкать.

  6. Всякий труд важен ибо облагораживает человека

  7. Лёд уже тронулся так что переправиться на другой берег было невозможно

  8. Чтобы заглушить песню он напевая и стараясь стучать ногами побежал к осоке.

  9. Берёзовый лес принимал и подхватывал песню так же свободно как они её пели.

  10. Есть люди без которых трудно представить себе существование общества и литературы.

2. Составьте из двух простых предложений, одно сложноподчинённое предложение.

Какие виды придаточных у вас получились? (Предложения можно переставлять местами).

1. Крестьяне и охотники давно прославляли утро.

Утро вечера мудренее.

2. На дворе гнулась и металась акация.

Сердитый ветер набирал силу.

3. На гребне холма возникла тёмная точка.

Кончилась наезженная дорога.

3. Выполните синтаксический разбор предложения.

Лес рубили так что(бы) вековые дубы и ели своими верш..нами падали к югу.

Билет № 17.

1. Придаточные сравнения

Практика.

1. Расставить знаки препинания, определить вид придаточных.

  1. Когда дует ветер то становится холодно скучно и жутко.

  2. Я отправился туда куда подсказала мне моя словоохотливая спутница.

  3. Узник так жадно принялся за науки что банкир едва успевал выписывать для него книги.

  4. Дети найдут много интересного если откроют этот чудесный сундук.

  5. Мы вынуждены были сделать такой большой обход потому что весенним половодьем снесло пешеходный мостик.

  6. До глубокой осени лилась с неба вода та что нельзя было ни войти ни въехать

  7. Ямщики подвязывали колокольчики чтобы звон не привлёк внимание сторожей.

  8. Берёзы недавно стояли голые как будто бы весна их вовсе не касалась.

  9. Гибок богат и при всех своих несовершенствах прекрасен язык каждого народа умственная жизнь которого достигла высокого развития.

  10. Грустно видеть как юноша теряет свои лучшие мечты и надежды.

2. Составьте из двух простых предложений одно сложноподчинённое предложение.

Какие виды придаточных у вас получились? (Предложения можно переставлять местами).


  1. Чтение - один из источников мышления и умственного развития.

Надо приучать себя читать внимательно, вдумчиво.


  1. Утреннее светило устремилось ввысь.

Вечернее целиком отдаёт себя земле.


  1. Снег посыпался с веток.

По соснам прыгали весёлые белки.

3. Выполните синтаксический разбор предложения.

Есть люди без которых трудно пр..дставить себе существование общества и литературы

Билет № 18.

1. Придаточные образа действия и степени

Практика.

1. Расставить знаки препинания, определить вид придаточных.

  1. Они гурьбой толпились около него когда он в воскресенье с гитарой сидел у ворот.

  2. Парусное судно было далеко от берега и шло ещё туда где море и небо сливалось в синюю бесконечность.

  3. Девочка говорила так как будто знала что-то особенное

  4. Грустно видеть как юноша теряет свои лучшие мечты и надежды.

  5. Если маленькая сестрёнка ещё не спала в своей качалке в соседней комнате я заходил к ней и читал сказки.

  6. И собаки притихли оттого что никто посторонний не тревожил их покоя.

  7. Захар усмехнулся во всё лицо так что усмешка охватила даже брови и бакенбарды

  8. Уходя она обернулась чтобы улыбнуться и кивнуть Аркадию

  9. Глубокая и тихая вода лакировано блестела словно в реку вылили масло.

  10. Язык есть самая живая обильная и прочная связь которая соединяет отжившие живущие и будущие поколения в одно великое историческое целое.

2. Составьте из двух простых предложений, одно сложноподчинённое предложение.

Какие виды придаточных у вас получились? (Предложения можно переставлять местами).


1. Надо усвоить простую истину.

Без прочных знаний невозможно активное участие в общественной жизни.

2. Начинается причудливая игра красок.

Багряная кипень солнца повисает на макушках деревьев.

3. Работа рыбаков кончена.

Весь берег застлан живой, ещё шевелящейся рыбой

3. Выполните синтаксический разбор предложения.

Чем выше человек по умстве (н, нн)ому и нравстве (н, нн)ому развитию тем он свободнее.

