Интеллектуальная игра по русскому языку и литературе «Наш язык и звучен, и богат. .. »

Интеллектуальная игра по русскому языку и литературе «Наш язык и звучен и богат...» --внеклассное мероприятие для старшеклассников, цель которого--актуализация и расширение знаний учащихся по русскому языку и литературе, повышение интеллектуального уровня и речевой культуры. Разнообразные конкурсные задания позволяют в соревновательной форме проверить уровень знаний, смекалку, тврческий потенциал  учащихся по лексике, фразеологии, теории русского языка, а также знание пословиц, литературных прои...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интеллектуальная игра

по русскому языку и литературе

«Наш язык и звучен, и богат…»

Разработала учитель русского языка и литературы Чистопольской средней школы района им. Г. Мусрепова СКО СЕРЕДА ЛАРИСА НИКОЛАЕВНА

Эпиграф: «Язык-это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры. Именно поэтому изучение и сбережение русского языка является не праздным увлечением от нечего делать, а насущной необходимостью». (А. Куприн)

Цель занятия: актуализация и расширение знаний учащихся по русскому языку и литературе, повышение интеллектуального уровня и речевой культуры.

Задачи: формировать умение использовать теоретические знания и практические навыки по русскому языку и литературе, ясно и точно выражать свои мысли.

Развивать логическое, образное и творческое мышление, память, устную речь, умение формулировать высказывание.

Воспитывать любовь к русскому языку и литературе, интеллектуальную культуру, стремление расширять свои знания, взаимоуважение и взаимопонимание в коллективе.

Оборудование: Интерактивная доска, слайдовая презентация.

Вступительное слово учителя: Дорогие ребята! Сегодня мы проведём с вами интеллектуальную игру по русскому языку и литературе, чтобы вы убедились, что русский язык даёт вам огромные возможности для интеллектуального развития, расширения кругозора, является опорой в изучении не только русской, но и мировой литературы, является показателем ваших достоинств: коммуникабельности, умения подать себя, правильно и точно выражать свои мысли, убедить собеседника в своей правоте, красиво и ярко обрисовать любую ситуацию, картину, образ. Все эти качества и способности очень важны для современного человека, и не только для карьерных достижений, но и для того, чтобы найти своё место в жизни, быть востребованным специалистом и просто быть всегда понятым и достойно оцененным другими людьми.

1 конкурс: Разминка. «Да или нет?» Слайд 3.

1. В русском алфавите 34 буквы?

2. Глагол обижаться несовершенного вида?

3. Деепричастие имеет признаки глагола и прилагательного?

4. Глагол дышать 2-го спряжения?

5. В русском языке 42 звука?

6. Звуки речи изучает морфология?

7. Местоимения бывают качественные, относительные и притяжательные?

8. Похолодало. Это предложение неопределённо-личное?

9. Слова в словосочетании гулять по парку связаны по способу примыкания?

10. Придаточные предложения в СПП бывают определительные и дополнительные?

Конкурс 2. «Реставраторы». Отгадать все фразеологические обороты с одинаковым словом на месте многоточия. Слайд 4.

  1. …ый свет, …ые стихи, …ыми нитками шито, средь …дня, сказка про …ого бычка, чёрным по …ому писано.

  2. Не …в обиду, …волю, …о себе знать, … маху, … слово, не …спуску, ни…, ни взять.

  3. Из .. вон плохо, сбыть с …, мастер на все…, сидеть сложа …, чужими ..жар загребать.

Конкурс 3. Русский язык тесно связан с литературой, мы работаем постоянно с литературными текстами, многие афоризмы писателей на слуху. Ваша задача-вспомнить, чьи это слова. «А автор кто?» Слайд 5.

  1. «Видит око, да зуб неймёт»

  2. «Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку».

  3. «Счастливые часов не наблюдают».

  4. «Любви все возрасты покорны…»

  5. «Красота спасёт мир».

  6. «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

  7. «Культура-это чувство меры».

8. «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды».

Конкурс 4. «Узнай меня». Нужно определить, кто на портрете.

Слайд 6.

Конкурс 5. «Ералаш».

Френсису Бэкону принадлежат слова: «Гений, ум и дух нации обнаруживается в её пословицах». Пословицы называют кладезью народной мудрости. Они обогащают речь человека, делают её образной и яркой. Ваша задача-соединить перепутанные части пословиц и объяснить их смысл. Слайд 7.

  1. Старый друг лучше большого таракана.

  2. Два сапога пара, да оба в воду упали.

  3. У семи нянек кулаками не машут.

  4. Держался Авоська за Небоську и оба на левую ногу.

  5. Чем хвалишься, от того и наберёшься.

  6. Скучен день до вечера, коли хвост тёлкин.

  7. Маленькая рыбка лучше новых двух.

  8. После драки дитя без глазу.

  9. С кем поведёшься, на том и провалишься.

  10. Не суйся в волки, коли делать нечего.

Конкурс 6. «Восстанови текст». Поэтические пейзажи остаются в нашей памяти благодаря тем образам и картинам, которые создали поэты. Восстановите текст стихотворений и назовите автора. Слайд 8.

1. Берёза, окно, кайма.

2. Пора, очарованье, в сенях.

3. Парус, море, ветер.

4. Гроза, май, Геба.

Конкурс 7. «Вопросы от синтаксиса». Что общего в этих отрывках? Слайд 9.

Двадцать первое. Ночь. Понедельник. Третий класс. Температура.

Очертанья столицы во мгле. Значит, в школу не идти.

Сочинил же какой-то бездельник, Апельсин. Лимон. Микстура.

Что бывает любовь на земле. Сладковатая почти.

(А. Ахматова). (В. Соколов).

