Элементы технологии активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 19» ГОРОДА РЯЗАНИ






ЭЛЕМЕНТЫ ТЕХНОЛОГИИ

АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА



Выполнила работу

учитель русского языка и литературы

Широтова Ольга Вячеславовна





Г. РЯЗАНЬ


2010



ПЛАН


  1. Введение.

  2. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка.

    1. Понятие познавательной деятельности школьников в процессе обучения.

    2. Уровни познавательной активности.

    3. Принципы активизации познавательной деятельности учащихся.

    4. Факторы, побуждающие школьников к активности.

    5. Методы и средства активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка.

5.1. Активизация познавательной деятельности учащихся с помощью дидактических игр.

5.2. Проблемное обучение как метод активизации познавательной деятельности учащихся.

5.3. Применение современных информационных технологий на уроках русского языка.

III. Заключение.

IV. Библиография.





Ребенок не сосуд, который нужно наполнить,

а факел, который нужно зажечь.

Ф. Рабле

  1. ВВЕДЕНИЕ.

На современном этапе развития школьного образования проблема активизации познавательной деятельности учащихся приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребностью общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно и свободных от стереотипов.

Выполнение такого рода задач становится возможным только в условиях активного обучения, стимулирующего мыслительную деятельность учащихся.

Обучение, которое осуществляется с помощью активных методов, способствует формированию познавательного интереса к приобретению знаний и учебной деятельности.

Познавательный интерес - это глубокий внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врожденной познавательной потребности.

Отсутствие интереса у школьников - показатель серьезных недостатков в организации обучения.

Проблема интереса - это не только вопрос о хорошем эмоциональном состоянии детей на уроках; от ее решения зависит, будут ли в дальнейшем накопленные знания мертвым грузом или станут активными для достояния школьников.

Многочисленными исследованиями доказано, что интерес стимулирует волю и внимание, помогает более быстрому и прочному запоминанию.

Однако значение познавательного интереса выходит далеко за рамки учебного процесса. В триединой задаче - обучение, умственное развитие и воспитание личности - интерес является связывающим звеном. Именно благодаря интересу, как знания, так и процесс их приобретения могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания всесторонне развитой личности.

Все это подводит меня к мысли о том, что «корень» учения не обязательно должен быть «горек», ибо еще Ушинский отмечал, что « учение, все взятое принуждением и силой воли», едва ли будет способствовать созданию развитых умов.

Развивающим и воспитывающим современное обучение может быть только при максимальной активизации мышления учащихся. Поэтому большое значение имеет умение учителя активизировать, побуждать, стимулировать, направлять мышление своих учеников.

Как правило, учитель использует различные формы урока, однако в каждом конкретном случае он должен стремиться выбрать такой методы и средства обучения, которые бы максимально стимулировали развитие творческой активности учащихся.

Урок остается по-прежнему основной и главной формой организации учебного процесса. Эта фраза стала традиционной. Но ее нельзя понимать упрощенно и однобоко, так как обычный школьный урок дает вдумчивому учителю безграничные возможности для творчества.

В настоящее время учителя сталкиваются с проблемой снижения уровня познавательной активности учащихся на уроке, нежеланием работать самостоятельно, да и просто учиться. Среди причин того, что дети теряют интерес к занятиям, безусловно, надо назвать однообразие уроков.

Отсутствие повседневного поиска приводит к шаблону в преподавании, а это проявление постоянства разрушает и убивает интерес, особенно детский.

Главное на уроке - учебный труд учеников. Активизировать познавательную и в целом учебную деятельность школьников, придавая ей характер творческой, исследовательской работы, - такая важная задача стоит сейчас перед всеми учителями.

« К детям надо относиться бережно, и больше всего следить за методикой своей работы. Следует искать лучших способов, возбуждать внимание в детях и поддерживать их любознательность, пытливость ума, дерзание творчества». (К.Э. Циалковский)

  1. АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ.


  1. Понятие познавательной деятельности школьников

в процессе обучения.


Процесс обучения, организованный обществом, предусматривает обязательность таких форм деятельности, из которых одна участвует в передаче опыта, накопленного человечеством, а другая направлена на приобретение о6щественного опыта, на трансформацию его в личное достояние. Обе формы деятельности, фигурирующие в процессе, необходимы, это составляет суть учебного процесса.

Дифференциация деятельности внутри учебного процесса привела к необходимости разграничить такие понятия, как «учебная деятельность» и «познавательная деятельность», которая иначе выражена термином «учение». Хотя, строго гово­ря, «учение» следует понимать как более широкий процесс дея­тельности ученика по овладению знаниями, умениями, навыками, преследующий освоение различных видов деятельности, не только познавательной. В то же время эту деятельность нельзя полностью отождествлять с познанием, которое в конечном итоге открывает новые истины. В учебном же познании происходит лишь приобщение к истине, уже открытой человечеством.

Познавательная деятельность ученика представляет собой сложнейший процесс перехода уча­щихся от незнания к знаниям, от случайных наблюдений, по­черпнутых в опыте жизни и из разрозненных сведений, приобре­тенных от взрослых либо через средства массовых коммуникаций (радио, кино, телевидение), к системе познания.

Познавательная деятельность - это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся (производительный и общественно полезный труд, ценностно-ориентационная и художественно-эстетическая деятельность, общение), а также путем выполнения различных предметно-­практических действий в учебном процессе (экспериментирование, конструирование, решение исследовательских задач и т.п.). Но только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку учебно-познавательной деятельности или учении.

