Методическая разработка Комплексный анализ предложения

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Методическая разработка по теме:

Комплексный анализ предложения.


Работу выполнила

учитель русского языка и

литературы

МБОУ Политотдельской сош

Чехлотенко Ольга Анатольевна


2015 г.

Как показывает практика, подготовку к обязательным экзаменам по русскому языку следует начинать уже с первого года обучения в средней школе, так как становление умений и навыков по предмету требует времени.

Подготовка к экзаменам - это многоаспектная работа: она предполагает и углублённое повторение изученного ранее материала, и постоянную тренировку в языковом анализе, и развитие коммуникативных умений, связанных с восприятием чужого текста, с анализом текстов различных стилей и типов речи и созданием собственных речевых высказываний, которые бы соответствовали всем нормам литературного языка.

В рамках коммуникативно - деятельного подхода появилась возможность по-иному решить традиционные проблемы преподавания школьного курса русского языка, в частности проблему орфографической и пунктуационной подготовки учащихся.

Опыт показывает, что самый эффективный путь при изучении орфографии и пунктуации - организация учебной деятельности как движение от вопроса лингвистического характера (позволяющего обратить внимание учащихся на содержательную языковую сущность того или иного орфографического написания) к способу действия (на основе правила, обращения к словарю), а потом - к результату (свободному оперированию правилами в ходе письма или использованию орфографического словаря).

Комплексные упражнения сосредотачивают внимание учащихся на нескольких группах орфограмм и пунктограмм, когда в поле зрения оказываются написания, регулируемые правилами и не регулируемые правилами. Такие упражнения способствуют систематизации знаний, обеспечивают преемственность в обучении и дают возможность повторить ранее изученные орфограммы и пунктограммы на новом уровне лексики.

Кроме того, все комплексные упражнения имеют коммуникативную направленность, что способствует развитию связной речи учащихся в процессе обучения.

Чтобы шире охватить повторяемый материал по орфографии, морфологии, пунктуации, лексике я пользуюсь приёмом к о м п л е к с н о г о а н а л и з а п р е д л о ж е н и я.

Подбираю или составляю сама такие предложения, в которых будет заключён материал максимально приближенный к заданиям, сформулированным в кимах ОГЭ и ЕГЭ.

Такой подход позволяет не только систематизировать знания ребят, но и развивать доказательную речь учащихся. Так как обязательным требованием в такой работе является аргументация, пояснение собственного ответа ученика.

Данный вид работы я применяю не только непосредственно при подготовке к экзаменам. Считаю целесообразным использовать такой приём на всех этапах обучения. По мере изучения материала, по степени его усложнения, в зависимости от индивидуального уровня каждого ученика материал легко дифференцируется.

В качестве наглядных примеров приведу предложения по классам.

5 класс.

(Из сказки В. Одоевского «Музыкальная шкатулка».)

Всё умолкло, валик остановился, молоточки попадали, колокольчики свернулись на сторону, солнышко повисло, домики изломались.

Задание:

  1. указать количество основ, выделить основы;

  2. объяснить знаки препинания;

  3. указать слова с проверяемым безударным гласным в корне (свернулись, остановились, на сторону, изломались);

  4. указать слова с непроверяемым безударным гласным в корне (для запоминания словарных слов, кроме заучивания, стараюсь дать ребятам подсказку - провести ассоциацию с запоминаемым словом. Например, молоточки - круглая ударная поверхность молотка, колокольчики - круглое основание предмета);

  5. прокомментировать слова с приставками, проанализировать их. Например, назвать слова с неизменяемыми на письме приставками. Выбрать слова, в которых последующий после приставки согласный влияет или не влияет на написание приставки (свернулись, изломались).

Мы, вероятно, будем пробираться сквозь заросли молодого березняка, чтобы избежать встречи с охотниками.

Задание:

  1. объяснить и выделить все орфограммы; назвать слова с чередующимися гласными в корнях;

  2. прокомментировать приставки;

  3. выбрать слово с непроверяемым безударным гласным, придумать к нему ассоциацию (охотниками - у охотничьего ружья ствол круглый);

  4. объяснить расстановку знаков препинания (вводное слово, сложноподчинённое предложение).

