Научный проект по литературному чтению на тему На горке

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Научный проект по литературному чтению на тему На горке

№72 жалпы орта мектебінің

3 «а» сынып оқушысы Каусар Адэлинаның

«Из жизни и деятельности Н.Носова,

о его рассказе «На горке»

Ғылыми жоба жұмысына



П І К І Р

Ғылыми тақырыбын 3«а» сынып оқушысы Каусар Адэлина «Из жизни и деятельности Н.Носова, о его рассказе «На горке» балаларға арнап жазылған шығармасының маңыздылығы мен оның балаларға деген тәрбиелік мәнінің зор екенін, үлкенге де үлгі өнеге болатын, шындықтың көзін ашып, ой-түйсігіне сезіндіре жеткізетін болғандықтан арнайы таңдалып алынған.

«На горке» атты шығармасы бүгінгі күнге дейін өзгермейтін шынайы оқиғаның куәгері болған автордың өзі, балалардың әңгімелерінен жазып, тыңдаушыға өзін сезіндіру мақсатында, ешауқытта ескірмейтіні жайында айта кететін тақырыптардың бірі.

Рахматуллаев Мухамеджанның ғылыми жұмысындағы негізгі зерттеген тақырып «На горке» атты шығармасында кейіпкердің мінез қылықтарын түзететін, жауапкершілік пен жұмысты шын пейілімен барлықпен бірлесіп істегенді, оны бағалауға мүмкіндік туғызатын жағдайларды көрсетеді.

Ғылыми жобадағы ұсыныстарды ескере отырып, осы шығарманың балаға деген жауапкершілік сезімін арттыра, өзіне деген сенімділігін тәрбиелей, санасына жететін етіп, сіңетін тәрбиелік мәнінде дұрыс бағыттар алатына сенімдіміз.







АННОТАЦИЯСЫ


Қоршаған айналаның эстетикалық және әлеуметтік жағдайға байланыстырып автордың жан дүниесі осы шығарма арқылы ішкі ұйымдастырушылығымен балаларға арналғаны айқын. "На горке" атты шығармасы ортақ еңбектің қуанышы болып табылады.

Барлық балаларға тән болатын - еңбексүйгіштігі, достығы, тәрбиелігі және шындығы Н. Носов шығармаларында бейнеленген. Жазушының шығармаларында кейіпкерлері сияқты біздің балаларымыздың өмірінде кездесетін каверздық сұрақтарға, осы шығармаларынан жауап таба алатынына, барлық мәселелерге оптимистік көзімен, шығармашылықпен, әзілмен қарайтынына сенімдіміз.

АННОТАЦИЯ


Социальная позиция детского писателя, его миросозерцание находит отражение в его творчестве. Внутренняя организация произведения, адресованного детям, отражает мировосприятие самого автора, его социальную, нравственную и эстетическую ориентацию в мире. Радость общего труда является темой рассказа "На горке".

Все проблемы рассказов Н. Носова: честности, воспитанности, дружбы, трудолюбия - свойственны каждому ребенку. Произведения Н. Носова помогут нашим детям решить с успехом эти каверзные вопросы, они помогут смотреть на жизнь оптимистично и решать все проблемы творчески и с юмором, как это делают герои рассказов писателя.


ANNOTATION


Social position of children's writer, his world view is reflected in his work. The internal organization of the work, written for children, reflects the author's own perception of the world, its social, moral and aesthetic orientation in the world. Joy is the theme of the total labor of the story "On the hill".

All the problems of stories N.Nosov: honesty, politeness, friendship, hard work - are peculiar to each child. The works of Nikolai Nosov help our children successfully solve these tricky questions, they will help to look at life optimistically and solve all problems creatively and with humor, as do the heroes of the story writer.

Тема научно-исслелдовательской работы:

«Из жизнь и деятельности Н.Носова, о его рассказе «На горке».

Идея: Труд приносит человеку радость.

Задачи: способствовать формированию информационной культуры учащихся через исследовательскую деятельность;

способствовать сплочению детского коллектива, осознанию учащимися ценности дружбы, поддержки, взаимовыручки, ценности совместной деятельности.

Планируемые результаты:

-формулировать правила дружеских отношений.

Универсальные учебные действия:

Личностные:

- проявлять желание читать произведения о дружбе;

- проявлять эмоционально-ценностное отношение к герою художественного произведения.

Регулятивные:

- адекватно оценивать результат выполнения учебного задания.

Познавательные:

- определять тему и основную мысль произведения и обосновывать свое мнение;

- подбирать пословицу к произведению и обосновывать свой выбор;

- находить нужную информацию, используя несколько источников.

Коммуникативные:

адекватно взаимодействовать в паре при выполнении учебного задания.

Ожидаемые результаты: Произведения Н. Носова помогут детям решить с успехом эти каверзные вопросы, они помогут смотреть на жизнь оптимистично и решать все проблемы творчески и с юмором, как это делают герои рассказов писателя.



Содержание

I. ВВЕДЕНИЕ

II. Характерные черты творчества Н. Носова.

III. История появления Незнайки.

  • Внешний вид и характер.

  • Произведения Н. Носова о Незнайке.

IY. Проблематика детских рассказов Н. Носова.

Y. Реалистичность героев Н.Н. Носова.

YI. Н.Н.Носова «На горке».

ҮІІ. Научно-исследовательская работа.

  • Тема: о том, как Котька вначале не хотел строить горку, а потом ему понравилось работать.

  • Идея: Труд приносит человеку радость.

  • Сочинение 3 «а» класса Рахматуллаева Мухамеджана.

  • Сочинение 3 «д» класса Мухамедажновой Айжан.