Невозможно переоценить значения познавательной деятельности для общего развития школьника и формирования его личности. Под влиянием познавательной деятельности развиваются все процессы сознания. Познание требует активной работы мысли, и не только мыслительных процессов, но совокупности всех процессов сознательной деятельности. Такие знания, наполненные глубокими понятиями, доступными учащимся, приобретают личностную значимость, в силу этого становятся долговечными, не утрачиваются столь быстро, как это бывает с заученными знаниями.

Какова позиция самого школьника в познавательной деятельности? Дело в том, что познавательная деятельность школьника всегда осуществляется через руководство учителя, и в совместной с учеником учебной деятельности учитель выступает как субъект деятельности, объектом которой является ученик. Это укоренившееся суждение о по­стоянстве расстановки сил в познавательной деятельности чрезвычайно снижает роль этой деятельности для ученика. В процессе учения, в своей познавательной деятельности школьник не может выступать только объектом. Учение всецело зависит от его деятельной, активной позиции, а учебная деятель­ность в целом, если она строится на основе межсубъектных от­ношений учителя и учащихся, всегда дает более плодотворные результаты. Поэтому формирование деятельной позиции школь­ника в познании - главная задача всего учебного процесса. Обучение, при котором ученик действует всегда только по указаниям учителя, не имеет ценных внутренних побуждений, не явля­ется для учителя субъектом учебной деятельности, нерациональ­ное обучение; на него зря затрачены время, сила и энергия учи­теля.

Можно выделить следующие функции познавательной деятельности:

  1. Вооружает знаниями, умениями и навыками.

  2. Содействует воспитанию мировоззрения, нравственных, эстетических качеств учащихся.

  3. Развивает их познавательные силы, личностные образования: активность, самостоятельность, познавательный интерес.

  4. Выявляет и реализует потенциальные возможности учащихся.

  5. Приобщает к поисковой и творческой деятельности.

Таким образом, познавательную деятельность школьника, осуществляемую им в процессе учения, в свете социально-педагогических задач со­временного общества следует считать основ­ным видом деятельности подрастающих поколений.

Отношение учащихся к учению преподавателя обычно характеризуется активностью. Активность (учения, освоения, содержания и т.п.) определяет степень (интенсивность, прочность) «соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности.

В структуре активности выделяются следующие компоненты:

• готовность выполнять учебные задания;

• стремление к самостоятельной деятельности;

• сознательность выполнения заданий;

• систематичность обучения;

• стремление повысить свой личный уровень и другие.

С активностью непосредственно сопрягается еще одна важная сторона мотивации учения учащихся - это самостоятельность, которая связана с определением объекта, средств деятельности, её осуществления самим учащимся без помощи взрослых и учителей. Познавательная активность и самостоятельность неотделимы друг от друга: более активные школьники, как правило, и более самостоятельные; недостаточная собственная активность учащегося ставит его в зависимость от других и лишает самостоятельности.

Управление активностью учащихся традиционно называют активизацией. Активизацию можно определить как постоянно текущий процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной деятельности, спада и застоя в умственной работе. Главная цель активизации - формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса.

В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них - разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.

Можно утверждать, что новые технологии самостоятельного обучения имеют в виду, прежде всего, повышение активности учащихся: истина добытая путем собственного напряжения усилий, имеет огромную познавательную ценность.

Отсюда можно сделать вывод, что успех обучения в конечном итоге определяется отношением учащихся к учению, их стремлению к познанию, осознанным и самостоятельным приобретением знаний, умений и навыков, их активностью.


  1. Уровни познавательной активности.

Первый уровень - воспроизводящая активность.

Воспроизводящая активность характеризуется стремлением учащегося понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий школьника, отсутствием у учащихся интереса к углублению знаний, отсутствие вопросов типа: «Почему?»

Второй уровень - интерпретирующая активность.

Интерпретирующая активность характеризуется стремлением учащегося к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях.

Характерный показатель - большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что учащийся стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения.

Третий уровень - творческая активность.

Творческая активность характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ.

Характерная особенность - проявление высоких волевых качеств учащегося, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы. Данный уровень активности обеспечивается возбуждением высокой степени рассогласования между тем, что учащийся знал, что уже встречалось в его опыте, и новой информацией, новым явлением. Активность как качество деятельности личности, является неотъемлемым условием и показателем реализации любого принципа обучения.


  1. Принципы активизации познавательной деятельности учащихся.

При выборе тех или иных методов обучения необходимо прежде всего стремится к продуктивному результату. При этом от учащегося требуется не только понять, запомнить и воспроизвести полученные знания, но и уметь ими оперировать, применять их в практической деятельности, развивать, ведь степень продуктивности обучения во многом зависит от уровня активности учебно- познавательной деятельности учащегося.

Если необходимо не только понять и запомнить, но и практически овладеть знаниями, то естественно, что познавательная деятельность учащегося не может не сводится только к слушанию, восприятию и фиксации учебного материала. Вновь полученные знания он пробует тут же мысленно применить, прикладывая к собственной практике. И чем активнее протекает этот мыслительный и практический учебно-познавательный процесс, тем продуктивнее его результат. У учащегося начинают более устойчиво формироваться новые убеждения и, конечно же, пополняется багаж знаний. Вот почему активизация учебно-­познавательной деятельности в учебном процессе имеет важное значение.

1. Принцип проблемности.

В качестве основополагающего принципа следует рассматривать принцип проблемности. Путем последовательно усложняющихся задач или вопросов создать в мышлении учащегося такую проблемную ситуацию, для выхода из которой ему не хватает имеющихся знаний, и он вынужден сам активно формировать новые знания с помощью учителя и с участием других слушателей, основываясь на своем или чужом опыте, логике. Таким образом, учащийся получает новые знания не в готовых формулировках учителя, а в результате собственной активной познавательной деятельности.

