Программа факультатива по русскому языку Секреты текста ( 9 класс)

Цель факультатива - развить у учеников способности к самостоятельности, самоанализу, самообразованию, самовыражению, самореализации.             Программа факультативного курса рассчитана на учеников 9 классов и отвечает следующим образовательно-воспитательным задачам: - приобщает к самостоятельной работе с книгой -учит правильно и свободно выражать свои мысли в устной и письменной форме   - способствует развитию интереса у учащихся к литературному творчеству.                                   ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Цель факультатива - развить у учеников способности к самостоятельности, самоанализу, самообразованию, самовыражению, самореализации.

Программа факультативного курса рассчитана на учеников 9 классов и отвечает следующим образовательно-воспитательным задачам:

- приобщает к самостоятельной работе с книгой

-учит правильно и свободно выражать свои мысли в устной и письменной форме

- способствует развитию интереса у учащихся к литературному творчеству.

Исходя из выше перечисленных задач, вполне естественно, что необходима полная свобода в выборе жанра, темы и манеры изложения материала. На мой взгляд, выбор жанра определяется не только темой сочинения, а прежде всего личностным отношением автора к анализируемому событию, явлению или герою. Индивидуальность и своеобразие сочинения зависит, конечно, от одаренности автора, способа его мышления. А специфику жанра часто определяет эмоциональный настрой ученика.

Программа факультатива рассчитана на 34 часа.

В 9 классе программа факультатива предполагает обучение сочинениям проблемного характера:

- сочинение - характеристика

- сочинение - литературный портрет, сочинение - рецензия

- сочинение - эссе

- сочинение - очерк.

Особенности перечисленных жанров сочинения помогают учащимся проявить индивидуальность, собственную позицию, творческое чутье.

Факультативные занятия строятся следующим образом: на первом этапе вводится новый материал (сообщение учителя или учеников, наблюдения учащихся, беседа), на втором этапе предлагаются упражнения - задачи для закрепления полученных знаний, это могут быть

- задачи аналитического характера, требующие ответа на поставленные в текстах вопросы

- задания аналитико-синтетического характера, направленные на обнаружение недочетов в работах учеников

- задания, предполагающие подготовить в устной или письменной форме то или иное высказывание.

Методы , приемы и виды работ, используемые на занятиях:

  1. Проблемное изложение теоретического материала;

  2. Самостоятельные наблюдения учащихся над текстом с целью решения поставленных задач, в том числе и проблемного характера;

  3. Совершенствование рукописи с определенной точки зрения. При этом используется коллективное или самостоятельное редактирование;

  4. Рецензирование;

  5. Сообщения учащихся как результат проведенных наблюдений над произведением писателя и анализа прочитанной по определенному вопросу литературы;

  6. Устные высказывания различного характера, например, устные рассказы, отзывы, рецензии, доклады.

Таким образом, факультативные занятия помогут учащимся развить способность к самовыражению, удовлетворить потребности в общении, выйти на высокий творческий уровень, а значит, стать более успешным в учебной деятельности.

В результате изучения факультатива обучающиеся должны уметь:

-определять тему, основную мысль текста, его принадлежность к определенной функциональной разновидности языка, функционально-смысловому типу и стилю;

-анализировать структуру и языковые особенности текста;

- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

-адекватно понимать информацию устного сообщения;

- читать тексты разных стилей, используя разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);

воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (пересказ, изложение, конспект, план);

- осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения в собственной речевой практике;

- владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение, смешанный вид монолога) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);

- свободно, точно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);

- соблюдать этические нормы речевого общения (нормы речевого этикета);

-соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

-владеть навыками речевого самоконтроля: оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки и недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты;

- извлекать информацию из различных источников; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой, средствами массовой информации, в том числе представленными в электронном виде на различных информац. носителях (компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета).



Содержание учебного материала


Тема и основная мысль текста(3ч)

Тема, название, основная мысль и план высказывания. Способы раскрытия основной мысли.

Собирание и систематизация материала к сочинению(9ч)

Оформление плана. Основная мысль высказывания. Эпиграф.

Тезисы и конспект. Их отличие от плана.

Доклад. Особенности доклада.

Цитирование. Назначение цитат. Способы передачи чужого высказывания в письменной речи.

Сочинение на литературную тему.

Литературные заготовки. Записные книжки как форма литературных заготовок. Их значение.

Репортаж как разновидность публицистического жанра, его особенности.

Интервью как разновидность газетных жанров.

Совершенствование написанного(2)

Совершенствование написанного, приемы правки написанного.

Библиография. Аннотация.

Отзыв и рецензия(6ч)

Отзыв как разновидность ученических сочинений. Особенности сочинения-отзыва.

Особенности сочинений-рецензий.

Сочинение -рецензия на рассказ.

Описание(2ч)

Особенности публицистического описания местности. Описание деловое и художественное.

Путевые заметки. Особенности путевых заметок как одного из разновидностей публицистических жанров.

Очерк(2ч)

Портретный очерк. Его особенности. Описание внешности ,характеристика героев, оформление диалога, особенности повествований.

Рассуждение(6ч)


Сравнительная характеристика. Способы построения сравнительной характеристики.

Рассуждение проблемного характера. Особенности этой разновидности рассуждений.

Рассказ(5ч)

Художественный стиль речи. Сочинение - рассказ.