Билет № 19.

1. Придаточные цели

Практика.

1. Расставить знаки препинания, определить вид придаточных.

  1. Как только вышли на поляну все дружно принялись за устройство лагеря ставили палатки таскали дрова рассёдлывали лошадей.

  2. Приехали конные отряды туда откуда должна начаться переправа.

  3. Воробьи стаями обсыпавшие придорожные ветлы кричали так громко что ничего нельзя было расслышать за их криком.

  4. Употреблять иностранное слово когда есть равносильное ему русское слово, - значит оскорблять и здравый смысл и здравый вкус.

  5. Грустно видеть как юноша теряет свои лучшие мечты и надежды.

  6. Полюбил я седых журавлей с их курлыканьем в тощие дали потому что в просторах полей сытных хлебов не видали.

  7. Снег всё становился белее ярче так что ломило глаза.

  8. Для того чтобы выучиться говорить правду людям надо научиться говорить её самому себе

  9. Многие русские слова сами по себе излучают поэзию подобно тому как драгоценный камень излучает таинственный блеск

  10. Каждое слово языка каждая его формула есть результат мысли и чувства человека через которое отразилась в слове природа страны и история народа

2. Составьте из двух простых предложений, одно сложноподчинённое предложение.

Какие виды придаточных у вас получились? (Предложения можно переставлять местами).

1. В море гибнет корабль.

Все пассажиры садятся в лодки.

2. Вся поклажа тележки Лермонтова состояла из одного небольшого чемодана.

До половины был набит путевыми записками о Грузии.

3.Нужно постоянное общение с простыми русскими людьми.

Не терять чувство языка.

3. Выполните синтаксический разбор предложения.

(Не)смотря на то что доктора л..чили его пускали кровь д..вали пить лекарства он все(таки) выздоровел.

Билет № 20.

1. Придаточные условия

Практика.

1. Расставить знаки препинания, определить вид придаточных.

  1. Костёр и ночная прохлада наступившая сразу как только небо очистилось от облаков были желанными и необычно приятными.

  2. И нет величия там где нет простоты добра и правды

  3. Грустно видеть как юноша теряет свои лучшие мечты и надежды.

  4. Русский язык настолько богат и гибок что никакие чужие слова и выражения не могут повредить ему

  5. Будет величайшим преступлением перед культурой и перед человечеством если мы не будем беречь язык и позволим себе его коверкать.

  6. Всякий труд важен ибо облагораживает человека

  7. Лёд уже тронулся так что переправиться на другой берег было невозможно

  8. Чтобы заглушить песню он напевая и стараясь стучать ногами побежал к осоке.

  9. Берёзовый лес принимал и подхватывал песню так же свободно как они её пели.

  10. Есть люди без которых трудно представить себе существование общества и литературы.

2. Составьте из двух простых предложений, одно сложноподчинённое предложение.

Какие виды придаточных у вас получились? (Предложения можно переставлять местами).

1. Крестьяне и охотники давно прославляли утро.

Утро вечера мудренее.

2. На дворе гнулась и металась акация.

Сердитый ветер набирал силу.

3. На гребне холма возникла тёмная точка.

Кончилась наезженная дорога.

3. Выполните синтаксический разбор предложения.

Кто смел тот и с..ел.

Билет № 21.

  1. Придаточные причины

Практика.

1. Расставить знаки препинания, определить вид придаточных.

  1. Когда дует ветер то становится холодно скучно и жутко.

  2. Я отправился туда куда подсказала мне моя словоохотливая спутница.

  3. Узник так жадно принялся за науки что банкир едва успевал выписывать для него книги.

  4. Дети найдут много интересного если откроют этот чудесный сундук.

  5. Мы вынуждены были сделать такой большой обход потому что весенним половодьем снесло пешеходный мостик.

  6. До глубокой осени лилась с неба вода та что нельзя было ни войти ни въехать

  7. Ямщики подвязывали колокольчики чтобы звон не привлёк внимание сторожей.

  8. Берёзы недавно стояли голые как будто бы весна их вовсе не касалась.

  9. Гибок богат и при всех своих несовершенствах прекрасен язык каждого народа умственная жизнь которого достигла высокого развития.

