Сборник упражнений для повышения качества техники чтения

В данном сборнике  учителя смогут найти упражнения, способствующие повышению качества техники чтения. Это упражнения на отработку произношения гласных и согласных и их сочетаний, упражнения для работы над артикуляцией, примерный набор слуховых диктантов для развития памяти,  упражнения на развитие поля зрения, зрительного восприятия слов,  упражнения  для отработки литературного произношения, упражнения, повышающие концентрацию внимания, специальные полезные игры, способствующие развитию памяти,...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

25

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЧТЕНИЯ.


  1. Отработка произношения гласных и согласных звуков и их сочетаний.

Чтение согласных по таблице.

Учащиеся делают глубокий вдох и читают согласных одного ряда:

чсмтбфвпрлджхщш

гнкцчсмпрвлдкцг

чсмтбфвпрлджхщш

гнкцчсмпрвлдкцг

Чтение согласного с гласными с использованием этой же таблицы. Например,

1-й ряд читает согласный с гласным звуком [а], 2-й ряд - с гласным [о], 3-й ряд - с

гласным [у]. После этого упражнения учащиеся упражняются в чтении ряда гласных

с ударением на одном из них: а, о, у, ы, и, э.

Звуковая разминка, куда входят: работа над артикуляцией.

гласные: А, О, У, Ы, И, Э.

сочетания: А-У, А-О, Ы-И, Э-А, И-О.

согласные: Г-С-Ж, Ш-Ж-С.

согласные и гласные: ЖЕ, ЧЕ, ЩА, ЖРА, ЖРИ.

Чтение по таблице-треугольнику.

м а р 1 а

м о р 2 о

м у р 3 у

м ы р 4 ы

м и р 5 и

Скороговорки.

1. Водовоз вез из-под водопровода.

2. Говори, говори да не заговаривайся.

3. На горе гогочут гуси, под горой огонь горит.

4. Наша голова вашу голову головой переголовит, перевыголовит.

5. Наш дуда и туда и сюда.

6. Дерево скоро садят, да не скоро плоды едят.

7. На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.

8. Возле горки на пригорке встали 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т.д.

9. Летят три пичужки, через три пусты избушки.

10. В один, Клим, клин колоти.

11. Каково волокно, таково и полотно.

12. Клюет курка крупку, курит турка трубку.

13. Либретто «Риголетто».

14. Полили ли лилию, видели ли Лидию?

15. Бежит лиса по шесточку, жизни, лиса, песочку.

16. Лавировали корабли, лавировали, да не вылавировали.

17. Сшит колпак, вязан колпак, да не поколпаковски.

18. Съел молодец тридцать три пирога с пирогом да все с творогом.

19. Шли сорок мышей, несли сорок грошей; две мышипоплоше несли по два гроша.

20. У нас на дворе-подворье погода размокропогодилась.

21. На семерых сани, по семеро в сани.

22. Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки - скок, Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все - в сугроб.

23. Ткет ткач ткани на платки Тане.

24. Мама мыла Милу мылом.

25. Осип охрип, Архип осип.

26. Купи кику пик.

27. От топота копыт пыль по полю летит.

28. Не диковина полубрату сказать про Поликарпа.

29. Сыворотка из-под кислого молока, из-под простокваши.

30. Протокол про протокол протоколом запротоколирован.

31. Пришел Прокоп - кипел укроп, ушел Прокоп - кипел укроп, как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.

32. Из-под Костромщины шли четыре мужчины: говорили они про торги да, про покупки, про крупу да, про подкрупки.

33. Петр Петрович, по прозвищу Петров, поймал птицу-пигалицу; понес по рынку, просил полтынку, подали пятак, а он и продал так.

34. Всех скороговорок не перескоговоришь, не перевыскоговоришь.

35. Два дровосека, два дровокола, два дроворуба говорили про Ларю, про Ларьку, про Ларину жену.

36. Свинья тупорыла, весь двор перерыла, вырыла пол рыла, до норы не дорыла.

37. У осы не усы, не усищи, а усики.

