Рабочая программа по русскому языку ФГОС (2 класс)

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе ФГОС начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373; Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; планируемых результатов начального общего образования; авторской программы Канакиной В.П., Горецкого В.Г. «Русский язык. 1-4 классы»(опубликована в сборнике рабочих программ «Школа России» М.: Просвещение, 2011 г.)для учащихся 2 класса ....
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе ФГОС начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373; Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; планируемых результатов начального общего образования; авторской программы Канакиной В.П., Горецкого В.Г. «Русский язык. 1-4 классы»(опубликована в сборнике рабочих программ «Школа России» М.: Просвещение, 2011 г.)для учащихся 2 класса МКОУ «Дзержинская СОШ».

Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности.

Изучение русского языка в начальных классах - первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Данный учебный предмет входит в образовательную область «Филология».


Место учебного курса «Русский язык» в учебном плане

На изучение русского языка в начальной школе выделяется 675 ч. На изучение курса по русскому языку во 2 классе отводится 170ч(5ч в неделю, 34 учебные недели).1 четв. -45ч, 2 четв. 36ч , 3 четв. - 50ч, 4 четв. -39 ч .


Общая характеристика курса

Структура курса

Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:

• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

• орфография и пунктуация;

• развитие речи.

В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма).

Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.

Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.

Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.

Раздел «Лексика » предусматривает формирование у младших школьников представлений о материальной природе языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмысление роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.

Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных универсальных действий.

Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками.

Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.

Ценностные ориентиры содержания учебного курса

За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошёл переход к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.

Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:

  • формирование основ гражданской идентичности личности на базе:

- чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;

- восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;

  • формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:

- доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

- уважения к окружающим - умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;

  • развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:

- принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;

- ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;

- формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;

  • развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:

- развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

- формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

  • развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:

- формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;

- развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;

- формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;

- формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.


Планируемые результаты изучения учебного курса «Русский язык»

Личностные результаты

1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметныерезультаты

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3. Использование знаково-символических средств представления информации.

4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

Предметные результаты

1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

Основные цели и задачи учебного курса «Русский язык» для 2 класса

Цель - развивать устную и письменную речь учащихся в единстве с развитием их мышления и формированием школьника как личности; обобщить, систематизировать и дополнить представления младших школьников об устройстве русского языка, о его использовании в процессе общения, об основных проблемах письменной речи и правилах, регулирующих грамотное письмо.

Задачи:

• вырабатывать осмысленное отношение к употреблению в речи слов и предложений;

• развивать мыслительные умения: анализировать, сопоставлять, группировать и обобщать языковой материал, находить главное.

• познакомить учащихся с лексическим значением слова, с многозначностью слов, синонимами, антонимами;

• вырабатывать навыки грамотного письма.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности обучающихся 2 класса.

Планируемые результаты изучения учебного курса «Русский язык» за 2 класс

Личностные результаты

Под личностными результатами, которые будут сформированы в процессе изучения русского языка в 2 классе, понимается система духовно-нравственных ценностей растущего человека.


  • Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг».

  • Уважение к своему народу, к своей родине.

  • Освоение личностного смысла учения, желания учиться.

  • Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

Метапредметные результаты


Достижение метапредметных результатов предполагает формирование развёрнутой структуры учебной деятельности, положительной мотивации, интереса к познавательной и творческой деятельности и освоение учащимися общих и собственно лингвистических методов учебной деятельности.

Метапредметные результаты обучения раскрываются через умение и универсальные учебные действия (УУД): регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД.

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно организовывать свое рабочее место.

  • Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности.

  • Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

  • Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

  • Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.

  • Корректировать выполнение задания в дальнейшем.

  • Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания.

  • Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.

  • Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу.

  • Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; составлять простой план .

  • Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях в учебнике.

  • Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы

Коммуникативные УУД:

  • Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

  • Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

  • Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

  • Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Предметные результаты


Предметные результаты отражают содержание и уровень освоения второклассниками знаний, умений и навыков в области русского языка, представленных в программе, опыт решения соответствующих этапу обучения учебных задач творческого и практического характера, содержание и уровень речевого развития.

В результате изучения русского языка во 2 классе дети научатся:

  • понимать - предложение - это основная единица речи;

  • понимать термины «повествовательные предложения», «вопросительные предложения», «побудительные предложения»; грамматические особенности предложений, различных по цели высказывания;

  • различать предложения по интонации (восклицательные, невосклицательные, вопросительные);

  • оформлять предложения в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки препинания: точка, вопросительный и восклицательный знаки);

  • различать признаки текста и типы текстов (повествование, описание);

  • различать главные члены предложения;

  • понимать - слова в предложении связаны по смыслу и по форме;

  • различать словосочетание и предложение;

  • понимать лексическое и грамматическое значение (вопрос) имени существительного, имени прилагательного, глагола;

  • понимать особенности употребления в предложении имени существительного, прилагательного, глагола, предлога;

  • понимать термины «корень слова», «однокоренные слова», «разные формы слова»;

  • различать слабую и сильную позиции гласных и согласных в корне слова (без терминологии);

  • использовать способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова;

  • давать фонетическую характеристику гласных и согласных звуков;

  • понимать назначение букв Е, Ё, Ю, Я;

  • различать деление слов на слоги и для переноса;

  • понимать влияние ударения на смысл слова;

  • различать звуки [и] и [й] и буквы, их обозначающие;

  • различать парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твёрдости и мягкости; обозначать мягкость согласных на письме;

  • понимать роль разделительного мягкого знака в слове;

  • верно, употреблять прописную букву.

В результате изучения русского языка во 2 классе дети учатся использовать приобретённые знания и познавательный опыт в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выразительности, грамматической правильности речи учащихся, развития их активного словаря;

  • составления предложений на заданную тему;

  • употребления в устной и письменной речи предложений, различных по цели высказывания и интонации;

  • оформления предложений и текстов в устной и письменной речи (интонация, знаки препинания);

  • самостоятельного составления или воспроизведения и записи текстов (описание, повествование, письмо другу с элементами описания и повествования, поздравление) по вопросам, плану, иллюстрации (сюжетным иллюстрациям);

  • орфографической грамотности речи учащихся;

  • проверки обозначения на письме безударных гласных и парных согласных в корне слова изменением числа и подбором однокоренных слов;

  • деления слов на слоги и переноса слов;

  • правильного написания слов с буквой Й;

  • обозначения мягкости согласных на письме;

  • написания слов с гласными и согласными орфограммами в слове, с разделительным мягким знаком;

  • употребления прописной буквы в именах собственных;

  • работы со словарём (использование алфавита);

  • каллиграфически правильного списывания слов, предложений, текстов без пропусков, вставок, искажений букв;

  • письма под диктовку текстов (40-45 слов) с изученными орфограммами и пунктограммами.

Содержание учебного курса «Русский язык» за 2 класс 170 часов

Наша речь (2 ч)

Язык и речь, их значение в жизни. Речь - главный способ общения людей. Язык - средство общения. Воспроизведение и уточнение сведений о видах речи (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь). Особенности устной, письменной и внутренней речи.


