Тематическое планирование 9 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

(9 класс)

1. Древнерусская литература. «Повесть временных лет» - 1ч.

2. Д.С.Лихачев. «Заметки о русском». Г.Ф.Турчанинов «Древние и средневековые памятники осетинского письма» - 2 ч.

3. «Не зная прошлого, нельзя понять настоящее…».

Урок русского языка.

Тема: «Сложноподчиненное предложение» - 1 ч.









УРОК 1

Тема: Древнерусская литература. «Повесть временных лет».

Цели урока: а) довести до учащихся мысль о самобытности и высоком идейном уровне культуры Древней Руси (на примере «Повести временных лет»);

б) продолжить формирование ценностного фонда личности;

Ход урока

Эпиграф (на доске)

Истоки настоящего в прошлом. Не зная прошлого, нельзя

понять настоящее. И чем быстрее устремляется челове-

чество вперед, тем чаще будут рассматриваться этапы

пройденного пути.

А.М.Горький

(Звучит музыка Д.Тухманова «Как прекрасен этот мир»)

1. Слово учителя

- С чего начинается Родина? (вопрос простой и одновременно сложный). «С картинки в твоем букваре…», с первого слова «мама»… Д.С.Лихачев, «последний из интеллигентов», утверждает: «…со знания истории и культуры своего народа». Вот ориентиры на пути, ведущем к «сокровищнице великих человеческих ценностей». Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, значит, он равнодушен к своей Родине. И как уместно обратиться к словам А.М.Горького (зачитать эпиграф).

Тема урока «Древнерусская литература. «Повесть временных лет» - величайший памятник культуры».

План лекции на доске. (План зачитывается. Задача учащихся - записать тезисы)

1. Что представляло собой древнерусское государство 11 - 12вв.?

2. Причины появления летописей.

3. «Повесть временных лет - великий памятник литературы Древней Руси.

4. Поэтика летописи.

5. Тематика.

6. Идейное значение.

Содержание лекции

1. Сообщение ученика «историка» (индивидуальное задание)

- Это было одно из сильнейших государств мира, прославленное достижениями в области градостроительства, зодчества, живописи, литературы. Вспомните из курса истории (учащиеся приводят примеры и демонстрируют иллюстрации).

Киев в 12 веке оставался центром Русской земли. Рядом с Киевом, Новгородом, Черниговым росли и крепли Полоцк, Смоленск, Туров, Галич, Москва. Особого развития в 12в достигло искусство слова. Большинство памятников не дожило (набеги, пожары), но то, что сохранилось, говорит о высокой литературной культуре. Появляются летописи.

NB! Словарь: Летопись - жизнеописание.

Учитель: До нас дошел Киевский летописный свод, созданный в Выдубиецком монастыре в честь киевского князя Рюрика Ростиславича. Он открывался «Повестью временных лет. Её создателем был киево-печерский монах Нестор (около 1113г.).

(Активизация)

2. Почему именно в этот период появляются летописи? Ваши версии? (учащиеся высказывают свои предположения).

Вывод: потребность развивающегося государственного самосознания способствовала появлению летописей. Нестор видит свою задачу в том, чтобы связать прошлое с настоящим: «…откуда есть пошла русская земля, кто в Киеве нача первые княжити и откуда Русская земля стал есть» (возвращаем ребят к песне «С чего начинается Родина?!»

3. Летописный свод - это сборник эпических преданий. О чем?

Выступления учащихся.

Первый ученик: Вот, например, что рассказывает летописец о полных драматизма последних днях язычества на Руси: «И стал Владимир княжить в Киеве один и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, затем Хорста, Дажь-бога, Стрибога… приносил им жертвы, называя богами… И осквернилась земля русская».

Летописец рассказывает об одном драматическом эпизоде. После удачного военного похода на племя ятвагов Владимир решил праздновать победу. Старцы: «Бросим жребий на отроков и девиц, на кого падет он, того и зарежем в жертву богам». Там жил варяг из Греческой земли и исповедовал христианскую веру. У него был красавец сын. Жребий пал на него.

«Не дам сына своего: если есть боги, то пусть пришлют одного из богов и возьмут моего сына».

Убили их. Летописец сокрушается: «Ведь были тогда люди невежды и нехристи».

Второй ученик: В «Повести временных лет» рассказывается и о мести княгини Ольги древлянам за убийство её мужа Игоря. Осадив древлянский город Искоростень, Ольга потребовала от горожан вместо дани по три голубя и три воробья.

(Активизация)

- А что было дальше? (учащиеся вспомнили, что по её приказу птицы были отпущены с привязанным к каждой из них зажженным трутом и, вернувшись, сожгли город).