2. Принцип взаимообучения.

Не менее важным при организации учебно-познавательной деятельности учащихся является принцип взаимообучения. Следует иметь в виду, что учащиеся в процессе обучения могут обучать друг друга, обмениваясь знаниями. Для успешного самообразования необходимы не только теоретическая база, но и умение анализировать и обобщать изучаемые явления, факты, информацию; умение творчески подходить к использованию этих знаний; способность делать выводы из своих и чужих ошибок; уметь актуализировать и развивать свои знания и умения.

3. Принцип исследования изучаемых проблем.

Очень важно, чтобы учебно-познавательная деятельность учащихся носила творческий, поисковый характер и по возможности включала в себя элементы анализа и обобщения. Процесс изучения того или иного явления или проблемы должны по всем признакам носить исследовательский характер. Это является еще одним важным принципом активизации учебно­-познавательной деятельности.

4. Принцип индивидуализации.

Для любого учебного процесса важным является принцип индивидуализации. Это организация учебно-познавательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей и возможностей учащегося. Для обучения этот принцип имеет исключительное значение, т.к. существует много психофизических особенностей (состав класса, адаптация к учебному процессу, способность к восприятию нового и т.п.)

Все это требует применять такие формы и методы обучения, которые по возможности учитывали бы индивидуальные особенности каждого учащегося.

5. Принцип самообучения.

Данный принцип позволяет индивидуализировать учебно-познавательную деятельность каждого учащегося на основе их личного активного стремления к пополнению и совершенствованию собственных знаний и умений, изучая самостоятельно дополнительную литературу, получая консультации.

6. Принцип мотивации.

Активность как самостоятельной, так и коллективной деятельности учащихся возможна лишь при наличии стимулов. Поэтому в числе принципов активизации особое место отводится мотивации учебно­-познавательной деятельности. Главным в начале активной деятельности должна быть не принуждение, а желание учащегося решить проблему, познать что-либо, доказать, оспорить.

Принципы активизации учебно-познавательной деятельности

учащихся, также как и выбор методов обучения, должны определяться с учетом особенностей учебного процесса.


  1. Факторы, побуждающие учащихся к активности.


Помимо принципов и методов, существуют также и факторы, которые побуждают учащихся к активности, их можно назвать еще и как мотивы или стимулы учителя, чтобы активизировать деятельность учащихся. В числе основных факторов, побуждающих учащихся к активности, можно назвать следующие:

1. Интерес является главным мотивом активизации учащихся. Данный фактор учителю необходимо учитывать уже при формировании учебного материала. Учащийся никогда не станет изучать конкретную ситуацию, если она надумана и не отражает реальной действительности, и не будет активно обсуждать проблему, которая к нему не имеет никакого отношения. И наоборот, интерес его резко возрастает, если материал содержит характерные проблемы, которые ему приходится встречать, а порой и решать в повседневной жизни. Тут его познавательная активность будет обусловлена заинтересованностью в исследовании данной проблемы, изучения опыта её решения.

2. Творческий характер учебно-познавательной деятельности сам по себе является мощным стимулом к познанию. Исследовательский характер учебно-познавательной деятельности позволяет пробудить у учащихся творческий интерес, а это в свою очередь побуждает их к активному самостоятельному и коллективному поиску новых знаний.

Состязательность также является одним из главных побудителей к активной деятельности учащихся. Однако в учебном процессе это может сводиться не только к соревнованию за лучшие оценки, это могут быть и другие мотивы. Например, никому не хочется «ударить в грязь лицом» перед своими одноклассниками, каждый стремится показать себя с лучшей стороны (что он чего-то стоит), продемонстрировать глубину своих знаний и умений. Состязательность особенно проявляет себя на занятиях, проводимых в игровой форме.

3. Игровой характер проведения занятий включает в себя и фактор интереса, и фактор состязательности, но независимо от этого представляет собой эффективный мотивационный процесс мыслительной активности учащихся. Хорошо организованное игровое занятие должно содержать «пружину» для саморазвития. Любая игра побуждает её участника к действию.

Учитывая перечисленные факторы, учитель может безошибочно активизировать деятельность учащихся, так как различный подход к занятиям, а не однообразный вызовет у учащихся интерес к урокам, они будут с радостью идти на уроки, так как предугадать учителя не возможно.

4. Эмоциональное воздействие на учащихся оказывает и игра, и состязательность, и творческий характер, и интерес. Эмоциональное воздействие также существует как самостоятельный фактор и является методом, который пробуждает желание активно включиться в коллективный процесс учения.

Особое значение для успешной реализации принципа активности в обучении имеют самостоятельные работы творческого характера.

5. Методы и средства активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка.


  1. Активизация познавательной деятельности учащихся с помощью дидактических игр.

Среди множества путей активизации познавательной деятельности школьников одним из наиболее эффективных является применение дидактических игр-упражнений, а также использование нетрадиционных (игровых) форм проведения урока.

Игру можно назвать восьмым чудом света, так как в ней зало­жены огромные воспитательные и образовательные возможности. В процессе игр дети приобретают самые различные знания о предмете и явлениях окружающего мира. Игра развивает детскую наблю­дательность и способность различать отдельные свойства предметов, выявлять их существенные признаки. Таким образом, игры оказывают большое влияние на умственное развитие детей, совершенствуя их мышление, внимание, творческое воображение, активизируют познавательную деятельность учащихся.

Любая игра должна способствовать решению основной учебной задачи урока, например, закреплению знаний, лучшему усвоению нового материала и др. Только в таком случае игра оказывается обучающим элементом урока.

