- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Внеклассное мероприятие Осенние календарные праздники
Внеклассное мероприятие Осенние календарные праздники
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Фокина О.С. |
Дата | 05.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Внеклассное мероприятие по русской литературе в 7 классе.
Осенние обрядовые праздники на Руси.
Цели проведения:
1. Знакомство учащихся с традиционными осенними праздниками русского народа, их историей, правилами проведения.
2. Воспитание у учащихся уважение к русской культуре, духовности, патриотизма, возрождение народных традиций.
3. Развитие у учащихся творческих способностей, артистизма.
Оформление: презентация Power Point.
Ход мероприятия.
1 Ведущий.
Добрый день, дорогие друзья! Добрый день гости нашего мероприятия!
2 Ведущий.
Сегодня мы с вами узнаем, как и какие праздники отмечали наши предки. Какими обрядами, песнями и танцами сопровождались эти обряды.
1 Ведущий.
Календарные праздники и обрядность - одна из древнейших форм духовной культуры славян, которая составляет богатейшие народные традиции. Их основой изначально был принцип трудолюбия, как важнейшее средство борьбы наших предков за свое существование, и одновременно познание ими природных явлений.
2 Ведущий.
Народный самобытный опыт в определенной степени основывался на использовании эмпирических народных знаний. По народному мировоззрению, человек был неотделим от природы. Выработанные и отшлифованные веками обычаи, традиции и обряды помогали человеку стать творцом своей жизни, в гармоничном единстве с земной природой и космосом.
Ученицы 7 класса, обряженные в белые одежды исполняют танец жниц.
1 Ведущий.
1 сентября - первый день осени. Это праздник на Руси именовался Симеон Столпник, Семён-летопроводец или осенины.
2 Ведущий.
Святой Симеон - Покровитель 1 сентября как бы провожает самое теплое, благоприятное время года (лето) и вводит в новый годовой круг. Слово «лето» в древнерусском языке имело значение «год», что сохранилось в словах «летописец», «летопись», а также в привычных выражениях типа «сколько лет, сколько зим» и в отсчете времени, возраста: «двадцать лет», хотя «двадцать три года».
1 Ведущий.
В приметах, которых приурочено ко дню Семёна-летопроводца великое множество, главное внимание уделяется прогнозу на будущее - ближнее и далекое. Важный первый день, по представлениям крестьян, указывает на характер года и его сезонов, на количество и качество урожая, на плодовитость скота, предопределяет поведение и судьбы людей.
(Выходят дети из младших классов русских народных костюмах, называют приметы)
1. Если на Семён-день теплая погода, то вся зима будет теплая.
2. На Семён-день ветер дует из южного края - будет зима гнилая или теплая.
3. Если на Семён-день ветер из-под солнца, зимой ветры будут дуть с севера.
4. На Семёна ясно - осень ведренная.
5. На Семёновы осенины много тенетника - осень долгая да ясная.
6. Крестьяне наблюдали за поведением животных, птиц и пресмыкающихся, пытаясь предугадать погоду и характер осенне-зимней поры.
7. После Семена журавли отлетают в теплые края.
8. На Семён-день ужи выходят на берег, ходят по лугам на три версты.
9. Если гуси улетают на Сёмен-день, жди ранней зимы.
2 Ведущий.
Наступающая осень все сильнее напоминает о себе. Обычными становятся холодные вечера и ночи, хотя днем солнышко еще пригревает. В народе об этих погодных контрастах говорят: В Семён-день с головней на постать (на полосу, в поле) ходи, имея в виду и заметное похолодание, и ранние сумерки (еще немного, и настанет осеннее равноденствие, день сравняется с ночью).
1 Ведущий.
Хвалились бабы да бабьим летом на Семен-день, а того бабы не ведали, что на дворе сентябрь. Популярная приговорка отмечает те же погодные признаки и напоминает о любимом и с нетерпением ожидаемом периоде - бабьем лете.
2 Ведущий.