Текст (5 ч)

Текст. Сопоставление текста и отдельных предложений, не объединенных общей темой. Тема и главная мысль текста. Связь между предложениями в тексте. Заголовок. Общее представление о структуре текста и выражение ее в плане. Красная строка в тексте.

Текст. Тема и главная мысль текста. Части текста. Связь по смыслу предложений в тексте. Озаглавливайте текста и его частей.

Общее представление о типах текста: повествование, описание, рассуждение. Обучение составлению повествовательного и описательного текстов, текста-рассуждения.

Изложение. Изложение повествовательного текста по вопросам под руководством учителя.

Сочинение. Составление небольшого текста по сюжетному рисунку, по опорным словам, по определенной теме из жизни детей, об их играх, увлечениях и его запись под руководством учителя.

Речевая этика: сфера употребления, типовые ситуации использования слов просьбы, благодарности, приветствия, прощания. Написание поздравительной открытки.

Предложение (12 ч)

Предложение как единица речи. Членение речи на предложения. Роль предложений в речи. Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания и интонации (без терминологии), интонирование предложений. Логическое ударение в предложении. Оформление предложений в устной речи и на письме в прозаических и стихотворных текстах. Диалог и монолог. Пунктуационное оформление диалогической речи и соответствующая ему интонационная окраска устного диалога.

Главные и второстепенные члены предложения, их назначение. Основа предложения. Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения. Способы определения подлежащего и сказуемого в» предложении. Связь слов в предложении. Упражнение в распознавании главных и второстепенных членов предложения. Распространенные и нераспространенные предложения. Вычленение из предложения пар слов, связанных по смыслу. Распространение предложений второстепенными членами. Составление предложений по данному подлежащему (сказуемому), из набора слов, по опорным словам, схеме, рисунку, демонстрационной картине, заданной теме и их запись.

Слова, слова, слова… (22 ч)

Слово и его значение. Общее представление о лексическом значении слова. Слово - общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы. Антонимы. Наблюдение над употреблением в речи однозначных, и многозначных слов, антонимов, синонимов, выбор нужного и точного слова, соответствующего предмету мысли. Работа со словарями учебника (толковым, орфоэпическим, орфографическим, словарем синонимов и антонимов).

Родственные слова. Однокоренные слова (общее представление). Корень слова как значимая часть слова (общее представление). Формирование умения распознавать однокоренные слова, отличать их от внешне сходных слов (горе - гора, смелый - храбрый) и форм слов (тропа, к тропе, у тропы). Упражнение в распознавании корня в слове, подборе однокоренных слов, в наблюдении над единообразным написанием корня в однокоренных словах.

Слово, слог, ударение. Уточнение представлений о слове и слоге как минимальной произносительной единице, о слогообразующей роли гласной. Ударение, смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение над разноместностью и подвижностью русского ударения. Использование свойств подвижности для проверки безударных гласных, проверяемых ударением. Совершенствование навыка определять в слове слоги, обозначать ударение, распознавать ударные и безударные слоги. Упражнение в правильном орфоэпическом произношении слов (алфавит, багеты, магазин, торты и др.). Работа с орфоэпическим словарем.

Перенос слов. Правила переноса слов с одной строки на другую. Упражнение в переносе слов.

Звуки и буквы (54 ч)


Звуки и буквы. Уточнение представлений о звуках и буквах русского языка. Условное обозначение звуков речи. Сопоставление звуковых и буквенных обозначений слов. Звуко-буквенный разбор слов. Алфавит, его значение. Уточнение представлений об алфавите. Алфавитное расположение слов в словарях, справочниках, энциклопедиях.

Основные признаки гласных звуков, их смыслоразличительная роль в слове. Соотношение гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки. Определение роли гласных букв в слове. Слова с буквой э. Ознакомление со словарем иностранных слов.

Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова. Особенности проверяемого и проверочного слов. Введение правила. Способы проверки написания гласной в безударном слоге корня. Слова с безударной гласной, не проверяемой ударением. Общее представление об орфограмме. Работа с орфографическим словарем.

Основные признаки согласных звуков, их смыслоразличительная роль в слове. Буквы, обозначающие согласные звуки. Согласный звук [й'] и буква «и краткое». Двойные согласные буквы. Произношение и написание слов с двойными согласными. Твердые и мягкие согласные звуки, способы обозначения их на письме гласными буквами и мягким знаком. Правописание слов с мягким знаком. Буквосочетания чк, чн, щн, нч, нщ, произношение и написание слов с этими буквосочетаниями. Шипящие согласные звуки, обозначение шипящих звуков буквами. Правописание слов с буквосочетаниями жи - ши, ча - ща, чу - щу.

Разделительный мягкий знак, его роль в слове. Правописание слов с разделительным мягким знаком.

Глухие и звонкие согласные звуки. Обозначение буквами парных по глухости-звонкости согласных звуков в конце слова и перед согласным. Особенности проверяемого и проверочного слов. Способы проверки написания глухих и звонких согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Введение правила. Сопоставление правил обозначения буквами гласных в безударном слоге корня и парных по глухости-звонкости согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Упражнение в правописании гласных и согласных в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова.

Части речи (56 ч)

Слова - названия предметов, признаков предметов, действий предметов, их отнесенность к определенной части речи.Имя существительное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени существительного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имен существительных в речи. Одушевленные и неодушевленные имена существительные (общее представление), упражнение в их распознавании. Собственные и нарицательные имена существительные (общее представление). Заглавная буква в именах собственных (фамилиях, именах, отчествах людей, кличках животных, названиях стран, городов, деревень, рек, озер и др.). Правописание собственных имен существительных. Число имен существительных. Изменение имен существительных по числам. Употребление имен существительных только в одном числе (ножницы, молоко). Формирование умения воспроизводить лексическое значение имен существительных, различать имена существительные в прямом и переносном значении, имена существительные близкие и противоположные по значению. Совершенствование навыка правописания имен существительных с изученными орфограммами.

Глагол как часть речи (ознакомление с лексическим значением глагола и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль глаголов в речи. Число глаголов. Изменение глаголов по числам. Правописание глаголов с частицей не. Глаголы в прямом и переносном значении, глаголы близкие и противоположные по значению.

Имя прилагательное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени прилагательного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имен прилагательных в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным в предложении и в словосочетании. Единственное и множественное число имен прилагательных. Изменение имен прилагательных по числам. Имена прилагательные в прямом и переносном значении, имена прилагательные близкие и противоположные по значению.

Местоимение как часть речи. Общее представление о личных местоимениях. Роль местоимений в речи.

Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи. Раздельное написание наиболее распространенных предлогов (в, на, из, к, от, на, с, у, над, под)с именами существительными. Упражнение в распознавании предлогов, в правильном употреблении их с именами существительными, в правописании предлогов с именами существительными.

Повторение изученного за год (19 ч)

Речь устная и письменная. Текст. Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Части речи. Звуки и буквы. Алфавит. Способы обозначения буквами гласных и согласных звуков в слове. Правописание слов с изученными орфограммами. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Смысловой, звуковой, звуко-буквенный анализ слов.