YIIІ. Юмор.

ІХ. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Х. Список литературы.



Научный проект по литературному чтению на тему На горке

І. Введение

Специфика детской литературы - явление подвижное, динамичное. Она всегда конкретна, потому что определена и читательским возрастом, и исторической эпохой, и социальной средой.

"Помимо того, что дети непрерывно меняются с возрастом, - пишет критик И. Мотяшов, - они меняются от эпохи к эпохе, от поколения к поколению. Человечество тоже взрослеет. Вот почему древние мифы, слагавшиеся взрослыми для себя, ныне почти полностью сделались детскими сказками …"

Но проблемы любви, дружбы, преданности, все этические проблемы, связанные с миром человека и с миром детства эти проблемы вечны. Поэтому и произведения талантливого замечательного детского писателя Н.Н. Носова всегда будут востребованы детским читателем и взрослыми.

С. Маршак писал: "Убивает детскую книгу не мораль, а только абстракция, схема. Убивает резонерство, а вовсе не откровенность морального призыва. Если писатель делает моральный вывод с увлечением, со страстью, вывод привлекателен и для читателя… Отвратительна та мораль, которая преподносится равнодушно, неискренне". Мораль же у Носова всегда преподносится с юмором, как бы незаметно, поэтому то она и действенна, и своевременна, и актуальна.

Поставим в данной работе цель: рассмотреть этические проблемы в рассказах Н.Н. Носова для школьников.

Задачи работы:

рассмотрим характерные черты творчества детского писателя Н. Носова;

рассмотрим проблематику детских рассказов Н. Носова.

II. Характерные черты творчества Н. Носова

Детская литература существует как самостоятельная область литературы, обладающая своими, только ей присущими, чертами и качествами, отличающими ее от литературы для взрослых. В творчестве Н. Носова особенно хорошо прослеживаются характерные черты, присущие детской литературе.

С. Маршак писал: "Если в книге есть четкая и законченная фабула, если автор не равнодушный регистратор событий, а сторонник одних героев повести и враг других, если в книге есть ритмическое движение, а не сухая рассудочная последовательность, если моральный вывод из книги - не бесплатное приложение, а естественное следствие всего хода событий, да еще, если ко всему этому книгу можно разыграть в своем воображении как пьесу, или превратить в бесконечную эпопею, придумывая для нее все новые и новые продолжения, - это и значит, что книга написана на настоящем детском языке". Маршак С. Собр. соч. в 8-ми т., т.6. М., 1971 - с. 20

Вот такой "настоящий детский язык" и присущ всему творчеству Н. Носова.

Николай Николаевич Носов (1908 - 1976) занимает в советской детской литературе почётное место. Яркий юмористический талант, сочетающийся с большей долей лиризма, раскрывается уже в первых рассказах: сборники "Тук-тук-тук" (194), "Ступеньки" (1946), "Весёлые рассказы" (1947). Писатель изображает самые обычные события в жизни школьника - пионерский лагерь, поездку на дачу, покупку новой игрушки, но все они, как правило, рассказаны самими участниками этих событий.

На страницах произведений Носова звучит живой диалог, передающий ко всему происходящему героя - мальчишки, по-своему, нередко отношение очень непосредственно освещающего те или иные художественно достоверные события. Это проникновение в психологию героя, оценивающего всё со своей, мальчишеской точки зрения, и создаёт в рассказах Носова не только комичную ситуацию, но и юмористически окрашивает логику поведения героя, которая порой противоречит логике взрослых или логике здравого смысла.

Период роста героя естествен, его переживает каждый, но именно смешная сторона помогает осмыслить многое в самом себе. Б. Житков писал о том, что юмор - организация духа. "Как бываешь подчас в беде благодарен за юмористическое двустишие, за складную смешную поговорку; она даёт тебе взгляд сбоку на своё положение, напоминает, что не один ты в таком виде по свету гулял. И взгляд на твоё положение у народа совсем не такой лихой и безнадёжный, - вот, гляди, и легче, и веселей, стало, и крепче ты стал. Велик у юмора коэффициент полезного действия".

В конце 40-х - начале 50-х годов Носов пишет ряд повестей о школьной жизни: "Весёлая семейка" (1949), "Дневник Коли Синицына" (1950) и, наконец, подлинно новаторскую для того времени повесть "Витя Малеев в школе и дома" (1952). Интересно, что в повестях Носов словно бы и не избирает новых сюжетов.

На первый взгляд, это типичный рассказ об отстающих учениках, о работе в кружке юннатов, но по существу книги Носова стали переворотом в жанре "школьной повести". Одновременно с Н. Дубовым, Носов совершенно иначе показывает жизнь школы, повседневное бытие школьника, пользуясь свойственным ему оружием - юмором.

Показывая комичные ситуации, Носов критикует шаблон в воспитании. Стереотипные педагогические приемы, используемые порой учителями, вожатыми, с подлинным юмором воспроизведены в диалогах воспитателей и детей.

Однако самое главное, конечно, характеры героев Носова. У мальчишек стремления и способы достижения цели нередко не соответствуют. Расхождение стремлений и поступков, которые определяются свойствами характера и возраста, и создает комические ситуации (например, как Витя Малеев воспитывает волю).

Серьезность героя, совершающего нелепый поступок или произносящего кажущиеся ему важными слова, и реальная их оценка, как правило, не совпадают.

Носов - мастер диалога, и внутренняя динамика его сюжетов развивается через диалог. Очень выразительна интонация диалогов писателя, выражающая способ мышления носовских персонажей. Наивно-реалистическое мышление подростка соседствует с резонерством, шаблон - с оригинальностью, живость восприятия - с абсолютной ненаблюдательностью.