Обычно в сентябре (часто именно в пределах между Семеновым днем и Рождеством Богородицы) выпадает несколько теплых солнечных дней, как будто лето возвращается на короткое время и солнце в последний раз теплыми лучами согревает людей, прощаясь с ними до самой весны. Бабье лето, если оно действительно имело место, считали своеобразным подарком бабам, благодарностью Природы женщинам-жницам за их тяжелый труд, за вовремя и справно завершенную хлебную страду.
1 Ведущий.
К распространенным обычаям, связанным с днем Семёна-летопроводца, относятся «похороны мух и тараканов». Таким способом старались избавиться от этих насекомых, выгнать их из жилых помещений.
Убьешь муху до Семёна-дня - народится семь мух; убьешь после Семёна-дня - умрет семь мух.
2 Ведущий.
В Тамбовской губернии, например, блох, тараканов и прочих домашних насекомых в Семён-день зарывали в землю, веря, если похоронишь - меньше будет. В иных местах это принимало вид настоящего обрядового действа, которое когда-то, может быть, и было серьезным, но уже в XIX веке воспринималось как «потешный» обычай.
(Выходят участники обряда - дети)
Мальчик.
Похороны устраивают девушки, для чего вырезывают из репы, брюквы или моркови маленькие гробики.
(Выходят девочки с «гробиками» из овощей)
В эти гробики сажают горсть пойманных мух, закрывают их и с шутливой торжественностью (а иногда с плачем и причитаниями) выносят из избы, чтобы предать земле. При этом во время выноса кто-нибудь должен гнать мух из избы "рукотерником" (полотенцем) и приговаривать
1 Девочка.
"Муха по мухе, летите мух хоронить".
2 Девочка.
"Мухи вы мухи, Комаровы подруги, пора умирать. Муха муху ешь, а последняя сама себя съешь"».
Мальчик.
Такой потешный обряд сопровождался специальными шуточными песнями.
Девочки вместе (поют).
Таракан дрова рубил,
Комар водушку носил,
В грязи ножку увязил.
Вошка парилася да ударилася
Ненароком - Правым боком:
Ребро вывихнула.
Клопы подымали, живот надорвали.
1 Ведущий.
23 сентября (10 сентября) Петр и Павел - рябинники
Из всех святых, поминаемых в этот день Церковью, народный календарь остановил свое внимание на двух святителях - епископах Петре и Павле, живших и пострадавших в византийском городе Никея в IX веке. Соименные глубоко почитаемым святым апостолам Петру и Павлу, они и воспринимались «в свет их славы, получив в народе название «Малые Петро-Павлы».
2 Ведущий.
В эту пору, когда обычно прошли первые утренние заморозки, рябина становится сладкой. Срывали ягоды рябины и кистями вешали под крышу. Часть рябины предусмотрительно оставляли на кусту - дроздам-рябинникам, снегирям-краснозобам и всякой другой птице.
Если рябины в лесу много - осень дождливая, если же мало - сухая. Как рябины много уродилось, то сыра осень будет, а как нет, то суха осень живет.
Большой урожай рябины - к морозной и долгой зиме.
(Выходят исполнители частушек - дети).
1.Пойду в сад, пообломаю
Красную рябинушку.
Завлеку - гулять не буду,
Пусть походит зимушку.
2.Не от солнышка рябина
Кисти принавесила.
Не от радости девчонка
Голову спровесила.
3. Ты рябинушка, Раскудрявая!
Ты когда взошла, Когда выросла?
4. Я весной взошла, Летом выросла,
По зорям цвела, Солнцем вызрела.
5. Под тобою ли, Под рябиною,
Там не цвет цветет,
Не огонь горит,-
Там горит сердцо
Молодецкое,
Молодецкое,
Атаманское
Об одной душе,
Душе-девице…
1 Ведущий.
По давней традиции, на Руси в день Воздвижения Креста Господня принято было воздвигать часовни, кресты. Это считалось особенно угодным Богу. Придорожные обетные кресты ставились в благодарность за избавление от какой-либо беды, напасти. В обычае было воздвигать (поднимать) в праздник Воздвижения и кресты на новостроящихся храмах. В некоторых местностях ежегодно совершались на Воздвижение крестные ходы вокруг сел и деревень, что, по народному представлению, ограждало население от всякого лиха на весь круглый год.
2 Ведущий.
