Виды соподчинения придаточных предложений

  Конспект урока разработан на материале произведений ямальских авторов, что позволяет решать главную задачу дня сегодняшнего - формирование ценностных отношений к нормам культурной жизни, представления о человеке как субъекте жизни и наивысшей ценности на земле, гражданских и нравственных качеств личности человека, толерантности. Задачи урока: Образовательные: -   расширить представление учащихся о сложноподчиненных предложениях, о видах соподчинения; -         повторить и углубить сведения о...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Виды соподчинения придаточных предложенийВиды соподчинения придаточных предложенийВиды соподчинения придаточных предложенийВиды соподчинения придаточных предложенийВиды соподчинения придаточных предложенийВиды соподчинения придаточных предложенийВиды соподчинения придаточных предложенийВиды соподчинения придаточных предложенийВиды соподчинения придаточных предложенийВиды соподчинения придаточных предложенийВиды соподчинения придаточных предложенийВиды соподчинения придаточных предложенийВиды соподчинения придаточных предложенийВиды соподчинения придаточных предложенийВиды соподчинения придаточных предложенийВиды соподчинения придаточных предложенийВиды соподчинения придаточных предложенийВиды соподчинения придаточных предложенийВиды соподчинения придаточных предложенийВиды соподчинения придаточных предложенийВиды соподчинения придаточных предложенийВиды соподчинения придаточных предложенийВиды соподчинения придаточных предложенийВиды соподчинения придаточных предложенийВиды соподчинения придаточных предложенийВиды соподчинения придаточных предложенийВиды соподчинения придаточных предложенийВиды соподчинения придаточных предложенийВиды соподчинения придаточных предложенийВиды соподчинения придаточных предложенийВиды соподчинения придаточных предложений


Урок на тему: «Виды соподчинения придаточных предложений».

Задачи урока:

Образовательные:

  • расширить представление учащихся о сложноподчиненных предложениях, о видах соподчинения;

  • повторить и углубить сведения о синтаксисе сложного предложения;

  • повторить виды придаточных предложений;

  • формировать навыки и умения грамотного письма;

  • закреплять знания терминов,обучать участию в беседе, построению высказывания.

Развивающие:

  • развивать умение систематизировать, анализировать;

  • развивать внимание и речь, логическое мышление;

  • развивать навыки работы в малых группах ( в парах и группе);

Воспитательные:

  • воспитывать потребность в знаниях;

  • воспитывать любовь к родному языку.

Ход занятия:

1.Организационный момент.

2. Орфографическая разминка (ответы вносятся в перфокарту, в конце урока учитель подводит итоги)

1. Укажите слово с чередующейся гласной в корне:

1. заросли

2. роса

3.мерка

4. запоздалый

2. Укажите слово с чередующейся гласной в корне:

1. беззаветно

2. пробираться

3. приступить

4. проредить

3. Укажите слово с чередующейся гласной в корне:

1. обнаженный,

2. посвятить

3. поражать

4. равнина

4. Укажите слово с чередующейся гласной в корне:

1. примерка

  1. прожигать

  1. сторожил

  2. умолять

3.Синтаксическая разминка.

1.Используя слова последнего ряда каждого задания теста, сконструируйте и запишите словосочетания со связью управление, согласование и примыкание.

2.С одним из словосочетаний сконструируйте сложноподчиненное предложение, с одним придаточным, определите вид придаточного, постройте схему предложения.(Один ученик работает у доски)

4.Изучение новой темы

1. Прочитайте и прокомментируйте предложение.(Ответ ученика, работающего у доски)

2. Проведем исследование. Работа с раздаточным материалом: прочитайте предложение, расставьте недостающие знаки препинания (один ученик работает на интерактивной доске).

Арсин окончательно убедился что все это были стельные важенки которых к весне специально отделяют от основного стада чтобы драчливые хоры-самцы не мешали им спокойно рожать детенышей.