Слова с непроверяемыми написаниями

Алфавит, апрель, берёза, быстро, вдруг, ветер, город, декабрь, дорога, до свидания, жёлтый, завод, здравствуйте, земляника, извините, иней, капуста, картина, коньки, лопата, лягушка, магазин, малина, мебель, месяц, метро, молоток, морковь, мороз, народ, ноябрь, обед, обезьяна, облако, одежда, октябрь, осина, отец, платок, посуда, рисунок, родина, Россия, русский, сапоги, сахар, сентябрь, скоро, снегирь, спасибо, стакан, суббота, товарищ, топор, улица, урожай, фамилия, февраль, шёл, щавель, яблоня, ягода, январь.















Контроль предметных результатов по русскому языку за 2 класс









Вид контроля

Четверти

I

II

III

IV

всего

Контрольный диктант с грамматическим заданием

2


2



4


2


10

Списывание текста

1


1


1


2


5


Изложения

1

2

2

1

6

Сочинения

3

2

4

2

11

Проекты

-

3

-

1

4



Проверочные работы

3

3

4

4

14















Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 2 класса

урока

Тема урока

Стр. учебника

Характеристика деятельности обучающихся

Вид и форма контроля

Д/з

Дата


план


факт

Наша речь (2 ч)


1

Язык и речь, их значение в жизни людей.

Виды речевой деятельности.

6-9

Рассуждать о значении языка и речи в жизни людей. Анализировать речь людей (при анализе текста). Наблюдать за особенностями речи.

Различать устную, письменную речь и речь про себя.

Работать с памяткой. Как научиться правильно списывать предложение»

Наблюдение учителя. Устный опрос.

01.09

2

Диалог и монолог

10-14

Отличать диалогическую речь от монологической, использовать их в речи. Составлять по рисункам диалог и монолог.

Участвовать в учебном диалоге.

Соблюдать в речи правила речевого этикета.

Наблюдать над этимологией слов «диалог», «монолог».

Текущий, фронтальный контроль. Устный опрос.

Упр.11 с.14

02.09


Текст (5 ч)


3

Признаки текста: целостность, связанность, законченность.

16-17

Отличать текст от других записей по его признакам. Осмысленно читать текст.

Текущий, фронтальный контроль. Устный опрос.

Упр.14с.18

03.09

4

Тема, главная мысль текста. Заглавие.

17-19

Определять тему и главную мысль текста. Соотносить текст и заголовок. Подбирать заголовок к заданному тексту.

Текущий, фронтальный контроль. Устный опрос.

Упр.17 с.19

05.09

5

Построение текста: вступление, основная часть, заключение.

20-21

Составлять текст по заданной теме. Выделять части текста, выбирать соответствующую задаче часть. Передавать устно содержание прочитанного текста

Текущий, фронтальный контроль. Устный опрос.

Пр.с.20, упр.19 с.21 устно

07.09

6-7

Развитие речи. Составление рассказа по рисунку и опорным словам.

Работа над ошибками. Проверочная работа №1по теме «Текст»

21

22

Составлять рассказ по рисунку, данному началу и опорным словам.

Текущий, индивидуальный контроль. Творческая работа.

-

08.09

09.09


Предложение (12 ч)


8-9

Назначение и признаки предложения. Предложения, различные по цели высказывания.

24-26

Отличать предложение от группы слов. Определять границы предложения в деформированном тексте. Составлять предложения из слов. Определять в тексте предложения, различные по цели высказывания.

Обосновывать выбор знака препинания в конце предложения.

Самоанализ. Текущий, фронтальный контроль. Устный опрос.

Упр.22 с.25

Упр.24 с.26

10.09

12.09

10

Логическое ударение в предложении. Знаки препинания конца предложения.

26-28

Соблюдать в устной речи логическое (смысловое ударение) и интонацию в конце предложения, выбирать и обосновывать знаки препинания в конце предложения.

Текущий, фронтальный контроль. Устный опрос.

Упр.28 с.28

14.09

11

Контрольный диктант №1 по теме «Повторение изученного в 1 классе»

Уч-ся должен уметь писать под диктовку в соответствии с изученными нормами правописания; раздельно слова в предложении, оформлять предложения, записывать слова без пропуска, искажения и замены букв; находить, анализировать и исправлять ошибки.

Предварительный,

индивидуальный контроль. Контрольный диктант

-

15.09

12

Работа над ошибками.

Главные члены предложения (основа).

29-30

Анализ допущенных ошибок.

Находить главные члены (основу) предложения. Обозначать графически грамматическую основу.

Текущий, фронтальный контроль. Устный опрос.

Упр.32 с.30

16.09

13

Второстепенные члены предложения (без деления на виды).

31

Различать и выделять главные и второстепенные члены предложения.

Текущий, фронтальный контроль. Устный опрос.

-

17.09

14

Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения.

32-34

Обосновывать правильность выделения подлежащего и сказуемого. Анализировать схему и составлять по ней сообщения о главных членах предложения.

Текущий, фронтальный контроль. Устный опрос.

Упр.38 с. 34

19.09

15

Распространённые и нераспространённые предложения.

35-36

Различать распространённое (с второстепенными членами) и нераспространённое (без второстепенных членов) предложения. Составлять распространённые и нераспространённые предложения. Распространять нераспространённые предложения

Текущий, фронтальный контроль. Устный опрос.

Упр.41 с.36

21.09

16-17

Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины И. С. Остроухова «Золотая осень».

Работа над ошибками.

.39

Рассматривать репродукцию картины И.С. Остроухова «Золотая осень» в «Картинной галерее» учебника. Составлять рассказ по репродукции картины И.С. Остроухова «Золотая осень», используя данное начало и опорные слова

Текущий, индивидуальный контроль. Творческая работа.

-

22.09


23.09

18

Связь слов в предложении.

37-39

Устанавливать при помощи вопросов связь слов между членами предложения. Составлять предложения из деформированных слов.

Текущий, фронтальный контроль. Устный опрос.

С.40

24.09

19

Контрольное списывание №1

Проверочная работа №2 по теме «Предложение»

40

Оценивать результаты выполнения задания по учебнику.

Тематический, индивидуальный контроль. Списывание.

-

26.09


Слова, слова, слова… (22 ч)


20-21

Работа над ошибками.

Что такое лексическое значение слова?

42-47

Определять значение слова по толковому словарю. Объяснять лексическое значение слова. Находить в тексте незнакомые слова. Классифицировать слова по тематическим группам.

Самоанализ. Текущий, фронтальный контроль. Устный опрос.

Упр.52 с.44

Упр.57 с. 46

28.09

29.09

22

Однозначные и многозначные слова.

47-49

Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значениях. Работать с толковым и орфографическим словарями.

Создавать в воображении яркие словесные образы, рисуемые авторами в пейзажных зарисовках.

Оценивать эстетическую сторону речевого высказывания.

Текущий, фронтальный контроль. Устный опрос.

Упр.61 с.49

30.09

23

Прямое и переносное значение слов.

