Использование краеведческого материала в работе учителя - словесника

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2

Муниципальное образование «Барышский район»

Ульяновской области









МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ


Использование краеведческого материала

в работе учителя - словесника












Исполнитель:

Широнина Елена Юрьевна

Муниципальное бюджетное

образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №2

Муниципальное образование

«Барышский район»

Ульяновской области

2016 г.

Содержание

Введение …………………………………………………………………….1 - 3

Использование краеведческого материала на уроках русского языка…..3 - 7

Использование краеведческого материала на уроках литературы………7 - 11

Проектная деятельность при изучении литературного краеведения…11 - 13

Список литературы …………………………………………………………….15

Приложения ………………………………………………………………..16 - 52

Электронное приложение с видеофильмом «Урок развития речи в 6 классе», презентациями к занятиям по русскому языку, литературе, проекту «Анализ легенды о создании Жадовского монастыря в контексте русской литературной традиции»

















Узнавание Родины многослойно и многообразно, как

многообразно и многослойно познание тайн искусства,

изучение природы, постижение закономерностей бытия.

К цели ведёт не одна дорога, но главное - однажды

ступив на свою дорогу, затем идти не сворачивая.

А.А. Блок



Введение

В связи с переходом на новые образовательные стандарты особенную актуальность приобретает проблема формирования у учащихся гражданской позиции. Гражданственность является приоритетной ценностью, обретение которой позволяет осознать человеческое достоинство и достичь человеческого совершенства. Процесс становления гражданственности длительный, а период обучения в школе - важный этап в становлении гражданина.

Одно из качеств, свидетельствующих о становлении гражданина, - его отношение к Отечеству. Это отношение формируется на основе познания истории и культуры России. Трепетное чувство Родины может проявиться, прежде всего, в процессе узнавания её судьбы[1].

Целью данной работы является определение путей изучения краеведения на уроках русского языка и литературы.

В ходе работы попытаемся решить следующие образовательные, воспитательные и развивающие задачи.

Образовательные задачи:

- знакомство с культурой родного края;

- знакомство с творчеством местных поэтов.

Воспитательные задачи:

- формирование и развитие гражданских качеств обучающихся, патриотического отношения к России и своему краю;

- формирование позитивного отношения к своему родному краю, пробуждение желания благоустроить и облагородить свою малую родину.

Развивающие задачи:

- формирование мотивации к самостоятельной познавательной деятельности в области краеведения;

- формирование видения своего места в социально - экономическом и социокультурном контексте родного края, готовности к решению тех проблем, которые могут возникнуть в будущем, развитие установки на стремление внести личный вклад в совершенствование жизни своего региона [2].

«Любить свою семью, свои впечатления детства, свой дом, свою школу, своё село, свой город, свою страну, свою культуру и язык, весь земной шар необходимо для нравственной осёдлости человека. Человек - это не степное растение перекати - поле, которое осенний ветер гонит по степи», - писал Д.С. Лихачёв в книге «Письма о добром и прекрасном» [3]. Эти слова как нельзя более точно выражают цель изучения краеведческого материала в нашем районе, в нашей школе.

МБОУ СОШ №2 находится в рабочем районе города Барыша, экономическое положение которого является довольно плачевным. Поэтому родители многих учащихся работают вахтовым методом в других регионах страны. Выпускники школы тоже редко возвращаются на родину, ищут счастья на стороне. Поэтому, я считаю, важно именно сегодня говорить со школьниками об истории родного края, о его уникальности. Это поможет воспитанию чувства любви к своему родному краю, формированию гордости её историей. Для этого я стараюсь изучать краеведческий материал в сравнении с образцами классической литературы. Сравнительный анализ представлен в данной работе на примере сравнительного анализа легенды о создании Жадовского монастыря и образцами фольклора Киевской Руси, а также эпоса разных народов, произведений местного поэта Евгения Сорокина и Александра Блока. Также представляю опыт по описанию пейзажей родного края на уроках развития речи.

Использование краеведческого материала

на уроках русского языка

Региональный стандарт изучения краеведения в общеобразовательных организациях Ульяновской области представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации программ краеведения начального общего и основного общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность. При изучении русского и родного языка включение регионального компонента предполагает достижение следующих предметных результатов:

  1. формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, Ульяновской области, о языке как основе национального самосознания;

  2. понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения, знакомство с политикой региона по сохранению чистоты русского языка;

  3. сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

  4. овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка и правилах речевого этикета;

  5. овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. [2]

Для достижения этих результатов нужно проводить кропотливую работу над словом на каждом уроке русского языка. Не случайно Н.В.Гоголь писал: «Перед вами громада - русский язык! Наслажденье глубокое зовёт вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изложить чудные законы его…».

Однако так уж сложилось, что на уроках вне поля зрения остаётся важнейшая функция языка - эстетическая. За унылой чередой правил, слов для заучивания, в напряжённых ожиданиях результатов очередного тестирования дети не видят главного в родном языке - его удивительного богатства и красоты, тех самых «кирпичиков», из которых и состоит «громада - русский язык». «Целью классных упражнений не может ставиться создание стилиста - теоретика: нужно создать кадры молодёжи, умеющей ценить чужое красивое и сильное слово (в литературном произведении, в авторской речи) и создавать свое», - писал Константин Борисович Бархин ещё в 1930 году. Этому посвящены и современные уроки развития речи. А чтобы занятия были более яркими, насыщенными, в них можно включать не только образцы художественной литературы, но и других видов искусства (живописи, музыки).

Данная форма проведения уроков развития речи была глубоко изучена Екатериной Ивановной Никитиной. Она рекомендовала использовать на уроках русского языка преимущественно программную музыку. Следуя рекомендациям этого замечательного педагога, я и подготовила свой урок «Пою тебя, мой край родной». Это урок - практикум. Способ проведения - сочетание различных форм занятий.

Урок представляет собой учебное занятие по комплексному применению знаний и способов деятельности, состоит из следующих этапов: актуализации прежних знаний и способов действий, формирования новых знаний и способов действий, применения знаний и формирование умений и навыков.

Организационный этап урока нацелен на создание доброжелательного настроя, моделирование неординарной ситуации. Согласитесь, не каждый урок ученикам предлагают посетить «мастерскую художественного слова», а вместо тетрадей заполнить «копилку идей». И как истинным ценителям искусства, я предлагаю вниманию учащихся литературно - музыкальную композицию «Времена года», в которую вошли образцы живописи, художественного слова, где звучит удивительная музыка П.И.Чайковского. На этом этапе урока целесообразно использование объяснительно - иллюстративного метода с привлечением компьютерных технологий.

На этапе актуализации субъектного опыта мы работаем над определением жанра представленных произведений, выясняем семантику и морфемный состав слова «пейзаж». Выполняя это задание, нельзя обойтись без словаря. Поэтому на данном этапе используется частично - поисковый метод обучения.

Этап первичного понимания изученного основан на анализе миниатюры, написанной шестиклассником.

За окном стоит ясный осенний день.

На небе сияет яркое солнце. На улице дует прохладный ветерок. На земле лежат листья клёна и липы. Деревья наклонились над рекой.

Чудесный пейзаж!