Воздвиженье - постный праздник. Воздвиженье - приход капустников, капустниц, капустенских вечеров (которые длятся две недели). С этой поры начинается у крестьянок одна из самых важных осенних работ - рубка капусты, заготовка ее на зиму. По случаю начала рубки капусты молодежь устраивала вечеринки, которые назывались капустниками, капустинскими вечерами, капустками. Девичьи вечеринки - капустницы - справлялись не только в деревнях, ной в городах.
(Группа девушек в народных костюмах выходят на сцену с велками капусты, приговаривая - припевая).
Вейся ли, вейся, капуста,
Вейся ли, вейся, белая!
Во саду ли во зеленом
Гуляй, душечка родная.
Как вечор на капусту,
Как вечор на белую
Частый дождик поливал.
В кругу молодец гуляет,
Себе пару выбирает:
Лизавету - по совету,
А Настасью - по согласью.
Я Аленушку люблю,
Шелковый платок куплю, -
Сто рублей заплачу.
Сто рублей нам нипочем!
Гуляй, девка, с молодцом.
Девичьи вечеринки - капустницы - справлялись не только в деревнях, но и в городах.
1 Ведущий.
Покров - один из самых почитаемых праздников и важная дата православного календаря.
Русская Церковь вспоминает в этот день о чуде, свершившемся в 910 году во Влахернском храме Константинополя, когда городу угрожала опасность от войска сарацинов. Во время всенощного бдения святой Андрей Юродивый и ученик его Епифаний узрели молящуюся Богоматерь, парящую в воздухе над прихожанами и распростершую над ними свой омофор (головное покрывало). Вдохновленные чудесным видением жители Византии изгнали врагов.
2 Ведущий.
Покров в сознании земледельца - начало нового месяца, нового сезона и, что гораздо важнее, - граница между теплой и холодной половинами года, между временем работы на земле ради урожая (пахота, сев, прополка, жатва, уборка огородных культур, заготовка ягод, грибов, орехов и т. д.) и временем потребления урожая. С Покрова менялся образ жизни, поведение, внешний вид, состояние, как людей, так и природы во всем ее разнообразии. Россияне не сомневались, что именно Покров должен окончательно заменить зеленый наряд земли белым (покрыть снегом), прикрыть наготу полей и лесов снежным покровом; что день Покрова заставляет журавлей улетать в теплые края, белок - линять, приспосабливаясь к зимним условиям, что в эту пору залегают в берлогу медведи и засыпают пчелы.
1 Ведущий.
Девушки старались провести праздник Покрова весело, так как считалось, что "если Покров весело проведешь, дружка милого найдешь". В этот день они не работали, одевались в нарядную одежду, собирались в специально снятом для этого доме, танцевали: "барыню", "восьмерку", "русскую", "кадриль", "польку" и др.; пели песни.
(Группа детей исполняет танец «Полька»).
2 Ведущий.
Календарная поэзия русского народа выявляется как искусство, отражающее трудовой опыт крестьянства, его житейские нужды и заботы и порождаемое трудом понимание красот родной земли, любовь к природе, воспевание ее.
1 Ведущий.
Сейчас, как никогда, растет интерес к обрядам и обычаям русского народа, к христианским и истинно народным праздникам, к играм и песням наших предков. Обращаясь к народным традициям, сохраняя и возрождая их для новой жизни, мы усваиваем старые, но мудрые истины, устанавливаем связь между культурой прошлого и настоящего.
2 Ведущий.
Спасибо всем за участие. До новых встреч.
Список использованной литературы.
1. kiev-tamada.com.ua/article/text/129-history-holidays/159-calendar-holidays-and-ceremonies-in-russia.html
2. rodina-portal.ru/articles/details/id/83
3. museum.sastasoft.spb.ru/section62/2092/2091/4301.htm
4. cultinfo.ru/arts/folk/demo/books/cerep_99/therep99_kalendar6.htm
5. vevivi.ru/best/Kalendarnye-prazdniki-i-obryady-na-Rusi-ref183233.html
6. bibliofond.ru/view.aspx?id=453256
7. colombina.ru/russkoe-narodnoe-tvorchestvo/osennie-obryadi.html