6 класс.

Мишку одолевает нетерпение, а мать, как нарочно, долго провозилась у коровы, долго цедила молоко, в погреб полезла и там прокопалась битый час.

Задание:

  1. объяснить и выделить все орфограммы;

  2. объяснить расстановку знаков препинания (сложносочинённое, есть однородные члены предложения, вводное слово);

  3. найти в предложении средство выразительности (фразеологизм), объяснить его значение, заменить стилистически нейтральным синонимом.

Долина, покрытая травами, и прозрачная река купались в беловатой дымке, пронизанной лунными лучами.

Задание:

1) объяснить и выделить все орфограммы;

2) объяснить расстановку знаков препинания (найти обособленное распространённое определение);

3) найти слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН»;

  1. найти слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «Два Н пишется в прилагательных, образованных с помощью суффикса -н- от существительных с основой на -н».

7 класс.

Пароход уходит вниз по реке, догоняя дождевую тучу, закрывшую полнеба, и, потерявшись из виду, даёт длинный гудок.

Задание:

1) объяснить и выделить все орфограммы;

  1. объяснить расстановку знаков препинания; найти обособленные распространённые обстоятельство и определение;

  2. найти слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «Два Н пишется в прилагательных, образованных с помощью суффикса -н- от существительных с основой на -н».

  3. прокомментировать приставки;

И прорвавшись через цепь, они закружились, завертелись в отчаянно весёлом танце.

Задание:

  1. объяснить и выделить все орфограммы;

  1. объяснить расстановку знаков препинания; найти обособленное распространённое обстоятельство;

  2. назвать средство выразительности;

  3. найти слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В наречии на -о(-е) пишется столько Н, сколько было в прилагательном, от которого оно образовано».

8 класс.

Может быть, другие пассажиры ничего не заметили, но Пете бросилась в глаза одна вещь, сильно поразившая его.

Задание:

  1. объяснить и выделить все орфограммы;

  2. объяснить расстановку знаков препинания; найти обособленное распространённое согласованное определение; вводное слово; сложносочинённое предложение;

  3. найти в предложении средство выразительности (фразеологизм), объяснить его значение, заменить стилистически нейтральным синонимом.

Долго стоял он как вкопанный и глядел на оставленный полозьям след.

Задание:

  1. найти в предложении средство выразительности (фразеологизм), объяснить его значение, заменить стилистически нейтральным синонимом;

  2. найти необособленное распространённое согласованное определение;

  3. найти слова, в которых правописание суффикса определяется правилом: «Два Н пишется в прилагательных, образованных с помощью суффикса -н- от существительных с основой на -н».

(Если предложение большое, его можно не писать, а раздать напечатанным, чтобы больше времени ушло на анализ. В зависимости от подготовленности класса, можно расставить знаки препинания или не расставлять).

Дрожа, волки поднимались, трусили между деревьями, стряхивая с кустов себе на спины серебряный иней, и, выбежав на опушку, шли гуськом через поле к овинам.

Задание:

  1. объяснить и выделить все орфограммы; найти слово с чередующимся гласным в корне;

  2. объяснить расстановку знаков препинания;

  3. заменить стилистически нейтральным слово «трусили»;

  4. найти обособленное распространённое обстоятельство;

  5. найти обособленное нераспространённое обстоятельство;

  6. найти в предложении средство выразительности (фразеологизм), объяснить его значение, заменить стилистически нейтральным синонимом;

  7. найти слово, в котором прававописание суффикса регулируется правилом; (серебряный)

По моим наблюдениям, слово «серебряный» почему-то воспринимается детьми как исключение наряду с «оловянный, деревянный, стеклянный». Тогда я придумала ребятам следующую подсказку: в крестьянской избе на столе лежат ОЛОВЯННАЯ ложка, ДЕРЕВЯННАЯ плошка, СТЕКЛЯННЫЙ стакан. ГДЕ У КРЕСТЬЯНИНА СЕРЕБРЯНАЯ ПОСУДА?

