Слитное и раздельное написание НЕ с существительными

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта

Урок русского языка в 5 классе.

Тема: « Слитное и раздельное написание НЕ с существительными»

Тип урока: изучение нового материала

Цели урока:

- познакомить учащихся с условиями слитного и раздельного написания НЕ с существительными.

Задачи:

-формирование навыков самостоятельной работы с учебником на этапе усвоения новых знаний: составление алгоритма - плана текста параграфа по образцу статьи в учебнике,

- научить учащихся применять правило (устного комментирования и письменного оформления) слитного и раздельного написания НЕ с существительными,

- развивать навыки грамотного письма.

Виды деятельности на уроке

Компетентности учителя

УУД

Результаты

1. Организационный этап (мотивационный) урока

1.Приветствие учащихся.

2.Проверка готовности уч-ся к уроку (портфолио, раздаточный материал, рабочие тетради).







3.Знакомство с целями и задачами урока, моделирование целей и задач урока:

1) просмотрите запись на доске, подумайте, какие морфемы здесь даны

НЕ Е А

РАСТ ЕНИ ГОР

Е ЗДОРОВЬ ЛЕС

ОК

2) составьте из полученных морфем слова, определите, какая это часть речи

3) как вы написали НЕ с существительным, почему слитно?- Чтобы ответить на этот вопрос, надо познакомиться со статьей учебника: как определить, когда НЕ с существительными пишется слитно, а когда раздельно

1. Организационная:

уметь создавать ситуацию мотивации к обучению («стартового желания учиться»)

2.Коммуникативно-образовательная:

формировать атмосферу исследования, творчества, сотворчества.

1. Личностные, регулятивные:

- мобилизовать свои личностные качества и ученические способности к обучению в ситуации «начала деятельности»;

- устанавливать целевые приоритеты.

2. Познавательные:

- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

- формулировать проблему.

3. Коммуникативные:

- слушать и слышать друг друга;

- вступать в диалог.

1. Личностные, регулятивные:

- выраженная устойчивая учебно-познавательная мотивация и интерес к учению;

- выполнение моральных норм в отношении взрослых людей и сверстников на уроке

- осознание самого себя как движущей силы своего научения.

2. Познавательные:

- уметь переходить от одного вида общения к другому;

- уметь видеть проблему;

-проявлять интерес к индивидуальному и коллективному творчеству.

3. Коммуникативные:

- уметь участвовать в коллективном обсуждении проблем;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Технологии: индивидуально-личностного обучения, технология здоровьесбережения

2. Этап целеполагания: постановка целей и задач урока

1.Определение цели и задач

урока.



1. Методическая:

уметь включать учащихся в разные виды исследовательской, аналитической деятельности в соответствии с намеченными результатами, учитывая их склонности, индивидуальные особенности и интересы

1. Личностно-регулятивные:

- готовность к самообразованию,

освоению общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

- определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

2. Познавательные:

- выбор средств и методов, адекватных поставленным целям;

- определение основной и второстепенной информации.

3. Коммуникативные:

- вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

1. Личностно-регулятивные:

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной и коллективной деятельности и сотрудничества с партнером.

2. Познавательные:

- подвергать сомнению достоверность информации на основе имеющихся знаний, жизненного опыта;

- находить пробелы в информации и находить пути восполнения пробелов.

3. Коммуникативные:

- устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать.

Технологии: поэтапного формирования умственных действий; первичного проектирования индивидуального маршрута выполнения задач урока, технология здоровьесбережения

3. Этап актуализации знаний, умений, навыков

2.Повторение по учебнику правила написания НЕ с глаголами.

3. Словарная работа с самопроверкой. Запишите глаголы и существительные Проверьте их написание по орфографическому словарю в учебнике и по упр 582

Глагол: ненавидеть, не быть, не хотеть, недоумевать, нездоровится

Существительное: недоразумение, необходимость, непреодолимый.

1.Образовательная:

- формировать понятия и организовывать свои и ученические действия на их основе.

2.Коммуникативная:

- уметь помочь учащимся определять и формулировать цели и образовательные результаты на языке умений (компетенций).

3. Рефлексивная:

- уметь занимать позицию эксперта относительно демонстрируемых учащимся компетенций в разных видах деятельности и оценивать их при помощи соответствующих критериев.

1.Личностно-регулятивные:

- уметь осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения в процессе учебного занятия и корректировать их.

2.Познавательные:

- формировать предметные понятия, навыки систематизации знаний по орфографии;

- формировать умения определять грамматическую структуру предложения.

3.Коммуникативные:

- уметь аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонента образом.

1.Личностно-регулятивные:

- адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.

2.Познавательные:

- обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

- соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма;

- объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение, аргументация), письменной форме (с помощью графических символов).

3.Коммуникативные:

- осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнера, уметь убеждать, аргументируя свою точку зрения.

Технологии: анализа результатов поэтапного формирования умственных действий и реализации проекта индивидуального маршрута выполнения задач урока; развивающего обучения, технология здоровьесбережения.

4. Этап освоения нового (исследовательский этап)

1.Чтение текста параграфа и составление алгоритма применения изучаемого правила.



  1. Чтение статьи учебника

( сильный ученик вслух) и подумайте, а) сколько случаев написания НЕ с существительными слитно, сколько раздельного написания б) какое условие вам уже известно по написанию НЕ с глагол

2)Работа в парах:

-Определите условия написания НЕ с существительными раздельно

-определите условия написания НЕ с существительными слитно



  1. обсуждение полученных сведений по статье учебника и запись в тетради алгоритма определения написания НЕ с существительными



  1. запись алгоритма с помощью учителя на доске, хоровое проговаривание алгоритма

6) Запись этапов освоения изученного и выводов в тетрадь с записью алгоритма рассуждения по новой теме урока.