В детстве воображение особенно живо и активно. Мир для ребенка сказочен, фантазия врывается в реальность. В детской книге живет осуществленная детская мечта.

В 50-е - 60-е годы Носов пишет свой сказочный роман - знаменитую серию сказок о Незнайке: "Приключение Незнайки и его друзей" (1954), "Незнайка в Солнечном городе" (1958), "Незнайка на Луне" (1970). Сказочные персонажи по существу те же реальные мальчишки и девчонки, что в его реалистических повестях, только оказавшиеся в фантастической ситуации. Подобный прием позволяет писателю более остро высмеять многие свойства характеров своих героев, отдельные жизненные явления.

Трилогия о Незнайке рассчитана и на взрослого читателя. Вообще у книг Носова, как правило, два адреса - ребенок и воспитатель. Воспитателю Носов помогает понять мотивы и побуждения поступков ребенка, а значит, и найти более тонкие способы воздействия на него. Ребенка он воспитывает смехом, а это, как известно, лучший воспитатель, чем любое назидание.

История появления Незнайки

Впервые персонаж с именем Незнайка появился в комиксах канадского художника Палмера Кокса.

Кокс Палмер - Биография

Палмер Кокс (28 апреля 1840 - 24 июля 1924) - канадский художник-иллюстратор, писатель и поэт. Известен своими юмористическими стихами и комиксами о вредных, но мягкосердечных сказочных существах - «брауни». Самая известная книга - The Brownies, Their Book (1887) (на русский язык не переведена, название обычно переводится как «Домовые»).

Родился в Гранби, провинция Квебек, в семье Майкла Кокса и Сары (урожденной Миллер), трудовую жизнь начал как плотник и сборщик автомашин. С 1863 до 1875 жил в Сан-Франциско. С 1874 Кокс начал публиковать иллюстрированные истории в журналах Golden Era и Alta California. С 1875 жил в Нью-Йорке и регулярно публиковал редакционные карикатуры в United States Tobacco Journal Оскара Хаммерстайна. Самая ранняя публикация Кокса о Домовых датируется 1879 годом, но окончательный вид эти персонажи приобрели только в феврале 1881 в журнале Wide Awake. В 1883 истории о Домовых появились в St. Nicholas Magazine, их популярность стала расти, благодаря чему эти истории были опубликованы в the Ladies' Home Journal.

Домовые Кокса были маленькими мужчинами, которые вместе совершали свои проделки. У каждого Домового был свой индивидуальный облик: например, домовой Чолли Бутонниер носил цилиндр и монокль, другой домовой был одет, как классический китайский крестьянин, еще один представал перед читателями как вождь индейского племени в боевом облачении. Текст Кокса к иллюстрациям был очень «сырым», Кокс не индивидуализировал речь отдельных персонажей, за исключением «этнических», говорящих на стереотипном диалекте.

Кокс умер в Канаде, в своем доме, который назвал «замок Домового», 24 июля 1924. На надгробной плите Кокса нанесено избражение Домового и изречение: «Создав Домовых, он оставил бесценное наследство детям».

… , а русский текст по этим картинкам был создан писательницей Анной Хвольсон[1]. Первое издание её книжки «Царство малюток», где среди прочих героев фигурирует Незнайка, вышло в 1889 году, а после уже следовали переиздания в 1898, 1902 и 1915 годах. После 1917 года книжка Хвольсон переиздавалась в 1991 году московским издательством «Поликом» (репринтное издание, дореволюционная орфография).

Научный проект по литературному чтению на тему На горкеНаучный проект по литературному чтению на тему На горке

А героем книг Николая Носова Незнайка стал благодаря встрече Носова в 1952 году с украинским писателем Богданом Чалым, редактором журнала «Барвинок»[2] После того как Носов рассказал о замысле «Незнайки» Чалому, последний тут же предложил опубликовать произведение в своём журнале, что и было сделано. Первая публикация в журнале «Барвинок» была в 1953-1954 гг. на двух языках - русском и украинском (в переводе Ф. Макивчука) - под названием «Приключения Незнайки и его товарищей» с подзаголовком «сказка-повесть».

Затем первая часть трилогии вышла отдельным изданием, уже как «Приключения Незнайки и его друзей: Роман-сказка» (Москва: Детгиз, 1954), вторая часть - «Незнайка в Солнечном городе» - увидела свет в 1958 году сначала в журнале «Юность», а потом была издана отдельной книгой (Москва: Детгиз, 1958). Третья часть трилогии - роман-сказка «Незнайка на Луне» впервые была опубликована в журнале «Семья и школа» в 1964-65 годах. Отдельным изданием книга вышла в 1965 году (Москва: Детская литература, 1965).

Прятки

Рассказы о незнайке: Как Винтик и Шпунтик сделали пылесос

Рассказы о незнайке: Как Знайка придумал воздушный шар

Рассказы о незнайке: Как Незнайка был музыкантом

Рассказы о незнайке: Как Незнайка катался на газированном автомобиле

Научный проект по литературному чтению на тему На горкеНаучный проект по литературному чтению на тему На горке

Существенную роль в завоевании Незнайкой любви у маленьких читателей сыграл удачный выбор иллюстраторов. Первые две части трилогии были проиллюстрированы Алексеем Лаптевым, третью часть, после смерти А. Лаптева, - иллюстрировал Генрих Вальк. Ранние издания книг для своего времени были оформлены богато - имели суперобложки и цветные вклейки (последующие издания оформлялись скромнее).