38. Фофан-Фофан - в землю вкопан.

39. Была у Фрола - Фролу про Лавра наврала, пойду к Лавру - про Фрола Лавру навру.

40. Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: ха-ха-ха-ха-ха.

41. Худ идет на гору, худ идет под гору; худ худу бает: ты худ, я худ; сядь худ на худ; погоняй худ худом железным прутом.

42. Не велика птица-синица, да умница.

43. Молодец против овец, а против молодца сам как овца.

44. Только у молодца и золотца, что пуговка оловца.

45. Чайные чашки в печали, стуча и бренча, закричали.

46. Полчетверта четверика гороху, без червоточинки.

47. В четверг четвертого числа в четыре с четвертью часа четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж.

48. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

49. Шакал шагал, шакал скакал.

50. Чешуя у щучки, щетина у чашки.

51. Щипцы да клещи - вот наши вещи.

52. Волки рыщут - пищу ищут.

53. Шел грек через реку, видит грек: в реке рак; сунул грек руку в реку, рак за руку грека цап.

54. Стоит стопочка на окошечке, не подъявлена, не выявлена; пришел хват подъявить; подъявил и выявил.

Эти упражнения развивают подвижность речевого аппарата, служат разминкой перед чтением.

2. Отработка литературного произношения.

Упражнения на выработку навыков правильного произношения и ударения я

включаю под заголовком-девизом «Говори правильно!». Берутся слова с учетом наиболее часто встречающихся в речи учащихся: километр, портфель, спала.(слова в рамочках учебника по русскому языку). Ведется работа над правильным произношением отдельного звука [г] и над стечением согласных г т, г к в словах ногти, лягте, мягкий.

3. Выполнение упражнений, повышающих концентрацию внимания.

1. Чем схожи следующие слова?

Утюг, вьюга, палка, часы, лампа, стакан.

(Все слова состоят из двух слогов).

2. Составь слово путем перестановки букв.

Уклбо, сноас, упке.

3. Составь новое слово, взяв у каждого из данных только первый слог.

Колос, рота, ваза.

Кора, лото, боксер.

Молоко, нерест, тарелка.

4. Составь новое слово, взяв у каждого второй слог.

Змея, рама.

Пуговица, молоток, лава.

Упор, бузина, шина.

Поворот, пороша, канава.

5. Составь новое слово, взяв последний слог в каждом слове.

Мебель, ружье.

Соломка, пора, мель.

Лиса, бельмо, полет.

Смола, слеза, берет.

6. Найти вторую половину слова:

Кос-ничий мо-мент ко-на

Лес-та ро-вок го-са

Пар-мос со-тор вес-род

Лес-та ро-вок го-са

Пар-мос со-тор вес-род

Из слогов первого столбика учащиеся составляют слова: лесничий, парта,

космос;

из слогов второго столбика - мотор, совок, момент;

из слогов третьего столбика - коса, город, весна и др.

7. Какая буква, слог, слово лишние?

а у р о ы

ма ра ла ны та

ку на ды ти ло

реки, речка, ручей, ручка, ручеёк

8. Найди слово, обозначающее животное «среди строк».

Насос сосет речную воду,

И шланг протянут к огороду.

Среди кустов царит покой,

Здесь хорошо бродить одной...

9. Составь слова, в которых один из слогов должен начинаться с буквы М.

ма ти ма си ра му по ка до

4.Задания к тексту, которые вызывают интерес к чтению:

1. Чтение по ролям.

2. Придумать свое окончание к рассказу, сравнить с окончанием автора.

3. Составить вопросы к тексту.

4. Взрослый читает текст и заканчивает на самом интересном месте, предлагая ученику закончить чтение.

5. Взрослый предлагает проблемный вопрос, для ответа на который у учащегося нет необходимых знаний, предлагает найти ответ на поставленный вопрос в тексте.