К сожалению, рассказ получился плоским, предложения однотипными, нет средств художественной выразительности. Чтобы пейзаж заиграл свежими красками, я предлагаю шестиклассникам «разукрасить» его. Для этого нужно составить словосочетания со следующими существительными. Затем мы дополняем наш текст полученными словосочетаниями. Я вместе с ребятами выполняю эту работу, а потом мы проверяем, что получилось.

- Какие же средства художественной выразительности помогли нам «оживить» осенний пейзаж?

- Эпитеты: багряные, изумрудно - зелёные (листья), лазоревое небо, зеркальная река; олицетворения: (река) уснула, замерла, (листья) шепчут; сравнения: листья как пёстрый ковёр, река как стальное зеркало.

- Какие синтаксические средства мы использовали?

- Нераспространённое предложение (Холодно.); восклицательные предложения (Чудесный день!; Как красиво осенью!)

Перерабатывая сочинение, нельзя не отметить особенности композиции сочинения - описания природы. Она состоит из трех частей.

В вводной части называется то время года, о котором будет идти рассказ. Вторая часть начинается с общего описания («За окном стоит ясный осенний день»). Затем мы наблюдаем переход к частным описаниям неба, деревьев, реки.

В заключительной части текста - описания природы говорится о чувствах, возникших в связи с увиденной картиной.

На данном этапе урока формируются новые знания и способы действия, для чего используется поисковый метод (определение средств художественной выразительности) и практическая работа по анализу композиции текста - описания природы.

На этапе применения знаний и формирования умений и навыков учащимся предлагается написать свой текст - описание по пейзажам родного края.

Таким образом, данный урок является результатом совместного творчества учителя и учащихся. Использование на занятии разнообразных форм деятельности (парной работы при анализе текста, индивидуальной при написании миниатюры) позволяет отнести урок к личностно ориентированным. Деятельностная система обучения направлена на умственное и общее развитие учащихся.

Я надеюсь, что подобные уроки могут стать проповедью истинного русского слова, русского характера, русской культуры, ибо «язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего человека: его ума, того, что называется сердцем, он выразитель воспитания, всех сил умственных и нравственных», - писал Иван Александрович Гончаров.

Использование краеведческого материала

на уроках литературы

Региональный стандарт изучения краеведения в общеобразовательных организациях Ульяновской области представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации программ краеведения начального общего и основного общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность. При изучении литературы включение регионального компонента предполагает достижение следующих предметных результатов:

  1. понимание литературы как явления национальной, мировой и региональной культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

  2. осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;

  3. понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

  4. достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития;

  5. умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации. [2]

Использование краеведческого материала играет значительную роль в развитии познавательных интересов, даёт возможность учащимся проявить себя и реализовать через систему занятий, факультативов, элективных курсов.

Литературное краеведение располагает богатейшими возможностями для формирования сознания учеников. Оно, прежде всего, призвано воспитывать патриотические чувства, вызвать у ребят живой интерес к жизни писателей и поэтов родного края.

Главное для меня при изучении краеведческого материала - увидеть автора, показать его произведения детям, приобщить их к истории и культуре родного края, воспитать порядочного человека, который бы бережно относился ко всему, что нас окружает. Как это реализуется на практике, можно проследить на следующем примере.

Урок представляет собой занятие по литературному краеведению, нацеленное на знакомство учащихся с поэзией Барышского края, может быть использован для работы с учащимися 5 - 9 классов. Данный вид занятия является частью работы по воспитанию гражданина современного общества, который будет учиться всю жизнь, и осуществляет системно - деятельностный подход в обучении. Урок является занятием по комплексному применению знаний и способов деятельности, вид урока - урок - викторина.

В начале занятия класс делится на произвольные группы, что способствует развитию навыка общения учащихся. Оценивание результатов учебной деятельности проводится в игровой форме, что позволяет детям свободно отвечать на поставленные вопросы, не задумываясь об отметке, которую он может получить за свою работу. На занятии использованы различные формы обучения: коллективная, групповая, индивидуальная.

Обучение речевой деятельности ведётся по нескольким направлениям.

1.Ознакомительное слушание, чтение. В начале урока вниманию учащихся предлагается литературная композиция по произведениям о родном крае барышских поэтов С.Сильнова, Е.Сорокина, Ф.Ильиной. В заключение занятия учащиеся сами выразительно читают произведения этих поэтов.

2.Выборочное чтение предполагает работу над анализом художественного произведения

3.Просмотровое чтение используется при знакомстве с пейзажной лирикой местных поэтов.

Урок направлен на формирование и развитие коммуникативной, языковедческой и культуроведческой компетенций.

Формированию коммуникативной компетенции способствует работа по анализу цитаты из стихотворения С.А.Есенина, знакомство учащихся с пейзажной лирикой барышских поэтов.

С целью развития языковедческой компетенции в урок введен элемент анализа текста (определение темы, основной мысли произведения, средств художественной выразительности).

Развитию культуроведческой компетенции способствует интеграция живописи, музыки и художественного слова, работа над культурой речи учащихся, их знакомство с высказыванием французского литератора и философа Клода Адриана Гельвеция.

В рамках урока ставятся следующие цели:

1.практические:

а) организация деятельности учащихся по изучению творчества барышских поэтов С.Сильнова, Е.Сорокина, Ф.Ильиной;

б) организация деятельности учащихся по выявлению основных тем творчества барышских поэтов

2.воспитательные:

а) создать условия, обеспечивающие воспитание интереса к поэзии местных авторов;

б) способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности

3. развивающие:

а) способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, делать необходимые выводы.

Технологическая карта урока

этапа

урока

Наименование этапа урока

Методы обучения

Форма обучения

Средства обучения

1.

Организационный момент: тема, цель, мотивация их принятия

беседа

коллективная

песня Ю.Антонова «Места родные», анализ цитаты из стихотворения С.Есенина

2.

Подготовка к активной учебной деятельности каждого ученика на основном этапе урока

объяснительно - иллюстративный

коллективная

литературная композиция

3.

Сообщение нового материала: решение учебной задачи, усвоение новых знаний, текущий контроль

поисковый

работа в группах

викторина

4.

Закрепление изученного материала: обобщение, систематизация знаний, контроль и самопроверка знаний

творческий

индивид.

составление высказываний на заданную тему

5.

Подведение итогов: диагностика результатов урока; рефлексия достижения цели

беседа

коллективная

анализ высказывания К.А.Гельвеция

Сочетание игровых и компьютерных технологий позволяет сделать урок более живым, ярким, воспитывать эстетические качества школьников.

Проектная деятельность при изучении литературного краеведения

Участие в поисковой и исследовательской работе помогает воспитанию самостоятельности, творческого подхода к делу. Выполнение заданий по сбору литературно-краеведческих материалов, содействие в охране памятников культуры, активное участие в пропаганде литературного краеведения воспитывают у школьников сознание общественной значимости проводимой ими работы, стремление стать полезным для общества человеком.

