Внеклассное мероприятие Осенние календарные праздники

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеклассное мероприятие по русской литературе в 7 классе.

Осенние обрядовые праздники на Руси.


Цели проведения:

1. Знакомство учащихся с традиционными осенними праздниками русского народа, их историей, правилами проведения.

2. Воспитание у учащихся уважение к русской культуре, духовности, патриотизма, возрождение народных традиций.

3. Развитие у учащихся творческих способностей, артистизма.

Оформление: презентация Power Point.

Ход мероприятия.

1 Ведущий.

Добрый день, дорогие друзья! Добрый день гости нашего мероприятия!

2 Ведущий.

Сегодня мы с вами узнаем, как и какие праздники отмечали наши предки. Какими обрядами, песнями и танцами сопровождались эти обряды.

1 Ведущий.

Календарные праздники и обрядность - одна из древнейших форм духовной культуры славян, которая составляет богатейшие народные традиции. Их основой изначально был принцип трудолюбия, как важнейшее средство борьбы наших предков за свое существование, и одновременно познание ими природных явлений.

2 Ведущий.

Народный самобытный опыт в определенной степени основывался на использовании эмпирических народных знаний. По народному мировоззрению, человек был неотделим от природы. Выработанные и отшлифованные веками обычаи, традиции и обряды помогали человеку стать творцом своей жизни, в гармоничном единстве с земной природой и космосом.

Ученицы 7 класса, обряженные в белые одежды исполняют танец жниц.

1 Ведущий.

1 сентября - первый день осени. Это праздник на Руси именовался Симеон Столпник, Семён-летопроводец или осенины.

2 Ведущий.

Святой Симеон - Покровитель 1 сентября как бы провожает самое теплое, благоприятное время года (лето) и вводит в новый годовой круг. Слово «лето» в древнерусском языке имело значение «год», что сохранилось в словах «летописец», «летопись», а также в привычных выражениях типа «сколько лет, сколько зим» и в отсчете времени, возраста: «двадцать лет», хотя «двадцать три года».

1 Ведущий.

В приметах, которых приурочено ко дню Семёна-летопроводца великое множество, главное внимание уделяется прогнозу на будущее - ближнее и далекое. Важный первый день, по представлениям крестьян, указывает на характер года и его сезонов, на количество и качество урожая, на плодовитость скота, предопределяет поведение и судьбы людей.

(Выходят дети из младших классов русских народных костюмах, называют приметы)

1. Если на Семён-день теплая погода, то вся зима будет теплая.

2. На Семён-день ветер дует из южного края - будет зима гнилая или теплая.

3. Если на Семён-день ветер из-под солнца, зимой ветры будут дуть с севера.

4. На Семёна ясно - осень ведренная.

5. На Семёновы осенины много тенетника - осень долгая да ясная.

6. Крестьяне наблюдали за поведением животных, птиц и пресмыкающихся, пытаясь предугадать погоду и характер осенне-зимней поры.

7. После Семена журавли отлетают в теплые края.

8. На Семён-день ужи выходят на берег, ходят по лугам на три версты.

9. Если гуси улетают на Сёмен-день, жди ранней зимы.

2 Ведущий.

Наступающая осень все сильнее напоминает о себе. Обычными становятся холодные вечера и ночи, хотя днем солнышко еще пригревает. В народе об этих погодных контрастах говорят: В Семён-день с головней на постать (на полосу, в поле) ходи, имея в виду и заметное похолодание, и ранние сумерки (еще немного, и настанет осеннее равноденствие, день сравняется с ночью).

1 Ведущий.

Хвалились бабы да бабьим летом на Семен-день, а того бабы не ведали, что на дворе сентябрь. Популярная приговорка отмечает те же погодные признаки и напоминает о любимом и с нетерпением ожидаемом периоде - бабьем лете.

2 Ведущий.

Обычно в сентябре (часто именно в пределах между Семеновым днем и Рождеством Богородицы) выпадает несколько теплых солнечных дней, как будто лето возвращается на короткое время и солнце в последний раз теплыми лучами согревает людей, прощаясь с ними до самой весны. Бабье лето, если оно действительно имело место, считали своеобразным подарком бабам, благодарностью Природы женщинам-жницам за их тяжелый труд, за вовремя и справно завершенную хлебную страду.