Внешний вид и характер

Незнайка - коротышка среднего роста с большой головой и маленьким носом. Он носит широкополую голубую шляпу (типа сомбреро), канареечные брюки, оранжевую рубашку и зелёный галстук. Любит яркие цвета. Основными чертами Незнайки являются хвастливость, невежество, смелость и сообразительность. По словам самого Носова, у Незнайки есть жизненный прототип:

Это ребёнок, но не такой, которого можно назвать по имени и фамилии, а ребёнок вообще, с присущей его возрасту неугомонной жаждой деятельности, неистребимой жаждой знания и в то же время с неусидчивостью, неспособностью удержать своё внимание на одном предмете сколько-нибудь долгое время, - в общем, со всеми хорошими задатками, которые ребёнку предстоит в себе укрепить и развить, и с недостатками, от которых нужно избавиться.

Художественными преувеличениями насыщены знаменитые носовские романы-сказки «Приключение Незнайки и его друзей», «Незнайка в солнечном городе» и незнайка на луне». В них действует вымышленный герой - сказочный человек ростом с огурец по имени Незнайка. Писательской фантазии здесь простор: ведь в сказке могут случаться всякие невероятности.

Но несмотря на буйное воображение, которому в сказке нет предела, писатель не теряет чувства реальности.

Хотя забавный незнайка и сказочный герой, но в его хвастовстве, в его поведении мы обнаруживаем черты реально существующих мальчишек.

Хотя сказка описывает приключения несуществующих коротышек, но ведь книга то создана не для них, а для живущих на нашей земле детей, которые на примере сказочных героев учатся жить и дружить, уважать знания и труд, быть правдивыми и честными.

Научный проект по литературному чтению на тему На горке

Жители сказочных городов чертами своего характера очень похожи на реальных, земных мальчишек и девчонок. Среди коротыше, по-детски озорных и наивных, мы встречаем и лежебок, и забияк, и капризуль, точно таких, каких можно найти и в наших школах, и в наших детских садах.

Особое предпочтение читатель отдаёт забавному Незнайке, неисправному хвастунишке, необузданной фантазии которого, право же, мог бы позавидовать сам барон Мюнхаузен.

Конечно, будь у Незнайки лишь одни эти отрицательные качества - зазнайство и хвастовство, не стал бы он всеобщим любимцем детворы. Писатель раскрыл перед нами немало и хороших, благородных душевных свойств Незнайки, его дружелюбие и непосредственность, что сразу же вызывает к нему доверие, подкупает детского читателя. Автор рисует характер Незнайки многопланово, показывает его в развитии, становлении. Мы видим, как постепенно он избавляется от всего дурного, постигает главную цель жизни - помогать тем, кто справедлив и честен, кто ведёт борьбу за свободу и счастье родного народа против произвола эксплуататоров.

Писатель заслуженно был удостоен за эту книгу звания лауреата Государственной премии РСФСР.

Носов всегда пишет для детей и о детях. Но читают его люди всех возрастов. Он в совершенстве постиг психологию того чудесного, странного, милого человеческого существа, которое называется «мальчик».

Закончить хочется словами Валентина Катаева: «Носов - умный, вдумчивый художник, полный неистощимого юмора, автор поистине классических книг: «Весёлая семейка», «Дневник Коли Синицына», «Витя Малеев в школе и дома», «Приключении Незнайки» - и множества маленьких шедевров в две-три странички каждый, из которых блестит, как яркая жемчужина, в довольно объёмистом ларце нашей детской литературы».

IY. Проблематика детских рассказов Н. Носова

Все элементы произведения литературы, вплоть до отдельных предложений, говорящих о поступке или переживаниях человека, о каком-либо предмете или событии, выступают как детали целостного образа. Писатель не просто сообщает, "информирует" вас об определенных фактах, но представляет эти факты, как бы совершающимися перед нами. Изображая человека, его психологию, его характер, его действия или рисуя какой-либо предмет, явление, писатель схватывает только одну или несколько характернейших особенностей и создает ощущение наглядности.

В новейшей литературе огромное (а в лирике - почти исключительное) место занимает передача человеческих переживаний. Литература изображает их, создает образы внутреннего мира людей. Она не просто "информирует" о переживаниях, но представляет их как развивающуюся цепь душевных движений, как совершающийся процесс сознания.

Ориентация на читателя присуща всякому произведению литературы. "Проблема читательского восприятия возникает в самой структуре творческого процесса, - писал литературовед Б. Мейлах, - ее нельзя выключить из проблемы "стратегии творчества".

Это тем более справедливо, если произведение адресовано ребенку, у которого все особенное: восприятие, чувства, память, речь, круг знаний и интересов, объем опыта. И чем младше читатель, тем эти особенности выступают отчетливее.

В центре внимания Н. Носова - активный, уверенный в своих неограниченных возможностях герой, фантазёр и неустанный выдумщик. Писатель любит такого деятельного подростка, которому каждое дело кажется лёгким.

Для Мишки - сквозного персонажа многих рассказов писателя - невыносимо бездействие, он весь в движении, в деятельности - варит ли он кашу или играет в телефон. Носов знает тайники души мальчишки этого возраста.

С педагогикой как наукой о воспитании детскую литературу тесно связывает ее воспитательная функция. Задачам воспитания, говорил С. Маршак, служит всякое "серьезное и ответственное" искусство, если понимать эти задачи "не в прикладном, а в самом широком смысле".

Маршак был убежден, что моральный вывод должен вытекать из произведения с той естественностью, с какой он вытекает из событий самой жизни. А это возможно, когда произведение отражает действительность правдиво и глубоко. Воспитательная сила детской книги всегда находится в прямой связи с ее художественной убедительностью.