49-51

Распознавать слова в прямом и переносном значениях. Работать с толковым и орфографическим словарями.

Текущий, фронтальный контроль. Устный опрос.

Упр.65 с.51

01.10

24

Синонимы.

52-54

Распознавать среди данных пар слов синонимы и антонимы. Подбирать к слову синонимы, антонимы.

Текущий, фронтальный контроль. Устный опрос.

Упр.70 с.54

03.10

25

Антонимы.

54-55

Знакомиться с этимологией слов синоним и антоним.

Работать со словарями синонимов и антонимов учебника. Находить нужную информацию о слове в этих словарях.

Определять смысловое значение пословиц и соотносит их с определенными жизненными ситуациями.

Анализировать речевые высказывания с использованием в них языковых средств.

Текущий, фронтальный контроль. Устный опрос.

05.10

26

Расширение представлений о предметах и явлениях через лексику слов. Работа со словарями.

56-57

Распознавать среди данных пар слов синонимы и антонимы. Работать со словарями синонимов и антонимов учебника, находить нужную информацию.

Текущий, фронтальный контроль. Устный опрос.

Упр.76 с. 57 устно

06.10

27

Развитие речи. Изложение текста по данным к нему вопросам.


57

Подбирать заголовок к тексту. Излагать письменно содержание текста по данным вопросам.

Текущий, индивидуальный контроль. Творческая работа.

-

07.10

28-29

Работа над ошибками.

Родственные (однокоренные) слова.

Корень слов (первое представление).

58-60

Находить однокоренные слова в тексте и среди других слов. Выделять корень в однокоренных словах, различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями. Группировать однокоренные слова с разными корнями.

Доказывать правильность выделения корня в однокоренных словах.

Работать с памяткой «Как найти корень слова».Подбирать однокоренные слова к данному слову и выделять в них

корень.Производить анализ, сравнение, обобщение при выделении в словах корня.

Самоанализ. Текущий, фронтальный контроль. Устный опрос.

Упр.79 с.59

Упр.83 с.60

08.10

10.10

30-31

Различение родственных (однокоренных) слов и синонимов, родственных (однокоренных) слов и слов с омонимичными корнями.

61-64

Текущий, фронтальный контроль. Устный опрос.

Упр.88.с.62

Упр.92 с.64

12.10

13.10

32

Слог как минимальная произносительная единица.

65-67

Делить слова на слоги. Определять количество слогов в слове. Классифицировать слова по количеству в них слогов. Делить слова на слоги. Определять количество слогов в слове. Классифицировать слова

Текущий, фронтальный контроль. Устный опрос.

Упр.98 с.67

14.10

33-34

Словесное и логическое ударение в предложении.

67-70

Определять ударение в слове. Наблюдать за ролью словесного ударения. Различать ударные и безударные слоги. Составлять простейшие слогоударные модели слов, находить слова по заданной модели. Работать с орфоэпическим словарём.

Текущий, фронтальный контроль. Устный опрос.

Упр.100 с.68

Упр.104 с.69

15.10

17.09

35


36

Развитие речи. Составление рассказа по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам.

Работа над ошибками.

74

Составлять рассказ по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам.

Текущий, индивидуальный контроль. Творческая работа.

-

19.10


20.10

37-38

Перенос слов по слогам.

71-74

Сравнивать слова по возможности переноса слов с одной строки на другую.

Переносить слова по слогам.

Определять способы переноса

Самоанализ. Текущий, индивидуальный контроль.

Упр.107 устно

Упр.112 с.73

21.10

22.10

39

Контрольный диктант №2 по теме «Предложение. Текст.»

-

Оценивать свои достижения по выполнению заданий по учебнику.

Тематический, индивидуальный контроль. Контрольный диктант.

С.75-76

24.10

40

Работа над ошибками

Анализ допущенных ошибок.

Текущий, индивидуальный контроль.

-

26.10

41

Проверочная работа №3 по теме «Слова, слова...»

75-76

Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике

Текущий, индивидуальный контроль.

10 слов.слов

27.10


Звуки и буквы. (54 ч)


42

Звуки и буквы

78-80

Различать звуки и буквы. Распознавать условные обозначения звуков речи.

Текущий, индивидуальный контроль.

Упр.119 с.80

28.10

43-44

Знание алфавита и его значение в русском языке.

81-85

Называть буквы правильно и располагать их в алфавитном порядке. Классифицировать буквы по сходству в их названии, по характеристике звука, который они обозначают.

Текущий, фронтальный контроль. Устный опрос.

Упр.123 с.82

Упр.128 с.84

29.10

31.10

45

Заглавная буква в слове

86-87

Сопоставлять случаи употребления заглавной (прописной) и строчной

буквы в словах.

Использовать правило написания имён собственных и первого слова

в предложении.

Текущий, фронтальный контроль. Устный опрос.

Слов.слов

46

Проверочная работа №4 по теме «Звуки и буква. Алфавит»

88

Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике

Текущий, индивидуальный контроль.

-

47

Роль гласных звуков. Буквы, обозначающие гласные звуки.

89-91

Находить в слове и правильно произносить гласные звуки. Различать гласные звуки и буквы. Обозначающие гласные звуки. Соотносить звуковой и буквенный состав слова. Определять качественную характеристику гласного звука.

Самоанализ. Текущий, фронтальный контроль. Устный опрос.

Упр.139 с.91

48

Развитие речи.

Работа с текстом.

92

Работать с текстом. Определять тему и главную мысль текста. Составлять и записывать ответы на вопросы к тексту с опорой на текст и рисунок.

Текущий, индивидуальный контроль. Творческая работа.

-

49

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.

93-95

Определять безударный гласный звук в слове. Различать проверочное и проверяемое слово. Подбирать проверочные слова.

Текущий, фронтальный контроль. Устный опрос.

Упр.145 с.95

50

Особенности проверяемых и проверочных слов.

96-98

Подбирать проверочные слова. Использовать правило при написании слов с безударными гласными в корне.

Текущий, фронтальный контроль. Устный опрос.

Упр.151 с.98

51

Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова.

99-100


Планировать учебные действия при решении орфографической задачи, определять пути её решения, решать в соответствии с изученным правилом. Объяснять правописание слов с безударными гласными в корне, пользоваться алгоритмом проверки написания.

Текущий, фронтальный контроль. Устный опрос.

Упр.154 с.100

52

Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова.

101-103

Текущий, фронтальный контроль. Устный опрос.

Упр.159 с.102

53

Контрольное списывание №2

-

Оценивать свои достижения по выполнению заданий по учебнику.

Тематический, индивидуальный контроль. Списывание.

-

54

Работа над ошибками.

Проверяемые и непроверяемые орфограммы

103-105

Планировать учебные действия при решении орфографической задачи, определять пути её решения, решать в соответствии с изученным правилом. Объяснять правописание слов с безударными гласными в корне, пользоваться алгоритмом проверки написания.


Текущий, фронтальный контроль. Устный опрос.