1 Ведущий.

К распространенным обычаям, связанным с днем Семёна-летопроводца, относятся «похороны мух и тараканов». Таким способом старались избавиться от этих насекомых, выгнать их из жилых помещений.

Убьешь муху до Семёна-дня - народится семь мух; убьешь после Семёна-дня - умрет семь мух.

2 Ведущий.

В Тамбовской губернии, например, блох, тараканов и прочих домашних насекомых в Семён-день зарывали в землю, веря, если похоронишь - меньше будет. В иных местах это принимало вид настоящего обрядового действа, которое когда-то, может быть, и было серьезным, но уже в XIX веке воспринималось как «потешный» обычай.

(Выходят участники обряда - дети)

Мальчик.

Похороны устраивают девушки, для чего вырезывают из репы, брюквы или моркови маленькие гробики.

(Выходят девочки с «гробиками» из овощей)

В эти гробики сажают горсть пойманных мух, закрывают их и с шутливой торжественностью (а иногда с плачем и причитаниями) выносят из избы, чтобы предать земле. При этом во время выноса кто-нибудь должен гнать мух из избы "рукотерником" (полотенцем) и приговаривать

1 Девочка.

"Муха по мухе, летите мух хоронить".

2 Девочка.

"Мухи вы мухи, Комаровы подруги, пора умирать. Муха муху ешь, а последняя сама себя съешь"».

Мальчик.

Такой потешный обряд сопровождался специальными шуточными песнями.

Девочки вместе (поют).

Таракан дрова рубил,

Комар водушку носил,

В грязи ножку увязил.

Вошка парилася да ударилася

Ненароком - Правым боком:

Ребро вывихнула.

Клопы подымали, живот надорвали.

1 Ведущий.

23 сентября (10 сентября) Петр и Павел - рябинники

Из всех святых, поминаемых в этот день Церковью, народный календарь остановил свое внимание на двух святителях - епископах Петре и Павле, живших и пострадавших в византийском городе Никея в IX веке. Соименные глубоко почитаемым святым апостолам Петру и Павлу, они и воспринимались «в свет их славы, получив в народе название «Малые Петро-Павлы».

2 Ведущий.

В эту пору, когда обычно прошли первые утренние заморозки, рябина становится сладкой. Срывали ягоды рябины и кистями вешали под крышу. Часть рябины предусмотрительно оставляли на кусту - дроздам-рябинникам, снегирям-краснозобам и всякой другой птице.

Если рябины в лесу много - осень дождливая, если же мало - сухая. Как рябины много уродилось, то сыра осень будет, а как нет, то суха осень живет.

Большой урожай рябины - к морозной и долгой зиме.

(Выходят исполнители частушек - дети).

1.Пойду в сад, пообломаю

Красную рябинушку.

Завлеку - гулять не буду,

Пусть походит зимушку.

2.Не от солнышка рябина

Кисти принавесила.

Не от радости девчонка

Голову спровесила.

3. Ты рябинушка, Раскудрявая!

Ты когда взошла, Когда выросла?

4. Я весной взошла, Летом выросла,

По зорям цвела, Солнцем вызрела.

5. Под тобою ли, Под рябиною,

Там не цвет цветет,

Не огонь горит,-

Там горит сердцо

Молодецкое,

Молодецкое,

Атаманское

Об одной душе,

Душе-девице…

1 Ведущий.

По давней традиции, на Руси в день Воздвижения Креста Господня принято было воздвигать часовни, кресты. Это считалось особенно угодным Богу. Придорожные обетные кресты ставились в благодарность за избавление от какой-либо беды, напасти. В обычае было воздвигать (поднимать) в праздник Воздвижения и кресты на новостроящихся храмах. В некоторых местностях ежегодно совершались на Воздвижение крестные ходы вокруг сел и деревень, что, по народному представлению, ограждало население от всякого лиха на весь круглый год.

2 Ведущий.

