- Преподавателю
- Русский язык и литература
- ЗВУКИ РЕЧИ И БУКВЫ
ЗВУКИ РЕЧИ И БУКВЫ
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Батерякова Н.Ш. |
Дата | 10.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
ЗВУКИ РЕЧИ И БУКВЫ. ОБОЗНАЧЕНИЕ ЗВУКОВ РЕЧИ НА ПИСЬМЕ. АЛФАВИТ
Цели деятельности
учителя
Формировать представление учащихся об отличии буквы от звука, принципе деления звуков на гласные и согласные; познакомить с понятием фонема, принципом расположения слов в словарях по второй и третьей букве; развивать умение учащихся извлекать необходимую информацию из учебно-научных текстов, навыки самоконтроля, взаимоконтроля
Тип урока
Урок систематизации ЗУН
Планируемые
образовательные
результаты
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать отличие буквы от звука, принцип деления звуков на гласные и согласные; уметь правильно произносить названия букв, располагать слова в алфавитном порядке, пользоваться словарем.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность чувствовать окружающий мир, задавать вопросы, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание вопроса.
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка на основе культуры своего народа, базовых российских гражданских ценностей
методы и формы обучения
Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная
Образовательные (цифровые) ресурсы
1. Бабайцева, В. В. Русский язык. Теория. 5-9 классы : учеб. для общеобразоват. учреждений / В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова. - М. : Дрофа, 2012.
2. Купалова, А. Ю. Тетрадь для самостоятельной работы учащихся по русскому языку. 5 класс / А. Ю. Купалова и др. ; под ред. А. Ю. Купаловой. - М. : Дрофа, 2012.
3. Купалова, А. Ю. Русский язык. 5 класс : учебно-методическое пособие к УМК В. В. Бабайцевой, Л. Д. Чесноковой, А. Ю. Купаловой, Е. И. Никитиной / А. Ю. Купалова. - М. : Дрофа, 2012. - (Книга для учителя).
4. Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку. 5 класс / А. Ю. Купалова и др.. - М. : Дрофа, 2012.
5. Никитина, Е. И. Уроки развития речи. 5 класс : методическое пособие / Е. И. Никитина. - М. : Дрофа, 2012.
6. Никитина, Е. И. Русский язык. Русская речь. 5 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / Е. И. Никитина. - М. : Дрофа, 2012.
7. Пименова, С. Н. Тетрадь для оценки качества знаний по русскому языку. 5 класс / С. Н. Пименова. - М. : Дрофа, 2012.
8. Поурочное планирование : к учебному комплексу «Русский язык: Теория. Практика. Русская речь». 5-9 кл. / А. Ю. Купалова [и др.]. - М. : Дрофа, 2012.
9. Русский язык. Практика. 5 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / А. Ю. Купалова и др. ; под ред. А. Ю. Купаловой. - М. : Дрофа, 2012.
10. Угроватова, Т. Ю. Подсказки на каждый день. Универсальная тетрадь / Т. Ю. Угроватова. - Калининград, 1994.
11. Угроватова, Т. Ю. Подсказки на каждый день. Тесты / Т. Ю. Угроватова. - М. : Владос, 1998.
Интернет-ресурсы:
uroki.net
zavuch.info
intergu.ru
akademius.narod.ru/vibor-rus.html
festival.1september.ru/subjects
som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192
Оборудование
Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор
Наглядно-демонстра-
ционный материал
Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся
Основные понятия и термины
Звуки речи и буквы, фонема, транскрипция, алфавит
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы
урока
Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения
Деятельность учителя
Осуществляемая деятельность
учащихся
Формы
органи-
зации совзаимодей-
ствия
Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)
Контроль результатов учебной деятельности
1
2
3
4
5
6
7
1. Мотивация (самоопределение) к учеб-
ной деятельности
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала
- Послушайте стихотворение «Весенняя гроза» Ф. Тютчева. Какие звуки передают грохот, раскаты грома?
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые… (Звуки г, р, р'.)