Упр.165 с.105

55

Слова с непроверяемыми орфограммами

105-108

Различать проверяемые и непроверяемые орфограммы. Запоминать написание непроверяемой орфограммы безударного гласного звука в словах, предусмотренных программой 1 и 2 классов

Текущий, фронтальный контроль. Устный опрос.

Упр.171 с.108

56

Правописание слов с непроверяемыми безударным гласными звуками в корне.

108-109

Текущий, фронтальный контроль. Устный опрос.

Повторить слов. слова

57

Правописание слов с непроверяемыми безударным гласными звуками в корне.

110-111

Текущий, фронтальный контроль. Устный опрос.

Упр.176 с.111

58

Развитие речи

Коллективное составление рассказа по репродукции картины

111

Объяснять, когда в речи употребляют образные выражения (фразеологизмы): язык заплетается, воробью по колено и др. Составлять текст из предложений.

Составлять рассказ по репродукции картины С. А. Тутунова «Зима пришла. Детство» (под руководством учителя).

Текущий, индивидуальный контроль. Творческая работа.

-

59

Контрольный диктант №3 по теме« Безударные гласные в корне слова»

-

Оценивать свои достижения по выполнению заданий по учебнику.

Тематический, индивидуальный контроль. Контрольный диктант.

-

60

Работа над ошибками.

Проверочная работа №5 по теме « Безударные гласные в корне слова»

111

Анализ допущенных ошибок.

Писать и оформлять предложения, правильно писать слова со знакомыми орфограммами. Проверканаписания орфограмм безударного гласного звука в словах, предусмотренных программой 1 и 2 классов

Самоанализ. Текущий, индивидуальный контроль.

-

61

Признаки согласного звука. Его роль в слове.

112-114

Находить и правильно произносить согласные звуки. Различать согласные звуки и буквы, их обозначающие.

Составлять предложения из слов, данных в начальной форме, из составленных предложений - рассказ, в соответствии с рисунком.

Текущий, фронтальный контроль. Устный опрос.

Упр.181 с.113

62-63

Согласный звук «й» и буква «и краткое»

114-116

Различать согласный звук [й] и буква и «краткое». Различать способы обозначения согласного звука [й] буквами. Использовать правило при переносе слов с буквой «и краткое».

Текущий, фронтальный контроль. Устный опрос.

Упр.185 с.115

Упр.187 с.116

64

Произношение и написание слов с удвоенными согласными.

117-118

Использовать правило написания слов с удвоенными согласными.

Текущий, фронтальный контроль. Устный опрос.

С.119

65

Развитие речи.

Коллективное составление рассказа по репродукции картины и опорным словам

Проект «И в шутку, и всерьёз»

118


119

Составлять рассказ по репродукции картины А.С. Степанова «Лоси» и опорным словам, записывать рассказ.Находить совместно со сверстниками и взрослыми информацию (занимательные задания) в учебнике, сборнике дидактических материалов, рабочей тетради и других источниках и создавать свои занимательные задания. Участвовать в презентации занимательных заданий.

Текущий, индивидуальный контроль. Творческая работа.

-

66

Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и,е,ё,ю.

120-121

Определять и правильно произносить твёрдые и мягкие согласные звуки. Различать на письме твёрдые и мягкие согласные звуки (парные и непарные). Объяснять, как обозначена мягкость согласных на письме.

Текущий, фронтальный контроль. Устный опрос.

Упр.197 с.122

67

Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и,е,ё,ю.

122-123

Упр.201 с. 123

68

Правописание мягкого знака на конце и в середине слова перед другими согласными

124-125

Соотносить количество букв и звуков в словах с мягким знаком, объяснять причины расхождения.

Текущий, фронтальный контроль. Устный опрос.

Упр.205 с.125

69

Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине слова перед согласным.

126-128

Подбирать примеры слов с мягким знаком. Переносить слова с мягким знаком. Обозначать мягкость согласного звука мягким знаком на конце слова и в середине перед согласным.

Текущий, фронтальный контроль. Устный опрос.

Упр.209 с.128

70

Проверочная работа №6 по теме «Согласные звуки и буквы»

Проект «Пишем письмо».

128-129

Определять орфограмму и правильное написание слов. Анализаровать, делать выводы, сравнивать.

Составлять продолжение рассказа. Писать письмо Деду Морозу.

Индивидуальный контроль. Творческая работа.

С.129

71

Буквосочетание чк, чн, чт, щн, нщ

4-5

Различать парные и непарные мягкие шипящие звуки. Находить в словах буквосочетания чк,чн,чт,щн,нщ,подбирать при меры. Работать с орфоэпическим словарём. Применять правило написания слов с буквосочетаниями чк,чн,чт,щн,нщ.

Текущий, фронтальный контроль. Устный опрос.

Упр.5 с.5

72

Буквосочетание чк, чн, чт, щн, нщ

6-7

Текущий, фронтальный контроль. Устный опрос.

Упр.10 с.7

73

Развитие речи.

Обучающее изложение

-

Работать с текстом. Подбирать к тексту заголовок. Выделять в тексте части и определять их микротемы. Записывать предложения из текста на заданную тему.

Текущий, индивидуальный контроль. Творческая работа.

-

74

Проект «Рифма».

8-9

Находить в тексте рифмующиеся строки, подбирать рифмующиеся слова, составлять словарик собственных рифм, участвовать в презентации выполненной работы.

Текущий, коллективный контроль. Творческая работа.

С.8-9

75-76

Правописание буквосочетаний жи-ши,чу-щу,ча-ща.

10-11

12-13

Различать непарные твёрдые и мягкие шипящие звуки. Находить в словах буквосочетания жи-ши,чу-щу,ча-ща,подбирать с ними слова. Применять правила написания этих буквосочетаний.

Текущий, фронтальный контроль. Устный опрос.

Упр.15 с.11

Упр.20 с.13

77

Правописание буквосочетаний жи-ши,чу-щу,ча-ща.

14-15

Текущий, фронтальный контроль. Устный опрос.

Упр.23 с. 14-15

78

Контрольный диктант №4 по итогам 1 полугодия

-

Оценивать свои достижения при выполнении заданий.

Тематический, индивидуальный контроль. Контрольный диктант.

-

79

Работа над ошибками.

Звонкие и глухие согласные (парные и непарные) и их обозначение буквами.

16-18

Анализ допущенных ошибок.

Различать глухие и звонкие согласные звуки, парные и непарные. Характеризовать согласный звук. Правильно произносить звонкие и глухие согласные звуки на конце слова и перед другими согласными (кроме сонорных).

Самоанализ.

Текущий, фронтальный контроль. Устный опрос.

Упр.28 с.18

80

Проверка парных согласных к корне слова.

18-20

Определять на слух парный по звонкости-глухости согласный звук на конце слова и в корне перед согласными, соотносить его произношение и написание.

Текущий, фронтальный контроль. Устный опрос.

Упр.32 с.20

81-82

Распознавание проверяемых и проверочных слов. Проверка парных согласных.

21-22

23-24

Текущий, фронтальный контроль. Устный опрос.

Упр.37 с.23

Упр.39 с. 24

83-84

Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова.