Дидактические игры хороши в системе с другими формами обучения, использование которых должно в конечном итоге преследовать следующие цели: учитель должен дать учащимся знания, соответствующие современному уровню развития науки; он должен их научить приобретать знания самостоятельно.

Известно, что интерес к учебной деятельности у детей возрастает, если они включены в игровую ситуацию. В игре ребенок ведет себя не по принуждению, а по внутреннему побуждению.

Я активно использую различные дидактические игры и игровые задания на уроках русского языка в 5 и 6 классах. Особенности их использования состоят в том, что игра вводится в определенную часть урока в соответствии с его задачами. Назову те, которые особенно полюбились детям.

Богатые возможности для использования дидактических игр дает изучение раздела «Лексика». Очень популярна на моих уроках игра «Переводчик». Учащимся можно предложить следующее задание: замените слова в предложении синонимами:

  1. Доктор прописал пациенту инъекции.

  2. Разъяренная вьюга замела тропинки.

  3. Шофер вновь стал внимательно всматриваться во мрак.

  4. Караульный спрятался от ливня под кровлей здания.

Выполнение данного задания можно начать с записи предложений и объяснения известных орфограмм (инъекции, разъяренная, вьюга - разделительный Ь и Ъ; доктор, пациенту, шофер, внимательно, караульный, замела, тропинки - орф. №1,2)

При изучении темы «Заимствованные и исконно русские слова» учащиеся выполняют задание: найдите иноязычные слова и замените их русскими.

  1. При проверке было выявлено немало дефектов.

  2. Он пишет мемуары.

  3. Ваши аргументы убедительны.

  4. Все работали с энтузиазмом.

  5. Мы гордимся нашим голкипером.

  6. В газете появилась информация о футбольном матче.

  7. В сплаве обнаружено мизерное количество меди.

Игра «Соколиный глаз».

При изучении темы «Устаревшие слова» выполняем следующее задание: кто найдет в тексте больше устаревших слов?

1. Снился Святославу смутный сон

В стольном граде, в тереме высоком.

И, собрав бояр, поведал он,

Что узрел во мраке вещим оком.

2. Моих зениц коснулся он.

Отверзлись вещие зеницы,

Как у испуганной орлицы…

И жало мудрыя змеи

В уста замершие мои

Вложил десницею кровавой.

3. Найти устаревшие слова в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино» (в учебнике литературы).

При изучении данной темы можно провести игру «Аукцион», целью которой является назвать как можно больше устаревших слов на определенную тему (одежда и обувь, оружие, транспорт, мебель). Эту игру можно проводить и при изучении синонимов, однокоренных слов. Побеждает тот, кто назовет последнее слово. Например, подобрать к слову единый однокоренные слова (единица, единственный, единство, объединиться, разъединить, уединиться, соединить, уединение, объединение и др.)

При изучении в 5 классе темы «Прямое и переносное значение слова» применяю игру «Перевертыш».

  1. Замени в словосочетании главное слово другим так, чтобы зависимое слово стало употребляться в переносном значении:

Железный гвоздь, румяная девочка, глухая собака, кудрявый малыш, спящая красавица, сладкий пирог, колючий еж, золотые часы, черная шаль, бархатная шпора, стальная балка.


  1. Замени в предложении подлежащее так, чтобы глагол-сказуемое прибрел переносное значение:

Загорелась дача. Гаснет свеча. Собака воет. Цыган пляшет. Девочки шепчутся. Малыш улыбается. Птица поет. Дети играют. Отец спит.

3. Изучая темы «Синонимы», «Антонимы», можно предложить учащимся выполнить следующее задание: заменить дважды слово антонимом.

Грусть - (радость) - (тоска).

Мрак - (свет) - (темнота).

Близко - (далеко) - (рядом).

Храбрец - (трус) - (смельчак).

Похвала - (порицание, осуждение) - (одобрение).

Жара - (холод, мороз) - (тепло, зной).

Ложь - (правда) - (вымысел, выдумка).

Работать - (бездельничать, лодырничать) - (трудиться).

Игра «Эрудит» не только активизирует мыслительную деятельность, но и способствует расширению кругозора учащихся. Эту игру можно применять также в словарной работе.

Угадай слово по его лексическому значению:

  1. Сосуд особого устройства, предохраняющий помещенный в него продукт от остывания или нагревания. (Термос).

  2. Начальный момент спортивного состязания по преодолению какого-либо расстояния на скорость. (Старт).

  3. Городская наземная электрическая железная дорога. (Трамвай).

  4. Красная строка, отступ в начале строки. (Абзац).

  5. Устройство, которое обеспечивает дыхание человека под водой. (Акваланг).

  6. Тот, кто любит свое отечество, предан своему народу, Родине. (Патриот).

  7. Дословная выдержка из какого-либо текста. (Цитата).

Объясни разницу в значении слов:

Адресат-адресант, дипломат-дипломант, описка-отписка, сытый-сытный, поступок-проступок, опечатка-отпечаток, поглотить-проглотить.

Подбери к устаревшим словам родственные (однокоренные) слова, активно употребляемые в наши дни:

Персты (наперсток, перчатки, перстень).

Коло - круг, окружность (колесо, около, кольцо, кольчуга, околица).

Чаять - ожидать (нечаянно, отчаяние).

Тщание - старание (тщательный).

Чело (челка, человек).

Игру «Эрудит» плодотворно использую не только на уроках по изучению лексики, но и при проведении словарных, орфографических диктантов.

Игра «Корректор» учит правильно использовать слова в речи, предупреждает речевые, стилистические, орфографические ошибки.

Найди ошибку в выборе слова:

  1. После теплых атмосферных осадков на листьях сверкали яркие капли (после дождя).