5. Одним из упражнений по технике чтения является следующее:

ученик сам или вместе с родителями выбирает текст, меняя его каждый день, просчитывает количество слов в нем (примерно 120-160 слов). Несколько раз он читает один и тот же текст, каждый раз в течение одной минуты записывает количество слов, прочитанных за первую минуту, вторую и так далее в таблицу отчета, который ученик сдает по мере заполнения через 7-10 дней от начала работы учителю и администратору, прилагая составленные вопросы, проверяющие осмысление текста.

6. Полезны специальные игры, способствующие развитию памяти, выработке устойчивости внимания.

1. «Разведчики». Сначала желательно рассказать воспитанникам о той роли, которую играет память в работе разведчика, привести примеры из книг и кинофильмов. Игра проводится так: учитель или кто-либо из детей раскладывает на столе 20 мелких предметов (для младших классов количество можно уменьшить) и накрывает их листом бумаги. На определенное время лист снимается. Школьники могут рассмотреть предметы, потрогать их пальцами, посчитать. После этого стол вновь накрывается бумагой, а ребята по памяти записывают названия предметов.

2. «Сыщик». В классе на заметных местах раскладывают спичку, карандаш, веточку и т.п. Можно, наоборот, вынести вещи, которые там постоянно находятся. После этого в комнату приглашаются ученики: они молча осматривают ее, записывая в тетради название предметов, которые появились в классе или вынесены из него.

3. «Волшебная палочка». Эта игра существует в нескольких вариантах: географическом, историческом, музыкальном, литературном и т.д. и проводится в быстром темпе. Класс делится на две группы. Ученик, на которого учитель показывает «волшебной палочкой», должен вспомнить название горы или реки, дату, стихотворение, пропеть популярную песню т.д. Побеждает та команда, у которой меньше штрафных очков.


  1. Примерный набор предложений для слуховых диктантов для развития памяти.

Набор № 1

Дети поют.

Я учу уроки.

Юре три года.

Пришла весна.

Подули ветры.

Петя удит рыбу.

Набор № 2

Опустела роща.

Ляля вяжет шарф.

Девочка читает.

Природа оживает.

Малыши работают.

Мама заварила чай.

Набор № 3

Мы любим работать.

Петя купил тетрадь.

Приближается зима.

Петух громко запел.

Зацвел куст сирени.

Стояли чудесные дни.

Набор № 4

Дружно кипит работа.

За окном метет метель.

Идет урок математики.

Дети стали вокруг елки.

В рощу прилетели грачи.

Утро было ясное и теплое.

Набор № 5

Наступила унылая осень.

Посыпал пушистый снег.

Ребята любят играть в мяч.

Степа весело бежал на луг.

На деревьях набухли почки.

Мама купила Егору валенки.

Набор № 6

Светлана посадила березку.

Наступили зимние каникулы.

Зажглись разноцветные огни.

Теленок весело бегал по лугу.

Елочки зимой в лесу пушистые.

По льду на коньках бежит Коля.

Набор № 7

На полях шумит спелая пшеница.

Птицы улетели в теплые страны.

Ребята помогли колхозникам.

Ветерок качает вершины берез.

Дети шагали по лесной тропинке.

Саше купили цветные карандаши.

Набор № 8

Читай книги.

Митя шел из школы.

Зеленеют сады и поля.

Наша семья живет дружно.

Был теплый весенний день.

Надвинулась тяжелая туча.

Набор № 9

Было ясно, но очень холодно.

Теплый ветер веет в лицо.

Отец подарил Виктору книгу.

Судно держит путь на Восток.

Наша речка вытекает из озера.

В городе есть театр, кино, клуб.

Набор № 10

Мы любовались яркой зорькой.

Товарищ поймал большую щуку.

Мы собрались на рыбную ловлю.

Расцветут весной цветы в саду.

В густой траве прячутся зайцы.

Хорошо в лесу в жаркий полдень.

Набор № 11

Мы любим нашу чудесную Родину.

Горячая пора в колхозе весной.

Прогулка за город состоялась.

Ветви ивы склонились над водой.

В лесу мы найдем букет ландышей.

Болота причиняют немало вреда.