25-26

27-28

Находить в словах букву парного согласного звука, написание которой надо проверять. Различать проверочное и проверяемое слова. Подбирать проверочное слово путём изменения его формы.

Текущий, фронтальный контроль. Устный опрос.

Упр.44 с. 26

Упр.48 с.28

85

Развитие речи.

Работа с предложением и текстом.

29

Работать с предложением и текстом. Составлять предложения из слов, обсуждать, составляют ли они текст, подбирать к тексту заголовок, записывать составленный текст.

Текущий, индивидуальный контроль. Творческая работа.

-

86

Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. Проверочная работа №7 по теме «Парные звонкие и глухие согласные».

30

Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова. Использовать правило при написании слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова и перед согласным в корне. Подбирать примеры слов с изучаемой орфограммой.

Текущий, фронтальный контроль. Устный опрос.

-

87

Контрольный диктант №5 по теме «Парные звонкие и глухие согласные на конце слова и в середине слова»

-

Оценивать свои достижения при выполнении заданий.

Тематический, индивидуальный контроль. Контрольный диктант.

-

88

Работа над ошибками. Обобщение изученного материала.

-

Анализ допущенных ошибок.

Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова. Использовать правило при написании слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова и перед согласным в корне. Подбирать примеры слов с изучаемой орфограммой.

Текущий, фронтальный контроль. Устный опрос.

Написать слов. слов с парными согласным.

89

Использование на письме разделительного мягкого знака.

31-33

Анализ допущенных ошибок.

Наблюдать над произношением слов с разделительным ь. Подбирать примеры с разделительным ь..

Текущий, фронтальный контроль. Устный опрос.

Упр.54 с. 33

90-91

Правило написания разделительного ь в словах.

33-34

34-35

Подбирать примеры с разделительным ь.. Различать слова с ь- показателем мягкости предшествующего согласного звука и с разделительным мягким знаком. Использовать правило при написании слов с разделительным ь. Объяснять написание разделительного ь в словах.

Текущий, фронтальный контроль. Устный опрос.

Упр.58 с.34

Упр.62 с.36

92

Разделительный мягкий знак. Обобщение изученного материала.

36-38

Различать слова с мягким знаком - показателем мягкости предшествующего согласного звука и с разделительным мягким знаком.

Использовать правило при написании слов с разделительным мягким знаком (ь). Объяснять написание разделительного ь в словах.

Текущий, фронтальный контроль. Устный опрос.

Упр.67 с.38

93

Контрольное списывание №3

-

Оценивать свои достижения по выполнению заданий по учебнику.

Тематический, индивидуальный контроль. Списывание.

-

94

Развитие речи Обучающее сочинение. «Зимние забавы»

37

Оценивать свои достижения при выполнении задания.

Тематический, индивидуальный контроль. Контрольный диктант.

-

95

Проверочная работа № 8 по теме «Правописание слов с разделительным мягким знаком.»

38

Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике

Тематический, индивидуальный контроль.

-



Части речи (56 ч)


96

Что такое части речи?

40-42

Соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи. Находить в тексте части речи с опорой на их признаки.

Анализировать схему «Части речи», составлять по ней сообщение.

Текущий, фронтальный контроль. Устный опрос.

Упр.70 с.42

97

Что такое части речи?

42-43

Текущий, фронтальный контроль. Устный опрос.

Упр.72 с.43

98-99

Имя существительное (18ч.)

Имя существительное, как часть речи.

44-45

46-48

Распознавать имя существительное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу.Обосновывать отнесение слова к имени существительному. Объяснять лексическое значение слов - имён существительных. Обогащать собственный словарь именами существительными разных лексико-тематических групп.

Текущий, фронтальный контроль. Устный опрос.

Упр.76 с.45

Упр.77 с.46

100

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

48-49

Различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Классифицировать имена существительные одушевлённые и неодушевлённые по значению и объединять их в тематические группы.

Текущий, фронтальный контроль. Устный опрос.

Упр.82 с.49

101

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

50-51

Текущий, фронтальный контроль. Устный опрос.

Упр.86 с.51

102

Собственные и нарицательные имена существительные.

51-53

Различать собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры. Классифицировать имена собственные и нарицательные по значению и объединять их в тематические группы.

Текущий, фронтальный контроль. Устный опрос.

Упр.90 с.53

103-104

Собственные и нарицательные имена существительные.

54-57

Текущий, фронтальный контроль. Устный опрос.

Упр.95 с.55

Упр.98 с.57

105

Заглавная буква в именах собственных.

58-60

Писать с заглавной буквы имена собственные.

Текущий, фронтальный контроль. Устный опрос.

Упр.102 с.60

106

Развитие речи. Составление устного рассказа по репродукции картины.

54(у.93)

Составлять устный рассказ по репродукции картины В. М. Васнецова «Богатыри».

Текущий контроль. Устный и письменный опрос,рассказ.

Упр.101 с.59

107

Работа над ошибкамиОбощение знаний о написании слов с заглавной буквы.

Классифицировать имена существительные собственные и нарицательные по значению и объединять их в тематические группы. Писать с заглавной буквы имена собственные.

Текущий контроль. Устный и письменный опрос.

108

Контрольный диктант №6по теме «Заглавная буква в именах собственных.»

Оценивать свои достижения при выполнении заданий.

Тематический, индивидуальный контроль. Контрольный диктант.

-

109

Работа над ошибками.

Изменение имён существительных по числам.

61-62

Анализ допущенных ошибок.

Определять число имён существительных. Изменять имя существительное по числам.

Текущий, фронтальный контроль. Устный опрос.

Упр.106 с.62

110-111

Единственное и множественное число имен существительных.

63-65

Определять, каким членом предложения является имя существительное в предложении.Определять грамматические признаки имён существительных: одушевлённое или неодушевлённое, собственное или нарицательное; число (единственное или множественное), роль в предложении.

Текущий, фронтальный контроль. Устный опрос.

Упр.112 с.64

Упр.114 с. 65

112

Развитие речи.

Подробное изложение повествовательного текста по данным вопросам

66

Работать с повествовательным текстом: определять его тему и главную мысль, подбирать заголовок к тексту, определять части текста, составлять ответы на данные вопросы, записывать составленный текст в соответствии с вопросами. Проверять написанный текст.

Текущий контроль. Устныйи письменный опрос,рассказ.

-

113

Работа над ошибками. Проверочная работа №9 по теме «Имя существительное.»

67

Обосновывать отнесение слова к имени существительному. Определяют значение, признаки имени существительного. Различать одуш. и неодуш., нариц. и собственные имена существительные.

Тематический. Поверочная работа.

С.67

114-115

Контрольный диктант №7 по теме «Имя существительное».

Работа над ошибками.

-

Оценивать свои достижения при выполнении заданий.

Анализ допущенных ошибок.

Текущий контроль. Письменный опрос.

-

116

Глагол ( 11 ч.)

Глагол как часть речи и употребление его в речи.

68-69

Распознавать глагол среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. Классифицировать глаголы по вопросам.

Текущий, фронтальный контроль. Устный опрос.

Упр.118 с.69

117

Синтаксическая функция глагола.