Впереди лодки, далеко на горизонте, из чёрной воды моря поднялся огромный огненно-голубой меч, поднялся, рассёк тьму ночи, скользнул своим остриём по тучам неба и лёг на грудь моря широкой голубой полосой.

Задание:

  1. объяснить и выделить все орфограммы; найти слово, в котором правописание приставки зависит от следующего согласного;

  2. объяснить расстановку знаков препинания; указать уточнение;

  3. назвать средство выразительности; (метафора, эпитет)

  4. найти слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «Два Н пишется в прилагательных, образованных с помощью суффикса -н- от существительных с основой на -н».

9 класс.

Мы видим кота, который украл рыбу, называемую плотицей и пойманную соседским мальчиком, и уносит её в зубах, пробираясь по верхушке деревянного забора.

Задание:

  1. объяснить и выделить все орфограммы; найти слово с непроверяемым безударным гласным в корне; найти слово с чередующимся гласным в корне; найти слово, в котором прававописание суффикса нерегулируется правилом; найти слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН»;

  2. объяснить расстановку знаков препинания; найти обособленное распространённое согласованное определение и обстоятельство; указать границу придаточной части сложноподчинённого предложения;

  3. определить вид придаточного предложения;

Северное сияние вспыхивало и мерцало так ритмично, что можно было рассчитать, в какую минуту свет разгорится всего ярче и в какую почти угаснет.

Задание:

  1. объяснить и выделить все орфограммы; найти слова, в которых правописание приставки зависит от следующего согласного;

  2. найти антонимы в предложении;

  3. объяснить расстановку знаков препинания; определить вид придаточных предложений и тип подчинительной связи;

Степан, дюжий парень, состоявший в должности лакея, бросился сломя голову в палисадник и хотел было схватить Муму, но та ловко вывернулась из-под его пальцев.

Задание:

  1. объяснить и выделить все орфограммы; найти слово с непроверяемым безударным гласным в корне;

  2. объяснить расстановку знаков препинания; найти обособленное распространённое приложение; найти согласованное распространённое обособленное определение;

  3. найти в предложении средство выразительности (фразеологизм), объяснить его значение, заменить стилистически нейтральным синонимом;

  4. найти устаревшее слово.

На современном этапе в общественом сознании происходит переосмысление социального предназначения школы: приоритетной целью образования становится развитие личности ученика, его способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, находить решения в различных жизненых ситуациях с учётом и на основе освоенных учебных действий, оценивать свои достижения. Эта цель может эффективно развиваться только в условиях компетентностного подхода к образованию, на что ориентирован Федеральный государственный образовательный стандарт.

Одной из форм огранизации учебного материала по формированию универсальных учебных действий (УУД) являются компетентностные задания.

На пути к инновационному, перспективному содержанию ФГОС компетентностные задания - это один из способов повышения эффективности предметного содержания.

В своей работе пробую предлагать ребятам компетентностные задания.

Например, при отработке расстановки знаков препинания предложила следующее задание - расставить знаки препинания и пояснить, сколько человек находилось в комнате. Свой ответ необходимо аргументировать.

На диване устроились мой брат молодой врач приезжая дальняя родственница матери юная девушка и я. В кресле и на стульях расположились наша соседка женщина средних лет её муж красивый седой старик маленький мальчик чей-то плачущий внук.

Другое задание, связанное с пунктуацией - исследовательский практикум.

Как рассказывает легенда, один богач в Древней Греции оставил большое наследство городу, но в завещании было указано, что наследники должны выполнить обязательное условие: «Поставить статую золотую чашу держащую».

Как же смогли жители города и обязательство выполнить, и денег много не потратить на статую? (Выручил причастный оборот).

Также предлагаю ребятам творческие задания. Например, когда в предложении встретилось слово «березняк», я посоветовала найти дополнительный материал о значении этого слова, рассказать о разновидностях и особенностях берёз, подобрать литературные отрывки о берёзе и даже сделать рисунок, оформив всё как небольшой «журнал».

На основе пробных проведённых компетентностных заданий я поняла, что многом ребятам такая поисково-исследовательская работа интересна.









© 2010-2022