Свои педагогические задачи детская литература решает всегда с учетом возраста читателей. В книгах для малышей эти решения могут быть предельно обнажены, доведены до той плакатной схематичности, с которой В. Маяковский написал "Что такое хорошо и что такое плохо?". Этические категории в таких книгах подчас исследуются как бы по отдельности и даются крупным планом. Таков, например, рассказ о честности - "Огурцы" Н. Носова.

Сколько переживаний досталось Котьке за колхозные огурцы! Не понимая того, что сделал плохо, он радуется, неся огурцы с колхозного поля домой маме, никак не ожидая ее сердитой реакции: "Сейчас же неси их обратно!". И сторожа он боится - только успели убежать и порадоваться, что он не догнал - а тут надо идти и добровольно "сдаваться". Да и поздно уже - на дворе темно, страшно. Но зато, когда Котька вернул огурцы сторожу, на его душе и радостно было, да и дорога домой теперь была для него приятной, не страшной. Или он стал смелее, увереннее в себе?

"Детям, столь неопытным в жизни, - писал К. Чуковский, - мир на первых порах представляется в виде упрощенной схемы, построенной на

конфликте добрых и злых, хороших и плохих". Чуковский К. Собр. соч. в 6-ти т., т. 6. М.. 1969 - с. 620

Об этом схематизме, прямолинейности детского мышления много говорил Б. Житков, видя в нем своеобразие и обаяние эстетического кодекса ребенка.

В рассказах Носова нет "плохих". Он строит так свои произведения, что дети не замечают, что их учат вежливому, уважительному отношению ко взрослым, учат жить в согласии и мире.

В хрестоматии по детской литературе дошкольникам предлагаются рассказы Носова "Огурцы", "На горке", "Живая шляпа".

Проблематика рассказа "Живая шляпа" останется актуальной всегда. Этот веселый рассказ был любимым у многих в детстве. Почему же он так хорошо запоминается детьми? Да потому, что "детские страхи" преследуют ребенка на протяжении всего его детства: "А вдруг это пальто - живое и сейчас меня схватит?", "А вдруг шкаф сейчас откроется и кто-то страшный выйдет из него?".

Такие или другие, подобные "ужасы" частенько посещают маленьких детей. А рассказ Носова "Живая шляпа" является как бы пособием для малышей, как преодолеть свой страх. Прочитав этот рассказ, ребенок вспоминает его каждый раз, когда его преследуют "придуманные" страхи, и тогда он улыбается, страх отходит, он смел и весел.

Сила жизнеутверждения является общей чертой детской литературы. Оптимистично само жизнеутверждение детства. Маленький ребенок уверен, что мир, в который он пришел, создан для счастья, что это правильный и прочный мир. Такое чувство - основа нравственного здоровья малыша и будущей способности к творческому труду.

Радость общего труда является темой рассказа "На горке". Ребята целый день трудились - строили горку во дворе, а вот Котька Чижов горку не строил, а покататься ему тоже очень хотелось. Но вот беда, горку-то он не строил и как взобраться на нее тоже не знал, поэтому и посыпал горку песком. Испортил горку и ребятам, и сам прокатиться не смог.

Но ребята подсказали ему выход из создавшегося положения: "Бери сейчас же лопату!".

Понравилось Котьке работать - и горку снегом засыпал, и даже ступеньки сбоку проделал: " Это, чтоб всем было легко взбираться, а то еще кто-нибудь снова песком посыплет!".

Социальная позиция детского писателя, его миросозерцание находит отражение в его творчестве. Внутренняя организация произведения, адресо-

ванного детям, отражает мировосприятие самого автора, его социальную, нравственную и эстетическую ориентацию в мире.

Все проблемы рассказов Н. Носова: честности, воспитанности, дружбы, трудолюбия - свойственны каждому ребенку. Каждый в детстве решает этот очень нелегкий вопрос: "Как сказать правду?", "Признаваться или не признаваться в совершенном проступке?". Каждый учится трудиться и уважать чужой труд. Каждый в детстве решает для себя самую сложную задачу - а кто мне друг, а что такое дружба.

Произведения Н. Носова помогут нашим детям решить с успехом эти каверзные вопросы, они помогут смотреть на жизнь оптимистично и решать все проблемы творчески и с юмором, как это делают герои рассказов писателя.

Y. Реалистичность героев Н.Н. Носова

... произведение юмор характер

В Николае Носове - авторе юмористических повестей и рассказов для детей - поражает, прежде всего, его способность понимать сокровенные мысли ребят. Поражает умение писателя разговаривать с детьми. Поражает та естественность, с которой автор ведёт повествование от имени своего маленького героя.

Откуда пришло к писателю столь глубокое и точное понимание психологии, жизни и умственной работы ребёнка?

Конечно же, в Николае Носове свежа «память детства», помогающая ему воскрешать, воспроизводить с большой достоверностью ту далёкую пору, когда он был таким же мальчишкой, как и его герои. Наблюдательный и любознательный человек, он фиксирует всё самое ценное, неожиданное и увлекательное, что случается у детей, чтобы затем использовать всё это в своей работе над созданием детского образа.

Читая рассказы Носова, видишь перед собой реальных ребят - точно таких, каких мы встречаем в повседневной жизни, с их достоинствами и слабостями, глубокомыслием и наивностью. Писатель смело прибегает в своём творчестве к фантазии, озорной выдумке. В основе каждого его рассказа и повести лежит случай, который произошёл или мог произойти в жизни, описываются характеры ребят, каких мы часто встречаем в окружающей действительности.