70-71

Определять, каким членом предложения является глагол в предложении. Выбирать глаголы в соответствии с задачей речевого высказывания.

Текущий, фронтальный контроль. Устный опрос.

Упр.123 с.71

118

Синтаксическая функция глагола.

72-73

Упр.1256с.73

119

Развитие речи

Составление рассказа по репродукции картины художника.

73(у.127)

Рассматривать репродукцию картины А.К Саврасова «Грачи прилетели» по данным вопросам, обсуждать план предстоящего рассказа, составлять (под руководством учителя) по картине рассказ, записывать его.

Текущий контроль. Устный и письменный опрос,рассказ.

-

120-121

Изменение глагола по числам

74-77

Определять число глагола, распределять глаголы по группам в зависимости от их числа, изменять глаголы по числам, приводить примеры глаголов определённого числа, употреблять глаголы в определённом числе.

Текущий, фронтальный контроль. Устный опрос.

Упр.130 с.75

Упр.134 с.77

122

Правописание частицы НЕ с глаголом

78-79

Раздельно писать частицу НЕ с глаголом.

Текущий, фронтальный контроль. Устный опрос.

Упр136 с.78

123

Правописание частицы НЕ с глаголом

80-81

Упр.141 с.81

124

Понятие о тексте- повествовании. Роль глаголов в тексте - повествовании.

82-84

Определять правильный порядок предложений, составлять текст, подбирать к нему название записывать составленный текст.

Распознавать текст - повествование. Наблюдать над ролью глаголов в повествовательном тексте.

Текущий, фронтальный контроль. Устный опрос.

Упр.147 с.84

125

Проверочная работа №10 по теме «Глагол»

85

Определять грамматические признаки глагола: число (единственное или множественное), роль в предложении.

Текущий, фронтальный контроль. Проверка знаний.

-

126

Контрольный диктант № 8 по теме «Глагол»

-

Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению.

Текущий контроль. Контрольный диктант.

-

127

Работа над ошибками.

Имя прилагательное (12 ч.)

Связь имени прилагательного с именем существительным

86-87

Анализ допущенных ошибок.

Распознавать имя прилагательное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу.

Работать со страничкой для любознательных: ознакомление с историей появления названия имя прилагательное и лексическим значением имён прилагательных.

Обосновывать правильность отнесения слова к имени прилагательному.

Использовать в речи прилагательные различных лексико-тематических групп.

Выделять из предложения словосочетания с именами прилагательными. Приводить примеры имён прилагательных.

Анализировать высказывания русских писателей о русском языке.

Подбирать имена прилагательные - сравнения для характеристики качеств, присущих людям и животным.

Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении.

Текущий, фронтальный контроль. Устный опрос.

Упр.150 с. 87

128

Связь имени прилагательного сименем существительным

88-89

Текущий, фронтальный контроль. Устный опрос.

Упр.154 с.90

129

Прилагательные, близкие и противоположные по значению.

90-91

Текущий, фронтальный контроль. Устный опрос.

Упр.157 с.91

130

Развитие речи.

Составления текста-повествования на предложенную тему.

83

Составлять текст-повествование на предложенную тему, находить нужную информацию для ответа на вопрос к тексту и записывать ответ.

Текущий контроль. Устный и письменный опрос,рассказ.

-

131

Работа над ошибками

Анализ допущенных ошибок

132

Изменение имён прилагательных по числам.

92-93

Определять число имён прилагательных, распределять имена прилагательные в зависимости от их числа, изменять прилагательные по числам.

Текущий, фронтальный контроль. Устный опрос.

Упр.160 с.93

133

Изменение имён прилагательных по числам.

93-94

Упр.161 с.94

134

Понятие о тексте-описании. Роль имени прилагательного в тексте-описании.

95-96

Распознавать текст-описание. Наблюдать за ролью имени прилагательного в тексте - описании.

Текущий, фронтальный контроль. Устный опрос.

Ур.166 с.96

135

Понятие о тексте-описании. Роль имени прилагательного в тексте-описании.

97-98

Текущий, фронтальный контроль. Устный опрос.

Упр.169 с. 98 дописать

136

Развитие речи.

Составление текста-описания натюрморта по репродукции картины Ф. П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка».

98

Составлять текст-описание натюрморта по репродукции картины Ф. П. Толстого «Букет цветов. Бабочка и птичка».

Текущий контроль. Устный и письменный опрос,рассказ.

-

137

Работа над ошибками.

Обобщение знаний об имени прилагательном. Проверочная работ № 11 по теме «Прилагательное.»

99

Определять грамматические признаки имён прилагательных: связь с именем существительным, число (единственное или множественное), роль в предложении.

Текущий, фронтальный контроль. Проверочная работа.

-

138

Контрольное списывание №4.

Проверить умение списывать текст без нарушения правил каллиграфического письма, без грамматических ошибок

Текущий, фронтальный контроль. Списывание

-

139

Работа над ошибками.

Местоимение (3 ч.)

Местоимение (личное) как часть речи: его значение, употребление в речи .

100-101

Распознавать личные местоимения (в начальной форме) среди других слов в предложении

Различать местоимения и имена существительные.

Заменять повторяющиеся в тексте имена существительные личными местоимениями.

Текущий, фронтальный контроль. Устный опрос.

Упр.172 с.101

140

Местоимение (личное) как часть речи: его значение, употребление в речи .

102-103

Текущий, фронтальный контроль. Устный опрос.

Упр.176 с.103

141

Местоимение (личное) как часть речи: его значение, употребление в речи (общее представление).

103-104

Текущий, фронтальный контроль. Устный опрос.

Упр.179 с.104 устно

142

Текст - рассуждения. Его структура.

105-106

Распознавать текст-рассуждение. Создавать устные и письменные тексты-рассуждения.

Работать с текстом: определять тип текста, тему и главную мысль, выделять части в тексте-рассуждении, записывать текст по частям.

Текущий, фронтальный контроль. Устный опрос.

С.105

143

Проверочная работа №12 по теме «Местоимение и виды текста».

107

Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению.

Текущий, фронтальный контроль. Проверочная работа.

144

Предлоги ( 6 ч.)

Правописание предлогов с именами существительными.

108-109

Правильно употреблять предлоги в речи. Раздельно писать предлоги со словами

Текущий, фронтальный контроль. Устный опрос.

Упр.186 с.109

145

Правописание предлогов с именами существительными

110-111

Узнавать предлоги в устной и письменной речи.

Правильно употреблять предлоги в речи (прийти из школы).

Раздельно писать предлоги со словами.Правописание предлогов с именами существительными.

Текущий, фронтальный контроль. Устный опрос.

Упр.188 с.110

146

147

Правописание предлогов с именами существительными. Проверочная работа №13по теме «Предлоги.»

111-112

113

Упр.191 с. 112

148

Контрольный диктант №9 по теме «Части речи»

Оценивать свои достижения при выполнении заданий

Текущий, фронтальный контроль. Контрольный диктант

-

149

Работа над ошибками

Формировать умения находить и исправлять ошибки; повторить и закрепить изученный материал.