Конкурс 8. «Дешифровальщики». Слайд 9. Расшифруйте пословицы.

1. Улде меряв, а хетено сач.

2. Ен гоиб грошик тюбижога.

3. Дубет и на шейна уцели драпзикн.

4.Идно аз хевс, а вес аз огодно.

5. Мольбшоу барлюко-шоелобь еваналип.

6. Ен вёс отолоз, точ стилетб.

Конкурс 9. «Перевёртыши». В классической цитате, пословице, поговорке загадке, названии какого-нибудь литературного произведения все слова заменены контекстуальными антонимами. Восстановите исходный текст перевёртышей. Слайд 10.

  1. С леностью достанешь птицу с дерева.

  2. На стоячее железо земля останавливается

  3. Мяукает, облизывает, выгоняет в лес.

  4. Под дедушкиным дворцом лежит голова сыру.

  5. У собаки-сплошной пост.

  6. Тёща и свёкор-несколько богов.

Конкурс 10. «Объяснялки». Объяснить значение фразеологизмов ( одним или двумя словами ). Слайд 11.

1. Водой не разольёшь (неразлучные друзья)
2. Как в воду опущенный (грустный человек)
3. Толочь воду в ступе (бесполезная работа)
4. Седьмая вода на киселе (дальний родственник)
5. Набрал в рот воды (молчаливый человек)
6. Как в воду глядел (угадал, предсказал)
7. Как две капли воды (очень похожи)
8. Прошли огонь и воду (всё испытали)
9. Морочить голову (обманывать)
10. Рукой подать (близко).

Конкурс 11. «Эрудиты». «Бестолковый словарь». Дайте правильное толкование слов. Слайд 12.

Банкир-приёмщик стеклотары.

Изверг-вулкан.

Ельник-рот

Безграмотный-оканчивающий школу без грамоты.

Весельчак-гребец.

Беспечность-отсутствие печки в квартире.

Доходяга-победитель в спортивной ходьбе.

Заморыш-иностранец.

Застенчивый-сосед, живущий через стенку.

Известняк-популярный певец.

Ножны-обувь.

Пломбир-зубной врач.

Конкурс 11. Слайд 12. «Угадайка». «Кто этот персонаж, из какого произведения и кто автор?»

  1. «Мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырём и глухонемой от рождения».

  2. «Идёт в чём был: в опорочках, дона штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застегиваются, порастеряны, а шиворот разорван: но ничего, не конфузится, это он блоху подковал».

  3. «Три раза закапывал букварь, и сделал бы это в четвёртый раз..»

  4. «Молодой человек лет двадцати трёх, тоненький, худенький, несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове…»

  5. «Он малый с головой.. славно пересмеять умеет всех…, чувствителен, и весел, и остёр…» , «..с ума сошёл..»

  6. «Добрый приятель Пушкина, родился на брегах Невы».

  7. «Славный малый…, только немножко странен…Глаза его не смеялись, когда он смеялся …Умер в Персии».

  8. «…Не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок: нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод…». Аферист 19 в.

  9. «Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка…»

  10. «…даже в очень хорошую погоду ходил в калошах и с зонтиком и непременно в тёплом пальто на вате. И зонтик у него был в чехле, и часы в чехле из серой замши… и нож у него был в чехольчике: и лицо, казалось, тоже было в чехле…»

Конкурс 12. «Конкурс ораторов». « Язык человека-это его мировоззрение и его поведение», -- говорил замечательный литературовед Дмитрий Лихачев. Владение словом невозможно без знания языка и литературы. Покажите своё владение словом. Слайд 13.

  1. Каким я вижу своё будущее.

  2. Мой русский язык.

Конкурс 13. «Корректор». Как-то компания литераторов отправилась в пригородный ресторан. Писатель А. И. Куприн посмотрел меню и заказал:

- Шесть порций орфографических ошибок.

-- Этого подать не можем, не держим,--ответил официант.

-- Однако в меню большой выбор ошибок на все вкусы,--сказал Куприн и зачитал злополучное меню. Исправьте эти ошибки. Слайд 14.

1. Бульён куриный с фрикодельками.

2. Рассольник с калбасой.

3. Катлеты свеные.

4. Пильмени.

5. Шампеньёны в яичьном маслинном соусе.

6. Кампот грушово-алычёвый.

7. Кесель клюквиный.

8. Кавришка ржаная.

9. Пироженое бесквитное.

10. Перошки с печонкой и букв.

Конкурс 14. «Догонялки». Слайд 15.

  1. Сколько звуков в слове йогурт?

  2. Какая поэма написана прозой?

  3. У какого русского поэта фамилия из трёх букв?

  4. Пятая буква русского алфавита?

  5. Какого рода слово тюль?

  6. Жанр «Ревизора» и «Горе от ума»?

  7. Как звали героя комедии «Недоросль»?

  8. Как называется в литературе приём противопоставления и преувеличение?

  9. Какая часть речи обозначает добавочное действие?

  10. Какой роман написан стихами?

  11. Что рассказывает кот, когда идёт налево?

  12. Какими строками начинается стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино»?

  13. Продолжи: «А вы, друзья, как ни садитесь…»

  14. «Попрыгунья-стрекоза…»

Заключительное слово учителя: Итак, ребята. Сегодня вы показали знания, усвоенные вами по русскому языку и литературе, а также проявили смекалку, находчивость, показали свои творческие способности и убедились, что знания по этим предметам нужны не только, чтобы сдать итоговую аттестацию, поступить в ВУЗ, но и для того, чтобы быть интеллектуально развитым человеком, интересным собеседником, уверенной в себе личностью.

Спасибо за игру!


© 2010-2022