Набор № 12

Машины прорезают сеть каналов.

Не спеши языком, торопись делом.

Ребята пойдут за грибами далеко.

Яркий луч заиграл на вершине ели.

Рожь от дождя наклонилась к земле.

Лето я провел в пионерском лагере

Набор № 13

Над полем и озером поднялся туман.

Бесконечные проступки не прощаются.

В вечернем воздухе разлита прохлада.

В тени кустов появились подснежники.

У нас каждый человек должен трудиться.

Шумит камыш на берегу степной речушки.

Набор № 14

Часто мы ходили собирать ягоды и грибы.

Ветер свистел в голых ветвях деревьев.

Колхозный пасечник показал нам пасеку.

Корабль вернулся из дальнего плавания.

Засверкали снежинки на ветвях деревьев.

У меня за окном кормовая полочка для птиц.

Набор № 15

На реке Ангаре вырос юный город Ангарск.

Много фабрик и заводов работает на торфе.

Ярко сияло солнце, но грело не очень сильно.

Капли росы заблестели на зелени деревьев.

На выставке было много интересных стендов.

Ранние заморозки окрасили листву золотом.

Набор № 16

Широко раскинулись на Алтае целинные земли.

Ярко зеленеет в далеком поле молодая озимь.

Пионерский лагерь находится на опушке леса.

Дерево дорого не только плодами, но и листами.

Маресьев услышал в кустах шорох и тихий шепот

Красные ягоды словно усыпали зеленые полянки.

Набор № 17

Из дешевой ткани можно сшить красивое платье.

Мы составляли гербарий и коллекции насекомых

Высоко в небе в лучах солнца засверкал самолет.

По реке Москве ходят большие волжские пароходы.

В безоблачном небе раздавалось пение жаворонка.

Советские люди превращают болота в леса и огороды.

Набор № 18

Матросы стойко борются с разбушевавшейся стихией.

Яркие лучи солнца освещают верхушки стройных елей.

Из цветов и листьев ландыша изготавливают лекарство.

Авиация играет важную роль в жизни народов всего мира.

Звуки пионерского горна созывают пионеров на зарядку.

Возле школы цветы мы посеем, чтобы детям жилось веселее.

8. Наиболее трудноискоренимым является проговаривание слов в мозгу - т.е. в речевом центре. Здесь используется метод - клин клином вышибают.

Записывается какой-нибудь ритм (но только не музыку) - например, метроном. Причем записей должно быть несколько с разной частотой ударов. Читать надо под этот стук (ритм) и при чтении делать движения.

Метроном - это такой приборчик, который выдает тактовую частоту и это частоту можно изменять. Обычно от 30 до 250 ударов в минуту

Обычно на занятиях просто просят учеников читать принесенные с собой художественные книги. И включается метроном. Когда дети вчитались, начинают постепенно повышать частоту. Через какое-то время спрашивают, возникло ли ощущение того, что читается быстрее. Как правило, ответ положительный.

Речь идет о «разумном чтении», то есть таком варианте, когда глаза не просто ходят по странице, а человек понимает прочитанное.

Метроном, кстати, выполняет роль этакого «звукового подгонщика», и весьма эффективного, но если «подгонка» будет чрезмерной, то эффект пропадет.

Можно предложить ученикам постарше следующие инструкции для увеличения скорости чтения:

1. Приобретается метроном или устанавливается программа.

2. Берется художественная книга, любая.

3. Включается метроном и начинается чтение. Начальная скорость - 80 ударов в минуту.

4. Повышается скорость метронома, прибавляется каждый раз 3-5 ударов в минуту.

5. Отслеживается ощущение повышения скорости чтения.

6. На какой-то скорости наступает сброс скорости. Замечается эта скорость. Эта стартовая «максимальная скорость».

7. Снижаем скорость на 3-5 ударов и читаем под эту частоту метронома. Читаем до тех пор, пока эта скорость не станет привычной. Это у кого как - от двух дней до недели, в зависимости от того, сколько вы в день читаете.