  2. В конструкции есть отрицательные и положительные дефекты (стороны).

  3. Из передовой бригады он перешел в отсталую (отстающую).

  4. В центре города построен памятник герою (воздвигнут).

  5. Наша команда потерпела победу в этой игре (одержала).

Отредактируйте заметку:

  1. В первой четверти работа нашего отряда шла плохо. Дисциплина в классе была плохая. Особенно плохо ведут себя ребята на уроках труда.

  2. Сегодня на уроке биологии учитель говорил о Мичурине. Он много говорил о его жизни, а потом стал говорить о созданных ученым гибридах.

Исправьте ошибки в толковом словаре Пети Ошибкина:

  1. Западня - квартира с окнами на запад.

  2. Гривенник - юноша с модной гривой.

  3. Маховик - регулировщик на перекрестке.

Найди лишнее слово:

  1. Петя ушиб колено ноги.

  2. Робинзоны ослабли от недоедания пищи.

  3. Собрание будет в декабре месяце.

  4. Многие города были превращены в руины и развалины.

  5. Путь кораблю преградил ледяной айсберг.

  6. Он написал свою автобиографию. (Он написал свой автопортрет.)

  7. На торжественной линейке ребятам вручали грамоты и памятные сувениры.

Игра «Бумеранг» воспитывает у детей внимание и быстроту реакции: ученик необходимо быстро «извлечь» из памяти нужное слово и «возвратить» его учителю.

Подбери синоним:

Простой человек (бесхитростный); простая задача (легкая); беспокойный человек (неугомонный); беспокойный взгляд (тревожный); крепкая дружба (надежная, настоящая); крепкая подошва (прочная); свежий воротничок (чистый); свежая газета (только что вышедшая); свежий ветер (прохладный); холодный взгляд (недобрый), холодный лоб (прохладный); часы идут (работают); ребята идут (шагают); платье мне идет (подходит).

Подбери антоним:

Близкий берег (далекий); близкий человек (чужой); веселая комедия (скучная); веселое настроение (грустное); глубокий колодец (мелкий); глубокие знания (поверхностные); мелкая рыба (крупная); мелкая река (глубокая).

Подбери эпитеты:

Березка (кудрявая, стройная, тоненькая, грустная).

Трава (изумрудная, сочная, нежная, бархатная, ласковая).

Вьюга (разбушевавшаяся, злая, свирепая, дикая, сердитая, бешеная).

Ветер (быстрый, стремительный, шаловливый, ласковый, злой).

Русский язык (богатый, выразительный, щедрый, яркий, образный).

Игру «Родословная» использую при изучении способов образования слова, построении словообразовательных цепочек.

Например, учащиеся должны построить «родословную», используя слова: учить, учительница, учительство, учитель, обучить, заучить, обучение, учение, учеба, учебник, учительский, учебный.

Одна из любимых игр учащихся - лингвистический футбол.

Эта игра хороша тем, что спектр ее применения довольно широк. Учитель бросает ученику мячик и дает задание, ученик возвращает мяч, выполняя задание.

Например, при изучении темы «Буквы О-Ё в корне слова после шипящих» провожу орфографический устный диктант в игровой форме:

Крыжовник, черный, желудь, шорты, шов, капюшон, жердочка, шелковый, шорох, щечка, щетка, желтый, щелочка, решетка, черточка. (Ученик должен объяснить написание слова).

Дополнительное задание: составить предложение, используя как можно больше слов с орф. № 14 (Например: Девочка в черных шелковых шортах и желтой безрукавке с капюшоном ела крыжовник. На решетке лежали желтые и черные щетки.

При изучении темы «Имя прилагательное» в 5 классе провожу игру «Отгадай слово».

Выбрав водящего, прошу его повернуться спиной к доске и записываю существительное (например яблоко). Ученики по очереди называют признаки предмета (зеленое, спелое, круглое, сладкое, вкусное). Водящий должен назвать загаданный предмет. Кто последним назвал признак предмета, становится следующим водящим.

Или можно провести игру «Кто больше?» Класс делится на команды. Называю слово (например, шкаф). Выигрывает та команда, которая назвала больше прилагательных, характеризующих данный предмет.

Активно применяю игровые дидактические задания в виде ребусов, кроссвордов как для коллективной, так и для индивидуальной самостоятельной работы учащихся на уроках. В качестве творческого домашнего задания даю ребятам самим составить кроссворд, ребус по изученным темам.

Очень любят мои ученики играть в буриме. Я использую эту игру на уроках по изучению орфографии.

Например, при повторении правописания Ь после шипящих на конце слов учащиеся должны составить стихотворное четверостишие по заданному образцу:

… спиш…

… мыш…

… печ…

… прилеч…

Из работ учеников:

Малыш мой, ты давно не спишь?

Ты слышишь, как скребется мышь,

Трещит натопленная печь?

С тобою можно мне прилечь?

По ночам совсем не спишь,

Хитрая, шальная мышь.

Стоит только нам прилечь,

Как ты сразу лезешь печь.

Словарную работу также стараюсь проводить в увлекательной форме, чтобы удивить, заинтересовать ученика, избежать нудного механического заучивания слов. Можно постараться так «обыграть» слово, так его преподнести, что оно запомнится надолго.

Например, в 5 классе работу со словом смородина можно начать с диалога-загадки:

- Это красная?

- Нет, черная.

- А почему белая?

- Потому что зеленая.

Ребятам интересно узнать историю происхождения слова: смородина - русское слово, произошло от слова смород (смрад, запах).

- Как вы думаете, почему этот ягодный кустарник получил такое название? (Ягоды и листья смородины ароматные, душистые, приятно пахнут).