1.Методическая:

- включать в учебную деятельность в соответствии с намеченными результатами,

- учитывать индивидуальные способности учащихся

2.Образовательная:

- формировать навыки самостоятельной работы с учебником по предложенным учителем памяткам и алгоритмам деятельности.

3.Коммуникативная:

- устанавливать правила продуктивной самостоятельной работы учащихся и учебных действий на их основе.

1. Личностно-регулятивные:

- уметь составлять алгоритмы решения практической задачи;

- формировать умение работать по алгоритмам;

умение осуществлять рефлексию своей деятельности.

2.Познавательные:

- формировать навыки решения практической задачи.

3.Коммуникативные:

- устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать.

1.Личностно-регулятивные:

- устойчивый познавательный интерес;

- уметь ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

2.Познавательные:

- связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;

- использовать полученный опыт, информацию для обогащения предметных знаний, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном тексте.

3. Коммуникативные:

- ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные поставленной предметной задаче;

- уметь формулировать вопросы;

Технологии: анализа результатов поэтапного формирования умственных действий и реализации проекта индивидуального маршрута выполнения задач урока; проблемного обучения, технология здоровьесбережения

5. Этап закрепления знаний (этап фиксации)

1.Запись слов с заданием объяснить написания слитного и раздельного НЕ с существительными ( по материалам упр 694)

2.Фронтальная беседа по подготовленным заданиям с целью проверки выполненной работы.

3.Фронтальная устная работа с упражнением 696, 697 из учебника по схеме: вопрос-ответ - коррекция ответа другими - самокоррекция.

4. Фронтальная устная работа с материалом мультимедийного приложения «Фраза» по изучаемой теме с применением составленного алгоритма рассуждения по теме + письменная запись с самопроверкой.

5. Проверочный диктант по теме урока по материалам мультимедийного приложения к учебнику М.М. Разумовской и П.А. Леканта 5 класс по тексту стихотворения П. Ершова с самопроверкой по упр 694 учебника.

6.Обобщение учениками по вопросам учителя материала, изученного на уроке.

1.Образовательная:

- способствовать актуализации ведущих способов исследовательской, аналитической, мыслетворческой деятельности учащихся во всех формах действия.

2.Методическая:

- включать учащихся в учебную деятельность по составлению и реализации алгоритмов устного и письменного ответа.

3.Организационно-рефлексивная:

- создавать условия для индивидуальной и коллективной работы учащихся с учетом индивидуальных «зон выпадения» (проблемных зон).

1. Личностно-регулятивные:

- уметь осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения в процессе учебного занятия и корректировать их;

- самостоятельное применение знаний в новой ситуации.

2.Познавательные:

- формировать умение работать по алгоритмам.

3.Коммуникативные:

- формулирование вопросов для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером, учителем.

1.Личностно-регулятивные:

- адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы,

- выбирать альтернативные способы достижения цели и наиболее эффективный способ.

2.Познавательные:

- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.

3.Коммуникативные:

- владеть устной и письменной речью;

- строить монологическое контекстное высказывание.

Технологии: анализа результатов поэтапного формирования умственных действий и реализации проекта индивидуального маршрута выполнения задач урока; развивающего обучения, технология здоровьесбережения.

6. Проектирования выполнения домашнего задания (комментирования)

  1. Проектирование (разъяснение) вариантов выполнения домашнего задания на основе осуществления дифференцированного подхода в обучении (каждому по силам):

  2. - упр 695 учебника

  3. -составить сочинении-миниатюру «Помогаю маме» с использованием материала упр 696, 697 учебника.

Образовательная:

- формировать навык составления и использования предметного портфолио.

Методическая:

- ориентировать учащихся на применение памяток и алгоритмов к выполнению дифференцированного домашнего задания.

Рефлексивная:

- формировать умение рефлексии учебных действий и результатов обучения учащимися.

1.Личностно-регулятивные:

-уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им;

- формирование умений к самоанализу результатов и самооценке готовности к выполнению заданий разного уровня сложности. 2.Познавательные:

- формировать и реализовывать навыки составления предметного портфолио с целью накопления вспомогательного материала.

3.Коммуникативные:

- отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий, как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.

1.Личностно-регулятивные:

- осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.

2.Познавательные:

- создавать и преобразовывать алгоритмы для решения предметной задачи.

3.Коммуникативные:

-- с помощью вопросов добывать недостающую информацию (познавательная инициативность).

Технологии: анализа результатов реализации проекта индивидуального маршрута выполнения задач урока; индивидуально-личностного обучения, технология здоровьесбережения

7. Этап диагностики и рефлексии

1.Выставление оценок и комментирование индивидуальных достижений и затруднений учащихся.

2. Рефлексия. Выбирая начало фразы, сделать вывод одним предложением:

Я научился…

Меня удивило…

У меня получилось…

Я приобрел..

Я понял, что…

Сегодня я узнал…

Организационно-методическая:

- проектировать способы и формы индивидуально-личностной и коллективной учебно-образовательной деятельности на основе выявленных затруднений учащихся

Личностно-регулятивная:

- определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Личностно-регулятивная:

- формировать программу личных достижений, преодоления проблемных зон в знании и способах деятельности.

Технологии: анализа результатов реализации проекта индивидуального маршрута выполнения задач урока, технология здоровьесбережения*

1


© 2010-2022