Контрольно-измерительные материалы по русскому языку

Данные контрольно-измерительные материалы предназначены для студентов 1-2 курсов разных специальностей топливно-энергетического колледжа. Всего 10 вариантов тестов и к каждому тесту даны ответы-ключи. Задания  А1-А7 и В1-В3-всего -10 заданий, как в ЕГЭ.По данным тестам можно за короткое время проверить знания и умения студентов по разным темам: по фонетике, орфографии, пунктуации, лексике, синтаксису, морфологии. Их можно использовать как проверочные работы или как административнную контрольную ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Вариант №1

А1.. Укажите значение слова КОРРЕКТИВА ( внести КОРРЕКТИВЫ)

1) вежливость

2) соотношение

3) ошибка

4) поправка

А2. В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная, проверяемая ударением?

1) елочные укр...шения, ск...кать на лошади, высокое загр...ждение

2) погл...щение влаги, бл...стательный успех, пос...деть от горя

3) зап...вать лекарство, прим...рять спорщиков, с..бака

4) прик...сновение, несг...раемый, м...тодика

А3. В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) нарвалА

2) нЕдуг

3) облегчИт

4) корЫсть

A4.В каком предложении вместо слова ВРАЖЕСКИЙ нужно употребить ВРАЖДЕБНЫЙ?

1) Вдали от окопа, в той стороне, куда направлен был ствол пулемета, валялись десятки ВРАЖЕСКИХ касок.

2) Я рассматривал фотоснимки, сделанные над ВРАЖЕСКОЙ территорией нашими самолетами.

3) Василий чувствовал себя совершенно одиноким в огромном ВРАЖЕСКОМ мире.

4) В воздухе беспрерывно гудели самолеты, охраняя колонны от ВРАЖЕСКИХ бомбардировщиков.

A5.Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) гораздо красивее

2) шестьюстами страницами

3) пять апельсин

4) опытные бухгалтеры

A6.Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Ухватившись рукой за ветку,

1) у меня появилась возможность подтянуть лодку.

2) не было учтено, что она сломается.

3) мной она была обломлена.

4) он подтянул лодку под куст орешника.

А7. В каком слове произносится звук [й] ([j])?

А) мёд

Б) поёт

В) зовёт

Г)поля

В1-В3. Прочитайте текст М.Пришвина "Рубиновый глаз" и выполните задания:

(1) Морозная тишина. (2) Вечереет. (3) Темнеют кусты неодетого леса, будто это сам лес собирает к ночи свои думы. (4) Через тьму кустов глядит солнце рубиновым глазом, через кусты этот красный глаз не больше человеческого.

В1. Из предложений 1-4 выпишите подчинительный союз.

В2. Из предложений 1-4 выпишите указательное местоимение.

В3. Выпишите из предложения слово, образованное приставочно-суффиксальным способом:

Изредка попадётся на глаза маленькая пустынная дрофа-красотка с пёстрым оперением и украшениями на голове. (М.Зверев)

Вариант №2

А1Какое слово состоит из приставки, корня и двух суффиксов

а) узнанный

б)рассматривая

в)довольство

Г)беспокойный

А2 В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) вызв..лить, выр..стающий, предст..вительный

2) вл..стелин, пок..рать, укр..титель

3) пок..ряющий, з..ря, провозгл..шать

4) упл..тняя (бетон), к..саться, к..мпаньон

А3.Какое из перечисленных слов имеет значение «серьёзно-сосредоточенный»?

а) глобальный

б)глубокомысленный

в)глумливый

г)задорный

А4.В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква Е?

А) в дальн_й дорог_, о строжайш_м предупреждени_

Б)в лучш_м случа_, о распустивш_мся цветочк_

В)в теперешн_м состояни_, о пролюбивш_мся геро_

Г)о впечатляющ_й мощ_, к развивш_йся молодёж_

A5.Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) Макушки берез, на которых только что лежал отсвет заката, обволакиваются густой пеленой ночи.

2) Мы разговорились, и я не заметил, как мы въехали в лес и стали спускаться под гору.

3) Он посмотрел на затянутыми поредевшими тучами небо и задумался.

4) Однажды, благодаря тихому ходу поезда, Вася явственно разглядел лицо молодого задумчивого человека.

А6 В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) оптОвый

2) пАртер

3) цЕпочка

4) укрЕпит

A7. Найдите существительные с Е в окончаниях:

1)о свекров..

2) в размышлени..

3) об Анастаси..

4) в лотере..

В1.В каком предложении НЕ (НИ) со словом пишется раздельно?

1) Эпитет - образное, (не)обычное определение.