Уроки повторения, систематизации и обобщения изученного материала стараюсь проводить в нетрадиционной форме. В 5 и 6 классах более уместны уроки-конкурсы, уроки- путешествия, уроки-презентации. Конечно, проведение подобных занятий требует от учителя основательной подготовки, тщательного подбора материала, составления сценария урока. Но такие уроки всегда проходят в атмосфере веселья, азарта, заинтересованности и высокой активности всех учащихся. Результаты работы учащихся, как правило, всегда высоки.

Таким образом, дидактические игры на уроке позволяют активизировать познавательную деятель­ность учащихся.


  1. Проблемное обучение как метод активизации познавательной деятельности учащихся.

Одним из активных методов обучения является проблемное обучение.

Главная задача учителя не только донести, преподнести и показать учащимся новый материал, а организовать самостоятельную осмысленную работу по добыванию новых знаний.

Проблемное обучение - это как раз такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций, активную самостоятельную деятельность учащихся по их решению. Проблемный подход в обучении позволяет избежать механического запоминания изучаемого материала, избавиться от догматизма. В процессе решения учебной проблемы учащийся преодолевает трудности, что способствует развитию у него мышления, пробуждению познавательного интереса.

Без пытливости нельзя научиться самостоятельно решать самые простые вопросы. История учит, что все открытия от малого до большого - результат постоянного вопроса: « Почему? ». И чем больше таких «что?», « как?» и « почему?», тем меньше равнодушия, инертности в работе учащихся, больше живого поиска и приятнее открытие нового.

В результате этого и происходит овладение знаниями, умениями, навыками и развитие творческих и мыслительных способностей.

Проблемным оно называется не потому, что весь учебный материал усваивается только путем самостоятельной решения проблем и «открытия» новых знаний. Здесь есть и объяснение учителя, и репродуктивная деятельность учащихся, и постановка задач, и выполнение упражнений.

Может возникнуть вполне уместный вопрос: всем ли учащимся доступно проблемное обучение? Практически всем. Лишь уровень проблемности и степень познавательной самостоятельности будут различаться в зависимости от возраста и способностей учеников.

Когда, на каком этапе урока можно применять проблемную ситуацию?

На любом: на объяснении нового материала, на этапе закрепления знаний, на уроках обобщения и систематизации. Все зависит от учителя, как он решит, где более уместна и эффективна будет постановка проблемной задачи, проблемного вопроса или проблемной ситуации.

В результате такой работы ученики являются не пассивными слушателями и исполнителями, а добытчиками знаний. Процесс учения становится поисковым, развиваются мыслительные способности учащихся. Важнейшим звеном процесса обучения становится проблемная ситуация, которая требует разрешения.

Я определила для себя следующие пути создания проблемных ситуаций:


  • «Подводящий диалог»: вспомни, выполни, раздели на группы, сравни, проанализируй, сделай вывод.

Например, учащимся 6 класса предлагаю такое задание: выберите из данных слов и запишите в 2 столбика профессионализмы и диалектизмы. Аргументируйте свой выбор.

Мольберт, поветь, карета, вёдро, колорит, барин, лакей, палитра, бадог, сюртук, баской, оттенок, ботфорты, фон.

В начале урока по теме «Устаревшие слова» можно обратиться к эпиграфу, обсуждение которого поможет перейти к новой теме:

Ветшают прадедов слова,

Они уже полузабыты,

Но, как извечная трава,

Все ж пробиваются сквозь плиты.

Объяснение смысла эпиграфа наводит учащихся на размышление над вопросами:

- В чем особенность устаревших слов? Почему они вышли из активной лексики? Почему до сих пор они представляют интерес?


  • Ситуация с «затруднением»: противоречие между необходимостью выполнить практическое задание учениками и невозможностью это сделать без сегодняшнего материала.

При изучении темы «Правописание приставок ПРЕ и ПРИ» на уроке создаю проблемную ситуацию.

На доске записаны слова с приставками:

З…работать И…писать Пр…ближение

По…ходить Ра…бить Пр…града

П…р…ход

- Вставьте пропущенные орфограммы. Объясните свой выбор.

При выполнении задания учащиеся не могут объяснить выбор букв Е и И в словах третьего столбика. Их задача - закончить это задание в ходе дальнейшего знакомства с новым материалом на уроке.


  • Мотивирующее пятно: «яркое пятно», интригующий материал в начале урока.

Например, знакомя шестиклассников с диалектными словами, уместно использовать тексты, воспроизводящие живой говор людей определенной местности. Данные тексты с интересом воспринимаются учащимися, настраивают на дальнейшую работу.

Говорок наш вятский особенный: веселый, озорной.

В нем слова неожиданные, непохожие на другие - емкие, точные по смыслу и сути. Блеснут они внезапно, словно солнечный зайчик, отраженный от маленького зеркальца, сразу потеплеет на душе - и невольно улыбнешься: «Лико, девка-то эка вертиголова; лешак её в лесное болотцо заволок, дак она оттоль пулёй вымчала; видать, тамотка впотаях водяной её за голу пятку ушшыпнул».( Из книги Т. Копаневой).

При знакомстве с жаргонизмами можно предложить учащимся прокомментировать отрывок из письма заключенного: «Когда чалили в пульманы баланы, из-за одного шланга покурочил багоны. В живодерке шамовка была в норме…». Понятно, что ученики не смогут объяснить смысл текста, поскольку не знакомы с арго (язык заключенных). Работа с данным текстом помогает объяснить учащимся специфику жаргонизмов, нежелательность их употребления в речи.

Для работы с фразеологизмами использую на уроке отрывок из рассказа о беседе двух поморок из «Книги о русском фольклоре» Н. Колпаковой.

