- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Слитное и раздельное написание НЕ с существительными
Слитное и раздельное написание НЕ с существительными
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Любовникова О.Н. |
Дата | 02.08.2015 |
Формат | zip |
Изображения | Нет |
Технологическая карта
Урок русского языка в 5 классе.
Тема: « Слитное и раздельное написание НЕ с существительными»
Тип урока: изучение нового материала
Цели урока:
- познакомить учащихся с условиями слитного и раздельного написания НЕ с существительными.
Задачи:
-формирование навыков самостоятельной работы с учебником на этапе усвоения новых знаний: составление алгоритма - плана текста параграфа по образцу статьи в учебнике,
- научить учащихся применять правило (устного комментирования и письменного оформления) слитного и раздельного написания НЕ с существительными,
- развивать навыки грамотного письма.
Виды деятельности на уроке
Компетентности учителя
УУД
Результаты
1. Организационный этап (мотивационный) урока
1.Приветствие учащихся.
2.Проверка готовности уч-ся к уроку (портфолио, раздаточный материал, рабочие тетради).
3.Знакомство с целями и задачами урока, моделирование целей и задач урока:
1) просмотрите запись на доске, подумайте, какие морфемы здесь даны
НЕ Е А
РАСТ ЕНИ ГОР
Е ЗДОРОВЬ ЛЕС
ОК
2) составьте из полученных морфем слова, определите, какая это часть речи
3) как вы написали НЕ с существительным, почему слитно?- Чтобы ответить на этот вопрос, надо познакомиться со статьей учебника: как определить, когда НЕ с существительными пишется слитно, а когда раздельно
1. Организационная:
уметь создавать ситуацию мотивации к обучению («стартового желания учиться»)
2.Коммуникативно-образовательная:
формировать атмосферу исследования, творчества, сотворчества.
1. Личностные, регулятивные:
- мобилизовать свои личностные качества и ученические способности к обучению в ситуации «начала деятельности»;
- устанавливать целевые приоритеты.
2. Познавательные:
- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
- формулировать проблему.
3. Коммуникативные:
- слушать и слышать друг друга;
- вступать в диалог.
1. Личностные, регулятивные:
- выраженная устойчивая учебно-познавательная мотивация и интерес к учению;
- выполнение моральных норм в отношении взрослых людей и сверстников на уроке
- осознание самого себя как движущей силы своего научения.
2. Познавательные:
- уметь переходить от одного вида общения к другому;
- уметь видеть проблему;
-проявлять интерес к индивидуальному и коллективному творчеству.
3. Коммуникативные:
- уметь участвовать в коллективном обсуждении проблем;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Технологии: индивидуально-личностного обучения, технология здоровьесбережения
2. Этап целеполагания: постановка целей и задач урока
1.Определение цели и задач
урока.
1. Методическая:
уметь включать учащихся в разные виды исследовательской, аналитической деятельности в соответствии с намеченными результатами, учитывая их склонности, индивидуальные особенности и интересы
1. Личностно-регулятивные:
- готовность к самообразованию,
освоению общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
- определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.
2. Познавательные:
- выбор средств и методов, адекватных поставленным целям;
- определение основной и второстепенной информации.
3. Коммуникативные:
- вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
1. Личностно-регулятивные:
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной и коллективной деятельности и сотрудничества с партнером.
2. Познавательные:
- подвергать сомнению достоверность информации на основе имеющихся знаний, жизненного опыта;
- находить пробелы в информации и находить пути восполнения пробелов.
3. Коммуникативные:
- устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать.
Технологии: поэтапного формирования умственных действий; первичного проектирования индивидуального маршрута выполнения задач урока, технология здоровьесбережения
3. Этап актуализации знаний, умений, навыков
2.Повторение по учебнику правила написания НЕ с глаголами.
3. Словарная работа с самопроверкой. Запишите глаголы и существительные Проверьте их написание по орфографическому словарю в учебнике и по упр 582
Глагол: ненавидеть, не быть, не хотеть, недоумевать, нездоровится
Существительное: недоразумение, необходимость, непреодолимый.
1.Образовательная:
- формировать понятия и организовывать свои и ученические действия на их основе.
2.Коммуникативная:
- уметь помочь учащимся определять и формулировать цели и образовательные результаты на языке умений (компетенций).
3. Рефлексивная:
- уметь занимать позицию эксперта относительно демонстрируемых учащимся компетенций в разных видах деятельности и оценивать их при помощи соответствующих критериев.
1.Личностно-регулятивные:
- уметь осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения в процессе учебного занятия и корректировать их.
2.Познавательные:
- формировать предметные понятия, навыки систематизации знаний по орфографии;
- формировать умения определять грамматическую структуру предложения.
3.Коммуникативные:
- уметь аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонента образом.
1.Личностно-регулятивные:
- адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.
2.Познавательные:
- обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
- соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма;
- объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение, аргументация), письменной форме (с помощью графических символов).
3.Коммуникативные:
- осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнера, уметь убеждать, аргументируя свою точку зрения.
Технологии: анализа результатов поэтапного формирования умственных действий и реализации проекта индивидуального маршрута выполнения задач урока; развивающего обучения, технология здоровьесбережения.
4. Этап освоения нового (исследовательский этап)
1.Чтение текста параграфа и составление алгоритма применения изучаемого правила.