Литературно-краеведческие знания углубляют представления об исторических и культурных связях родного края с жизнью страны. Вековые традиции народной культуры осмысливаются глубже именно на занятиях краеведческого типа, этому способствует усиленное чтение той литературы, которая некогда была незаметной. Процесс усвоения новых знаний сказывается благотворно на увеличении словарного запаса, обогащении языка и, в конечном счете, на повышении качества обучения и воспитания школьников.

Очень показательна работа старшеклассников над проектом «Анализ легенды о создании Жадовского монастыря в контексте русской литературной традиции». Юные исследователи, прочитав легенду о создании Жадовского монастыря, обратились к истории жанра, а также познакомились с былинами Киевского цикла, с мифологией славян, кавказских народов, а также бурятским эпосом. При этом был использован метод изучения литературы, сравнительного анализа, а также поисковая деятельность. Данная работа была по достоинству оценена на конкурсе проектов «Найди себя!» в 2014 году.

Говоря о богатстве, уникальности культуры родного края, нельзя упомянуть и о поэзии местных поэтов.

Писатели и поэты 19 века внесли заметный вклад в культуру Отечества, продолжают появляться новые талантливые поэты и писатели, художники. Редкий человек не знает картин нашего земляка А.А.Пластова. писатель Н.Благов оставил после себя множество стихотворений. Сродни живописи А.Пластова поэзия ульяновца Н.Рябинина. За последние годы заявили о себе писатели и поэты С.Матлина, В.Дворянсков, Л.Козлова, А.Юман, В.Сахарцев и другие. Барышские поэты также вносят свой вклад в культуру Ульяновской области. Творчеству Е.Сорокина, Ф.Ильиной, С.Сильнова я посвящаю не только уроки литературного краеведения, но и внеклассные мероприятия. Внеклассное мероприятие «Поэт земли Барышской» проведено с целью познакомить старшеклассников с творчеством местного поэта Сергея Сильнова, пробудить интерес школьников к поэзии родного края, познакомить их с профессией журналиста.

Ребятам было рекомендовано заранее познакомиться с творчеством С. Сильнова, вспомнить историю родного края, чтобы они смогли участвовать в запланированной беседе.

Мероприятие включало в себя три блока: литературно - музыкальная композиция с использованием мультимедиапрезентации о жизни и творчестве С.Сильнова, беседы с вдовой поэта, а также его сослуживца, фотокорреспондента газеты «Барышские вести» А.Грачева, рассказа внука поэта о профессии журналиста.

В целом, мероприятие носило познавательный характер, каждый блок имел логическую завершённость. Подобранный материал соответствовал возрастным особенностям обучающихся, имел большую воспитательную направленность. Особый интерес у старшеклассников вызвал рассказ внука поэта С.Сильнова, они задавали ему много вопросов, касающихся профессии журналиста.

Мероприятие прошло в благоприятной обстановке, являлось стимулом в духовном и интеллектуальном развитии. Поставленных целей учитель достиг.

Очень ценно то, что поэты Барышского края живут рядом с нами. Можно побеседовать с ними, с их родственниками, познакомиться с творчеством, которое посвящено знакомым с детства местам. Такое знакомство стало отправной точкой для работы старшеклассников над проектом по творчеству Е.Сорокина. В ходе этой работы подростки лично встречались с поэтом. В ходе беседы учащиеся узнали, что любимым русским поэтом Е.Сорокина является А.А.Блок. Учащиеся решили провести сравнительный анализ стихов классика русской литературы и произведениями местного поэта. В ходе данной работы были использованы такие методы, как беседа, изучение литературы, сравнительный анализ.


Заключение

Краеведческая работа дает возможность школьникам шире познакомиться с родным краем, глубже понять особенности его природы, истории и культуры, приобщиться к исследовательской деятельности, имеющей общественное значение и практическую ценность, принять участие в созидательной деятельности, развивать свои творческие способности. Она способствует осуществлению одной из важнейших задач образования: введению растущего человека в поле родной культуры, в духовную атмосферу того места, с которого начинается его судьба, воспитанию у школьников патриотизма, бережному отношению к природному и духовному наследию родного края.

Мои учащиеся являются активными участниками творческих конкурсов, таких как районный конкурс слоганов «Не сорить!», областных конкурсов сочинений «Моя семья», «Люблю тебя, мой край родной», «Великая Отечественная война в истории моей семьи», «Край симбирский - родина талантов», а также Фестиваля учебных проектов и исследовательских работ учащихся 5 - 11 классов общеобразовательных учреждений Ульяновской области «Найди себя!».

Разнообразные формы и методы работы с краеведческим материалом позволяют учащимся не только хорошо подготовиться не только к сдаче Единого Государственного Экзамена в 11 классе (на что указывает рост качества сдачи ЕГЭ в моих классах: в 2011 - 2012 учебном году средний балл по школе - 61,6; в 2012 - 2013 учебном году - 63,63; в 2014 - 2015учебном году - 67), но и к продолжению обучения в ВУЗе.


Список литературы

1.Рыкова Е.К. Изучение литературы Симбирского края в контексте общероссийской словесности: методические рекомендации. - Ульяновск: УИПК ПРО, 2012

2.Концептуальные и нормативно - методические основы изучения краеведения в образовательных организациях Ульяновской области: сборник нормативных документов/ под ред. Н.В.Жульковой, В.Н.Янушевского. - Ульяновск: Центр ОСИ, 2015

3. Лихачёв Д.С. Письма о добром и прекрасном/ сост., общ. ред. Г.А.Дубровский. - М.: Дет. лит., 1985


















Приложения

Использование краеведческого материала в работе учителя - словесника

Использование краеведческого материала в работе учителя - словесника

Тема: «Пою тебя, мой край родной!»

Подготовка к сочинению - описанию природы.

Класс: 6

Тип урока: - изучение нового материала (по основной цели);

- комбинированный (по способу проведения).

Цели: 1. образовательная - научить написанию сочинения - описания природы

Задачи: а) повторить тип речи описание;

б) повторить основы составления плана, необходимого для написания сочинения;

в) способствовать развитию навыков анализа текста, определения в нем речевых средств

выразительности (метафора, олицетворение, эпитеты), а также синтаксических средств

выразительности (восклицательные предложения, нераспространенные предложения);

г) повторить правила орфографии (правописание безударной гласной в корне слова,

проверяемой и непроверяемой ударением);

д) повторить словообразовательный анализ

2. развивающая - способствовать формированию умений и навыков учащихся описания

природы

Задачи: а) способствовать развитию навыков описания состояния природы и окружающей среды;

б) способствовать развитию логического и образного мышления;

в) формировать эстетический вкус на примере образцов живописи и художественного

слова;

г) развивать навыки составления текста описательного характера

3. воспитывающая - воспитывать эстетический вкус учащихся на примере зимних пейзажей,

образцов классической музыки

Задачи: а) воспитывать любовь и интерес к прозаическим и стихотворным произведениям

описательного характера;

б) воспитывать чувство любви к Родине и своему родному краю

Наименование этапа

Методы и формы

Время

1.

Организационный момент

беседа

1 - 2 мин.

2.

Литературно - музыкальная композиция

Объяснительно - иллюстративный

3 мин.

3.

Словарная работа

Частично - поисковый

2 мин.

4.