8. После этого прибавляем к скорости 5 ударов и снова читаем до тех пор, пока эта скорость не станет привычной.

9. И так далее, до такой скорости, выше которой «разумное чтение» становится невозможным.

Практика показала, что такое чтение под метроном дает прекрасный результат, какой не дадут ни одни курсы скорочтения. Заниматься под метроном можно только индивидуально, так как и стартовые позиции у всех разные, и время достижения комфорта чтения при разных скоростях метронома разное.

9. Упражнения на развитие поля чтения, зрительного восприятия слов.

1. «Фотоглаз»: за отведенное время ученик должен «сфотографировать» столбик слов и ответить на вопрос, есть ли в нем данное слово.

Например:

урок город

перемена лес

школа дорога

книга красивый

ручка богатство

учитель автомобиль

обучение играть

2. «Найди лишнее слово»

береза нож

цветы вилка

осина ложка

опушка тарелка

трава блюдце

дерево чашка

портфель корова

3. Таблица Шульте для развития поля зрения.

Работа выполняется за 10 секунд.

Как можно быстрее назовите все числа по порядку, указывая их карандашом.

Таблицы Шульте

5 14 12 23 2

16 25 7 24 13

11 3 20 4 18

8 10 19 22 6

21 15 9 17 1

14 18 7 24 21

22 1 10 9 6

16 5 8 20 11

23 4 25 3 15

19 13 17 12 2

15 6 16 9 14

1 8 20 24 2

18 22 10 21 12

17 11 23 5 25

7 4 13 19 3

7 18 8 11 22

16 25 13 2 9

6 10 1 20 5

15 24 17 14 19

3 12 21 23 4

6 1 18 22 14

12 10 15 3 25

2 20 5 23 13

16 21 8 11 24

9 4 17 19 7

22 25 7 21 11

8 2 10 3 23

17 12 16 5 18

1 15 20 9 24

19 13 4 14 6

12 21 4 13 8

1 10 17 19 2

23 16 5 15 6

7 24 22 18 25

11 20 3 14 9

9 5 11 23 20

14 25 17 19 13

3 21 7 16 1

18 12 6 24 4

22 15 10 2 8

4. Слоговые пирамидки для развития поля зрения.

р 1 о кос 1 арь

н 2 у пар 2 та

с 3 е кар 3 та

м 4 и бал 4 кон

к 5 а дру 5 жба

к 6 у до 6 ска

м 1 ы

в 2 ы

шко 3 ла

трам 4 вай

комба 5 йнер


10. Упражнения для тренировки в скорочтении.

1. Чтение «Спринт».

На максимальной скорости, читая про себя незнакомый текс, требуется найти ответы на вопросы. При этом нужно в процессе всего чтения плотно сжимать губы и зубы.

2. Упражнения по совершенствованию техники чтения системы И.Г. Пальченко.

Чтение за диктором способствует развитию артикуляции и выработке навыка слитного прочтения слов.

Чтение в паре тренирует умение распределять внимание и положительно влияет на улучшение качества чтения слабых учащихся.

3. Многократное чтение способствует ежедневному накоплению в памяти ученика зрительных образов слов, учит правильному чтению. Многократное прочтение одного предложения осуществляется в таком порядке:

1-й раз - медленное чтение с учителем, четкое проговаривание слогов;

2-й раз - повторное прочтение без учителя;

3-й раз - плавное, слитное чтение слов;

4-й раз - чтение в темпе разговорной речи;

5,6,7 раз - предложение перечитывается с поочередной постановкой логического ударения на каждом знаменательном слове;

8,9,10 - темп чтения доводится до уровня скороговорки.

11. Зрительные диктанты по методике профессора И.Т. Федоренко для совершенствования техники чтения.

В каждом из 18 наборов имеется 6 предложений.

На доске пишется 6 предложений одного из наборов, и закрывают листом бумаги. Потом лист сдвигают вниз так, чтобы было видно первое предложение, и ребята в течение одновременного времени читают про себя, стараясь запомнить это предложение.