2) Дон в месте переправы далеко (не)широкий, всего около сорока метров.

3) (Ни)кто в пьесе не соглашается с Чацким в том, что прислуживаться безнравственно.

4) (Не)кому задать вопросы, которые мучат Пьера после дуэли в Сокольниках.

В2.Какая часть речи (особая форма глагола) обозначает признак действия? Назовите ее.

В3.Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

1) Персональные компьютеры - это универсальные устройства для обработки информации.

2) Компьютер может обрабатывать только информацию, представленную в числовой форме.

3) Вся информация, предназначенная для долговременного пользования, хранится в файлах.

4) Информация в компьютере хранится в памяти или на различных носителях, например на гибких и жёстких дисках

Вариант №3

A1В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) красИвее

2) Агент

3) нАчав

4) тортЫ

А2.В каком слове произносится звук [й] ([j])?

А) мёд

Б)поёт

В) зовёт

Г)поля

A3. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

1) на...бавить, по...шутить, о...блеск

2) с...мпровизировать, вз...мать, без...тоговый

3) во...кликнуть, ра...шить, и..держки

4) пр...баутка, пр...дание (старины), пр...лежный

А4. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

1) бе...ценный, ра...фасовать, не...данный зачёт

2) видеос...ёмка, в...ются, ад...ютант

3) раз... грать, дез... нформировать, по...скать

4) пр...морский, пр...светлый, пр...следовать

А5. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) донельзЯ

2) взЯла

3) ходАтайство

4) нАверх

A6.Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) Ч. Айтматов как-то заметил, что бывают дни, когда всё ладится и жизнь прекрасна.

2) Пассажиры, пользующиеся пригородным транспортом и имеющие документы на право бесплатного проезда, оплачивают провоз каждого места багажа на общих основаниях.

3) Все, кто изучал труды Г.О. Винокура, знают о его исследованиях в области лингвопоэтики.

4) Благодаря таланта дирижёра удалось ощутить своеобразие музыки П.И. Чайковского.

A7 Укажите существительное,употребляемое в т.единственном числе:

1) белила

2) ворота

3) глаза

4) шашки

В1-В3Прочитайте текст М.Пришвина "Рубиновый глаз" и выполните задания:

(1) Морозная тишина. (2) Вечереет. (3) Темнеют кусты неодетого леса, будто это сам лес собирает к ночи свои думы. (4) Через тьму кустов глядит солнце рубиновым глазом, через кусты этот красный глаз не больше человеческого.

В1 Из предложений 1-4 выпишите причастие.

В2 Из предложений 1-4 выпишите существительное 3-го склонения

В3.Из предложений 1-4 выпишите безличный глагол

Вариант №4

А1.Укажите вариант ответа, где указаны все слова с пропущенной буквой И.

А) закач_вать

Б) вермишел_вый

В) клубоч_к

Г) замш..вый

А2. Буква З пишется в слове:

1)бе_честный

2) _добная булка

3) и_далека

4)не_держанный

А3. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

1) ди...позиция, и...толочь, во...двигнуть

2) из...бличать, поз...бытый, от...гнать

3) нев...ющийся, из...ясняться, об...ять

4) пр...евшийся, пр...крикнуть, пр...тязание

А4.В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

1) об...греватель, нед...печенный, н...испособнейший

2) пр...забавный, пр...вратник, пр...небрегать

3) ра...хаживать, бе...полезный, в...бодрить

4) с...ронизировать, из...сканный, от...гравшись

А5.В каком слове буква Ю дает 2 звука?

1)люстра

2) попью

3)землю

4)парашют

А6. Какая часть речи называет различные признаки предметов:

1) Существительное

2)Прилагательное

3) Числительное

4) Глагол

А7.Укажите имена существительные, имеющие форму только множественного числа:

1)ворота, ножницы,клещи

2) шашки, мука, бензин

3) кактус, ромашка,пальма

4) легкомыслие, соглашение, утверждение

В1.В каком предложении вместо слова ДРАМАТИЧЕСКИЕ нужно употребить слово ДРАМАТИЧНЫЙ?

А) В нашем клубе часто бывают ДРАМАТИЧЕСКИЕ постановки.

Б) ДРАМАТИЧЕСКИЕ события стали главным содержанием древнегреческой трагедии «Прометей прикованный».

В) В ДРАМАТИЧЕСКИЙ кружок я ходил в пятом классе.

Г) Его уныние и ДРАМАТИЧЕСКИЙ голос смутили слушателей своей серьёзностью.

В2.Укажите предложение, в котором НЕ нужно поставить запятую (знаки препинания не расставлены).