Изучение новой темы:

- анализ текста (тема, основная мысль);

- индивидуальная самостоятельная работа;

- составление плана;

- работа в парах по составлению миниатюры - описания зимнего пейзажа

Практическая работа


Поисковый метод

Творческая работа

1 мин.

5 мин.

2 мин.

3 мин.

5.

Рефлексия

Обобщение и систематизация изученного материала

2 мин.

6.

Домашнее задание

1 мин.

Оборудование: ИКТ, музыкальное сопровождение «Времена года» П.И.Чайковского, Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь М., «Просвещение», 1978, Одинцова В.В., Смолицкая Г.П., Голанова Е.И., Василевская И.А. Школьный словарь иностранных слов М., «Просвещение», 1983, Ожегов С.И. Словарь русского языка М., «Советская энциклопедия», 1964; Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений М., «Просвещение», 2008., рабочие карты, репродукции картин разных жанров (пейзаж, портрет, натюрморт), фотографии зимних пейзажей родного края.

Оформление доски: Двадцать второе декабря

«Пою тебя, мой край родной!»

Подготовка к сочинению - описанию природы.

пейзаж

пейзажный - прил.

пейзажист - сущ.

учитель

ученик

1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята.

Посмотрите, какое сегодня замечательное зимнее утро. Снег, словно белое одеяло, укрыло землю. Кажется, что все в природе замерло в ожидании Нового года. Праздника ждем и мы. Так давайте улыбнемся друг другу в это удивительное утро, и хорошо поработаем на уроке.

А урок у нас с вами не совсем обычный. Я приглашаю вас в мастерскую художественного слова и поработать над описанием природы. Как вы заметили, мы не будем писать в тетрадях. Перед каждым из вас лежат «Рабочие карты», которые мы и будем заполнять в течение урока. Выполнять задания вы будете как самостоятельно, так и с соседом по парте.

У вас может возникнуть вопрос: «Почему мы будем описывать природу? Ведь это так скучно!» Я постараюсь убедить вас в обратном.

2. Литературно - музыкальная композиция

Природа издавна привлекает внимание прославленных мастеров искусства. Тысячи рассказов, картин, стихотворений, музыкальных произведений появились благодаря красоте и завораживающей силе природы. Ни одно время года не оказалось обиженным: в каждом из них черпали мастера свое вдохновение.

Сегодня, как в сказке С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев», все времена года пришли к нам в гости и ни одни, а в сопровождении удивительной музыки из фортепианного цикла П.И.Чайковского «Времена года».

Зима

Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный -

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры,

На встречу северной Авроры

Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась;

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела -

А нынче … погляди в окно:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

(А.С. Пушкин)

Весна

На бледно - голубой эмали,

Какая мыслима в апреле,

Березы ветви поднимали

И незаметно вечерели.

Узор отточенный и мелкий,

Застыла тоненькая сетка,

Как на фарфоровой тарелке

Рисунок, вычерченный метко,-

Когда его художник милый

Выводит на стеклянной тверди,

В создании минутной силы,

В забвении печальной смерти.

(О.Э.Мандельштам)

Лето

В небе тают облака,

И, лучистая на зное,

В искрах катится река,

Словно зеркало стальное …

Час от часу жар сильней,

Тень ушла к немым дубровам,

И с белеющих полей

Веет запахом медовым.

Чудный день! Пройдут века -

Так же будут, в вечном строе,

Течь и искриться река

И поля дышать на зное.

(Ф.И.Тютчев)

Осень

Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.

Дремлет взрытая дорога.

Ей сегодня примечталось,

Что совсем - совсем немного

Ждать зимы седой осталось.

Ах, и сам я в чаще звонкой

Увидал вчера в тумане:

Рыжий месяц жеребенком

Запрягался в наши сани.

(С.А. Есенин)

3. Словарная работа

Сколько различных, непохожих друг на друга способов описать состояние природы: художественное слово, живопись, музыка. А объединяет их одно слово - «пейзаж».

Найдите его в орфографических словарях, и все вместе произнесем его.

На какой слог падает ударение в этом слове?

Посмотрите внимательно на слово и назовите орфограммы, присутствующие в нем.

Впишите слово ПЕЙЗАЖ в «Рабочую карту».

Слово ПЕЙЗАЖ пришло к нам из французского языка и образовано от слова PAUS - страна, местность.

Найдите лексическое значение слова в упражнении 276 на 114 странице учебника.

Хорошо. А теперь давайте подберем однокоренные слова и определим, к какой части речи они относятся.

Рисунок (какой?)

С помощью какой морфемы оно образовано?

Как мы назовем художника, который пишет пейзажи?

С помощью какой морфемы оно образовано?

Итак, мы раскрыли «секреты» слова ПЕЙЗАЖ.


Работа со словарем.

ПЕЙЗАЖ

На второй

Е - безударная гласная в корне слова, не проверяемая ударением;

Ж - оглушение согласной на конце слова, проверочное слово ПЕЙЗАЖА

Запись слова «пейзаж» в «рабочую карту»

Пейзаж в литературном произведении - это словесное описание природы (гор, морей, степей, полей, леса, грозы, снегопада и т.д.) и местности - сельской, городской, на фоне которой происходят изображаемые события.

Пейзажный - имя прилагательное

С помощью суффикса -Н-

Пейзажист - имя существительное

С помощью суффикса -ИСТ-

Изучение новой темы

Давайте познакомимся с зимним пейзажем из упражнения 277 .




Какова тема этого текста?

С какой целью автор создал этот пейзаж?

Давайте посмотрим, как создается описание неповторимой красоты зимнего пейзажа.

Снега - какие?

Небо?

Краски?

Свет?

Как называются эти яркие образные определения?

Какие еще художественные средства вы нашли в тексте?

Как вы понимаете слово «венцы»? Давайте обратимся к «Словарю русского языка» С.И. Ожегова.

Спасибо.

Теперь давайте посмотрим, какие необычные предложения использует И.Бунин в своем пейзаже.

Давайте сделаем вывод: какие художественные средства использует автор для создания зимнего пейзажа?

Утро. Выглядываю в окно и не узнаю леса. Какое великолепие и спокойствие! Над глубокими, свежими снегами, завалившими чащу елей,- синее, огромное и удивительно нежное небо. Такие яркие, радостные краски бывают только у нас только по утрам в январские морозы. И особенно хороши они сегодня над свежим снегом и зеленым бором. Солнце еще за лесом, просека в глубокой тени. В колеях санного следа тень совершенно синяя. А на вершинах сосен, на их пышных зеленых венцах, уже играет золотистый солнечный свет. И сосны замерли под глубоким небом.

(По И. Бунину)

Тема текста - утро в зимнем лесу.

Автор создал этот пейзаж, чтобы показать неповторимую красоту зимнего леса.

Глубокие, свежие

Удивительно свежее, огромное, глубокое

Яркие, радостные

Золотистый, солнечный

Это эпитеты.

Олицетворения: солнечный свет играет;

сосны замерли.

Метафору - зеленые венцы сосен

Венцы - слово многозначное. В одном из толкований читаем: «Венец - драгоценный головной убор, корона, как символ власти монарха»

Восклицательное предложение: «Какое великолепие и спокойствие!» и нераспространенное предложение: «Утро.»

