- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок по русской литературе на тему Н. Некрасов. Русские женщины ( 7 класс)
Урок по русской литературе на тему Н. Некрасов. Русские женщины ( 7 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 7 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Волохова Л.Д. |
Дата | 04.03.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Литература 7 класс
Тема урока: Н. А. Некрасов. Поэма «Русские женщины». «Княгиня Трубецкая».
Цель урока: Познакомиться с судьбой жен декабристов на страницах произведения Некрасова.
Задачи урока: продолжить формирование навыка анализа литературного произведения, поэтического текста; развивать речь учащихся; воспитывать интерес к истории и литературе; воспитывать такие качества как верность, любовь, сострадание, ответственность за близких.
Ход урока
-
Организационный момент.
-
Объявление темы и цели урока . (слайд 1,2)
-
Изучение нового материала.
-Слово учителя. Историческая основа поэмы и общий замысел поэта - написать несколько поэм о женах декабристов под общим названием «Русские женщины». Но написал всего две поэмы: «княгиня Трубецкая» и «Княгиня М Н. Волконская». В основу сюжетов поэм легли достоверные события 1825-1827 годов. Это позволяет назвать их историческими, но одновременно это и лироэпические поэмы в стихах. Героини не только прекрасны, верны долгу, но исповедуют близкие самому поэту идеалы свободы. В этих исторических поэмах Н Некрасова именно красота женской верности прежде всего привлекает внимание читателя.
-Творческая история создания поэмы «Русские женщины».
Летом 1870 года Некрасов начал писать первую поэму о декабристах «Дедушка» и обдумывает план второй - о княгине Трубецкой. Поэму «Княгиня Трубецкая» он окончил в конце лета 1871 года и, вдохновленный успехом этого произведения, принялся за следующую поэму. «М. Н. Волконская» была написана в 1872 году.
-Историческая справка. Рассказ о событиях 1825- 1827 годов.
(слайды 6, 8, 9)
Декабристы организовали антиправительственное восстание в декабре 1825 года. 19 ноября умер император Александр 1, а на 14 декабря была назначена присяга новому императору Николаю 1.Был разработан план действий: заговорщики намеревались увлечь за собой войска, вывести их на сенатскую площадь, окружить здание Сената, заставить сенаторов отказаться от присяги. Предусматривался захват Зимнего дворца и арест царской семьи. Николай 1 стянул на площадь верные ему войска. Мятеж был подавлен. Под следствием оказались 579 человек. В июне 11826 года пятерых декабристов приговорили к смертной казни через повешение, остальных - к разным срокам каторги и ссылки.
-Одним из восставших является князь Сергей Трубецкой, он был арестован и приговорен к « смертной казни отсечением головы». Потом казнь заменили пожизненной каторгой, лишением дворянства, всех прав и конфискацией имущества.
-Рассказ о княгине Трубецкой . (слайд 10)
Княгиня Екатерина Ивановна Трубецкая первой добилась разрешения ехать к мужу на каторгу. Она последовала за ним в Сибирь, в ноябре 1826 года поселилась при каторжной тюрьме. В Сибири у Трубецких родилось семеро детей, четверо из них не пережили мать. Она умерла в Иркутске, где и похоронена.
-Показ фото супругов Трубецких . (слайд11)
-Рассказ о княгине Волконской.
Мария Николаевна последовала за мужем Сергеем Григорьевичем Волконским, которого отправили на каторгу на 20 лет. Она оставила дома сына, которому не было и года. После амнистии семья могла жить в Москве.
-
Работа с текстом поэмы.
-Краткое содержание поэмы. (слайд 12, 13, 14)
-Выборочное чтение первой части поэмы . (до 4 главки).
Комментирование (стр. 110-114).
5. Работа по второй части поэмы.
Здесь автор рисует поединок княгини и губернатора, которому велели сделать все, чтобы вернуть княгиню назад. Автор использует здесь 3-хкратный повтор как прием усиления. Как в сказках герою дается три испытания, из которых каждое труднее предыдущего. Губернатор пытается героиню сначала уговорить, потом запугивает, затем обманывает и, наконец, он побежден ее мужеством и верностью женского долга.
6. Работа с текстом второй части. Чтение по ролям.
Задание: Найдите эпизод их разговора.
(стр.114-117)
( читают автор, княгиня, губернатор)
Вопрос: На сколько дней задержал губернатор княгиню.( На неделю. …на 5 дней задержал, а на 6 день пришел сам.)
Далее вопросы по слайду 17.
7.Самостоятельная работа.
Задание: Сравните три разговора княгини с губернатором. Найдите и зачитайте ответы княгини на все советы, предупреждения и грозы губернатора.
Вопрос: Как они характеризуют героиню?
(стр. 117-118, 119, 122)
(слайд 16)
8.Анализ жанра произведения.
Вопрос: Что такое поэма? Запись определения в тетрадь.
Поэма - поэтический жанр большого объема, преимущественно лиро эпический. Ранее поэмой назывался героический эпос. Автор является пристрастным комментатором событий.
Вопрос: Почему это произведение можно считать поэмой?
(слайд 18)
- Творческое задание. (слайды 20, 21)
Ответы на творческое задание. (слайд 22)
9. Итог урока. В образах Екатерины Трубецкой и Марии Волконской много силы, красоты, женственности. Сделав свой выбор, они держат себя очень мужественно, оставаясь при этом женственными.
10. Оценки.
Домашнее задание. Прочитать по хрестоматии поэму о Волконской «М.Н.Волконская».
КГУ «Областная средняя школа- интернат санаторного типа «Жұлдыз» управления образования Акмолинской области
Открытый урок по литературе в 7 классе на тему: « Н.А. Некрасов. Поэма «Русские женщины ». «Княгиня Трубецкая».
Волохова Л.Д.
2014-2015 учебный год
КГУ «Областная средняя школа- интернат санаторного типа «Жұлдыз» управления образования Акмолинской области
Внеклассное мероприятие в 6 классе на тему: «Конкурс знатоков русского языка».
Волохова Л.Д.
2014-2015 учебный год