А)Блеснула молния и на мгновение осветила всё вокруг.

Б) Геологов не пугали ни тайга ни непроходимые болота.

В) Они косили быстро и споро и двигались с правого и левого его конца навстречу друг другу.

Г) Жёлтые изящные одуванчики были разбросаны по всему лугу

В3. Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ.

Я уселся поудобнее и глубже натянул плащ.(Е.Носов)

Вариант №5

А1.Определите глаголы на -ОВА-:

1)разверт..вать

2)переоборуд..вать

3)погляд..вать

4)спис…ть

А2.В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

1) р...ссыпать, пр...внук, р...зыскной

2) пр...зирать (труса), пр...наряженный (гость), пр...встать

3) бе...заботный, и...мучить, ни...вергнуть

4) контр...гра, пед...нститут, небез...звестный.

А3. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

1) без...ндукционный, меж...гровой, пред...дущий

2) пр...бинтовать, пр...морский, пр...дирчивость

3) по...цепленный, о...ключиться, по...крепить;

4) ра...сеять, и...рыхлить, бе...отрадность

А4.В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) дАвнишний

2) гналАсь

3) бАнты

4) запертА

А5.Какое слово состоит из приставки, корня и двух суффиксов?

А) беспокойный

Б)узнанный

В) рассматривая

Г) довольство

А6.Укажите вариант, в котором не нужно писать Ь

А)Как же я теперь буду обходит_ся без тебя?

Б)Тётка ходила около его ног, не понимая, отчего все так беспокоят_ся.

В) Тётка закрыла глаза, чтобы поскорее уснуть, так как она знала по опыту, что чем скорее уснёш_, тем скорее наступит утро.

Г) Представ_те теперь, что вы приходите в магазин и застаёте в нём воров.

А7.Назовите непарный по глухости-звонкости согласный:

1) [г ]

2) [ф ]

3) [б ]

4) [р ]

В1. Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

Трубач понимающе тявкнул густым, сочным баском, и в буфете зазвенела посуда. (Е.Носов)

В2. Из предложений 1 - 2 выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

(1) Я бросился на улицу, но, не добежав до ворот, вернулся. (2) Надо было срочно позвонить маме, а мамин телефон на работе был, как назло, занят.(В.Железников)

В3.Среди предложений 1-5 найдите определённо-личные предложения. Напишите их номера.

  1. Один день похож на другой. (2) Больничный распорядок неизменен. (3) О чём только не передумаешь от обхода до обхода врача. (4) Вспоминаются годы учёбы в ФЗУ. (5) Начинаешь перебирать в памяти события тех дней… (З.Сорокин)

Вариант №6

А1.Укажите предложение, в котором есть антонимы:

1)Я шел во двор, чувствуя себя чемпионом

2)Солнце светило, сияло изо всех сил.

3) Доброе слово дом построит, злое -дом разрушит

4) Наш попутчик рассказал грустную, поучительную историю

А2.Морфология изучает:

1) Значимые части слова и способы их образования.

2) Словарный состав языка

3) Соответствие между звуками

4) Части речи и их формы

А3.Определите слова, в которых происходит оглушение:

1) сбор,сбегать

2)сбить, сгоряча

3) сжечь, сжать

4)узкий, скользский

А4.В каком ряду в обоих случаях пропущена буква У:

1)щекоч..щий лицо ветер, звуки слыш..тся

2) стены руш..тся, движ..щаяся артиллерия

3) молнии блещ..т, колыш..щиеся ветки

4) листья держ..тся, трепещ..щие флаги

А5.Укажите слово, в котором на месте пропуска пишется И:

1.без..мянный

2)об..скать

3)без…скусный

4)пед..нститут

А6.Укажите звук всегда мягкий:

1)[х ]

2)[ш ]

3)[ ч]

4)[ ж]

А7.Укажите слова с Е после шипящих:

1)ш..ковая терапия

2)пуш..к

3) искаж..нное изображение

4) девч..нка

В1.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Дверь подъезда внезапно распахнулась (1) и на улицу выскочил крепкий молодой человек (2) который (3) если бы Алексей не успел в последний момент посторониться (4) наверняка налетел бы прямо на него.

1) 1, 2, 3, 4

2) 2, 3

3) 1, 4

4) 2, 4

В2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых

пишется НН?

Своеобразие художестве(1)ого мира ра(2)их повестей Н.В. Гоголя

связа(3)о с использованием фольклорных традиций: име(4)о в народных

сказаниях, полуязыческих легендах и преданиях писатель нашёл темы и

сюжеты для своих произведений.