Текущий и индивидуальный контроль.

150

Проект «В словари - за частями речи».

114-115

Пользоваться толковым, орфографическим, орфоэпическим словарями, словарями антонимов и синонимов, словарём однокоренных слов. Находить полезную информацию о словарях, придумывать собственные задания, для выполнения которых требуются словари, участвовать в презентации подготовленных заданий.

151

Итоговая тестовая проверка знаний за год.

-

Контроль и оценка знаний, полученных в течение года.

Текущий, фронтальный контроль. Проверочная работа.

-


Повторение (19 ч)


152

Повторение по теме «Текст»

116-117

Наблюдать за особенностями речи и оценивать её. Работать с текстом, различать виды текста. Определять границы предложения, обосновывать выбор знаков препинания. Определять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь слов в предложении. Работать со словарями.

Текущий, фронтальный контроль. Устный опрос.

153

Развитие речи.

Сочинение по картине Шишкина «Утро в сосновом лесу».

117

Составлять текст-описание по репродукции картины И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу».

Текущий контроль. Устный и письменный опрос,рассказ.

-

154

Работа над ошибками.

Защита проекта «В словари - за частями речи».

114-115

Пользоваться толковым, орфографическим, орфоэпическим словарями, словарями антонимов и синонимов, словарём однокоренных слов. Находить полезную информацию о словарях, придумывать собственные задания, для выполнения которых требуются словари, участвовать в презентации подготовленных заданий.

Текущий, фронтальный контроль. Устный опрос.

Подготовить проект

155-156

Повторение по теме «Предложение».

117-120

Повторить изученный материал по теме «Предложение».

Текущий, фронтальный контроль. Устный опрос.

157

Повторение по теме «Слово и его значение».

120-122

Повторить изученный материал по теме «Слово и его значение».

Текущий, фронтальный контроль. Устный опрос.

158-159

Повторение по теме «Части речи»

122-125

Повторить изученный материал по теме «Части речи».

160

Повторение по теме «Звуки и буквы»

126-127

Повторить изученный материал по теме «Звуки и буквы».

Текущий, фронтальный контроль. Устный опрос.

161

Повторение по теме «Правила правописания»

127-129

Повторить изученный материал по теме «Правила правописания».

162

Контрольное списывание №5

Проверить умение списывать текст без нарушения правил каллиграфического письма, без грамматических ошибок.

Итоговый, индивидуальный контроль. Списывание.

163- 166

Повторение и закрепление изученного материала.

Повторить и закрепить изученный материал; проверить знания учащихся.




167

Контрольный диктант №10 по теме «Обобщение»

-

Уч-ся должен уметь писать под диктовку в соответствии с изученными нормами правописания; раздельно

слова в предложении, оформлять предложения, записывать

слова без пропуска, искажения и

замены букв; находить, анализировать

и исправлять ошибки. .Развить

навыки грамотного письма, каллиграфического

Итоговый, индивидуальный контроль. Контрольный диктант.

-



168

Работа над ошибками

Формировать умения находить и исправлять ошибки; повторить и закрепить изученный материал.

Текущий, фронтальный контроль. Устный опрос.



169-170

Обобщение знаний по курсу русского языка за 2 класс.

Обобщить знания, полученные в процессе изучения отдельных тем, установить связь между ними.

Текущий, фронтальный контроль. Устный опрос.

-
















Учебно-методическое обеспечение

1. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт начального общего образования.

2.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

3. Сборник рабочих программ 1-4 классы «Школа России»- М.: Просвещение, 2011г.

4. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. М.: Просвещение, 2015;

5. Т.Н.Ситникова, И.Ф.Яценко, Н.Ю.Васильева Методическое пособие.

Поурочные разработки по русскому языку. 2 класс. М.: ВАКО, 2013;

Интернет ресурсы:

1.zavuch.info/

2. solnet.ee/

3. pedsovet.org/

4.1september.ru

5.4stupeni.ru/

6.interneturok.ru/

7.viki.rdf.ru/

8. nachalka.info/




Материально-техническое обеспечение

1. Мультимедийный проектор.

2. Персональный компьютер.

3.Переносной экран.

4. Подборка презентаций, видео, аудио материала, в том числе и изИнтернет сети.

5.Комплект наглядных пособий по русскому языку. Составитель С. А. Белякова. М.: Баласс, 2005

Т.1 - Слово в русском языке

Т.2 - Признаки текста. Повторение. Р.1

Т.3 - Орфограммы 1-16

Т.3-4 Орфограммы в словах и между словами.

Как можно обнаружить орф.в словах и между словами.

Т.4 - По каким признакам можно обнаружить орфограмму в словах и между словами

Т.5 - Чередование согласных звуков в корне слова

Т.6 - Сложные слова и их правописание

Т.7 - Корень слова. Основа. Окончание.

Т.8 - Части речи(служебные, самостоятельные…)

Т.9 - Имя существительное и имя прилагательное

Т.10 - Что мы знаем об имени сущ.

Т.11 - Глагол

Т.12 - Виды предложений по цели высказ. И по интонации.

Т.13 - Знаки препинания с однородными членами

Т.14 - Простое и сложное предложение

Т.15 - Как нужно действовать, чтобы правильно поставить запятую в предложении.

Как нужно действовать, чтобы правильно поставить запятые в предложении с однородными членами. БР

Т.16 - В каком порядке нужно разбирать слово по составу

Т.17 - Порядок разбора имени сущ.как части речи

Т.18 - Порядок разбора местоимения как части речи

Т.19 - Порядок разбора им.прил.как части речи

Т.20 - порядок разбора глагола как части речи

Т.21 -

Т.7 - Падежи. ===== Предложение с прямой речью состоит из… БР

Т. Орфограмма: проверяемая согласная на конце слова------ъ,ь-разделительные. БР

Т. - Русский алфавит ----- Связь слов в предложении БР

Т. Орфограмма: безударная гласна я в корне слова----------- ь- для обозначения мягкости согласных звуков на письме. БР

Т. Личные окончания глаголов -----------Правописание -ь- после шипящих на конце

Т.8-9 3 склонения имен существительных---------- Имя сущ-е в Им. И В. Падежах .БР

Т. Орфограмма: большая буква. ------- Орфограмма: буквы -и,у,а после шипящих БР

Т. 1 - Разделы науки о языке БР

Т.16 -17 Разбор глагола по составу--------- Разбор слова как части речи. БР

Части слова --------- Что мы знаем о слове. БР

Т.5Разбор предложения--------- Т.2 Порядок фонетического разбора слова. БР

Т.10-11. Как надо действовать чтобы правильно написать гласную в б\у окончаниях имен прил.---------- Б\у гласные в падежных окончаниях имен сущ. БР

Т.12-13 Правописание ь после шипящих на конце имен сущ.---------- Личные окончания глаголов. БР

Т.14-15 Образование форм времени глагола-------- Как определить какую гласную нужно писать в б\у личных окончаниях глагола. БР












Лист корректировки рабочей программы


Название раздела,

темы

Дата проведения

по плану

Причина

корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата

проведения по факту










© 2010-2022