Он черпает материал для книги из одного источника - из реальной жизни, из собственных наблюдений за детворой. Автор, наделённый талантом раскрывать секреты детской души, отлично усвоил отличительные особенности ребячьих характеров. Потому-то и создает он произведения о детях, проникнутые психологической правдивостью, рисует мальчишечьи образы, в реальное существование которых беспредельно веришь.

YI. Н.Н.Носова «На горке»


Целый день ребята трудились - строили снежную горку во дворе. Сгребали лопатами снег и сваливали его под стенку сарая в кучу. Только к обеду горка была готова. Ребята полили её водой и побежали домой обедать.
- Вот пообедаем, - говорили они, - а горка пока замёрзнет. А после обеда мы придём с санками и будем кататься.
А Котька Чижов из шестой квартиры хитрый какой! Он горку не строил. Си-дит дома да смотрит в окно, как другие трудятся. Ему ребята кричат, чтоб шёл горку строить, а он только руками за окном разводит да головой мотает,
Научный проект по литературному чтению на тему На горке



- как будто нельзя ему. А когда ребята ушли, он быстро оделся, нацепил коньки и выскочил во двор. Чирк коньками по снегу, чирк! И кататься-то как следует не умеет! Подъехал к горке.- О, - говорит, - хорошая горка получилась! Сейчас скачусь.
Только полез на горку - бух носом!
- Ого! - говорит. - Скользкая!

Поднялся и снова - бух! Раз десять падал. Никак на горку взобраться не может.
«Что делать?» - думает.
Думал, думал - и придумал:
«Вот сейчас песочком посыплю и заберусь на неё».
Схватил он фанерку и покатил к дворницкой. Там - ящик с песком. Он и стал из ящика песок на горку таскать. Посыпает впереди себя, а сам лезет всё выше и выше, взобрался на самый верх.
- Вот теперь, - говорит, - скачусь! Оттолкнулся ногой и снова - бух носом! Коньки-то по песку не едут! Лежит Котька на животе и говорит:
- Как же теперь по песку кататься?
И полез вниз на четвереньках.
Тут прибежали ребята. Видят - горка песком посыпана.
- Это кто здесь напортил? - закричали они. - Кто горку песком посыпал? Ты не видал, Котька?
- Нет, - говорит Котька, - я не видал. Это я сам посыпал, потому что она была скользкая и я не мог на неё взобраться.

- Ах ты, умник! Ишь, что придумал! Мы трудились, трудились, а он - песком! Как же теперь кататься?

Котька говорит:

- Может быть, когда-нибудь снег пойдёт, он засыплет песок, вот и можно будет кататься.

- Так снег, может, через неделю пойдёт, а нам сегодня надо кататься.

- Ну, я не знаю, - говорит Котька.

- Не знаешь! Как испортить горку, ты знаешь, а как починить, не знаешь! Бери сейчас же лопату!

Котька отвязал коньки и взял лопату.

- Засыпай песок снегом!

Котька стал посыпать горку снегом, а ребята снова водой полили.

- Вот теперь, - говорят, - замёрзнет, и можно будет кататься.


Научный проект по литературному чтению на тему На горке

А Котьке так работать понравилось, что он ещё сбоку лопатой ступеньки проделал.

- Это, - говорит, - чтоб всем было легко взбираться, а то ещё кто-нибудь снова песком посыплет!


ҮІІ. Научно-исследовательская работа.

Работа над рассказом Н.Н.Носова «На горке».

- Колька Ершов жил в седьмой квартире. (Котька Чижов жил в шестой квартире)

- Ребята полили горку водой и пошли поужинать. (Пообедать)

- Котька надел лыжи и выскочил во двор. (Коньки)

- Забираясь на горку, Котька падал раз восемь. (Десять)

- Котька таскал песок лопатой. (Фанеркой)

- Котька посыпал горку позади себя. (Впереди)

- Ребята прибежали и сразу стали кричать на Котьку. (Сначала спросили, не видел ли Котька, кто посыпал горку песком)

- Котька сначала отпирался. (Нет, сразу признался)

- Ребята ждали целую неделю, пока пойдёт снег. (Нет. Котька засыпал снегом горку сразу)

- Ребята залили горку и сделали сбоку ступеньки. (Котька сделал ступеньки сам)

Подготовительная работа

Какие произведения Н.Н.Носова вы уже знаете?

Кто является главными героями этих произведений?

Какой характер имеют эти произведения?

Юмористический.

А учат ли они нас чему-нибудь?

Учат как правильно себя вести с друзьями.

Прочитайте две пословицы, спрятанные в кружочках.

Был бы друг - будет и досуг. Маленькие детки- маленькие бедки.

- (Рассуждения). - Именно рядом с друзьями и работа спорится и играть веселей.

Каким представляется нам Котька в конце рассказа?

Трудолюбивым, весёлым и радостным.

А всегда ли он был таким? Был бы друг - будет и досуг.

Почему вы выбрали эту пословицу?

Объясните.

По прочтении текста выберете подходящую к нему пословицу.

Нет. Сначала он не хотел помогать товарищам да ещё горку испортил.

Какой это рассказ?

Юмористический и поучительный.

Синквейн

  1. Ребята

  2. Дружные, трудолюбивые

  3. Трудились, строили, поливали

  4. Хорошо работать дружно

  5. Молодцы!

Характеристика главного героя

- Каждому в детстве приходится решать очень нелёгкий вопрос:

- «Как сказать правду?»,

- «Признаться, или не признаться в совершённом проступке?»

- Как поступил Котька?

- Как вы относитесь к этому поступку героя?

- Кто помог Котьке измениться?

- Как бы вы поступили в этой ситуации?

