Открытый урок по русскому языку Синонимы

Дата: Класс: 5 Тема: Синонимы Цель: ученики могут объединять слова в синонимические ряды Критерии обучения: Я могу объединять слова в синонимические ряды Я могу выделять доминанту в синонимическом ряду Я могу составлять связный текст на заданную тему с использованием синонимов ХОД УРОКА: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ НАСТРОЙ Игра на сотрудничество: "Песенка по кругу" Деление на группы с помощью карточек с предложениями, в которых используются слова с прямым и переносным значением.   «ПЕСЕНКА ПО КРУГУ» Ведущий... РАСПОЛОЖИТЕ СИНОНИМЫ ТАК, ЧТОБЫ ДЕЙСТВИЕ УСИЛИВАЛОСЬ: ПЛАКАТЬ, РЕВЕТЬ, РЫДАТЬ РАСПОЛОЖИТЕ СИНОНИМЫ ТАК, ЧТОБЫ ДЕЙСТВИЕ УМЕНЬШАЛОСЬ: БЕСИТЬСЯ, ЗЛИТЬСЯ, СЕРДИТЬСЯ       РАСПОЛОЖИТЕ СИНОНИМЫ ТАК, ЧОБЫ КРАКИ СТАНОВИЛИСЬ ЯРЧЕ: ЛИМОННЫЙ, ЖЕЛТЫЙ, ЗОЛОТИСТЫЙ      ПОДБЕРИТЕ СИНОНИМЫ К СЛЕДУЮЩИМ СЛОВАМ ГОСТЕПРИИМНО   ГРОМКО   ВЕСЕЛО   АККУРАТНО   ГРУСТНО   ВЛАЖНЫЙ   БОЛЬШОЙ   ИЗВЕСТНЫЙ   НЕХОРОШИЙ   ТЕМНЫЙ   БОЛЬШОЙ   ПОЛНЫЙ   ПОЖИЛОЙ   НЕИНТЕРЕСНЫЙ   СЛОВА ДЛЯ ВСТАВОК:, СЫРОЙ, ОГРОМНЫЙ, ЗНАМЕНИТЫЙ, ПЛОХОЙ, ЧЕРНЫЙ, ТОЛСТЫЙ, СТАРЫЙ, СКУЧНЫЙ, ОГЛУШИТЕЛЬНО, РАДОСТНО, ОПРЯТНО, ПЕЧАЛЬНО, ПЛОХОЙ, ЧЕРНЫЙ А теперь давайте, дети с вами поиграем: ИГРА-ЛОТО "СИНОНИМЫ"   «Ступени» Цель: определить на каком уровне ученики выполняли задания, какой ступени соответствует их самооценка          
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дата:

Класс: 5

Тема: Синонимы

Цель: ученики могут объединять слова в синонимические ряды

Критерии обучения:

Я могу объединять слова в синонимические ряды

Я могу выделять доминанту в синонимическом ряду

Я могу составлять связный текст на заданную тему с использованием синонимов

ХОД УРОКА:

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ НАСТРОЙ

Игра на сотрудничество: "Песенка по кругу"

Деление на группы с помощью карточек с предложениями, в которых используются слова с прямым и переносным значением.

«ПЕСЕНКА ПО КРУГУ»

Ведущий выбирает вместе с участниками знакомую всем детскую песню. Затем по кругу каждый поет свою строчку. Последний куплет поют все хором

СОЛНЕЧНЫЙ КРУГ

СОЗДАНИЕ СИНКВЕЙНА

на тему "человек"

УСВОЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Мотивация.

К первому рисунку подберите имена прилагательные, которые передавали бы настроение этого человечка. (веселый, радостный, счастливый) А этого человечка? (печальный, грустный, несчастный)

-Подберите имена существительные -ко второму рисунку, которые бы рассказали , что случилось у этого человечка ( горе, беда, несчастье)

Открытый урок по русскому языку СинонимыОткрытый урок по русскому языку Синонимы

Скажите, кто из вас оказался прав? Да, все слова, которые вы подобрали к рисункам правильные. А знаете как называются такие слова?

РАБОТА С ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ СЛАЙДЫ 1-11 акцентировать внимание детей на выделенных словах-приятелях. Познакомить с понятием "синонимы"

Давайте поиграем со словами-приятелями

РАБОТА С ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ СЛАЙДЫ 12

- Ребята, скажите, зачем нам нужны словари?

- На уроках мы с вами уже работали со многими словарями. А сегодня мы познакомимся с ещё одним словарем - словарем синонимов.

- Давайте откроем словарь синонимов и посмотрим, как он устроен.

- Найдите слово «ГРОМКИЙ»

- Прочитайте словарную статью. Слайд № 19

Учитель: Каждая словарная статья словаря синонимов состоит из нескольких примеров, образующих синонимический ряд, который начинается состержневого слова (его ещё называют доминантой) Оно является наиболее употребительным. В словаре синонимов стержневое слово стоит первым в синонимическом ряду.

Затем указывается значение, объединяющие слова в один ряд синонимов, и то, чем они различаются.