Для создания зимнего пейзажа автор использует эпитеты, олицетворения метафоры, а также нераспространенные и восклицательные предложения.

Самостоятельная работа

Давайте потренируемся в использовании этих художественных средств. Опишите сегодняшнее утро, используя эти художественные средства, по схеме:

  1. Нераспространенное предложение.

  2. Три эпитета.

  3. Метафора.

  4. Восклицательное предложение.

Посмотрим, какие пейзажи у вас получились.

(Зачитывается 1-2 миниатюры)

Работа детей в «рабочей карте» по заданию педагога.


Утро.

Удивительное, сказочное, белоснежное.

Снежное одеяло.

Какое великолепие и спокойствие!

Физкультминутка.

Замечательные пейзажи! А теперь давайте немножко отдохнем.

Сядьте прямо. Наклоняемся вперед, затем запрокидываем голову назад (повторить 5 раз).

Сели ровно, глазами следим за движением снежинки.

Выполнение упражнения

Составление плана

Итак, продолжаем работу.

Тексты описания природы, как и любой другой текст, имеют свою композицию.

Как у любого сочинения или рассказа, обязательно должна быть вводная часть. В данном случае это может быть название того времени года, картину из которого вы будете описывать. Она может состоять из одного предложения, а может включать в себя целый абзац.

Дальше должно следовать общее описание природы, переходящее затем на что - то более частное, узкое. Например, от описания светлой, радостной весны можно перейти к описанию нежной молодой травки, пробивающейся

из - под снега.

Сочинение можно закончить описанием настроения, чувств и эмоций, возникших в связи с увиденной картиной.

Перед вами еще один зимний пейзаж. Давайте прочитаем его.

Назовите номер предложения, соответствующего вводной части.

Укажите номер предложения, соответствующего общему описанию.

Частному описанию соответствуют …

Какое предложение соответствует заключительной части?

Чтение отрывка




1. Настала зима. 2. Красив лес в снегу! 3 Жалкий кустик напоминает тут с силой вырвавшийся из - под запорошенной земли взрыв. 4 Куча полусгнившего хвороста похожа на перепутанное кружево, сплетенное рукою великана. 5. Еловые лапы - если приглядеться, каждая имеет свою физиономию, - прямо в глаза строят немые смешные рожи. 6. Все необычно, с роскошью до безрассудства, со щедростью через край.

1.

2.

3,4,5 предложения.

6.

Работа в парах.

А сейчас творческая работа. Перед вами зимние пейзажи нашего родного Барышского края. Внимательно рассмотрите их и, работая в парах, напишите общее и частные описания (3-4 предложения). Помощником в этой сложной работе вам будет удивительная музыка из пьесы П.И. Чайковского «Декабрь. На тройке».

Послушаем, что удалось в ваших миниатюрах, а над чем нужно будет еще поработать.


1. Декабрь. Маленькие елочки столпились на опушке, как ребятишки в детском саду. Матушка - зима заботливо укутала их в белоснежные шубки. Елочки замерли, боясь потерять этот праздничный наряд.

2. Красив лес в снегу! Еловая лапа наклонилась к земле под тяжестью снега. Кажется, что она укрывает от нас удивительные тайны зимнего леса.

3. Пришла зима в лес. Кажется, что сосны - великаны, припорошенные снегом, хотят оторваться от спящей земли и улететь куда - то в белое небо. Везде сказка, везде тайна, везде чудо. Только надо уметь его видеть.

Рефлексия

Молодцы.

А теперь давайте подведем итог нашему уроку.

Для чего писатели и поэты включают в свои произведения описания природы?

Для чего при описании природы необходимо использовать различные художественно - изобразительные средства выразительности?

Поднимите руки те, для кого ответы на эти вопросы не вызвали затруднения.

Какой материал на уроке показался наиболее сложным?

Писатели и поэты включают в свои произведения описания природы, чтобы привлечь наше внимание к пейзажам нашей Родины в разные времена года.

При описании природы необходимо использовать художественно - изобразительные средства выразительности, чтобы ярче, красочнее описать природу.

Наиболее сложной была работа по созданию миниатюр.

Домашнее задание

В таком случае домашнее задание будет следующим.

Те, кто хорошо усвоил материал сегодняшнего урока, выполняет упражнение 280, где нужно написать сочинение - описание сегодняшнего утра, можно пользоваться теми материалами, которые мы собрали в течение урока.

Хорошо будет, если вы используете цитаты из стихотворений великих поэтов в самом тексте или в качестве эпиграфа. Не стоит забывать также и о средствах живописания речи - их использование в подобном сочинении не просто желательно, а практически обязательный этап.

Те, у кого материал урока вызвал затруднения, выписывают художественные средства выразительности из упражнения 279.

Большое спасибо за урок. Хочется особенно выделить работу следующих учеников …

До свидания.

Использование краеведческого материала в работе учителя - словесника

Я люблю тебя, родина кроткая …

Предварительная подготовка к уроку

Познакомиться с биографией барышских поэтов Евгения Сорокина, Сергей Сильнова, Фаины Ильиной, прочитать стихи местных поэтов.

Цели: 1) организация деятельности учащихся по изучению творчества

барышских поэтов С.Сильнова, Е.Сорокина, Ф.Ильиной;

2) создать условия, обеспечивающие воспитание интереса к поэзии

местных авторов, способствовать развитию творческого отношения

к учебной деятельности;

3) способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные

Знания, проводить анализ, синтез, делать необходимые выводы.

Тип урока: учебное занятие по комплексному применению знаний и способов деятельности

Вид урока: урок - викторина

Ход урока

1.Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодняшний урок я хотела бы начать с песни замечательного композитора Ю.Антонова. Послушайте внимательно и определите её тему.

(звучит первый куплет и припев)

2. Подготовка к активной учебной деятельности учащихся

Ученик: Эта песня о любви к своей родине, к тем местам, где ты родился.

Учитель: О любви к своим родным местам мы и поговорим сегодня. В качестве эпиграфа я предлагаю вам строки из стихотворения Сергея Есенина: «Я люблю тебя, родина кроткая! А за что - разгадать не могу…». Давайте поразмышляем над смыслом этих строк. Какую родину поэт называет «кроткой»?

Ученик: Тихие, спокойные места, тот край, где он родился, то есть малую родину.

Учитель: Ребята, как вы думаете, за что мы любим свою «кроткую родину»? Я предлагаю вслед за Сергеем Александровичем Есениным поразмышлять над этим вопросом. А поможет нам в этом творчество наших барышских поэтов. Я прочитаю несколько стихотворений, а вы определите их авторов.

(читаются стихи на фоне барышских пейзажей)

1.Родина

Белизна поливановских рощ.

Тихий сумрак налейской дубравы.

Где ещё молчаливо замрёшь

От такой красоты величавой?

Я затем в этот мир и пришёл,

Чтобы радость земную изведать.

Сколь отмерено - рос я и цвёл,

Делал то, что и должен был делать.

Я земными законами жил,

Всё земное любя и жалея.

Но твою красоту -

Больше всех я любил.

А что радости этой важнее?

(Евгений Сорокин)

2. Семиродники

В нашем крае - уголок -

Нет сравненья с Сочи!