- Хотели бы вы иметь таких друзей?

- Чему нас учит этот рассказ? (Если сделал что-то плохое, не утаивай этого. Признайся, попроси прощения).

- К выражению главной мысли всего рассказа подойдёт пословица.

  • Умел ошибаться, сумей и поправиться.

Ребята, которые работали вместе с Котькой, помогли ему исправить ошибку.

Оценка работе

Название рассказа

Главные герои

1

Заплатка

Бобка

2

Карасик

Виталик

3

Замазка

Костя и Шурик

4

Живая шляпа

Котёнок Вася, Вовка и Вадик

5

Приключение Незнайки и его друзей

Незнайка

ВОПРОС:

- Кто является главными героями рассказов Н.Носова:

- А как автор относится к своим героям?

Можно сказать, что он смеется над ними?

ВЫВОД: Мальчишки.

Ребята веселые, смешные, задорные.

Он любит героев.

Нет, а смеется над чертами харак-тера, особенностями: незнание, лень, трусость, неумение.

Действительно, в рассказах основными героями являются мальчишки. Ребята веселые, смешные, задорные.

Сила жизнеутверждения является общей чертой детской литературы. Оптимистично само жизнеутверждение детства. Маленький ребенок уверен, что мир, в который он пришел, создан для счастья, что это правильный и прочный мир. Такое чувство - основа нравственного здоровья малыша и будущей способности к творческому труду.

Радость общего труда является темой рассказа "На горке". Ребята целый день трудились - строили горку во дворе, а вот Котька Чижов горку не строил, а покататься ему тоже очень хотелось. Но вот беда, горку-то он не строил и как взобраться на нее тоже не знал, поэтому и посыпал горку песком. Испортил горку и ребятам, и сам прокатиться не смог.

Но ребята подсказали ему выход из создавшегося положения: "Бери сейчас же лопату!". Понравилось Котьке работать - и горку снегом засыпал, и даже ступеньки сбоку проделал: " Это, чтоб всем было легко взбираться, а то еще кто-нибудь снова песком посыплет!".

Социальная позиция детского писателя, его миросозерцание находит отражение в его творчестве. Внутренняя организация произведения, адресованного детям, отражает мировосприятие самого автора, его социальную, нравственную и эстетическую ориентацию в мире.

Все проблемы рассказов Н. Носова: честности, воспитанности, дружбы, трудолюбия - свойственны каждому ребенку. Каждый в детстве решает этот очень нелегкий вопрос: "Как сказать правду?", "Признаваться или не признаваться в совершенном проступке?". Каждый учится трудиться и уважать чужой труд. Каждый в детстве решает для себя самую сложную задачу - а кто мне друг, а что такое дружба.

Произведения Н. Носова помогут нам детям решить с успехом эти каверзные вопросы, они помогут смотреть на жизнь оптимистично и решать все проблемы творчески и с юмором, как это делают герои рассказов писателя.

YIIІ. Юмор

Юмор в произведениях Носова

Есть у детской литературы одно свойство, без которого она не была бы собою. Это свойство - юмор. Оно обусловлено натурой ребенка, у которого, по выражению Чуковского, "есть великая потребность смеяться". Важно дать ему добротный материал для удовлетворения этой потребности.

Справедливо говорят о том, что нередко именно юмор является кратчайшим расстоянием от идеи воспитателя до сознания воспитанника. Носов, рассказывая о типичном повседневном поведении подростка, его про-


махах, неудачах, желании самоутвердиться, вовсе не осуждает своего героя. Его рассказы лишены лобовой назидательности. Он с мудрой улыбкой даёт возможность читателю посмотреть на себя со стороны, увидеть смешное, в способах самоутвердиться.

Смех - главный двигатель творчества Носова. Нет, пожалуй, другого детского писателя, у которого можно найти столько разнообразных форм смешного: и юмор, и сатиру, и иронию, и сарказм, а порой и гротеск. Юмору Носова присущи мягкость и психологизм. Самые обычные жизненные случаи превращаются в рассказах Носова в необычайно смешные поучительные истории. Герои его непоседливы, нелогичны, ещё порой очень наивны, но в целом хорошие, искренние ребята, которые и ошибаются честно, и хитрят бесхитростно.

Научный проект по литературному чтению на тему На горке

Смешат ребенка не только для веселья. Смешат для того, чтобы воспитать в нем чувство юмора - драгоценное качество, которое, когда ребенок подрастет, "увеличит его сопротивление всякой неблагоприятной среде и поставит его высоко над мелочами и дрязгами".

С чувством юмора связана и полноценность интеллектуальной жизни человека. "Смех - один из каналов познания, - пишет В. Сухомлинский, - одна из точек зрения, с которой перед человеком открывается мир в его многообразии. И если этот канал закрыт, мысль не развивается полноценно".

Сатиру и юмор Носов определяет как «разные формы комического, то есть смешного, в искусстве и литературе, отражающие разные формы комического, как смешного, существующего в реальной действительности». При этом юмор он понимает как «осмеивание с оттенком сочувствия», а сатиру - как «осмеивание с оттенком негодования, гневный смех». Произведения Носова отличны от дешёвых, мелкотравчатых юморесок, ютящихся по газетно-журнальным «Уголкам юмора», что, сколь бы беспечны они ни казались, в глубине их всегда светится истинная любовь к людям, и прежде всего - к детям.

Писатель учитывает естественную тягу мальчишек к весёлому и необычному, он стремиться писать так, чтобы маленький читатель не зевал от скуки.