Заканчивается словарная статья примерами, иллюстрирующими употребление каждого из синонимов в художественной литературе.

-Найдите в словаре синонимов синонимический ряд и назовите стержневое слово.

-А теперь подумаем вместе, для чего же создан такой словарь? (Дает возможность обогатить нашу речь; для того, чтобы найти точное слово, показать богатство нашей речи.)

Найдите в данных отрывках слова- синонимы

1. Бураны, вьюги и метели,
Как много с ними канители,
Как много шума, толкотни,
Как надоели мне они! -
Так проворчал мороз угрюмый
И речку в лед сковал без шума.

2. Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мерзнет в жару.

3. Дуб дождя и ветра вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу страшно простудиться.
Ведь до поздней осени дуб стоит зеленый,
Значит, дуб выносливый, значит, закаленный.

(Посоветовавшись, каждая команда отвечает и защищает свой ответ).

- Почему вы решили, что это синонимы? (Обозначает одно и то же, но по-разному, является одной и той же частью речи).

- Какой частью речи являются синонимы в 1-й группе? Во второй? В третьей? (существительные, глаголы, прилагательные).

- Что сильнее - метель или буран?

- Чем отличаются метель, пурга, буран, вьюга как явление природы? (силою ветра)

- Какое слово еще можно поставить в этом синонимическом ряду? (пурга)

На доске: Загрустить - затужить, печаль, закручиниться, пригорюниться.

- Какое слово здесь лишнее? (лишнее печаль, т.к. синонимы являются одной и той же частью речи)

НАЙДИТЕ СИНОНИМЫ И СОЕДИНИТЕ ИХ СТРЕЛКАМИ

Огонь скакать
Шалун аккуратный
Чистый скакун
Конница азбука
Прыгать пламя
Конь кавалерия
Алфавит озорник

"СОПОСТАВЬТЕ СИНОНИМЫ"- ученики 1-й группы называют 5 слов, 2-я группа подбирают синоним к названному слову, затем меняются, 2-я группа называет 5 слов, а 1-я группа подбирает к нему синонимы.

Неразговорчивый бесплодный

Непрестанный безуспешный

Невнимательный беспрерывный

Ненормальный буйный

Неистовый ошибочный

Неплодотворный рассеянный

Неудачный молчаливый

Несложный простой

Несерьёзный легкомысленный

Неправильный безумный

ВОССТАНОВИТЕ АВТОРСКИЙ ТЕКСТ, ПОДОБРАВ К СЛОВУ В СКОБКАХ СИНОНИМ

1.

Золотистые копны соломы
На токах на колхозных лежат.
И ребята дорогой знакомой
На занятия в школу (торопятся).

(Исаковский)

2.

Я трудилась не напрасно
И запомню навсегда,
Хлеб вкуснее не от масла,
Хлеб вкуснее от (работы).

(Демьянова)

3.

Листья в поле пожелтели,
И кружатся, и летят,
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную (берегут).

РАБОТА С ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ СЛАЙДЫ 20-23

РАСПОЛОЖИТЕ СИНОНИМЫ ТАК, ЧТОБЫ ДЕЙСТВИЕ УСИЛИВАЛОСЬ:

ПЛАКАТЬ, РЕВЕТЬ, РЫДАТЬ

РАСПОЛОЖИТЕ СИНОНИМЫ ТАК, ЧТОБЫ ДЕЙСТВИЕ УМЕНЬШАЛОСЬ:

БЕСИТЬСЯ, ЗЛИТЬСЯ, СЕРДИТЬСЯ

РАСПОЛОЖИТЕ СИНОНИМЫ ТАК, ЧОБЫ КРАКИ СТАНОВИЛИСЬ ЯРЧЕ:

ЛИМОННЫЙ, ЖЕЛТЫЙ, ЗОЛОТИСТЫЙ



ПОДБЕРИТЕ СИНОНИМЫ К СЛЕДУЮЩИМ СЛОВАМ

ГОСТЕПРИИМНО

ГРОМКО

ВЕСЕЛО

АККУРАТНО

ГРУСТНО

ВЛАЖНЫЙ

БОЛЬШОЙ

ИЗВЕСТНЫЙ

НЕХОРОШИЙ

ТЕМНЫЙ

БОЛЬШОЙ

ПОЛНЫЙ

ПОЖИЛОЙ

НЕИНТЕРЕСНЫЙ

СЛОВА ДЛЯ ВСТАВОК:, СЫРОЙ, ОГРОМНЫЙ, ЗНАМЕНИТЫЙ, ПЛОХОЙ, ЧЕРНЫЙ, ТОЛСТЫЙ, СТАРЫЙ, СКУЧНЫЙ, ОГЛУШИТЕЛЬНО, РАДОСТНО, ОПРЯТНО, ПЕЧАЛЬНО, ПЛОХОЙ, ЧЕРНЫЙ

А теперь давайте, дети с вами поиграем:

ИГРА-ЛОТО "СИНОНИМЫ"

«Ступени»
Цель: определить на каком уровне ученики выполняли задания, какой ступени соответствует их самооценка



© 2010-2022