Урок развития речи. Описание действий

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: (Слайд 1)

Сочинение-описание действия (трудовых процессов)

Цели: (Слайд 2)

Обучающая: вспомнить понятие «сочинение»;

вспомнить деление сочинений по жанрам;

дать определение «сочинение-описание действия»;

дать алгоритм написания сочинения-описания действия;

проанализировать авторские тексты на заданную тематику;

написать собственное сочинение-описание действия;

Развивающая: развивать навык грамотной устной и письменной речи;

развивать творческое мышление;

развивать навык анализа художественного текста;

создавать психологически комфортную обстановку на уроке;

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к русскому языку;

воспитывать уважительное отношение друг к другу.

Тип, форма урока: развитие речи, проблемный.

Метод обучения: объяснительно-иллюстративный.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, тетради, ручки.

Ход урока:

1. Оргмомент. Целеполагание (Слайд 1, 2).

2. Проверка домашнего задания.

3. Повторение изученного (Слайд 3).

Учитель: Мы уже с вами ни раз говорили о том, что сочинения делятся на сочинения определенного типа речи, сочинения на литературную тему и сочинения на свободную тему. На уроках русского языка мы чаще всего обращаемся к написанию сочинения определенного типа речи. Давайте вспомним, какие три типа речи мы с вами выделяем?

4. Изучение нового материала (Слайд 4).

Учитель: Мы с вами писали сочинения-описания предмета, человека, животного, природы, картины. Сегодня мы с вами познакомимся с новым видом сочинения-описания действий. А конкретнее мы с вами будем говорить об описании трудовых процессов. Сочинение данного типа строится по определенной композиции. Давайте познакомимся с ней.

5. Закрепление изученного (Слайд 5).

Учитель: Перед вами карточка №1, которая будет рассказывать о профессии токаря. Кто такой токарь, знаете все?

Хорошо. Теперь давайте прочитаем отрывок из повести Л.Кассиля «Ранний восход» и проследим по тексту, как готовится к работе токарь Евгений Стриганов.

6. Изучение нового материала (Слайд 6).

Учитель: Давайте подумаем, слов какой части речи должно быть больше в сочинении-описании действий?

(Глаголов.)

Учитель: А как вы думаете, если в тексте речь будет идти об одном действующем лице, нужно ли постоянно конкретизировать, кто перед нами, кто выполняет действие? Или достаточно это сделать всего один раз (либо в начале текста, либо в конце текста)?

(Достаточно 1 раза.)

Учитель: В описании действий одного и того же лица (или группы лиц) могут быть предложения с пропущенным подлежащим. Это позволяет избегать неоправданного
повторения слов и усиливает связь предложений в тексте.

7. Закрепление изученного (Слайды 7,8).

Учитель: Теперь поработаем в парах с карточкой №2. Прочитаем текст о том, как изготавливается дымковская игрушка. Проследим, как описан деятель? Сколько раз он назван в тексте?

Учитель: Теперь поработаем в парах. Карточка №3. Необходимо прочитать текст и пересказать его друг друга. Тот, кто за пересказ получит от своего соседа «5»,0 озвучит свою версию для всех.

6. Задавание на дом (Слайд 9).

7. Рефлексия.

Учитель: Давайте ответим на следующие вопросы:

1) какова тема нашего сегодняшнего занятия?

2) какие обязательные элементы должны быть в композиции сочинения-описания действий (трудовых процессов)?

3) что осталось не понятым на уроке?

9. Подведение итогов. Выставление отметок. Прощание (Слайд 10).


© 2010-2022