  10. Грустно видеть как юноша теряет свои лучшие мечты и надежды.

2. Составьте из двух простых предложений одно сложноподчинённое предложение.

Какие виды придаточных у вас получились? (Предложения можно переставлять местами).


  1. Чтение - один из источников мышления и умственного развития.

Надо приучать себя читать внимательно, вдумчиво.


  1. Утреннее светило устремилось ввысь.

Вечернее целиком отдаёт себя земле.


  1. Снег посыпался с веток.

По соснам прыгали весёлые белки.

3. Выполните синтаксический разбор предложения.

Лед уже тронулся так что переправит (ся) на другой берег было (не)возможно.

Билет № 22.

1.Придаточные следствия

Практика.

1. Расставить знаки препинания, определить вид придаточных.

  1. Они гурьбой толпились около него когда он в воскресенье с гитарой сидел у ворот.

  2. Парусное судно было далеко от берега и шло ещё туда где море и небо сливалось в синюю бесконечность.

  3. Девочка говорила так как будто знала что-то особенное

  4. Грустно видеть как юноша теряет свои лучшие мечты и надежды.

  5. Если маленькая сестрёнка ещё не спала в своей качалке в соседней комнате я заходил к ней и читал сказки.

  6. И собаки притихли оттого что никто посторонний не тревожил их покоя.

  7. Захар усмехнулся во всё лицо так что усмешка охватила даже брови и бакенбарды

  8. Уходя она обернулась чтобы улыбнуться и кивнуть Аркадию

  9. Глубокая и тихая вода лакировано блестела словно в реку вылили масло.

  10. Язык есть самая живая обильная и прочная связь которая соединяет отжившие живущие и будущие поколения в одно великое историческое целое.

2. Составьте из двух простых предложений, одно сложноподчинённое предложение.

Какие виды придаточных у вас получились? (Предложения можно переставлять местами).

1. Надо усвоить простую истину.

Без прочных знаний невозможно активное участие в общественной жизни.

2. Начинается причудливая игра красок.

Багряная кипень солнца повисает на макушках деревьев.

3. Работа рыбаков кончена.

Весь берег застлан живой, ещё шевелящейся рыбой

3. Выполните синтаксический разбор предложения.

Есть люди без которых трудно пр..дставить себе существование общества и литературы.

Билет № 23.

1. Придаточные уступки

Практика.

1. Расставить знаки препинания, определить вид придаточных.

  1. Как только вышли на поляну все дружно принялись за устройство лагеря ставили палатки таскали дрова рассёдлывали лошадей.

  2. Приехали конные отряды туда откуда должна начаться переправа.

  3. Воробьи стаями обсыпавшие придорожные ветлы кричали так громко что ничего нельзя было расслышать за их криком.

  4. Употреблять иностранное слово когда есть равносильное ему русское слово, - значит оскорблять и здравый смысл и здравый вкус.

  5. Грустно видеть как юноша теряет свои лучшие мечты и надежды.

  6. Полюбил я седых журавлей с их курлыканьем в тощие дали потому что в просторах полей сытных хлебов не видали.

  7. Снег всё становился белее ярче так что ломило глаза.

  8. Для того чтобы выучиться говорить правду людям надо научиться говорить её самому себе

  9. Многие русские слова сами по себе излучают поэзию подобно тому как драгоценный камень излучает таинственный блеск

  10. Каждое слово языка каждая его формула есть результат мысли и чувства человека через которое отразилась в слове природа страны и история народа

2. Составьте из двух простых предложений, одно сложноподчинённое предложение.

Какие виды придаточных у вас получились? (Предложения можно переставлять местами).

1. В море гибнет корабль.

Все пассажиры садятся в лодки.

2. Вся поклажа тележки Лермонтова состояла из одного небольшого чемодана.

До половины был набит путевыми записками о Грузии.

3.Нужно постоянное общение с простыми русскими людьми.

Не терять чувство языка.

3. Выполните синтаксический разбор предложения.

(Не)смотря на то что доктора л..чили его пускали кровь д..вали пить лекарства он все(таки) выздоровел.








© 2010-2022