«Сижу я однажды в деревне Кузомени на Терском берегу в гостях у бабушки Настасьи Демьяновны, слушаю ее рассказы и бывальщины про старые времена. Вдруг в двери слышится стук.

- Заходите, - кричит хозяйка, ворочая ухватом чугуны в печи. На пороге появляются две закутанные, занесенные снегом фигуры.

- Батющки! Никак кума Федосья? - радостно восклицает Настасья Демьяновна, роняя из рук ухват.

- Не мало ли вас, не надо ли нас? - весело отвечает нежданная гостья, обнимаясь с хозяйкой.

- Здорово, Настасьюшка!

- Здравствуйте, здравствуйте, проходите да хвастайте, - сияя улыбкой, отзывается хозяйка….

Вот на столе самовар. Из подполья появляются свежие лепешки-шаньги, вареное мясо, и ватрушки, густо намазанные сладкой квашеной морошкой.

- Кушай, Федосьюшка, - угощает хозяйка, - чего беречь-то? Едомому товару недолог век.

- Спасибо, матушка, не потчуй, не трудись. Сказала - и ладно. Один раз дорог, не надо сорок, - степенно отвечает кума, принимаясь за шанги.

- Намедни всем колхозом за рыбой ездили, - рассказывает кума Федосья, - так это ладно вышло, дружно, семги много привезли. Уж известно - где лад, там и клад.

- Что за клад, коли все вразлад, - сочувственно поддакивает Настасья Демьяновна»…


  • Применение полученных знаний в новой ситуации.

После изучения темы «Жаргонизмы» можно дать следующее домашнее задание (исследовательское): Составьте список слов из профессиональных жаргонов, разделив их на группы соответственно профессиям. Для выполнения задания опросите родителей, соседей, знакомых.

Подобное задание можно дать и при изучении диалектизмов. Многие ребята летом отдыхают в деревне, гостят у бабушки (вспомнить особые слова деревенских жителей, бабушки и дедушки).


  • Задачи:

    • с недостаточными данными (восстанови определение, словообразовательную цепочку т.п.).

Подобные задания часто даю учащимся для самостоятельной индивидуальной работы (карточки). Например:

  1. Восстанови словообразовательную цепочку.

Велосипед - …. - велосипедистка.

Старый - … - старинный.

Старый - … - старушечка.

Писать - … - писательница.


  1. Восстанови определение.

Имя прилагательное - это _________, которая обозначает ______________ и отвечает на вопросы _______? ________?

Имя прилагательное изменяется по _______________________________.

В предложении имя прилагательное чаще бывает ___________________.

Сказуемое - это ____________ член предложения, который называет __________________________________________ подлежащего.

Сказуемое отвечает на вопросы: __________________________________

______________________________________________________________

Сказуемое обычно выражается ___________________, но может быть выражено ________________________________________________________.


  • с избыточными данными (найди лишнее, подчеркни то, что относится к ..).

При изучении темы «Основные способы образования слов в русском языке» играем в игру «Четвертое лишнее»:

  1. Водород, пароход, огород, скотовод.

  2. Морозоустойчивый, водораздел, самолетостроение, ежегодный.

  3. Ледоход, лесоруб, пчеловод, летчик-космонавт.

  4. Колхоз, универмаг, стенгазета, спецкор.

  5. Зарплата, универмаг, спецшкола, спортзал.


  • с заведомыми ошибками.

Одно из любимых моими учениками заданий - задание, в котором допущены ошибки. Эти задания развивают внимание, умение не только найти ошибку, но и объяснить ее.

Исправь ошибки в сочинении пятиклассника:

1. Андерсен великий датский сказочник. «Снежная королева» моя любимая сказка. Кай и Герда главные герои этой знаменитой сказки. Герда добрая и отважная девочка. Она - не побоялась отправиться на поиски пропавшего брата и спасти его. (Задание по теме «Тире между подлежащим и сказуемым»).

2. Лето мое любимое время года. Начинаються долгожданные коникулы. Можно на целых три месяца забыть об учебниках уроках, домашних зоданиях, и контрольных работах. Особенно радуют летнии теплыи деньки, когда можно купатся в речьки загорать, гулять с друзями ходить в лес за грибами и ягадами.

(Задание на повторение изученных орфограмм и пунктуационных правил).

Исправь ошибки в построении словообразовательного гнезда.

Элементы технологии активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языкаЭлементы технологии активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языкаигровой игривый

Элементы технологии активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка игра выигрыш

ИЭлементы технологии активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языкаЭлементы технологии активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языкаграть игрушка игрушечка игрушечный

выиграть

Элементы технологии активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка проиграть проигрывать

проигрыватель


  1. Использование современных информационных технологий на уроках русского языка для активизации познавательной деятельности учащихся.


Сегодня в школьную практику широко внедряются информационные технологии. Информационная технология обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством которого является компьютер. Компьютер как средство обучения в силу своей универсальности помогает решить задачу развития личности ученика:

  • увеличивает скорость овладения учебным материалом;

  • наблюдается положительная динамика движения детей из групп со слабой и средней успеваемостью в группы со средней и высокой успеваемостью;

  • растет уровень орфографической зоркости;

  • повышается мотивация учебной деятельности.

Существующие современные средства обучения должны быть включены в учебный процесс не случайно, не изолированно друг от друга, а в определенной системе. Задачи модернизации образования не могут быть решены без оптимального внедрения информационных технологий во все сферы. Работа с компьютером должна быть организована так, чтобы с первых уроков она стала мощным психолого-педагогическим средством формирования положительной мотивации деятельности учащихся, средством поддержания и дальнейшего развития их интереса к предмету.