1) 1, 2, 3

2) 2, 3, 4

3) 1, 3

4) 1, 2, 4

В3. Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запятых в предложении: В лесу никогда не бывает пусто(1) и (2)если он кажется тебе пустым(3) ты сам виноват (4) что не замечаешь жизни вокруг себя.

1)1,2,4

2) 2,3

3) 1,2,3,4

4)1,3

Вариант №7

А1. Значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов:

1)приставка

2)корень

3)суффикс

4)окончание

А2.Назовите непарный по глухости-звонкости согласный:

1) [г ]

2) [ф ]

3) [б ]

4) [л ]

А3..В русском языке-звуков:

1) 42

2)40

3)33

4)36

5)32

А4.Определите прилагательные с суффиксом - ЕВ-:

1)влюбч..вый

2)назойл..вый

3) заботл..вый

4) щавел..вый

А5.Найдите слова с ПРЕ:

1) пр..нижать

2) пр..лететь

3) пр..кладывать

4) пр..увеличение

А6.Укажите слова с буквой О:

1)хв..тать

2)осл..жнение

3)к..рательный

4) насл..ждаться

А7. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

1) об...греватель, нед...печенный, н...испособнейший

2) пр...забавный, пр...вратник, пр...небрегать

3) ра...хаживать, бе...полезный, в...бодрить

4) с...ронизировать, из...сканный, от...гравшись

В1.Определите время глаголов в предложениях:

1) Солнце жгло .(В.Катаев)

2) А вверху все дышит, все дивно, все торжественно(Н.Гоголь)

3) Завтра трубы затрубят,завтра громы загремят. (Д.Давыдов)

А) настоящее время

Б) Будущее время

В) Прошедшее время

В2.Укажите предложение с фразеологизмом:

1)Пяти пальцев руки не хватит, чтобы перечислить всех отличников нашей школы.

2) Я знаю эту тему как пять своих пальцев

В3.В какой пословице употреблен инфинитив:

1) со счастьем хорошо и по грибы ходить

2)у кого много дел впереди, тот назад не оглядывается

Вариант№8

А1. На месте пропуска НЕ пишется -Е- в слове:

А) в отчаянии...

Б) он выпол...т сорняки

В) в отел...

Г) он мел...т кофе

А2. Мягкий согласный произносится перед Е в слове:

А) интервью

Б) сонет

В)партер

Г)академия

А3.В каком ряду слов допущена ошибка?

А. поглощать, проишествие

В. оккупация, чествовать

С. непромокаемый, нарастание

А) А

Б) В

В)С

Г)ошибка в нескольких рядах

А4. НЕПРАВИЛЬНО поставлено ударение в слове:

А)дефи'с

Б) облегчи'ть

В)ножница'ми

Г) пригово'р

А5.Найдите ошибку

А. нимало не смутился

С. Незачто любить

В. не смотрел ни на что

Д. незачем любить

А)А

Б)С

В)Д

Г)В

А6.В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?

А. Главный истребитель непарного шелкопряда - кукушки, сто гусениц в час - их норма.

В. Ночь тянется медленно и кажется, что ей не будет конца.

С. Все вокруг: лес, скалы, острова - мутно голубело сквозь молочно-голубую дымку.

А)А

Б)В

В)ошибок нет

Г)А+В

А7. Найдите прилагательное, которое является сказуемым.

1)Я видела, как ночью, весь в росе, зеленый жук переползал шоссе.(Н.Кончаловская)

2)Слепой сидел неподвижно и , очевидно, жадно ловил слова Максима (В.Короленко)

3) …Был он красив на удивление (Н.Лесков)

4) Опираясь на гранит, он стоял и смотрел на тяжелые волны реки.

В1.Укажите слитно пишущееся деепричастие с не:

1)(Не) вернувшись

2)(Не)играя

3)(Не)годуя

В2.Укажите, на месте какой цифры пишется Е?

Кто н(1)чем н(2) рискует, тот н(3)чего не получает.

С кем н(4) встретится, каждому поклонится

В3.1)Ожег 2)Ожог. Определите, где:

А) глагол

Б) существительное

Вариант №9

А1.Буква -О- пишется в слове:

А) диап...зон

Б) ур…вновешенный

В) зараж...н

Г) р.. .птать (на судьбу)

А2.НН- не пишется в слове:

А) избран...ик

Б) непахан...ый

В) измучен...ый

Г) овчин...ый

А3.В каком ряду слов допущена ошибка?

А. дилетант, проскачить

B. замирать, шествовать (по проспекту)

С. тротуар, мемориал

А)С

Б) А+С

В) В

Г) А

А4.В каком предложении допущены орфографические ошибки?

