Мастер-класс «Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы»

Понятие компетентности значительно шире понятия знания, или умения, или навыка, оно включает не только ЗУН - составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую. Овладение компетентностью требует значительного интеллектуального развития: абстрактного мышления, саморефлексии, определения своей собственной позиции, самооценки, критического мышления. Поэтому основной целью современного школьного образования является целостное и многоаспектное развитие личности школьника. И необх... Так, на уроках русского языка и литературы мы используем разные виды чтения в зависимости от коммуникативной установки, работаем над информационной переработкой текста, составляем деловые бумаги, проводим учебно-научное общение, создаём произведения различных жанров, анализируем тексты, также проводим творческие вечера, посвящённые презентации своих произведений.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:













Мастер - класс учителя русского языка и литературы

МОУ «Могойтуйская средняя общеобразовательная школа № 3»

Жамсарановой Валентины Кимовны


«Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы»

Цель проведения мастер-класса:

- ознакомление с фрагментом опытно-экспериментальной

работы по реализации проекта « Формирование ключевых и предметных компетентностей в учебной деятельности школьников».

Участники:

учителя - слушатели курсов по педагогике и психологии






«Мы любуемся речью, когда в ней предмет развивается легко и последовательно».

И. Давыдов.

1. Методология. Актуальность.

В речи проявляется личность. Интеллект, чувства, характер человека отражаются в его речи. Поэтому одним из путей развития речи является формирование коммуникативной компетентности.

В толковом словаре С.И. Ожегова слово «коммуникабельный» трактуется так: это такой, с которым легко общаться, устанавливать контакты. Понятие «компетентность» в психологической науке выступает как сложно структурированный феномен, состав которого не имеет однозначного определения. Позиции различных авторов сходятся в одном: компетентность и формируется, и проявляется в деятельности.

Так, И.Н. Трофимова определяет компетентность как совокупность психологических качеств, обеспечивающих эффективность выполнения человеком определённой деятельности.

В педагогической науке Г.К.Селевко даёт следующее толкование: «Под компетентностью чаще понимается интегральное качество личности, проявляющееся в общей готовности её к деятельности, основанной на знаниях и опыте, которые приобретены в процессе обучения и социализации и ориентированы на самостоятельное и успешное участие в деятельности».

М.А.Холодная рассматривает компетентность как характеристику интеллектуального развития личности.

Таким образом, понятие компетентности значительно шире понятия знания, или умения, или навыка, оно включает не только ЗУН - составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую. Овладение компетентностью требует значительного интеллектуального развития: абстрактного мышления, саморефлексии, определения своей собственной позиции, самооценки, критического мышления. Поэтому основной целью современного школьного образования является целостное и многоаспектное развитие личности школьника. И необходимым условием этого является повышение коммуникативной культуры, т.е. способность человека решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения. Всем хорошо известно, что научиться строить свою речь правильно, можно лишь постоянно тренируя свои речемыслительные умения.

Так, на уроках русского языка и литературы мы используем разные виды чтения в зависимости от коммуникативной установки, работаем над информационной переработкой текста, составляем деловые бумаги, проводим учебно-научное общение, создаём произведения различных жанров, анализируем тексты, также проводим творческие вечера, посвящённые презентации своих произведений.

2. Фрагмент урока «Поговорим о человеческих ценностях».

Цель: создать условия для формирования представления о нравственной культуре человека.

Задачи:

1. Способствовать формированию умений

выделять главное, уточнить и расширить представление о человеческих ценностях.

2. Развитие устной и письменной речи

учащихся, их литературно-творческих способностей.

3. Воспитание ценностей личного отношения

к изучаемым знаниям и извлечение

учениками нравственных ценностей

из их содержания.

Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков. Используемые формы обучения:

индивидуальная работа, коллективный учебный диалог,

групповая работа. Методы: познавательные (слово учителя, беседа); практические (сочинение)

Фрагмент хода урока:

1. Беседа по вопросам: Что такое человеческие ценности? Что является ценностью для вас?

2. Индивидуальная работа: напишите на доске ответ на вопрос: «Кто я?» десятью словами, которыми могут быть наречия, прилагательные, местоимения, существительные.

3. Работа в группах:

задание для 1 группы: на «ромашке счастья» напишите главные ценности,

необходимые для удовлетворённости жизнью;

задание для 2 группы: ваши размышления по поводу высказываний.

А. Для чего человеку необходимо во

что-нибудь верить?

К каким порокам души может привести

безверие?

(Святитель Лука)

Б. Когда без веры мы живём,

Стремленья к свету не имея,

Душа черствеет с каждым днём,

А ум становится лакеем. ( О.Смирнова)

задание для 3 группы: напишите мини-сочинение «Что значит быть добрым» или «Быть добрым надо по привычке».

Контроль. Рефлексия.




© 2010-2022