- Чем отличаются эти предложения? (в первом - одно придаточное, во втором - три)

- Остановимся на втором предложении. Определим вид придаточных предложений, посмотрим, в какой связи они находятся друг с другом (уч-ся задают вопрос, выделяют средства связи, строят схему)

Арсин окончательно убедился, что все это были стельные важенки, которых к весне специально отделяют от основного стада, чтобы драчливые хоры-самцы не мешали им спокойно рожать детенышей.

В чем? Какие? С какой целью?

[…убедился], (что…важенки), (которых…отделяют), (чтобы…)

- Что мы видим? (К главному предложению присоединяется первое придаточное изъяснительное, к нему второе - придаточное определительное, ко второму - третье придаточное цели).

- Продолжим наблюдение, выясним, всегда ли так располагаются несколько придаточных предложений . Рассмотрим еще одно предложение (работа на интерактивной доске).

Пока они ждали вертолета, пока махали, началась сильная подвижка льда…

Когда?

(Пока…), (пока…), [ началась…].

- Сравним эти предложения. Что мы видим?

- Чего мы не знаем? Какая перед нами стоит задача? (формулируется тема или цель урока)

- Продолжим наблюдение (работа с презентацией).

- Как называется презентация? Какое ключевое слово? Что такое соподчинение?

- Соподчинение - это подчинение двух или нескольких синтаксических единиц (слов , чаще предложений) одному и тому же слову или предложению. Познакомимся с видами соподчинения. (работа с примерами презентации)

- Вернемся к предложениям из разминки и определим вид соподчинения придаточных предложений.

1- последовательное, 2- однородное

  1. Закрепление

  1. Работа в паре. Выполнить задание по карточке: определить вид соподчинения придаточных предложений (ответы выводятся на интерактивную доску, комментируются ошибки)

1. Он кидался на оленей, натягивал веревку, пока не убедился, что животные стоят.

До каких пор? В чем?

[ …натягивал], (пока…не убедился), (что…)

Последовательное подчинение

2. Теперь, когда олени были отрезаны от тальникового мыса, когда он отвел самую большую для стада опасность, Арсин понемногу успокоился…

Когда?

[ …, (когда…), (когда…)…успокоился ]

Однородное подчинение

3. Когда начался хвойный лес, он сразу же почувствовал, насколько здесь слабее ветер.(по Р.Ругину)

Когда? Что?

(Когда …начался), […почувствовал ], (насколько…)

Параллельное подчинение


  1. Работа в группе: выполнить задание по карточке, заполнить оценочный лист.


Оценочный лист

Тема урока: Виды соподчинения придаточных предложений. Задание В8

Консультант:

Этап 1. - групповое практическое задание № 1-4

Этап 2. - построить алгоритм, схему: «Виды соподчинения

придаточных предложений».

Оценка учебно - познавательной деятельности


члены группы

ФИ

задания

ключевые слова

итоги

1

2

3

4










Задание 1. Среди предложений найдите сложноподчиненное предложение с параллельным подчинением придаточных. Укажите номер предложения. Ответ впишите в оценочный лист.

1)Арсину ничего не оставалось делать, как начать стаскивать с себя наполненные водой и разбухшие, словно бревна, брезентовые бродни, насквозь промокшую малицу. 2) Когда в избушке стало совсем тепло, Таясь вышла, чтобы он остался один и смог высушить холщовую рубаху и брюки из толстого поизносившегося шевтона…(по Р.Ругину)

Задание 2. Среди предложений найдите сложноподчиненное предложение с однородным подчинением придаточных. Укажите номер предложения. Ответ впишите в оценочный лист.

1). Еще не было подвижки льда, и забереги оставались пока узкими и мелкими: даже отсюда было заметно, что вода едва достигает брюха животных. 2) Рядом с некоторыми важенками семенили только-только появившиеся на свет оленята. 3)Арсин видел, как нерешительно малыши пускались вплавь, и слышал, как усиленно при этом хоркали важенки, делая, очевидно, сигнал следовать за ними. (по Р.Ругину)

Задание 3. Среди предложений найдите сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением придаточных. Укажите номер предложения. Ответ впишите в оценочный лист.