В своей педагогической деятельности я пришла к выводу, что в современных условиях, учитывая большую и серьезную заинтересованность учащихся компьютером, можно использовать эту возможность в качестве мощного инструмента развития мотивации на уроках русского языка. Сам факт проведения урока в кабинете, оснащенном компьютерной техникой, интригует детей. Ученику интересно при помощи компьютера усваивать новый материал, проверять свои знания. Управление обучением с помощью компьютера приводит к повышению эффективности усвоения материала, активизации мыслительной деятельности учащихся. Компьютер обладает достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий работы по осмыслению орфографического (пунктуационного) правила.

Кроме того, компьютер решает проблему наглядности. Раньше учителю приходилось тратить время на изготовление самодельных наглядных пособий: таблиц, опорных схем, учебных рисунков. Теперь же на уроке можно использовать различные виды наглядности, представить теоретический материал (опорные схемы, таблицы, алгоритмы) и практические задания (упражнения, карточки, тесты) в электронном виде, что позволяет значительно экономить время и эстетично оформлять материал. Компьютер позволяет продемонстрировать не только статичную информацию, но и широко использовать цвет, звук, анимацию, видеоматериалы, высококачественные фотоизображения. Это качественно новый уровень применения объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов обучения. Применение компьютера позволяет эффективно организовать самостоятельную работу каждого, значительно увеличить темп работы (за небольшой промежуток времени учитель может проверить как теоретические знания учащихся по данной теме, так и практические), решить сразу несколько задач: изучить новый материал, закрепить, выполняя практическую работу, включающую разные виды упражнений, углубить знания, провести контроль. Правильная организация уроков с использованием ПК способствует интенсификации процесса обучения, так как за единицу времени учащиеся успевают выполнить большое количество разнообразных упражнений, что в конечном итоге обеспечит качественную отработку знаний, умений и навыков.

Сегодня достаточно популярным стало использование на уроках презентаций, которые позволяют интегрировать мультимедийные средства компьютера. К сожалению, не все кабинеты нашей школы оборудованы мультимедийным проектором и экраном, что создает определенные сложности для систематического использования компьютера на уроке. Чаще всего презентации я демонстрирую на уроках развития речи (сочинение-описание картины), когда нужно познакомить учащихся с личностью художника, показать его работы, провести необходимую словарно-орфографическую работу. В увлекательной форме проходят уроки в 5 и 6 классах по темам «Описание животного», «Описание помещения» с использованием электронной презентации. Ребята с удовольствием выполняют домашнее задание на компьютере, используя богатые возможности графики, фотоматериалы, рисунки.

Однако, как показала практика, используя информационные технологии в учебном процессе, не стоит делать это эпизодически, бессистемно, иначе это не повлияет на результаты обучения. Следует также помнить, что применение информационных технологий в учебном процессе по русскому языку не должно заменять традиционные методы и приемы обучения.


  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.


"Очень важно, чтобы изумительный мир природы, игры, красоты, музыки, фантазии, творчества, окружавший детей вне школы, не закрыли перед ребёнком классной дверью", - говорил в своё время выдающийся педагог В.А. Сухомлинский. Эти слова не менее актуальны и сегодня. Я убеждена, что задача каждого учителя-словесника - сделать каждый урок привлекательным и по-настоящему современным. Изменяется содержание деятельности преподавателя: учитель перестает быть просто «репродуктором» знаний, становится разработчиком новой технологии обучения, что, с одной стороны, повышает его творческую активность, а с другой - требует высокого уровня технологической и методической подготовленности.

Для учителя важно, какими он воспитает учеников, с какой жизненной позицией выйдут они во взрослую жизнь, что они смогут взять из детства, развить, приумножить.

Немаловажную роль будет играть, какую жизненную позицию они займут: то ли будут пассивными созерцателями, то ли просто хорошими исполнителями, то ли людьми активными, думающими, способными преобразовать любую ситуацию, решить любую проблему. И это зависит от нас, учителей! Ведь личность учителя на уроке проецируется на детей. И если учитель сочетает в себе ум, азарт, умение учитывать ситуацию, возрастные особенности детей, то он сможет достичь поставленной цели. Только тогда мы сможем говорить об успехе.





БИБЛИОГРАФИЯ


1. Бакунина Г.А. Обучение русскому языку средствами субъективизации. - РЯШ №3, 2003.

2. Коротаева Е.В. О ситуации успеха в учебной деятельности.- РЯШ №1, 2003.

3. Волина В.В. Веселая грамматика. - М.: Знание, 2001 г.

4. Блехер Ф.Н. Дидактические игры и занимательные упражнения. М., Просвещение, 2003г.

5. Игровые технологии на уроках русского языка. 5-9 классы: игры со словами./ авт.-сост. В.Н. Пташкина, К.Е. Виноградова и др. - Волгоград: Учитель, 2009 г.

6. Арсирий. А.Т. Занимательные материалы по русскому языку: Кн. для учащихся. - М.: Просвещение, 1995.

7. Уваров A.IO. Компьютерная коммуникация в учебном процессе // Пед. информатика. - 1993. - № 1.

8. Хахалева Н.Н. Роль компьютера в процессе овладения орфографией. - РЯШ-2001-№1

9. Архипова Е.В. О методе моделирования и возможностях применения заданий при обучении орфографии.- РЯШ №2, 2003.

10. Прихожан А. Познавательная активность. Газета «Школьный психолог», 2003 год, № 4.

11. Скороходова Н.Ю. Психология ведения урока. Санкт-Петербург, 2002.

12. Кудрявцев Т. В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. - М.: Знание, 1991.

13. Ресурсы интернета: festival.1september.ru/

it-n.ru/


© 2010-2022