Урок по русскому языку Повторение. Главные члены предложения (5 класс)

Тема: «Главные члены предложения». Цель: проверить знания учащихся по теме «Главные члены предложения». Задачи: 1. Выявить, в какой мере правильно, разнообразно и уместно используют учащиеся главные члены в предложениях; как развиты у ребят умения самоконтроля над собственной речью. 2. Совершенствовать орфографические  умения и навыки учащихся. Развивать логическое мышление. 3. Воспитывать внимание, речевую компетенцию. Прививать любовь к спорту. Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Главные члены предложения».


Цель: проверить знания учащихся по теме «Главные члены предложения».

Задачи:

1. Выявить, в какой мере правильно, разнообразно и уместно используют учащиеся главные члены в предложениях; как развиты у ребят умения самоконтроля над собственной речью.

2. Совершенствовать орфографические умения и навыки учащихся. Развивать логическое мышление.

3. Воспитывать внимание, речевую компетенцию. Прививать любовь к спорту.

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков.

Оборудование: Презентация, ИКТ.

Ход урока


  1. Орг. класса и актуализация опорных знаний.

Слайд 1

_- Здравствуйте, ребята! Я приглашаю вас на урок русского языка, а тему урока вы определите сами, разгадав ребусы.

Слайд 2 (ребусы)

Урок по русскому языку Повторение. Главные члены предложения (5 класс)

__ __- Правильно!

- Ребята! А как по-другому ещё мы можем назвать подлежащее и сказуемое?

Щелчок «Главные члены предложения».

Ответы детей (Грамматическая основа предложения).

-Молодцы! Вы сами сформулировали тему нашего урока. Задача нашего занятия проверить, насколько умело и правильно вы умеете использовать знания о главных членах предложения.

У нас с вами будет необычный урок. Мы совершим с вами путешествие. А куда догадайтесь сами, прослушав стихотворение Владимира Негодаева.

Слайд 3

.

(Зачитываю стихотворение)

Полны величия заснеженные горы,

Играет бликами морская даль,

Полны спортсмены олимпийского задора,

А солнце в небе блещет как медаль!

- Догадались. Куда мы с вами отправимся?

(Ответы детей)

- Верно. Это город Сочи! Щелчок на этом слайдеА как вы думаете, почему именно туда мы с вами совершим путешествие?

(Ответы детей:«Там будет проходить Олимпиада»).

Праздник спорта мировой

Ожидает нас зимой.

С 7 февраля по 23 февраля в Сочи пройдут 22 Олимпийские игры. Девизом нашего урока будет девиз олимпийцев «Быстрее, выше, сильнее»

Слайд 4

- Нашими помощниками будут Леопард, Белый Мишка и Зайка. Как вы думаете, почему?

Урок по русскому языку Повторение. Главные члены предложения (5 класс)Урок по русскому языку Повторение. Главные члены предложения (5 класс)Урок по русскому языку Повторение. Главные члены предложения (5 класс)

( Это талисманы Олимпиады 2014).Щелчок на этом слайде У вас на столе лежат тоже талисманы, которые будут помогать вам на уроке, справляться со всеми заданиями.

Слайд 5 И первая наша станция «Спортивная»

- Вы должны пройти тест-контроль. Каждый из вас должен знать спортивную терминологию. Я предлагаю вам вставить в слова пропущенные буквы. Маршрутные листы у вас лежат на столе.

Слайд 6

Тр…нер, б…скетбол, ст…дион, сп…ртсмен, фу…бол, тр…н…роваться, зн…менитый, поб…ждать, пр…пятствие, ра…(с,сс)тояние, т…ржественный, ба…(с,сс)ейн, Ро…(с,сс)ия, (в)перёд, б…гут.

- Ребята, обменяйтесь листочками и проверьте, кто из вас прошёл тест-контроль.

Слайд 8

Тренер, баскетбол, стадион, спортсмен, футбол, тренироваться, знаменитый, побеждать, препятствие, расстояние, торжественный, бассейн, Россия, вперёд, бегут.

Оцениваем результат.

0 ошибок - «5»

1-2 ошибки - «4»

3-5 ошибок - «3»

- Ребята, поднимите руки все, кто справился с заданием на «5»?

На «4»? На «3»?

- Молодцы! Все справились с заданием, и мы можем двигаться дальше.

Орфографию мы повторили, но как звучит тема нашего урока?

(Главные члены предложения)

- Какие члены предложения называются главными?

- Что вы знаете о подлежащем?

