- Преподавателю
- Русский язык и литература
- К уроку по теме: Предложение. Типы предложений по цели высказывания. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения
К уроку по теме: Предложение. Типы предложений по цели высказывания. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Соломка Л.А. |
Дата | 18.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Предложение. Типы предложений по цели высказывания. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения.
1. Предложение (речення) - это наименьшая единица общения. Оно характеризуется интонацией завершённости, которая на письме передаётся точкой, вопросительным или восклицательным знаком. Предложение имеет грамматическую основу, которая состоит из главных членов - подлежащего (підмета) и сказуемого (присудка) или одного из них.
2. Если мысль закончил ты,
Написал на строчку,
Не забудь, в конце поставь
Кругленькую точку.
Чувства сыплются наружу,
Восхищение в словах!
Торжество, тревога, ужас -
Восклицательный здесь знак!
С почемучкой дружишь ты?
Значит и в тетрадке
Знак вопроса смело ставь,
Будет всё в порядке?
3. По цели всегда различай предложения:
В повествовательном - сообщение,
Вопрос - в вопросительном. (Дашь ответ?)
А в побудительном - просьба, совет.
Виды предложений по цели высказывания бывают повествовательные, вопросительные и побудительные.
Повествовательные (розповідні) предложения сообщают о каком - либо событии: В саду расцвели яблони и груши.
Вопросительные (питальні) предложения содержат вопрос, требующий ответа: Который час?
Побудительные (спонукальні) предложения побуждают собеседника к действию, содержат просьбу, совет, запрет: Не шумите, пожалуйста.
4. Предложения могут различаться не только по цели высказывания,
но и по силе выраженных в них чувств, эмоций. Предложения, которые произносятся с восклицательной интонацией, называются
восклицательными (окличними). В конце восклицательных предложений ставится восклицательный знак:
Какое прекрасное утро!
5. Поставьте нужные знаки препинания.
Из-под них показался ёжик (! ? .) Какой он запасливый (! ? .) На его иголках зазеленели яблоки (? ! .) В кустах послышался шорох (.! ?) Кто это там (. ! ? )
6. Озаглавьте текст. Спишите. Разделите текст на предложения. Поставьте в конце предложений нужный знак.
Золотая осень на севере - особая утреннее солнце брызжет янтарём яркими кострами вспыхивают кроны деревьев и полевые травы голубоватый иней превращается в росистые капли воздух необыкновенно чист таких утренних мгновений нет в других местах.
7. Домашнее задание:
- по учебнику: § 36; упр. 240 ( устно); упр. 241 ( письменно);
- Списать, определить вид предложения и поставить в них правильные знаки препинания.
Из книг мы узнаем много интересного
Ты любишь читать книги
Не вырывай страницы из книг
Ты придешь сегодня ко мне смотреть интересный мультфильм
Я только с сестренкой поиграю и приду к тебе
Ребята, давайте жить дружно
Весной в лесу расцветают ландыши
Ты видел эти цветы
Нельзя их рвать