Третий ученик: Эпические предания были тесно связаны с отечественной исторической действительностью. Таков рассказ о князе Олеге, прикрепившем щит на воротах Царь-града, о Святославе Игоревиче, который «войны многим творити…, глаголя « хочу на вы ити»

4. Учитель:

- Каковы же художественные особенности «Повести…»?

а) частые диалоги, прямая речь: Святослав перед битвой с византийцами «Да не посрамит земля Русские, но ляжем костьми, мёртвые бо срама не има…»

б) многожанровая структура: дружинно-эпические предания; записи устных исторических легенд; народно-сказочные повествования; пословицы, поговорки; библейские изречения, рассуждения, поучения; житие первых русских святых Бориса и Глеба (зачитать фрагменты). Написанная живым языком «Повесть…» была интересной и доступной книгой в Древней Руси.

5. Тематика. Главная? Тема Русской земли, её единства и могуществ. Далее - осуждение междуусобиц. Тема обороны Руси от половцев связывалась не только с протестом против междуусобных войн князей, но и с оценкой положения крестьян, страдавших от набегов внешних врагов.

6. - Каково же значение этого произведения? (обсуждение мнений учащихся)

ВЫВОД: широта политического и исторического кругозора, осознание родства славянских народов, понимание государственных интересов Киевской Руси, стремление осмыслить современность при сопоставлении с прошлым, высокий патриотический пафос - все эти особенности выделяют «повесть среди других литературных памятников».

- Какова же главная духовная ценность тех лет? (большая любовь к Родине)

- Вновь обратимся к эпиграфу урока. Что можно перенести из прошлого в настоящее? (любовь к Родине)

Д.С.Лихачев пишет: «…все, о чем я пишу, я стремлюсь связать с единой идеей любви к своей земле, к своей земле, к своей Земле…»

Звучит песня Д.Тухманова «Как прекрасен этот мир».

Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру «Прошлое и мы».













Уроки №2-3

Тема: «Истоки настоящего в прошлом» (А.М.Горький)

Д.С.Лихачев «Заметки о русском»

Г.Ф.Турчанинов «Древние и средневековые памятники осетинского народа».

Цели урока: а) познакомить учащихся с идейным содержанием публицистики

Д.С.Лихачева и Г.Ф.Турчанинова, довести до их сознания мысль о

неразрывной связи прошлого и настоящего;

б) развитие навыков составления реферата, конспектирования;

в) помочь учащимся найти ценностные ориентиры.

ХОД УРОКА

(Эмоциональный настрой) Звучат экспрессивные, звучные, откровенно смелые аккорды рок-группы «Черный кофе» (песня «Деревянные избы России»)

Учитель: - Какое чувство определяет общий смысл песни?

(боль, озабоченность за судьбу памятников истории)

- Какие слова особенно вас взволновали?

(Подойди к ним, о чем-то спроси,

Есть у них ведь и сердце, и нервы…)

- О прошлом можно говорить по-разному: спокойной льющейся мелодией песни «С чего начинается Родина?» А можно и так: напористо, нервно - «рок» ведь! Это настоящее. А боль - за прошлое.

1. Проверка домашнего И любовь - к прошлому. Прошлое и мы. Вам слово.

задания (учащиеся зачитывают свои миниатюры «Прошлое и мы». При

необходимости - рецензироваие)

- «Повесть временных лет» - великое прошлое нашей Родины. Как

оно соотносится с настоящим?

- Главные духовные ценности тех лет?

(через тематику, проблематику, поэтику - к общей мысли о главной

ценности века 21 - о любви к Родине).

2. Переход к теме урока. - Д.С.Лихачев утверждает, что «…Уважение к минувшему - вот черта, отличающая образованность от дикости…».

С позиций настоящего о прошлом - великий ученый, великий человек - Д.С.Лихачев.

Тема: Д.С.Лихачев. «Заметки о русском»

Цель: познакомиться с идейным содержанием книги.

Итак, слово о Д.С.Лихачеве (сообщение ученика)

Учитель (лекция). Вариант №1 - чтение отдельных статей и комментирование

Вариант №2 - работа по группам - чтение отдельных статей, обсуждение, составление тезисов, выявление идеи.

Затем по одному представителю от каждой группы выступают перед аудиторией. Остальные учащиеся делают необходимые записи в тетрадях.

Главы: 1. «Природа, родник, родина, просто доброта».

2. Природа и доброта.

3. Русская природа и русский характер.

4. Природа России и Пушкин.

5. Национальный идеал и национальная действительность.

Учитель: - Какова общая мысль «Заметок…»? (запись в тетради: «Гордость за прошлое - идея «Заметок о русском» Д.С.Лихачева). Очевидно, такая идея заложена в основе фундаментального труда другого ученого

Г.Ф.Турчанинова «Древние и средневековые памятники осетинского народа».