Воздвиженье - постный праздник. Воздвиженье - приход капустников, капустниц, капустенских вечеров (которые длятся две недели). С этой поры начинается у крестьянок одна из самых важных осенних работ - рубка капусты, заготовка ее на зиму. По случаю начала рубки капусты молодежь устраивала вечеринки, которые назывались капустниками, капустинскими вечерами, капустками. Девичьи вечеринки - капустницы - справлялись не только в деревнях, ной в городах.

(Группа девушек в народных костюмах выходят на сцену с велками капусты, приговаривая - припевая).

Вейся ли, вейся, капуста,

Вейся ли, вейся, белая!

Во саду ли во зеленом

Гуляй, душечка родная.

Как вечор на капусту,

Как вечор на белую

Частый дождик поливал.

В кругу молодец гуляет,

Себе пару выбирает:

Лизавету - по совету,

А Настасью - по согласью.

Я Аленушку люблю,

Шелковый платок куплю, -

Сто рублей заплачу.

Сто рублей нам нипочем!

Гуляй, девка, с молодцом.

Девичьи вечеринки - капустницы - справлялись не только в деревнях, но и в городах.

1 Ведущий.

Покров - один из самых почитаемых праздников и важная дата православного календаря.

Русская Церковь вспоминает в этот день о чуде, свершившемся в 910 году во Влахернском храме Константинополя, когда городу угрожала опасность от войска сарацинов. Во время всенощного бдения святой Андрей Юродивый и ученик его Епифаний узрели молящуюся Богоматерь, парящую в воздухе над прихожанами и рас­простершую над ними свой омофор (головное покрывало). Вдохновленные чудесным видением жители Византии изгнали врагов.

2 Ведущий.

Покров в сознании земледельца - начало нового месяца, нового сезона и, что гораздо важнее, - граница между теплой и холодной половинами года, между временем работы на земле ради урожая (пахота, сев, прополка, жатва, уборка огородных культур, заготовка ягод, грибов, орехов и т. д.) и временем потребления урожая. С Покрова менялся образ жизни, поведение, внешний вид, состояние, как людей, так и природы во всем ее разнообразии. Россияне не сомневались, что именно Покров должен окончательно заменить зеленый наряд земли белым (покрыть снегом), прикрыть наготу полей и лесов снежным покровом; что день Покрова заставляет журавлей улетать в теплые края, белок - линять, приспосабливаясь к зимним условиям, что в эту пору залегают в берлогу медведи и засыпают пчелы.

1 Ведущий.

Девушки старались провести праздник Покрова весело, так как считалось, что "если Покров весело проведешь, дружка милого найдешь". В этот день они не работали, одевались в нарядную одежду, собирались в специально снятом для этого доме, танцевали: "барыню", "восьмерку", "русскую", "кадриль", "польку" и др.; пели песни.

(Группа детей исполняет танец «Полька»).

2 Ведущий.

Календарная поэзия русского народа выявляется как искусство, отражающее трудовой опыт крестьянства, его житейские нужды и заботы и порождаемое трудом понимание красот родной земли, любовь к природе, воспевание ее.

1 Ведущий.

Сейчас, как никогда, растет интерес к обрядам и обычаям русского народа, к христианским и истинно народным праздникам, к играм и песням наших предков. Обращаясь к народным традициям, сохраняя и возрождая их для новой жизни, мы усваиваем старые, но мудрые истины, устанавливаем связь между культурой прошлого и настоящего.

2 Ведущий.

Спасибо всем за участие. До новых встреч.


Список использованной литературы.

1. kiev-tamada.com.ua/article/text/129-history-holidays/159-calendar-holidays-and-ceremonies-in-russia.html

2. rodina-portal.ru/articles/details/id/83

3. museum.sastasoft.spb.ru/section62/2092/2091/4301.htm

4. cultinfo.ru/arts/folk/demo/books/cerep_99/therep99_kalendar6.htm

5. vevivi.ru/best/Kalendarnye-prazdniki-i-obryady-na-Rusi-ref183233.html

6. bibliofond.ru/view.aspx?id=453256

7. colombina.ru/russkoe-narodnoe-tvorchestvo/osennie-obryadi.html


© 2010-2022