По истечении этого времени стирается предложение и предлагается записать его на листочках.

На 6 предложений одного набора уходит от 5 до 8 минут.

За два месяца при ежедневном письме появляются первые успехи в обучении чтению.

Набор №1

Тает снег.

Идет дождь.

Небо хмурое.

Коля заболел.

Запели птицы.

Поле опустело.

Набор №2

Трещат морозы.

Я ищу землянику.

В лесу росла ель.

Наступила осень.

Дни стали короче.

В лесу много берез.

Набор № 3

Прилетели птички.

Ярко светит солнце.

Лида вытерла доску.

Весело бегут ручьи.

Подул резкий ветер.

Зоя прилежно учится.

Набор № 4

Дятел долбит дерево.

Я хочу посадить цветы.

Иней запушил деревья.

Без воды цветы завянут.

Пролетело жаркое лето.

Возле дома посадили ель.

Набор № 5

Солнышко светит и греет.

Федя решал задачу у доски..

Загорелась в небе зорька.

На деревьях засверкал иней.

Город Киев стоит на Днепре.

В лесу собирают землянику.

Набор № 6

Зимой земля покрылась льдом.

Мальчик подарил маме цветы.

Дежурные стерли пыль с доски.

На огород забрались цыплята.

Колхозники работают на лугу.

Солнечные лучи растопили лед.

Набор № 7

Небо покрылось серыми тучами.

Дети посадили во дворе акацию.

Бабушка купила внуку букварь.

Землю согрело теплое солнышко.

Моя сестра работает на фабрике.

Ласково грело весеннее солнце.

Набор № 8

Идет дождик.

Мы любим наш Киев.

Береги учебные вещи.

У Андрея чистая тетрадь.

Помогай своему товарищу.

И в лесу, и на лугу стало тихо.

Набор № 9

Воды морей соленые на вкус.

Наша страна борется за мир.

Наш отряд рад, он идет в поход.

Родину-мать учись защищать.

Бьют часы Кремлевской башни.

Красивы улицы нашего города

Набор № 10

Москва - столица нашей Родины

Школьники поливают саженцы.

Депутаты съехались на съезд.

Надо быть честным и правдивым.

Звезды сияют на башнях Кремля.

Летом наша семья жила на Волге.

Набор № 11

Весело колосится густая рожь.

Поля запорошило белым снегом.

Мы читали интересный рассказ.

Мичурин много и упорно работал.

Новые дома растут очень быстро.

Скошенная трава приятно пахла.

Набор № 12

Мы храбрые люди, мы Родину любим.

В поле поспевают рожь и пшеница.

В жаркий день мы купались в озере.

Дети всех стран хотят жить в мире.

Москва - большой прекрасный город.

Сверкнула молния, и загремел гром.

Набор № 13

Давно скосили и убрали поля.

Строители возводили высотный дом.

Телевидение снимает уличные сцены.

Весь народ гордится героями космоса.

Дедушка Филипп пасет колхозное стадо.

Люблю я в поле встречать восход солнца.

Набор № 14

Бесконечно тянется эта северная ночь.

В далекой тайге живут охотники-эвенки.

Все радовались встрече с космонавтами.

Разведчики отправились в опасный путь.

Дружная семья и землю превратит в золото.

Обувь необходимо очищать от пыли.

Набор № 15

Зацветет, зазеленеет наш веселый огород.

Наши границы защищают лучшие сыны Родины.

Хороши привольные, широкие степи Украины.

Наши славные воины грудью отстояли Родину.

Нам велит трудиться школа, учит этому семья.

Наш народ хочет жить в мире со всеми народами.

Набор № 16

Книги и знания нам дорогу к свету указывают.

Наш колхоз назван именем героя-хлебороба.

Школьники готовятся к новому учебному году.

Много работы в колхозном саду ранней весной.

На берегу моря раскинулся пионерский лагерь.

Скоро небо затянется тучами, заморосит дождь.

Набор № 17

Однажды в студеную зимнюю пору я из лесу вышел.