Слово докладчику. (Докладчик - ученик проводит презентацию книги, затем сообщает план выступления, знакомит с содержанием отдельных глав (по принципу, это интересно), по ходу задает вопросы учащимся)

Закрепление

- Что ценного при изучении темы урока вы приобрели? (гордость за прошлое своей Родины)

Р/Р. Работа в тетрадях.

- Запишите главный вывод по уроку. Прокомментируйте его.

(привожу фрагмент из миниатюры ученицы «Я люблю и горжусь своей маленькой родиной. И тут уж нельзя не вспомнить поистине великие слова Казбека Челехсаты: «…Я горжусь тем, что принадлежу к народу, который называет себя - «ирон», а свою родину - Иристон).

Словарная работа. Национальное самосознание (не путать!национализм!)

Домашнее задание: подготовить сообщение об истоках своей фамилии (архив,

семейный альбом и т.д.).











УРОК №4 РУССКИЙ ЯЗЫК

Тема: Сложноподчиненное предложение.

Цели: обеспечить в ходе урока:

а) закрепление знаний о сложноподчиненном предложении (его строение, роль в речи);

б) развитие навыков употребления предложений данного типа в речи;

в) совершенствование пунктуационных навыков;

г) формирование ценностного фонда учащихся;

ХОД УРОКА

1. Опрос.

а) индивидуально: устное сочинение на грамматическую тему ( в помощь - таблица)

б) все: синтаксический разбор предложения (по вариантам)

1-ый вариант:

Все прекрасное на земле от солнца, а все хорошее - от человека.

2-ой вариант:

Земля благодарит земледельца урожаем, потому что он трудится на ней.

1. Словарная работа. - Комментарий (пояснение тех или иных мыслей)

Ваш комментарий к словам Д.С.Лихачева: «Если человек не

любит хотя бы изредка рассматривать старые фотографии своих

родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который

они растили… значит, он не любит их».

Грамматическое задание: использовать в речи сложноподчиненные предложения.

Учитель:

- Согласны ли вы с таким комментарием? Убедительны ли аргументы выступающих?

- Какие предложения помогают строить ответ аргументировано?

- Какие подчинительные союзы были употреблены?

Общий вывод о роли сложноподчиненных предложений в речи (помогают быть более убедительными, последовательными)

3. Углубление знаний и - Сегодня мы продолжим знакомство со сложноподчиненными

закрепление. предложениями. А в дорогу по стране жизни и знаний возьмем

слова А.М.Горького «Не зная прошлого, нельзя понять

настоящее».

Сегодня великий праздник - День рождения К.Л.Хетагурова. И это тоже не

только наше прошлое, но и настоящее.

Когда б на струнах звонкой лиры

Умел искусно я играть,

Огнем пылающей сатиры

Сердца я стал бы прожигать.

(«Владикавказ»)

Разбор предложения (грамматические основы, главное и придаточные предложения; способ соединения частей предложения; составление схемы)

(Когда…), [ глаг… ].

Невозможно творить, если нет у тебя силы творческой

(«Другу»)

- Где может находиться придаточное предложение по отношению к главному?

Далее - работа по таблице (выводы)

ТРЕНИРОВКА

- Чье творчество, на ваш взгляд, близко музе Коста? (Н.А.Некрасова)

1. Синтаксический разбор предложения

Он видит, как поле отец удобряет,

Как в рыхлую землю бросает зерно,

Как поле потом зеленеть начинает

Как колос растет, наливаясь зерном.

2. Ответить на вопросы, употребив сложноподчиненные предложения.

а) Чем было вызвано безумие Гамлета?

(тем, что таким способом он мог открыто высказывать свои мысли)

б) Почему эпоха Возрождения порывает с религиозным мистицизмом?

(потому что проповедует идеи гуманизма)

в) [ ] , поэтому Чайльд Гарольд отправляется в путешествие.

(литература эпохи Возрождения, произведения Шекспира, Байрона - это все великое прошлое, без которого нет настоящего)

САМОСТОЯТЕЛЬНО

Разбор предложения

Все, о чем я пишу, я стремлюсь связать с единой идеей любви к своей земле, к своей земле, к своей Земле.

Проверка по контрольному ответу ученика (место придаточного предложения). Схема. (Кто быстрей?)

[ , ( ), ]

Закрепление

- Воспроизведите основные теоретические тезисы урока.

- А какова, на ваш взгляд, главная мысль урока? Каков ваш жизненный вывод?

Домашнее задание. Выписать 6 сложноподчиненных предложений из «Заметок о

русском» Д.С.Лихачева. Составить схемы.







© 2010-2022