-
Чтение статьи учебника
( сильный ученик вслух) и подумайте, а) сколько случаев написания НЕ с существительными слитно, сколько раздельного написания б) какое условие вам уже известно по написанию НЕ с глагол
2)Работа в парах:
-Определите условия написания НЕ с существительными раздельно
-определите условия написания НЕ с существительными слитно
-
обсуждение полученных сведений по статье учебника и запись в тетради алгоритма определения написания НЕ с существительными
-
запись алгоритма с помощью учителя на доске, хоровое проговаривание алгоритма
6) Запись этапов освоения изученного и выводов в тетрадь с записью алгоритма рассуждения по новой теме урока.
1.Методическая:
- включать в учебную деятельность в соответствии с намеченными результатами,
- учитывать индивидуальные способности учащихся
2.Образовательная:
- формировать навыки самостоятельной работы с учебником по предложенным учителем памяткам и алгоритмам деятельности.
3.Коммуникативная:
- устанавливать правила продуктивной самостоятельной работы учащихся и учебных действий на их основе.
1. Личностно-регулятивные:
- уметь составлять алгоритмы решения практической задачи;
- формировать умение работать по алгоритмам;
умение осуществлять рефлексию своей деятельности.
2.Познавательные:
- формировать навыки решения практической задачи.
3.Коммуникативные:
- устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать.
1.Личностно-регулятивные:
- устойчивый познавательный интерес;
- уметь ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
2.Познавательные:
- связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;
- использовать полученный опыт, информацию для обогащения предметных знаний, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном тексте.
3. Коммуникативные:
- ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные поставленной предметной задаче;
- уметь формулировать вопросы;
Технологии: анализа результатов поэтапного формирования умственных действий и реализации проекта индивидуального маршрута выполнения задач урока; проблемного обучения, технология здоровьесбережения
5. Этап закрепления знаний (этап фиксации)
1.Запись слов с заданием объяснить написания слитного и раздельного НЕ с существительными ( по материалам упр 694)
2.Фронтальная беседа по подготовленным заданиям с целью проверки выполненной работы.
3.Фронтальная устная работа с упражнением 696, 697 из учебника по схеме: вопрос-ответ - коррекция ответа другими - самокоррекция.
4. Фронтальная устная работа с материалом мультимедийного приложения «Фраза» по изучаемой теме с применением составленного алгоритма рассуждения по теме + письменная запись с самопроверкой.
5. Проверочный диктант по теме урока по материалам мультимедийного приложения к учебнику М.М. Разумовской и П.А. Леканта 5 класс по тексту стихотворения П. Ершова с самопроверкой по упр 694 учебника.
6.Обобщение учениками по вопросам учителя материала, изученного на уроке.
1.Образовательная:
- способствовать актуализации ведущих способов исследовательской, аналитической, мыслетворческой деятельности учащихся во всех формах действия.
2.Методическая:
- включать учащихся в учебную деятельность по составлению и реализации алгоритмов устного и письменного ответа.
3.Организационно-рефлексивная:
- создавать условия для индивидуальной и коллективной работы учащихся с учетом индивидуальных «зон выпадения» (проблемных зон).
1. Личностно-регулятивные:
- уметь осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения в процессе учебного занятия и корректировать их;
- самостоятельное применение знаний в новой ситуации.
2.Познавательные:
- формировать умение работать по алгоритмам.
3.Коммуникативные:
- формулирование вопросов для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером, учителем.
1.Личностно-регулятивные:
- адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы,
- выбирать альтернативные способы достижения цели и наиболее эффективный способ.
2.Познавательные:
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.
3.Коммуникативные:
- владеть устной и письменной речью;
- строить монологическое контекстное высказывание.
Технологии: анализа результатов поэтапного формирования умственных действий и реализации проекта индивидуального маршрута выполнения задач урока; развивающего обучения, технология здоровьесбережения.
6. Проектирования выполнения домашнего задания (комментирования)
-
Проектирование (разъяснение) вариантов выполнения домашнего задания на основе осуществления дифференцированного подхода в обучении (каждому по силам):
-
- упр 695 учебника
-
-составить сочинении-миниатюру «Помогаю маме» с использованием материала упр 696, 697 учебника.
Образовательная:
- формировать навык составления и использования предметного портфолио.
Методическая:
- ориентировать учащихся на применение памяток и алгоритмов к выполнению дифференцированного домашнего задания.
Рефлексивная:
- формировать умение рефлексии учебных действий и результатов обучения учащимися.
1.Личностно-регулятивные:
-уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им;
- формирование умений к самоанализу результатов и самооценке готовности к выполнению заданий разного уровня сложности. 2.Познавательные:
- формировать и реализовывать навыки составления предметного портфолио с целью накопления вспомогательного материала.
3.Коммуникативные:
- отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий, как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.
1.Личностно-регулятивные:
- осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.
2.Познавательные:
- создавать и преобразовывать алгоритмы для решения предметной задачи.
3.Коммуникативные:
-- с помощью вопросов добывать недостающую информацию (познавательная инициативность).
Технологии: анализа результатов реализации проекта индивидуального маршрута выполнения задач урока; индивидуально-личностного обучения, технология здоровьесбережения
7. Этап диагностики и рефлексии
1.Выставление оценок и комментирование индивидуальных достижений и затруднений учащихся.
2. Рефлексия. Выбирая начало фразы, сделать вывод одним предложением:
Я научился…
Меня удивило…
У меня получилось…
Я приобрел..
Я понял, что…
Сегодня я узнал…
Организационно-методическая:
- проектировать способы и формы индивидуально-личностной и коллективной учебно-образовательной деятельности на основе выявленных затруднений учащихся
Личностно-регулятивная:
- определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.
Личностно-регулятивная:
- формировать программу личных достижений, преодоления проблемных зон в знании и способах деятельности.
Технологии: анализа результатов реализации проекта индивидуального маршрута выполнения задач урока, технология здоровьесбережения*
1