Упорный труд и терпение повсюду творят чудеса.

От города через тайгу строители проложат шоссе.

Скоростные поезда мчатся от станции к станции.

Прохладная вода хорошо освежила уставших ребят.

Пришла весна, растопила снег, и с гор побежала вода.

Набор № 18

Во всем мире люди объединяются для защиты природы.

Каждое лето тысячи людей отправляются в Крым, к морю.

Звуки радостных песен звенят над сводами этого зала.

По лесной заросшей тропе идет осторожно пограничник.

Наш класс участвовал в интереснейшей спортивной игре.

Стояла жаркая погода, даже листья на яблонях пожелтели.

12. Чтение слов наоборот (упражнения на концентрацию мыслей)

Умение концентрироваться на проблеме - одна из составляющих успешного умственного труда.

Попробуйте тренировать способность концентрироваться при помощи мысленного чтения слов задом наперед. Когда вы мысленно читаете слово задом наперед. Вы должны представить его по буквам, а затем прочитать эти буквы. Например - «слово» - «оволс», «дорога» - «агорд». Если ваше сознание отвлеклось на сторонний предмет, то вы мгновенно теряется нить и вам приходится выполнять упражнение заново. Таким образом, вы можете тренировать свое внимание.

Эти и другие упражнения направлены на коррекцию и повышение техники чтения. Упражнения я проводятся индивидуально, по группам, коллективно. Продолжительность их составляет 5-6 минут. Таким образом дети постепенно овладевали навыками осознанного чтения.

13. Не забываем и о здоровье, глазам нужен отдых.

1. Плотно закрыть и широко открыть глаза. Повторить 5-6 раз с интервалом в 30 сек.

2. Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы.

3. Вращать глазами по кругу: вниз, вправо, вверх, влево и в обратную сторону. Упражнения 2-3 рекомендуется делать не только с открытыми, но и с закрытыми глазами. Выполнять их надо сидя, повторяя каждое 3-4 раза с интервалом в 1-2 мин.

4. Выполнять сидя. Быстро моргать в течение 1-2 мин. Упражнение способствует улучшению кровообращения.

5. Выполняется стоя. Смотреть прямо перед собой 2-3 сек. Затем поставить пальцы руки на расстоянии 25-30 см от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него 3-5 сек. Опустить руку повторить 10-12 раз. Упражнение снижает утомление глаз, облегчает зрительную работу на близком расстоянии. Тем, кто пользуется очками, надо выполнять упражнение, не снимая их.

6. Выполняется сидя. Закрыть веки и нежно массировать их круговыми движениями пальца в течение 1 мин. Упражнение способствует расслаблению мышцы и улучшает кровообращение.

7. Поднять глаза к верху, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, затем сделать глазами круговые движения против часовой стрелки. Повторить 5-6 раз.

8. Руки вытянуть вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх, сделать вдох, следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить, сделать выдох. Повторить 4-5 раз.

9. Смотреть прямо перед собой на классную доску 2-3 сек.; затем перевести взор на кончик носа на 3-5 сек. Повторить 6-8 раз.

10. Закрыть веки. В течение 30 сек. массировать их кончиками указательных пальцев

14. Пять золотых правил гигиены зрения.

Правило 1. Как можно меньше смотреть телевизор.

Правило 2. Никогда не читать непрерывно более 30 мин. Обязательно встать, размяться и только потом продолжать читать.

Правило 3. Никогда не читать лежа и в других условиях отсутствия комфорта: слабое освещение, во время поездки в транспорте и т.п. Помните: всегда расстояние от текста до глаз - 33 см.

Правило 4. Как можно больше динамических физических нагрузок для общего укрепления организма и активизации его функций. Для зрения предпочтительны игровые виды спорта, развивающие периферическое зрение: футбол хоккей, баскетбол, волейбол, теннис т.д.

Правило 5. Постоянно следить и укреплять свое зрение с помощью упражнений. Один раз в год посещать врача, проверять зрение.


© 2010-2022