А. Он отвечал на вопросы спокойно и продуманно.

В. Ветер, задувая бешеными порывами, гнал по Днепру тяжело груженные баржи.

С. Вечер был безветренный и жаркий.

Д. Алексей Александрович рассеяно оглядел бесчисленные портреты, украшавшие кабинет.

А) А

Б) В

В) Д

Г) С

А5.В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?

А. Песня "Лучше нету того цвету" поистине фольклорное произведение, началом ее является подлинная народная частушка.

В. Некоторые магазины налиты светом и кажется, что люди в них плавают, точно рыбы в воде аквариумов.

С. Все проходившие мимо: извозчики, лавочники, кухарки, рабочие останавливались и с любопытством оглядывали арестантку.

А) А

Б) В

В)А+В

Г)А+В+С

А6.В каких предложениях допущены речевые ошибки?

А. Чтобы выполнить эту работу, я должен беречь каждую минуту времени.

В. Необходимо экономически основать использование новой техники на предприятии.

С. Великие произведения искусства оказывают на нас неизгладимое впечатление на долгие годы.

А) А

Б) В

В) С

Г) А+В+С

А7.Укажите, в каком случае чужая речь оформлена неправильно.

А. "Максимушка, друг, приятель! - воскликнул он - Тебя ли я вижу?".

В. Обратившись к дружине, Игорь сказал, что "лучше быть убитым, чем полоненным".

С. Я сначала не понимал такие соединения несоединимых слов, как "ужасно смешно", "до смерти хочу есть".

А) ошибок нет

Б) В

В) В+С

Г) А

В1 Выпишите ОТНОСИТЕЛЬНОЕ прилагательное:

День тёплый, по-осеннему мягкий и тихий. Нависающие над седловиной древние скалы греют на солнце свои каменные бедра. (Федосеев Г.)

В2 Сколько гласных звуков в русском языке?

В3. Как называется раздел науки о языке, занимающийся теорией и практикой составления словарей?

Вариант №10

А1. Буква -Е- пишется в слове:

А) закл...нать

Б) аккомпан…мент

В) тр...умф

Г) пр…творяться искренним

А2. Твердый согласный произносится перед Е в слове:

А) декларация

Б) интервью

В) фанера

Г)термин

А3.Найдите ошибку

А. в продолжении спектакля было нечто неожиданное

В. нечто в роде хорька

С. трудности в связи с работой

А)А

Б)С

В)В+С

Г)В

А4. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?

А. Высшая задача писателя создающего роман, поэму или рассказ, дать людям понять смысл и цену жизни.

В. Смутный неясный страх вился вокруг и незаметно охватывал его.

С. Нервы успокоились, галлюцинации зрения прошли, и не думалось уже ни о каких опасностях.

А)А

Б)А+В

В)В

Г)А+В+С

А5. В каких словах не пишется Ь:

1) роскош…

2) ветош…

3) с плеч..долой

4) извлеч..

А6. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

1) бе...ценный, ра...фасовать, не...данный зачёт

2) видеос...ёмка, в...ются, ад...ютант

3) раз... грать, дез... нформировать, по...скать

4) пр...морский, пр...светлый, пр...следовать

А7. Найдите глагол с и:

1)развеш_вать

2)застр_вать

3)переноч_вать

4)оскуд_вать

В1. Выпишите ПРИТЯЖАТЕЛЬНОЕ прилагательное:

Бригадир Чубатов лежал на железной койке, застланной медвежьими шкурами. (2) Это был светлобородый детина неопределённого возраста; русые волосы, обычно кудрявые, теперь сбились и тёмными потными прядями липли ко лбу. (Можаев Б.)

В2. «Зарубить на носу» - это ______(назови)

В3. Наука о звуках речи - это_______(назови


Ключи по русскому языку

вариант

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

В1

В2

В3

№1

1

1

2

3

3

4

б

будто

этот

изредка

№2

б

2

б

б

3

1

4

2

деепричастие

2

№3

2

2

2

1

3

4

1

неодетого

ночь

вечереет

№4

г

3

4

4

2

2

1

г

а

Натянул плащ

№5

2

3

2

1

в

б

4

Понимающе тявкнул

Мамин телефон

3,5

№6

3

4

4

3

4

3

3

1

4

3

№7

а

4

1

4

4

2

4

1-в

2-а

3-б

2

1

№8

а

г

а

в

б

б

3

3

2

1-а

2-б

№9

г

г

г

б

в

г

б

каменного

6

лексико-графия

№10

б

б

в

а

2

1

1

медвежьими

фразеологизм

фонетика


© 2010-2022