Первым же своим сборником рассказов «Тук-тук-тук», изданным в 1945 году Детгизом, Николай Носов заявил о себе как юмористический писатель и с той поры не изменил своему любимому, раз и навсегда избранному литературному жанру. Он дарит детям не только улыбку, но и помогает им увидеть в самих себе, в своём характере что-то такое, от чего непременно надо избавиться, и чем быстрее, тем лучше! Очень сложные и серьёзные темы писатель решает весело, с доброй шуткой. Всё это встречает ответное понимание читателей. Каждого из них писатель имеет полное право назвать, как и своего внука Игоря, своим искренним другом. Потому что любой мальчишка, любая девчонка, прочитав хотя бы одну книжку Николая Носова, обретает в его лице надёжного соратника, весёлого советчика.

Стоит повнимательней вглядеться в героев носовских рассказов. И хотя среди них мы почти не найдём отчаянных озорников, они подчас вытворяют бог знает что, в прямом и переносном смысле ходят вверх ногами и не заслуживают, чтобы за поведение им ставили пятёрки. Однако автор относится к ним с явным сочувствием, симпатизирует этим далеко не идеальным героям. Почему? По какому такому праву?

Прежде всего разберёмся, действительно ли они такие «отрицательные». В чём их провинность?

Всем ребятам известен рассказ «Мишкина каша». Вместе с автором читатель проникается горячим сочувствием к неудачливым героям, Мишке и Коле, которым никак не удаётся сварить на плите самую обыкновенную кашу. Она у них то в размазню превращается, то из кастрюли наружу лезет, то, загустев, начинает пыхтеть, то подгорает.

У него есть ещё и другие рассказы, где действуют те же самые Мишка и Коля. Чего только с ними не приключается. Главным зачинщиком всех этих проказ выступает обычно Мишка, заядлый фантазёр и великий путаник. К своим несуразным затеям он подключает и друга Колю. И в результате оба, как правило, оказываются в неловком положении.

В весёлых носовских рассказах таится всегда что-то такое, что заставляет всерьёз задуматься. Задуматься над тем, например, как необходимо с ранних лет готовить себя к самостоятельной жизни: учиться варить кашу и жарить пескарей на сковородке, сажать рассаду в огороде и ремонтировать телефон, зажигать бенгальские огни и соблюдать правила уличного движения.

Рассказы Носова все разные. Иные из них он посвящает какому-то одному комическому случаю из жизни ребят. В других же описывает целый ряд эпизодов и приключений, в ходе которых во всей полноте проявляется мальчишеский характер. В одних рассказах основная авторская мысль прячется глубоко и её не сразу распознаешь. В других же, наоборот, идея автора усваивается сразу же.

Не всё забавное, как мы убеждаемся, доставляет писателю радость. Бывают ребячьи шалости и смешные поступки, в которых нет ничего весёлого, и на душе от них остаётся лишь нехороший осадок. И писатель спешит предостеречь от подобных «забав» ребят - как тех, кто ещё только-только собирается пойти в школу, так и тех, кто уже учится в ней, готовясь стать полноценными гражданами нашего общества.


Сочинение ученицы 3 «а» класса

Мухамеджанова Айжан


«На горке»


Целый день ребята трудились и строили горку во дворе. А Котька сидел дома да смотрел в окно, как другие трудятся. Котька вышел во двор, когда ребята ушли обедать домой. Чтобы покататься на коньках. Было скользко. Он упал раз десять. Тогда Котька решил посыпать горку песком, чтобы легче забираться. Его коньки по песку не едут. Он упал носом раза два. Когда ребята узнали, что Котька посыпал горку песком, они заставили его починить. Котька подумал и стал засыпать горку снегом, а ребята снова полили водой. Котьке так понравилось чинить горку, что сбоку проделал ступеньки. И за проделанный свой труд он был очень рад.

«Был бы друг, будет и досуг». Так Котька исправил свою ошибку, благодаря ребятам. «Умел ошибаться, сумей и поправиться». Когда трудишься, труд приносит человеку радость. «Берись дружно, не будет грузно».

Автор смеется над чертами характера, особенностями: незнание, лень, неумение.


ХІ. Заключение


Н.Н. Носов - удивительный детский писатель. Удивителен и замечателен он тем, что не только дети получают заряд необыкновенной жизнерадостности, бодрости, прилива сил, но и взрослые сразу же окунаются в атмосферу детства, вспоминая и свои "нелегкие" детские проблемы.

Художественное слово всегда эмоциональнее выражает повседневные проблемы, с которыми сталкиваются педагоги, родители и дети. Оно намного эффективнее скучного нравоучения, указания, объяснения. И живое обсуждение рассказов Носова - это не только увлекательное путешествие вместе с героями его книг по стране детства, это еще накопление жизненного опыта, нравственных понятий, что такое "хорошо", что такое "плохо", как поступить правильно, как научиться быть сильным, смелым.

Читая рассказы Носова детям, можно и весело провести время, от души посмеяться, и сделать для себя важные выводы не забывать, что рядом с тобой такие же девчонки и мальчишки, у которых не все всегда гладко и хорошо получается, что всему можно научиться, надо только не вешать нос и уметь дружить.

В.А. Сухомлинский справедливо отметил: «В душе каждого ребёнка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат».

Х. Список литературы



1. Борзова Е.П. История мировой культуры. СПб., 2002.

2. Маршак С. Собр. соч. в 8-ми т., т.6. М., 1971.



3. Советская детская литература. Под ред. Разовой В.Д., М., 1978.

4. Чуковский К. Собр. соч. в 6-ти т., т.6., М., 1969.

5. Эстетика. Под ред. Радугина А.А. М., 2002.

27


© 2010-2022