- Что вы знаете о сказуемом?

Слайд 8

Подлежащее

Сказуемое

Обозначение

О ком или о чём говорится в предложении

Что говорится о подлежащем

Вопрос

Кто? Что?

Что делает предмет? Каков он? Что это такое? Кто он такой?

Способ выражения

Имя существительное, местоимение, сочетание слов

Глагол, имя прилагательное, краткое прилагательное, имя сущствительное

Графическое обозначение


.

Слайд 9 Следующая наша станция В здоровом теле - здоровый дух

- А теперь я вам предлагаю составить предложения на спортивную тематику, воспользовавшись словами из словарного диктанта.

Слайд 10

Тренер, баскетбол, стадион, спортсмен, футбол, тренироваться, знаменитый, побеждать, препятствие, расстояние, торжественный, бассейн, Россия, вперёд, бегут.

- Свои предложения запишите в маршрутный лист. Подчеркните главные члены предложения и надпишите, какой частью речи они выражены.

Кто первый справился с заданием , поднимите руки.

Зачитай своё предложение. Назови главные члены предложения, чем они выражены..

Молодцы ребята, справились и с этим заданием.

Слайд 11 Двигаемся дальше и на пути у нас станция Спортминутка.

Вы хорошо потрудились, пора и отдохнуть.

Чтобы сильным стать и смелым,

Быстрым, ловким и умелым,

Надо с детства закаляться

И зарядкой заниматься.


Повторяйте все движения за мной.

- Ребята! Вы настоящие спортсмены. Будущее нашей страны

Слайд 12 И впереди у нас станция Вся Россия рада!

У нас Олимпиада.

-А теперь послушайте небольшой текст. По мере чтения показываю слайды.

Слайд 13

- Тёплое утро.

Слайд 14

- Мы оказались в Сочи.

Слайд 15

- Город прекрасен.


Слайд 16

- Повсюду идёт подготовка к Олимпиаде.

Слайд 17

- Сочи - город зимней Олимпиады 2014 года.

- Ребята! Вам необходимо прочитать текст в своих маршрутных листах. В каждом предложении подчеркните подлежащее и сказуемое. Обозначьте, чем выражена грамматическая основа предложения.

Поочерёдно спрашиваю детей по одному предложению

- Зачитай предложение

- Назови грамматическую основу предложения

- Чем выражены главные члены предложения

Слайд 18 Поочерёдно выплывают предложения

прилаг. сущ.

Слайд 19

  1. Тёплоеутро.щелчок

Слайд 19

мест.глаг.

  1. Мыоказались в Сочи.щелчок

Слайд 20

сущ. кр. прилаг.

  1. Город прекрасен.щелчок

Слайд 21

глаг. сущ.

  1. Повсюду идёт подготовка к Олимпиаде.щелчок

Слайд 22

сущ. сущ.

  1. Сочи - город зимней Олимпиады 2014 года.щелчок

- Молодцы! Справились и с этим заданием.

Двигаемся дальше и впереди у нас станция

Слайд 23 Игровая

- А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Попади в цель». Слайд 24Вам предлагается утверждение и вы должны согласиться с ним или опровергнуть его. Если согласны, вы показываете улыбающегося смайлика, а если не согласны - грустного смайлика.

Щелчок на этом слайде Выплывают поочерёдно.

Щелчок на этом слайде

  1. Подлежащее и сказуемое это второстепенные члены предложения? -- нет

Щелчок на этом слайде

  1. Подлежащее отвечает на вопросы кто? Что? -- да

Щелчок на этом слайде

  1. Сказуемое обозначает, то что говорится о подлежащем? ----да

Щелчок на этом слайде

  1. Подлежащее обозначает действие предмета? ---нет

Щелчок на этом слайде

  1. В предложении подлежащее выражено именем существительным и местоимением? ---да

Щелчок на этом слайде

  1. Сказуемое отвечает на вопрос сколько? - нет

Щелчок на этом слайде

  1. Сказуемое отвечает на вопросы Что делает предмет? Каков он? Что это такое? Кто он такой? ----да

Щелчок на этом слайде

  1. Грамматическая основа предложения -это подлежащее и сказуемое? - да

нет

нет

- Молодцы, ребята! Справились и с этим заданием. Вот и подошло к концу наше с вами путешествие. А закончить урок я хотела бы такими словами. Слайд 25

Олимпиада в Сочи, сбудутся мечты,
Мы это знаем точно, знаем я и ты.
Ждет мировых рекордов целая странаСлайд 26
Сочи - наша гордость, дружбы знак.
Этот город каждый должен знать!