Черёмуховый ветерок

Лижет щёки.

Речка над обрывом

Катится в песок,

Мне б её порыва

Хоть бы на часок.

А в кустах зелёных

Скрылись родники,

Бьют ключом холодным

Из глубин земли.

Та вода настояна

Из корней и трав:

С жаждою удвоенной

Пью, к воде припав.

(Фаина Ильина)

3. Родные просторы

Раздельное поле,

Темнеющий лес.

Повсюду приволье,

До самых небес.

Бреду по дороге

У кромки земли,

Купаются ноги

В горячей пыли.

Широкая, звонкая

Песня манит.

Родная сторонка

Уходит в зенит.

Я вместе с природой

И сердцем я с ней,

Как ветер, свободный

В сторонке моей.

Мне дороги блики

Лучей в роднике,

И вкус земляники

В соседнем леске.

Куда ни шагну я,

За что ни берусь,

Повсюду родную

Я чувствую Русь!

(Сергей Сильнов)

Понравились вам эти стихи? Давайте назовём авторов этих замечательных строк.

Ученик: прозвучали стихи Евгения Фёдоровича Сорокина, Фаины Павловны Ильиной, Сергея Дмитриевича Сильнова.

3. Сообщение нового материала

Учитель: Я предлагаю вам провести небольшую викторину о жизни и творчестве наших поэтов. Для этого нам нужно разделиться на три команды. Проведём аукцион. Кому из поэтов принадлежит этот предмет?

( предлагаются вниманию карточки с изображением медицинского халата (Ф.Ильина), фуражки военного лётчика (Е.Сорокин), школьного журнала (С.Сильнов) - учащиеся поднимают карточки определённых цветов)

1 тур. (вниманию учащихся предлагаются факты биографии поэтов. Максимальное количество баллов - 3 - получают участники, если отгадают имя поэта после первой фразы)

1.Этот поэт родился в селе Жадовка Барышского района. Во время войны служил авиационным механиком. Его стараниями в городе была построена третья школа. (Сильнов)

2.Родом из Барыша, детство и юность провёл на Голяшевке. Служил на аэродромах Заполярья, работал преподавателем в школе, техникуме, профучилище в городе Самаре. (Сорокин)

3. Родился в Симбирске. В 10 лет поступил в Московское коммерческое училище. Учился на филологическом факультете Московского университета. Создал символичный образ Ильи Обломова. (И.А.Гончаров)

4. Этот поэт родился на станции Налейка Кузоватовского района Ульяновской области. Работая в Новой Кулатке, выпускал сатирический листок в стихах на события из жизни сельчан. Закончил Ульяновское медицинское училище, долгое время работал во второй школе. (Ильина)

2 тур. У наших поэтов много стихотворений о временах года. Определите, о каком месяце эти строки.

1.Вётся, вьётся птицей счастья

Лист кленовый за окном,

Нет в душе моей ненастья -

Я в согласье с ……….. октябрём.

2. Речки отрясают

Ложе от оков,

Бурно заливают

Луг у берегов.

… Быстро исчезает

Снега акварель:

По земле шагает

Ласковый ……… апрель.

3. Повеет ветер из - за Волги,

Закружит вихрями кругом.

Природа вьюгой засмеётся,

Как иногда бывало встарь.

Мороз коварством обернётся,

Вдруг ощетинится ……….. февраль.

4.Как парашютики, пушинки

Несутся вдаль, невесть куда,

Укрыв - дорожки и тропинки

Легко, без всякого труда.

Летит на солнце и не тает,

При ветре, пробуя разбег,

Легко по воздуху пархает

Среди……. июня летний «снег»

3 тур. Перед вами стихотворения Ф.Ильиной, С.Сильнова, Е. Сорокина.

Моя тихая сторонка

Моя тихая сторонка:

Сосны, клёны, березняк,

Родниковый говор звонкий

Да над речкою ивняк.

Но средь красочной природы,

Где всем должен быть уют,

В перестроечные годы

Люди, мучаясь, живут.

В мастерстве как боги святы,

Души полнятся добром.

Не нажили себе злата,

Век ворочая горбом.

И хоть знают своё дело -

Ткать, пахать, одежду шить,

Не дают лишь как хотелось

Этим труженикам жить.

О, всемилостивый Боже!

Больше некого просить!

Может, людям ты поможешь

На свой заработок жить?!

Е.Сорокин

Песня о городе Барыше

Не найдёшь на глобусе

город мой Барыш:

Он ещё подросток, он ещё малыш.

Но людьми прекрасными

славен и богат,

Потому не знает он

никаких преград.

Трудятся ткачихи здесь,

знатные швеи,

И не зря дороги их

к фабрикам вели.

Городские улицы широки, чисты,

Под горой хрустальные

Льются родники.

Ф.Ильина

Схватка

Голубка отбилась от стаи

И ринулась вниз напрямик.

А коршун, над ней пролетая,

Беглянку мгновенно настиг.

Уверенно двинув крылами,

Пошёл на крутой перехват,

Испытанный в небе боями,

Жестокий воздушный пират.

Исходную точку для боя

От солнца противник нашёл.

Проверенной тактике строя

Внезапность боец предпочёл.

Уже предвкушая удачу,

Наметил коварный бросок.

А та облегчая задачу,

Пустилась вперёд, наутёк.

Потом, исправляя ошибку

И вспомнив извечный девиз,

Вильнула от коршуна гибко

И вмиг устремилась на низ.

Надеясь на добрую силу,

Что верно стоит на посту,

Укроет на родине милой,

Устроит надёжный заступ.

С.Сильнов

Задания: 1. выразительно прочитайте стихотворение;

2. определите его тему, основную мысль;

3. определите, какие средства художественной выразительности (лексические и синтаксические) использует автор

(Звучит песня Ю.Антонова. На её фоне проводится рефлексия)

4. Закрепление изученного материала

Учитель: Свой разговор о творчестве барышских поэтов мы начали с размышления на словами Сергея Александровича Есенина: «Я люблю тебя, родина кроткая. А за что - разгадать не могу…», - писал Сергей Александрович Есенин. Давайте «разгадаем» эту загадку. Перед вами ромашки. Цветок очень символичный. На каждом лепестке напишите, за что мы любим нашу Барышскую землю. И когда работа будет закончена, мы соберём настоящий букет родному краю.

5. Рефлексия

Закончить наше занятие я хочу пожеланием: любите нашу Барышскую землю, ведь, по словам французского литератора, философа Клода Адриана Гельвеция, «любовь к отечеству совместима с любовью ко всему миру. Народ, приобретая свет знания, не наносит тем ущерба своим соседям. Напротив, чем государства просвещённее, тем больше увеличиваются сила и деятельность всемирного ума».









Использование краеведческого материала в работе учителя - словесника

Исследовательский проект «Анализ легенды о создании Жадовского монастыря в контексте русской литературной традиции»

Введение

Данная работа посвящена изучению легенды о создании Жадовского монастыря в контексте традиций русской литературы.

Актуальность работы обусловлена тем, что одной из основных проблем российского общества сегодня является формирование у нас, молодых, гражданской позиции. Гражданственность является приоритетной ценностью, обретение которой «позволяет осознать человеческое достоинство и достичь человеческого совершенства» [1, 3].