Учимся секретам юмористического сочинительства.

Сочинение -эссе. Его особенности.



Учебно-тематический план

п/п

Название темы

Лекция

Лабораторно-практ. занятия

Контрольная работа

Кол-во

часов

1

Тема и основная мысль текста



2

Собирание и систематизация материала к сочинению



3

Совершенствование написанного



4

Отзыв и рецензия


5

Описание




6

Очерк



7

Рассуждение



8

Рассказ






Календарно-тематическое планирование


Кол-во час.

Тема занятия

По пла

ну

Факт.

примечания


1 четверть

9 ч




Тема и основная мысль текста

1.1.Вводное занятие. Значение и задачи факультатива.




2.2.Тема, название, основная мысль и план высказывания. Способы раскрытия основной мысли.

2.3. Что такое эпиграф? Практическая работа №1 "Особенности работы над эпиграфом".














Собирание и систематизация материала к сочинению

3.1.Тезисы и конспект, их отличие от плана.




4.2. Цитирование. Назначение цитат. Способы передачи чужого высказывания в письменной речи. Доклад.

5.3. Литературные заготовки. Записные книжки как форма литературных заготовок. Их значение.

6.4. Разговорный стиль: признаки, языковые средства, сфера применения. Нейтральный стиль.

7.5. Практическая работа №2 " Совершенствуй себя, совершенствуй свой язык".

8.6. Репортаж как разновидность публицистического жанра, его особенности.

2 четверть

7 ч

9.7. Интервью как разновидность газетных жанров. Сочинение - интервью.

10.8. Совершенствование написанного: учимся редактировать.

11.9. Практическая работа №3 по материалам ГИА часть 3.

Совершенствование написанного

12.1. Совершенствование написанного, приемы правки написанного (по материалам ГИА).




13.2. Требования к оформлению сочинения. Библиография. Аннотация.







Отзыв и рецензия

14.1.Отзыв как разновидность ученических сочинений. Особенности сочинения-отзыва.




15.2. Особенности сочинений-рецензий.

3 четверть

10 ч

16.3. Обучение сочинению -рецензии. Сочинение -рецензия на рассказ.

17.4. Обучение сочинению -рецензии. Сочинение -рецензия на рассказ.

18.5. Совершенствование написанного.


19.6. Практическая работа №4 по материалам ГИА часть 3.

Описание

20.1. Особенности публицистического описания местности.




21.2. Путевые заметки. Особенности путевых заметок как одного из разновидностей публицистических жанров.

Очерк

22.1.Портретный очерк. Его особенности.




23.2. Написание портретного очерка. Совершенствование написанного.




Рассуждение

24.1. Сравнительная характеристика. Способы построения сравнительной характеристики.




25.2. Практическая работа №5 «Сравнительная характеристика литературных героев».

4 четверть

8 ч

26.3. Рассуждение проблемного характера. Особенности этой разновидности рассуждений.

27.4. Практическая работа №6 по материалам ГИА часть 3.

28.5. Сочинение -рассуждение на лингвистическую тему. Его особенности.

29.6. Практическая работа №7 по материалам ГИА часть 3 «Зачем нужны знаки препинания?»

Рассказ 30.1. Художественный стиль речи. Сочинение - рассказ.

31.2. Учимся секретам юмористического сочинительства.

32.3. Обучению сочинению в жанре эссе.

33.4. Практическая работа №8 «Устный рассказ».













Литература

Для учащихся

Введенская Л.А., Колесников Н.П. от собственных имен к нарицательным.- М., 1984.

Граник Г.Г.,Бондаренко С.М. Секреты пунктуации.- М.,1986.

Егораева ГИА. Практикум по русскому языку.9 класс.-М.,Экзамен,2011,2112.

Журавлев А.П. Звук и смысл.-М,1991.

Шанский Н.М. Занимательный русский язык.В 2ч.-М.,1996.

Шанский Н.М.Художественный текст под лингвистическим микроскопом.-М.,1986.

Словари

Бельчиков Ю.А. Словарь паронимов русского языка.-М.,2008.

Горбачевич К.С. Словарь синонимов русского языка.-М.:Эксмо,2007.

Горбачевич К.С. Словарь сравнений и сравнительных оборотов в русском языке.-М.,2004.

Гребенева Ю.Н. Словарь омонимов и омоформ русского языка.-М.:,Айрис-пресс,2008.

Крылов Г.А. Школьный этимологический словарь.- Ростов н/Д: Феникс,2008.

Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке.-М.:,Айрис-пресс,2008.

Сёмушкина Л.Н.Культура русской речи: словарь-справочник.- М.: Айрис-пресс,2008.

Степанова М.И.Школьный фразеологический словарь.-Ростов н/Д: Феникс,2010.

Для учителя

Анненков Е.И. и др. Анализ художественного произведения.-М.,1988.

Бахтин М.М. Человек в мире слова.-М,1995.

Купина Н.А.Лингвистический анализ художественного текста.-М.,1980.

Купина Н.А.Филологический анализ художественного текста:Практикум-М.,2003.

Францова Н.В. Литература. Анализ эпизода. Анализ стихотворения.-М.:Экзамен,2008.

Черемисина Н.В.Русская интонация: поэзия, проза, разговорная речь.-М.,1982.

и другая литература.



© 2010-2022