Слайд 27

- Ребята! Если вам понравилось на уроке и вы узнали что-то новое покажите зелёный цвет сигнальной карточки. Если вам было неинтересно - красный цвет.

Дети! Вы все сегодня были настоящими чемпионами, и в память о нашем уроке я оставляю вам талисманы Олимпиады Сочи 2014года.

До свидания! Благодарю всех за урок!

Самоанализ урока русского языка, проведённого в 5 классе.

Я давала урок русского языка в 5 классе по учебнику М.М.Разумовской. Проведённый урок является заключительным по теме «Грамматическая основа предложения».

Тип урока - повторение и обобщение полученных знаний. Форма проведения - урок-путешествие с применением компьютерной презентации. Выбранная форма проведения урока соответствует возрастным особенностям учащихся. Хорошо усвоенная данная тема позволит учащимся в последующем успешно работать на уроках русского языка.

Перед уроком ставились следующие образовательные цели: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Грамматическая основа предложения»; выявить, в какой мере правильно, разнообразно и уместно используют учащиеся главные члены в предложении; совершенствовать орфографические умения и навыки учащихся; познакомить с Олимпиадой Сочи 2014 года; развивать у детей интерес к русскому языку, к масштабным событиям в родной стране (Олимпиада Сочи 2014) , прививать любовь к спорту, развивать память, внимание, мышление; воспитывать дружеские отношения между детьми и готовность прийти на помощь; создавать условия для сплочённости детского коллектива, усидчивости, дисциплинированности.

На протяжении всего урока прослеживалась реализация поставленных мною целей.

На уроке было использовано следующее оборудование: мультимедийный проектор, маршрутные листы, презентация, талисманы, сигнальные карточки.

В соответствии с типом урока была предусмотрена следующая структура.

  1. Самоопределение деятельности.

  2. Подготовка к активной познавательной деятельности.

  3. Основной этап урока.

а) словарный диктант;

б) составление предложений, с использованием спортивной терминологии;

в) закрепление теории урока;

г) спортминутка;

д) самостоятельная работа с предложениями;

е) работа с сигнальными карточками;

ж) подведение итогов урока, рефлексия.

На уроке были использованы следующие методы

  1. Объяснительно-иллюстративный

  2. Частично-поисковый

  3. Исследовательский

  4. Репродуктивный

  5. Метод проблемного изложения

  6. Создание проблемной ситуации

  7. Анализ полученных решений

Методы по виду источника информации:

  1. Словесные

  2. Наглядные

  3. Практическая

Методы по виду учебной деятельности:

  1. Самостоятельная работа

  2. Групповая работа

  3. Работа в парах

  4. Индивидуальная работа

Формы познавательной деятельности: групповая, общеклассная, индивидуальная.

На уроке задействованы наглядные, технические и дидактические средства обучения.

Все эти методы, формы и средства обучения помогли достигнуть поставленных задач урока.

Содержание учебного материала и виды работы были направлены на поддержание познавательной активности учащихся на протяжении всего урока.

Требования к современному уроку включают в себя обязательное использование информационных технологий, здоровьесберегающих технологий. Поэтому была создана компьютерная презентация, использовался мультимедийный проектор. Учитывались психологические и возрастные особенности детей (смена видов деятельности, двигательная физминуткая, игровые моменты).

С воспитательной точки зрения урок способствовал формированию у детей интереса к предмету. Прослеживались межпредметные связи с географией, историей и физической культурой.

Все этапы урока связаны между собой, дети были активны, показали хорошие знания.

Во время урока дети совершают путешествие в город Сочи, знакомятся с предстоящей Олимпиадой Сочи 2014. В начале и в конце урока использовала небольшие стихи для того, чтобы вызвать у учащихся интерес к уроку. Предложила детям самим сформулировать тему урока и цель урока, разгадав ребус. Для проверки знаний использовала орфографический диктант, работу с предложениями, тест.

Физкультминутка помогает снять напряжение, расслабиться и перейти к следующему виду работы.

При выполнении заданий, на протяжении всего урока, все учащиеся были вовлечены в работу. Стремилась развивать самостоятельность , поэтому некоторые задания выполнялись самостоятельно, после чего осуществлялась проверка. Во время урока по мере необходимости детям оказывалась помощь.

Считаю, что поставленные в начале урока цели достигнуты. Содержание урока соответствует заявленной теме. Все дети работали активно, в силу своих возможностей.


© 2010-2022