1)Бульканье воды под копытами и хорканье становилось все громче, все слышнее, и Арсин, еще не видя оленей, понял, что на остров переправляется довольно большое стадо. 2) Чтобы убедиться в этом, он решил залезть наверх по лестнице, сооруженной для обзора окрестности еще тогда, когда строили с отцом избушку. 3)На две стоявших рядом лиственницы они набили с десяток прочных поперечин - получилось надежное сооружение, служившее исправно вот уже почти пять десятков лет… (по Р.Ругину)

Задание 4. Среди предложений найдите сложноподчиненное предложение с параллельным подчинением придаточных. Укажите номер предложения. Ответ впишите в оценочный лист.

1)Он не мог сказать, сколько времени тащился на отяжелевших камусах, куда шел. 2)Опомнился лишь на берегу широкого Мелексимского сора, километрах в двадцати от прежнего места.3)Поднял голову: солнце уже приближалось к полудню… (по Р.Ругину)

- Листы с проектами крепятся на доску. Один защищается у доски.

- Проводится проверка заданий по контрольному листу учителя и оценочным листам

- Подводятся итоги урока

Домашнее задание:

- выполнить упражнение или подобрать примеры предложений из произведений ямальских авторов для выполнения задания В 8

- подготовить грамматический рассказ по теме: «Виды соподчинения придаточных предложений»

Приложение.

Задание: определите вид подчинения придаточных предложений.

№ 1.

Тутья!..Тутья!.. Чернокосая красавица Тутья! Если бы знала она, как тоскует по ней один из членов рыболовецкой бригады, заброшенной в верховья дальнего сора, где на сто верст кругом нет ни души!

№ 2

Когда взошло солнце, Опунь еле-еле заставил себя подняться с нар. Ломило спину, плечи, икры ног, пальцы на руках казались деревянными. Хорошо, что он проснулся первым и никто не видел, как он сползает на пол, словно столетний дед.

№ 3

Размяв окоченевшие пальцы, Опунь снова полез в воду, на этот раз опустив руки до самых плеч. Сколько он провозился, затягивая прореху, Опунь не знал. Ему казалось, что возился он целую вечность и еще казалось, что промерз настолько, что до берега добраться. Но он все-таки зашил дыру!

№ 4

Вскочив, яростно дернул полуотворенную дверь, чуть не сорвав ее с кожаных петель. Когда он вошел в избушку, вид у него, наверное, был так безумен, что Ансем, приподнявшись на нарах, спросил испуганно…

№ 5

Всю сложенную на льду рыбу, Ансем тщательно укрыл еловым лапником, а сверху еще и снежком присыпал, чтобы не заветрила, чтобы не потеряла свои вкусовые качества.

№ 6

А вот он, Опунь, рассказал бы! Он нашел бы такие слова, что Тутье показалось бы, будто она сама здесь побывала…И почему только Ансем не послал его в поселок?

№ 7

Опунь словно воочию увидел, как они месили сбитыми в кровь ногами холодную глину, как пытались растереть друг другу занемевшие руки и спины, как падали вечером на нары от свинцовой усталости…Вспомнилось суровое лицо председателя Ай-Вани и его слова: «Наша рыба фронту нужна, ребята…»

(по Р.Ругину)

Библиография

  1. Ругин Р.П. Сорок Северных Ветров: Повести. - Том 1.- Екатеринбург. Сред.-Урал.кн.изд-во,1996

  2. Ругин Р.П. Волшебная земля: Легенды, сказки, повести, рассказы. - Том 3.- Екатеринбург:Сред.-Урал.кн.изд-во.1997

  3. Ярулова А.А. Структура занятий индивидуально - ориентированного обучения/журнал «Школьные технологии», 2005, № 1



© 2010-2022