Урок по русской литературе на тему Н. Некрасов. Русские женщины ( 7 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Литература 7 класс

Тема урока: Н. А. Некрасов. Поэма «Русские женщины». «Княгиня Трубецкая».

Цель урока: Познакомиться с судьбой жен декабристов на страницах произведения Некрасова.

Задачи урока: продолжить формирование навыка анализа литературного произведения, поэтического текста; развивать речь учащихся; воспитывать интерес к истории и литературе; воспитывать такие качества как верность, любовь, сострадание, ответственность за близких.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Объявление темы и цели урока . (слайд 1,2)

  3. Изучение нового материала.

-Слово учителя. Историческая основа поэмы и общий замысел поэта - написать несколько поэм о женах декабристов под общим названием «Русские женщины». Но написал всего две поэмы: «княгиня Трубецкая» и «Княгиня М Н. Волконская». В основу сюжетов поэм легли достоверные события 1825-1827 годов. Это позволяет назвать их историческими, но одновременно это и лироэпические поэмы в стихах. Героини не только прекрасны, верны долгу, но исповедуют близкие самому поэту идеалы свободы. В этих исторических поэмах Н Некрасова именно красота женской верности прежде всего привлекает внимание читателя.

-Творческая история создания поэмы «Русские женщины».

Летом 1870 года Некрасов начал писать первую поэму о декабристах «Дедушка» и обдумывает план второй - о княгине Трубецкой. Поэму «Княгиня Трубецкая» он окончил в конце лета 1871 года и, вдохновленный успехом этого произведения, принялся за следующую поэму. «М. Н. Волконская» была написана в 1872 году.

-Историческая справка. Рассказ о событиях 1825- 1827 годов.

(слайды 6, 8, 9)

Декабристы организовали антиправительственное восстание в декабре 1825 года. 19 ноября умер император Александр 1, а на 14 декабря была назначена присяга новому императору Николаю 1.Был разработан план действий: заговорщики намеревались увлечь за собой войска, вывести их на сенатскую площадь, окружить здание Сената, заставить сенаторов отказаться от присяги. Предусматривался захват Зимнего дворца и арест царской семьи. Николай 1 стянул на площадь верные ему войска. Мятеж был подавлен. Под следствием оказались 579 человек. В июне 11826 года пятерых декабристов приговорили к смертной казни через повешение, остальных - к разным срокам каторги и ссылки.

-Одним из восставших является князь Сергей Трубецкой, он был арестован и приговорен к « смертной казни отсечением головы». Потом казнь заменили пожизненной каторгой, лишением дворянства, всех прав и конфискацией имущества.

-Рассказ о княгине Трубецкой . (слайд 10)

Княгиня Екатерина Ивановна Трубецкая первой добилась разрешения ехать к мужу на каторгу. Она последовала за ним в Сибирь, в ноябре 1826 года поселилась при каторжной тюрьме. В Сибири у Трубецких родилось семеро детей, четверо из них не пережили мать. Она умерла в Иркутске, где и похоронена.

-Показ фото супругов Трубецких . (слайд11)

-Рассказ о княгине Волконской.

Мария Николаевна последовала за мужем Сергеем Григорьевичем Волконским, которого отправили на каторгу на 20 лет. Она оставила дома сына, которому не было и года. После амнистии семья могла жить в Москве.

  1. Работа с текстом поэмы.

-Краткое содержание поэмы. (слайд 12, 13, 14)

-Выборочное чтение первой части поэмы . (до 4 главки).

Комментирование (стр. 110-114).

5. Работа по второй части поэмы.

Здесь автор рисует поединок княгини и губернатора, которому велели сделать все, чтобы вернуть княгиню назад. Автор использует здесь 3-хкратный повтор как прием усиления. Как в сказках герою дается три испытания, из которых каждое труднее предыдущего. Губернатор пытается героиню сначала уговорить, потом запугивает, затем обманывает и, наконец, он побежден ее мужеством и верностью женского долга.

6. Работа с текстом второй части. Чтение по ролям.

Задание: Найдите эпизод их разговора.

(стр.114-117)

( читают автор, княгиня, губернатор)

Вопрос: На сколько дней задержал губернатор княгиню.( На неделю. …на 5 дней задержал, а на 6 день пришел сам.)

Далее вопросы по слайду 17.

7.Самостоятельная работа.

Задание: Сравните три разговора княгини с губернатором. Найдите и зачитайте ответы княгини на все советы, предупреждения и грозы губернатора.

Вопрос: Как они характеризуют героиню?

(стр. 117-118, 119, 122)

(слайд 16)

8.Анализ жанра произведения.

Вопрос: Что такое поэма? Запись определения в тетрадь.

Поэма - поэтический жанр большого объема, преимущественно лиро эпический. Ранее поэмой назывался героический эпос. Автор является пристрастным комментатором событий.

Вопрос: Почему это произведение можно считать поэмой?

(слайд 18)

- Творческое задание. (слайды 20, 21)

Ответы на творческое задание. (слайд 22)

9. Итог урока. В образах Екатерины Трубецкой и Марии Волконской много силы, красоты, женственности. Сделав свой выбор, они держат себя очень мужественно, оставаясь при этом женственными.

10. Оценки.

Домашнее задание. Прочитать по хрестоматии поэму о Волконской «М.Н.Волконская».

КГУ «Областная средняя школа- интернат санаторного типа «Жұлдыз» управления образования Акмолинской области



Открытый урок по литературе в 7 классе на тему: « Н.А. Некрасов. Поэма «Русские женщины ». «Княгиня Трубецкая».





Волохова Л.Д.

2014-2015 учебный год

КГУ «Областная средняя школа- интернат санаторного типа «Жұлдыз» управления образования Акмолинской области



Внеклассное мероприятие в 6 классе на тему: «Конкурс знатоков русского языка».





Волохова Л.Д.

2014-2015 учебный год

© 2010-2022