Ценность работы заключается в том, что история родного края, запечатлённая в литературном творчестве, позволяет установить личный контакт с «малой родиной», именно отсюда произрастает чувство любви к России. Не случайно ещё А.А.Блок писал: «Чем больше связь с родиной, тем роднее и охотнее представляешь её себе как живой организм».

Не случайно обращение к поэтическим преданиям родного края было и остаётся традицией многих европейских стран. Распространённые в Англии легенды, рассказывающие о судьбе и подвигах короля Артура и Робина Гуда, входят в жизнь ребёнка уже с малых лет. Истории о Вильгельме Телле хорошо знакомы немецким детям. Таким образом, происходит непосредственная передача духовного опыта предков.

В нашей стране также обращались к народным преданиям в воспитании и образовании детей. Нравственные уроки извлекали из них. Былины о русских богатырях, защищавших родную землю от иноземных полчищ, знакомы нам с раннего детства. Однако менее знакомы предания, раскрывающие особенности поэтического видения мира предков - земляков.

Таким образом, целью данной работы является анализ легенды о создании Жадовского монастыря, позволяющий по - новому взглянуть на ту землю, где мы родились, «привязаться» к родной земле. Задачи работы: познакомиться с легендой, проанализировать её с точки зрения преемственности фольклорных и христианских традиций для осознания величия прошлого, связи современного человека с миром наших предков.

В данной работе используется метод изучения литературы, метод сравнительного анализа, а также поисковая деятельность.

Работа состоит из введения, основной части (знакомство с Легендой, определение жанра произведения, фольклорные мотивы в легенде, сравнительный анализ легенды о Жадовском монастыре и Легенды об исцелении сухорукого инока преподобным Сергием), заключения и библиографического списка.

  1. Знакомство с Легендой о создании Жадовского монастыря. Анализ легенды в контексте фольклорных традиций

«О, светло и прекрасно украшенная, земля Русская! Многими красотами прославлена ты: озёрами многими славишься, реками и источниками местночтимыми, горами, крутыми холмами, высокими дубравами, чистыми полями, дивными зверями, разнообразными птицами, бесчисленными городами великими, селениями славными, садами монастырскими, храмами Божиими и князьями грозными, боярами честными, вельможами многими. Всем ты преисполнена, земля Русская, о правоверная вера христианская!».

Есть на нашей земле удивительное место, известное далеко за пределами Ульяновской области. Сюда едут люди со всей страны, чтобы спрятаться от бед и суеты, приложиться к чудотворной иконе и окунуться в исцеляющий душу и тело источник. Это Жадовская Казанская Богородицкая Пустынь, в миру называемая Жадовским монастырём.

В народе бытует красивая история о создании этого монастыря. Говорят, что в селе Ивановское (называемое также Румянцево) жил некий старик, страдавший около двадцати лет «недугом расслабления». В одну из летних ночей, когда он уже начал «унывать и отчаиваться в своём выздоровлении», ему явилась некая благообразная девица и приказала ему идти в село Жадовку на поляну, которая находится на источнике Самородки.

Дважды было Тихону это видение, прежде чем он решился встать на ноги. Не сразу он нашёл родник. Наконец, заметил он «с бугорка родничок, вытекающий из кустарника… он кое - как дошёл до самого ключа, и тут, раздвинув руками кусты, увидел икону, плавающую поверх воды и сияющую светом лучезарным…».

2. Определение жанра произведения

Эта история датируется серединой 17 века. Этот период в русской истории назван «смутным временем». Убийство царевича Дмитрия, сложная ситуация в стране и своеволие бояр, неустойчивое положение Московского царства на мировой арене привели к тому, что страны - соседи попытались воспользоваться слабостью огромной державы.

В этот период русская литература становится на службу интересам своей страны. Именно слово способствовало консолидации разрозненного общества.

В истории русской литературы это время расцвета древнерусской литературы. Происходит трансформация жанров, которые раньше были традиционными (в житии прослеживаются мирские мотивы, упоминаются факты из быта, прослеживается связь с фольклором). Таким образом, нельзя установить чётких временных границ, разделяющих фольклор и древнерусскую литературу.

Примером такой трансформации жанра можно считать и нашу историю про старика Тихона. В ней мы наблюдаем как фольклорные, так и литературные элементы. Наиболее яркими из них являются мотив исцеления при помощи воды, который часто встречается в фольклорных жанрах. В то же время в произведении присутствует «христианский представитель» - «некая благообразная девица». Таким образом, можно сделать вывод, что история о старике Тихоне является легендой.

Легенда - прозаический эпический жанр, рассказ о событиях и лицах, повествование о прошлом. Событиям, о которых повествуется в легендах, приписывается достоверность. Рассказчик и слушатели обычно верили в действительность того, о чём рассказывалось. Однако события и действия персонажей легенд явно вымышлены. Более того, в них немало фантастического. Важный элемент сюжетов в легендах - чудесное или даже чудо, совершаемое лицами, обладающими способностью волшебства. Таким образом, можно сделать вывод, что произведение о Жадовском монастыре действительно является легендой. Но легендой позднего периода.Формирование легенды продолжается в период христианизации сознания носителей, что неизменно отражается в произведениях, которые не остаются застывшими осколками языческих представлений, они перерабатываются, переосмысливаются, что - то привносится, что - то исключается. Проследим, как это происходит в легенде о Жадовском монастыре.

3.Фольклорные традиции в легенде

В начале легенды повествуется о том, как к Тихону пришла «благообразная дева» и велела ему найти исцеляющий источник. Этот мотив близок к былине об Илье Муромце. Повествуется, что «тридцать лет сиднем сидел Илья и не имел в ногах хождения». И только «калики перехожие» - народные целители - вправили Илье позвонки и отпоили целебным травяным отваром, благословив его на ратные дела. Сюжет исцеления предвосхищает все остальные сказания, словно для того, чтобы совершить подвиг, получить необыкновенную силу, необходимо было пройти стадию долговременной болезни. И вновь прослеживается параллель с религиозным наследием. Происходит не только физическое, но и духовно-нравственное исцеление.

Интересно отметить, что столь похожие сюжеты появились в разные периоды русской истории (в книге 1638 года «Тератургима» монаха Киево - Печерского монастыря Афанасия Кальнофойского Илья Муромец жил в 1188 году, а легенда о Жадовском монастыре датируется первой половиной 17 века) и география этих образцов фольклора различна (Киев и село Румянцево сегодня Барышского района). Да и характеристика политической жизни в тот и другой период истории очень похожи. В 1157 - 1169 годах Киев стал ареной междоусобных конфликтов за право великого княжения. За эти годы на престоле сменилось 8 князей, а с 1169 по 1181 год Киевом правили 18 князей. Как это напоминает «смутное время» 17 века!

Сравнивая два образца русского фольклора, можно отметить повторяемость чисел: в былине об Илье Муромце несколько раз повторяется число 3, в легенде о Жадовском монастыре - число 2 (дважды приходила к Тихону прекрасная дева, двадцать лет герой был немощным). «Тройка» часто встречается в произведениях фольклора, а вот «двойка» встречается редко. В нумерологии это число связывается с Луной, «которая даёт своим подопечным характер мягкий, иногда несколько пассивный. Люди, рождённые под покровительством двойки, отличаются миролюбием, спокойствием и уравновешенностью». Именно этими качествами обладает Тихон из легенды о Жадовском монастыре.

