- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Интеллектуальная игра по русскому языку и литературе «Наш язык и звучен, и богат. .. »
Интеллектуальная игра по русскому языку и литературе «Наш язык и звучен, и богат. .. »
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Середа Л.Н. |
Дата | 27.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Интеллектуальная игра
по русскому языку и литературе
«Наш язык и звучен, и богат…»
Разработала учитель русского языка и литературы Чистопольской средней школы района им. Г. Мусрепова СКО СЕРЕДА ЛАРИСА НИКОЛАЕВНА
Эпиграф: «Язык-это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры. Именно поэтому изучение и сбережение русского языка является не праздным увлечением от нечего делать, а насущной необходимостью». (А. Куприн)
Цель занятия: актуализация и расширение знаний учащихся по русскому языку и литературе, повышение интеллектуального уровня и речевой культуры.
Задачи: формировать умение использовать теоретические знания и практические навыки по русскому языку и литературе, ясно и точно выражать свои мысли.
Развивать логическое, образное и творческое мышление, память, устную речь, умение формулировать высказывание.
Воспитывать любовь к русскому языку и литературе, интеллектуальную культуру, стремление расширять свои знания, взаимоуважение и взаимопонимание в коллективе.
Оборудование: Интерактивная доска, слайдовая презентация.
Вступительное слово учителя: Дорогие ребята! Сегодня мы проведём с вами интеллектуальную игру по русскому языку и литературе, чтобы вы убедились, что русский язык даёт вам огромные возможности для интеллектуального развития, расширения кругозора, является опорой в изучении не только русской, но и мировой литературы, является показателем ваших достоинств: коммуникабельности, умения подать себя, правильно и точно выражать свои мысли, убедить собеседника в своей правоте, красиво и ярко обрисовать любую ситуацию, картину, образ. Все эти качества и способности очень важны для современного человека, и не только для карьерных достижений, но и для того, чтобы найти своё место в жизни, быть востребованным специалистом и просто быть всегда понятым и достойно оцененным другими людьми.
1 конкурс: Разминка. «Да или нет?» Слайд 3.
1. В русском алфавите 34 буквы?
2. Глагол обижаться несовершенного вида?
3. Деепричастие имеет признаки глагола и прилагательного?
4. Глагол дышать 2-го спряжения?
5. В русском языке 42 звука?
6. Звуки речи изучает морфология?
7. Местоимения бывают качественные, относительные и притяжательные?
8. Похолодало. Это предложение неопределённо-личное?
9. Слова в словосочетании гулять по парку связаны по способу примыкания?
10. Придаточные предложения в СПП бывают определительные и дополнительные?
Конкурс 2. «Реставраторы». Отгадать все фразеологические обороты с одинаковым словом на месте многоточия. Слайд 4.
-
…ый свет, …ые стихи, …ыми нитками шито, средь …дня, сказка про …ого бычка, чёрным по …ому писано.
-
Не …в обиду, …волю, …о себе знать, … маху, … слово, не …спуску, ни…, ни взять.
-
Из .. вон плохо, сбыть с …, мастер на все…, сидеть сложа …, чужими ..жар загребать.
Конкурс 3. Русский язык тесно связан с литературой, мы работаем постоянно с литературными текстами, многие афоризмы писателей на слуху. Ваша задача-вспомнить, чьи это слова. «А автор кто?» Слайд 5.
-
«Видит око, да зуб неймёт»
-
«Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку».
-
«Счастливые часов не наблюдают».
-
«Любви все возрасты покорны…»
-
«Красота спасёт мир».
-
«В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
-
«Культура-это чувство меры».
8. «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды».
Конкурс 4. «Узнай меня». Нужно определить, кто на портрете.
Слайд 6.
Конкурс 5. «Ералаш».
Френсису Бэкону принадлежат слова: «Гений, ум и дух нации обнаруживается в её пословицах». Пословицы называют кладезью народной мудрости. Они обогащают речь человека, делают её образной и яркой. Ваша задача-соединить перепутанные части пословиц и объяснить их смысл. Слайд 7.
-
Старый друг лучше большого таракана.
-
Два сапога пара, да оба в воду упали.
-
У семи нянек кулаками не машут.
-
Держался Авоська за Небоську и оба на левую ногу.
-
Чем хвалишься, от того и наберёшься.
-
Скучен день до вечера, коли хвост тёлкин.
-
Маленькая рыбка лучше новых двух.
-
После драки дитя без глазу.
-
С кем поведёшься, на том и провалишься.
-
Не суйся в волки, коли делать нечего.
Конкурс 6. «Восстанови текст». Поэтические пейзажи остаются в нашей памяти благодаря тем образам и картинам, которые создали поэты. Восстановите текст стихотворений и назовите автора. Слайд 8.
1. Берёза, окно, кайма.
2. Пора, очарованье, в сенях.
3. Парус, море, ветер.
4. Гроза, май, Геба.
Конкурс 7. «Вопросы от синтаксиса». Что общего в этих отрывках? Слайд 9.
Двадцать первое. Ночь. Понедельник. Третий класс. Температура.
Очертанья столицы во мгле. Значит, в школу не идти.
Сочинил же какой-то бездельник, Апельсин. Лимон. Микстура.
Что бывает любовь на земле. Сладковатая почти.
(А. Ахматова). (В. Соколов).
Конкурс 8. «Дешифровальщики». Слайд 9. Расшифруйте пословицы.
1. Улде меряв, а хетено сач.