Ещё одним примером традиционного фольклорного мотива является исцеление водой. В легенде о Жадовском монастыре читаем: «Тихон, умывши истекающей из ключа водой руки и лицо, осенив себя крестным знамением, взял с благоговением икону из воды, облобызал её и вынес на берег».

В древних поверьях вода - это и кровь живой Матери-Сырой Земли, и опора, на которой покоится земля, и водораздел между миром живых и загробным царством.

Зовут её в народе не иначе как «матушка», «царица». Языческие народы неизменно обоготворяли эту стихию как неиссякаемый источник жизни, как вечно живой родник, при помощи которого оплодотворялась другая великая стихия - земля. О чудесном исцелении водой говорится в фольклоре многих народов мира. Вспомним такие сказки, как «Царевна - лягушка», «Финист - Ясный сокол». Показательна бурятская сказка «Младший брат Байкала». В сказке «Младший брат Байкала» рассказывается о юноше, который встретил прекрасную девушку Гояк. Она поведала герою: «Когда-то я была весела и счастлива. Но злая колдунья, позавидовав моей молодости и здоровью, лишила меня зрения. И прозреют мои глаза только тогда, когда умоюсь я водой чистой и прозрачной, как слеза». В сказке кавказских народов «Агидель» рассказывается о спасении народа во время знойной засухи. Перед людьми явилась старуха и рассказала тайну о копье из хрусталя. «Ежели кто его найдет (а оно скрыто в глубине горных кряжей), то этим копьем можно пронзить любой камень, скалу и целые хребты.И потечет тогда из расщелин гор хрустальная живая вода, - шамкала старуха. - Только живая вода может спасти людей и землю от засухи и смерти. Смерть же несет дракон. Погибнуть он может только от живой воды. Сгинет он - и тогда все снова зацветет. Но может сделать такое только тот, кто смел, как редкостная птица - большой орлан, мудрый, как все мудрецы нашей земли, чистый душой, как только что родившееся дитя». В русской сказке «Спасительная влага» читаем: «Царевич стрелой меж них пролетел, почерпнул две скляницы воды - и вмиг назад повернул. Сам-то богатырь успел проскочить, а у коня задние ноги помяло, на мелкие части раздробило. Взбрызнул он своего добра коня мертвой и живой водой - и встал тот ни в чем невредим».

Позднее, с распространением христианства, вера в божественное происхождение воды хотя и умерла, но на обломках ее выросло убеждение в святости и чудодейственной силе этой стихии. Одно из наследств седой старины - древняя, присущая не одному православному люду, слепая вера в родники и почтение к ним не как к источникам больших рек-кормилиц, а именно как к хранителям и раздавателям таинственных целебных сил. Таким образом, поход Тихона в нашей легенде к исцеляющей воде носит не только признаки языческих представлений о «живой» воде, но и черты более позднего, христианского периода, так как в тексте есть точное указание на то, что это родник, родник, в котором плавала икона.

Итак, мы доказали, что Легенда о создании Жадовского монастыря - это поздний образец устного народного творчества. В нём присутствуют традиционные фольклорные мотивы (чудесное исцеление, исцеление водой), а также черты «нового времени» (родник, в котором плавала икона).

4. Сравнительный анализ Легенды о создании Жадовского монастыря и легенды «Исцеление сухорукого инока»

В газете «Семья и вера» от 18 июля 2012 года была опубликована легенда «Исцеление сухорукого инока преподобным Сергием». Легенда излагалась от лица бывшего наместника Лавры отца Кронида, датировалась 1877 годом.

Этот образец позднего фольклора имеет много сходных черт с легендой о Жадовском монастыре. Попытаемся доказать это.

По словам отца Кронида, герой его повествования, Фома, был «необыкновенно прост сердцем и кроток». В нашей барышской легенде даётся только имя героя. Но как ёмко оно его характеризует! Тихон, то есть тихий, смиренный, «веруя и уповая на промысел Божий, он никогда не жаловался на свою жалкую участь, всегда молился Богу и Его Пречистой Матери, и в сердечной молитве всегда просил об освобождении его от такой тяжкой болезни». Однако рядом со смирением в нём уживается огромная сила духа: «Не сразу он нашёл родник… Он кое - как дошёл до самого ключа …» [3].

В обеих легендах «спаситель» приходит к герою во сне. В легенде «Исцеление сухорукого инока» читаем: «…вдруг вся моя келлия наполнилась светом ярче солнечного. В этом свете, вижу, шествует от двери дивный старец. Лик его столь был приятен, добр и милостив, что душа моя наполнилась от этого лицезрения неописуемою небесною радостью. В дивном старце узнал я преподобного Сергия».

В Легенде о Жадовском монастыре, как мы уже отмечали, к герою приходит «некая благообразная девица». Можно предположить, что это была Пресвятая богородица, ведь именно икону Казанской Божьей матери нашёл Тихон в роднике. Чем обусловлен выбор именно этих святых для помощи героям неизвестными авторами легенд?

Из истории православия известно, что Сергий Радонежский и Пресвятая Богородица - самые почитаемые святые на Руси.

Преподобный Сергий - покровитель монашества, великий труженик, работавший с малых лет до конца своих дней.

К святому Сергию прибегают в поиске смирения, избавления от гордыни. Преподобному Сергию молятся о детях, которым трудно даётся учёба. К помощи Сергия Радонежского обращаются в любой беде и в любом затруднении. Также Сергия Радонежского просят о сохранении и защите страны Российской от врагов.

Легенда «Исцеление сухорукого инока» датируется 1877 годом. Это время в истории России ознаменовано наступлением эпохи Просвещения, обращением к Западной культуре, которой было характерно ставить человека в центр бытия. Это влекло за собой пробуждение гордыни человеческой. Значит, христианам просто необходимо было искать смирение.

К иконе Казанской Божьей Матери традиционно обращаются как к целительнице. Из истории Жадовского монастыря следует, что сюда обращаются страждущие за помощью в исцелении тяжёлых болезней.

Из приведённого анализа следует, что, не смотря на географическую и временную удалённость, легенды о Жадовском монастыре и об исцелении сухорукого инока имеют много общего и уходят своими корнями в христианские традиции.

Вывод. «Провинциальная» литература. Что - то наивное, простоватое слышится в этом слове. Образ провинции в нашем сознании часто связывается с образом беззаботного детства: простые незамысловатые игры и забавы, сказки и легенды, когда - то услышанные от бабушки просто так, для забавы… Но вдумайтесь, какая глубина скрывается в этих «небылицах»!

Анализируя легенду о создании Жадовского монастыря, мы пришли к выводу, что этот образец народного поэтического творчества является частью великой русской культуры. Он вобрал в себя и фольклорные традиции языческого периода, и традиции более позднего, христианского периода. И мы, жители Барышской земли, можем гордиться тем, что являемся хранителями таких образцов фольклора русского народа.








55


© 2010-2022