2. Ен гоиб грошик тюбижога.
3. Дубет и на шейна уцели драпзикн.
4.Идно аз хевс, а вес аз огодно.
5. Мольбшоу барлюко-шоелобь еваналип.
6. Ен вёс отолоз, точ стилетб.
Конкурс 9. «Перевёртыши». В классической цитате, пословице, поговорке загадке, названии какого-нибудь литературного произведения все слова заменены контекстуальными антонимами. Восстановите исходный текст перевёртышей. Слайд 10.
-
С леностью достанешь птицу с дерева.
-
На стоячее железо земля останавливается
-
Мяукает, облизывает, выгоняет в лес.
-
Под дедушкиным дворцом лежит голова сыру.
-
У собаки-сплошной пост.
-
Тёща и свёкор-несколько богов.
Конкурс 10. «Объяснялки». Объяснить значение фразеологизмов ( одним или двумя словами ). Слайд 11.
1. Водой не разольёшь (неразлучные друзья)
2. Как в воду опущенный (грустный человек)
3. Толочь воду в ступе (бесполезная работа)
4. Седьмая вода на киселе (дальний родственник)
5. Набрал в рот воды (молчаливый человек)
6. Как в воду глядел (угадал, предсказал)
7. Как две капли воды (очень похожи)
8. Прошли огонь и воду (всё испытали)
9. Морочить голову (обманывать)
10. Рукой подать (близко).
Конкурс 11. «Эрудиты». «Бестолковый словарь». Дайте правильное толкование слов. Слайд 12.
Банкир-приёмщик стеклотары.
Изверг-вулкан.
Ельник-рот
Безграмотный-оканчивающий школу без грамоты.
Весельчак-гребец.
Беспечность-отсутствие печки в квартире.
Доходяга-победитель в спортивной ходьбе.
Заморыш-иностранец.
Застенчивый-сосед, живущий через стенку.
Известняк-популярный певец.
Ножны-обувь.
Пломбир-зубной врач.
Конкурс 11. Слайд 12. «Угадайка». «Кто этот персонаж, из какого произведения и кто автор?»
-
«Мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырём и глухонемой от рождения».
-
«Идёт в чём был: в опорочках, дона штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застегиваются, порастеряны, а шиворот разорван: но ничего, не конфузится, это он блоху подковал».
-
«Три раза закапывал букварь, и сделал бы это в четвёртый раз..»
-
«Молодой человек лет двадцати трёх, тоненький, худенький, несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове…»
-
«Он малый с головой.. славно пересмеять умеет всех…, чувствителен, и весел, и остёр…» , «..с ума сошёл..»
-
«Добрый приятель Пушкина, родился на брегах Невы».
-
«Славный малый…, только немножко странен…Глаза его не смеялись, когда он смеялся …Умер в Персии».
-
«…Не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок: нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод…». Аферист 19 в.
-
«Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка…»
-
«…даже в очень хорошую погоду ходил в калошах и с зонтиком и непременно в тёплом пальто на вате. И зонтик у него был в чехле, и часы в чехле из серой замши… и нож у него был в чехольчике: и лицо, казалось, тоже было в чехле…»
Конкурс 12. «Конкурс ораторов». « Язык человека-это его мировоззрение и его поведение», -- говорил замечательный литературовед Дмитрий Лихачев. Владение словом невозможно без знания языка и литературы. Покажите своё владение словом. Слайд 13.
-
Каким я вижу своё будущее.
-
Мой русский язык.
Конкурс 13. «Корректор». Как-то компания литераторов отправилась в пригородный ресторан. Писатель А. И. Куприн посмотрел меню и заказал:
- Шесть порций орфографических ошибок.
-- Этого подать не можем, не держим,--ответил официант.
-- Однако в меню большой выбор ошибок на все вкусы,--сказал Куприн и зачитал злополучное меню. Исправьте эти ошибки. Слайд 14.
1. Бульён куриный с фрикодельками.
2. Рассольник с калбасой.
3. Катлеты свеные.
4. Пильмени.
5. Шампеньёны в яичьном маслинном соусе.
6. Кампот грушово-алычёвый.
7. Кесель клюквиный.
8. Кавришка ржаная.
9. Пироженое бесквитное.
10. Перошки с печонкой и букв.
Конкурс 14. «Догонялки». Слайд 15.
-
Сколько звуков в слове йогурт?
-
Какая поэма написана прозой?
-
У какого русского поэта фамилия из трёх букв?
-
Пятая буква русского алфавита?
-
Какого рода слово тюль?
-
Жанр «Ревизора» и «Горе от ума»?
-
Как звали героя комедии «Недоросль»?
-
Как называется в литературе приём противопоставления и преувеличение?
-
Какая часть речи обозначает добавочное действие?
-
Какой роман написан стихами?
-
Что рассказывает кот, когда идёт налево?
-
Какими строками начинается стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино»?
-
Продолжи: «А вы, друзья, как ни садитесь…»
-
«Попрыгунья-стрекоза…»
Заключительное слово учителя: Итак, ребята. Сегодня вы показали знания, усвоенные вами по русскому языку и литературе, а также проявили смекалку, находчивость, показали свои творческие способности и убедились, что знания по этим предметам нужны не только, чтобы сдать итоговую аттестацию, поступить в ВУЗ, но и для того, чтобы быть интеллектуально развитым человеком, интересным собеседником, уверенной в себе личностью.
Спасибо за игру!