- Сегодня у нас необычное занятие - урок погружения в мир звуков. Разнообразный мир звуков окружает нас со всех сторон. Звуки «живут» и внутри нас самих. Давайте же погрузимся в этот мир и попробуем в нем разобраться. Это поможет нам с вами лучше понять такой раздел науки о языке, как фонетика
Слушают выразительное чтение стихотворения, участвуют в диалоге с учителем; размещают учеб-
ные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность
к уроку
Фронтальная
Личностные: положительно относятся к познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Познавательные: осознают познавательную задачу.
Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции
Листы обратной связи
2. Актуализация и проб-
ное учеб-ное действие
Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Чтение и проговаривание скороговорок
- Вспомните скороговорки, в которых звуки создают образ мчащейся конницы. («От топота копыт пыль по полю летит» - т, п, к.)
- Каким звуком можно изобразить полет жука? (Звуком ж: «Жутко жуку сидеть на суку».)
- Как называется этот прием в литературе? (Звукопись.)
Вспоминают скороговорки, анализируют тексты скороговорок, одну скороговорку записывают в тетрадь
Групповая
Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.
Коммуникативные: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, высказывают и обосновывают свою точку зрения
Устные ответы
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||||||
3. Выяв- ление места и причины затруднения | Беседа, ответы на вопросы, обсуждение результатов предыдущего этапа. Просмотр мультимедийной презентации. | - Как называется наука, изучающая звуки речи? (Фонетика.) Что изучает орфоэпия? графика? (Правильное произношение; обозначение звуков буквами.) - Отгадайте загадку: «Его не видно, в руки не взять, но зато слышно». (Звук.) - А сколько же звуков в природе? Демонстрирует ответ-стихотворение (на слайде). Сколько на свете звуков? Сколько звуков у речи? Сколько в лесу - снежинок, | Сколько струек у речки. Сколько в дожде - дождинок. Сколько в песке - песчинок. |
- Звуки, которые мы будем изучать, помогают различать слова по смыслу. Если бы они не были смыслоразличителями, мы бы запутались и получилось бы вот что (на слайде):
Закричал охотник: - Ой!
Двери гонятся за мной!
Посмотрите-ка, ребятки,
Раки выросли на грядке!
Тает снег. Течет ручей.
На ветвях полно врачей.
Старый дедушка Пахом
На козе скакал верхом.
На пожелтевшую траву
Роняет лев свою листву.
Мама с бочками пошла
По дороге вдоль села.
Синеет море перед нами,
Летают майки над волнами.
Обдумывают ответы на вопросы; смотрят презентацию; восп-
ринимают на слух
информацию, осваивают лингвистические термины; обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний
у них недостаточно для полных ответов.
Фронтальная.
Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.
Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.
Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.
Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.
Листы обратной связи.
- Итак, запомните: звуки помогают различать слова по смыслу.
А вот какая забавная история произошла однажды, когда две фонемы попали не в свои слова (на слайде):
Жили-были КОТ и КИТ.
КОТ - огромный, просто страшный!
КИТ был маленький, домашний.
КИТ мяукал. КОТ пыхтел.
КИТ купаться не хотел
Как огня воды боялся.
КОТ всегда над ним смеялся!
Время так проводит КИТ:
Ночью бродит, днем храпит…
КИТ любил залезть повыше.
Ночью песни пел на крыше.
Позовешь его: «Кис-кис!»
Он охотно спрыгнет вниз.
Физкультминутка
Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть
Выполняют элементарные физические упражнения
Фронтальная
Личностные: проявляют заботу о своем физическом
и психическом благополучии и работоспособности на уроке
Выполнение упражнений
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения
Усвоение новых способов учебной и умственной деятельности. Беседа о роли фонемы как смыслоразличителя.
Выполнение
Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя. Раскрывает сущность новых понятий.
- Что у нас получилось? Меняем один звук, а получаем совсем другое слово. Так каждый из звуков помогает различать слова
по смыслу. Эти звуки - смыслоразличители. Замечательный ученый И. А. Бодуэн де Куртенэ дал им красивое имя - фонема. Вы уже знаете, что для передачи фонем на письме придумали алфавит - перечень букв, обозначающих звуки. Познакомимся с текстом М. Панова.
Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем, собственные мысли; высказывают и обосновывают свою точку зрения; выполняют
Групповая
Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать
Вопросы для уточнения информации
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
обучающих упражнений на основе текстов учебника, книг для внеклассного чтения. Обсуждение результатов
- Прослушайте стихотворение Б. Заходера (текст на слайде, выразительное чтение). Подумайте, каких букв нет, и запишите алфавит, все 33 буквы.
Организует и сопровождает совместную учебную деятельность. дополняет ответы
упражнение,
в сотрудничестве с учителем
и одноклассниками делают выводы о необходимости знать фонемы-смыслоразличители
имеющиеся.
Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания
5. твор-
ческая практическая деятель-
ность по реа-
лизации построенного проекта
Эвристическая беседа, подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов
об изученных нормах
Создает условия для устранения перегрузки учащихся и овладения новым учебным материалом.
- Наша работа будет продолжена в группах. Вам предстоит раскрыть сущность новых понятий, усвоить новые способы учебной
и умственной деятельности.
Внимательно прочитайте материалы на страницах 43-55:
- «Звуки речи» (§ 31);
- «Звуки речи и буквы» (§ 32);
- «Алфавит» (§ 33);
- «Гласные и согласные звуки» (§ 34);
- «Звонкие и глухие согласные звуки» (§ 37);
- «Твердые и мягкие согласные звуки» (§ 38);
- «Обозначение мягкости с помощью ь. Значение букв е, ё, ю, я
(§ 39-40)
Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями; выполняют обучающие упражнения на основе текстов учебника или книг для внеклассного чтения, отвечают на вопросы
Индивидуальная, групповая
Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки.
Коммуникативные: строят небольшие монологические
высказывания, осуществляют
совместную деятельность
в парах и рабочих группах
с учетом конкретных учебно-познавательных задач
Устные ответы, письменная работа
6. Первичное закрепление
с ком-
ментированием во внеш-
Обобщение и систематиза-
ция знаний, формирование рациональных способов применения их на практике
- Заполните таблицы.
Таблица 1
Раздел науки о языке
Что изучается в разделе
Фонетика
Звуки речи
Орфоэпия
Правила произношения
Графика
Обозначение звуков буквами
Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения; заполняют таблицы, используя материал
Индивидуальная, групповая
Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее
Устные ответы, выполнение уп-
ражнений, оценивание
учащихся
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
ней речи.
Самостоятельная работа с самопроверкой
по эталону
Таблица 2
Звуки речи - 6
Буквы - 10
Гласные
[а], [о], [у], [э], [и], [ы]
а, о, у, э, и, ы, е, ё, ю, я
Согласные
Глухие -10
Звонкие - 11
звуки
[к], [п], [с], [т], [ш], [ф], [х], [ц], [щ'], [ч']
[б], [в], [г], [д], [ж], [з], [л], [м], [н], [р], [й']
Всегда мягкие
[ч'], [щ'], [й']
Всегда твердые
[ж], [ш], [ц]
Шипящие
[ш], [ж], [ч'], [щ']
Таблица 3
Буквы я, ю, е, ё имеют 2 значения
Примеры
1. Обозначают гласные звуки [а] [о] [у] [э]
а) после мягких согласных
Мера, полет, клюв, сяду
2. Обозначают 2 звука:
я - [й'] [а]; ю - [й'] [у];
е - [й'] [э]; ё - [й'] [о]
а) в начале слова;
б) после гласной;
в) после ъ, ь
Яхта, маяк, вьёт
контролирует правильность приемов работы с книгой, подводит к выводам о том, что изучают фонетика, графика, орфоэпия
учебника, обмениваются таблицами, проверяют их; оценивают работу по критериям:
«5» - 0 ошибок, «4» - 1 ошибка, «3» - 2 ошибки,
«2» - 3 и более
ошибок.
От каждой группы выступает докладчик по теме; принимаются дополнения, отвечающим ученикам задаются вопросы
в материалах учебников, рабочих тетрадей.
Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.
Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы
7. Включение
в систему знаний и повторение
Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике. Выполнение разноуров-
Выполнение упражнений.
Упр. № 385-388, 396 - устно.
Упр. № 379 или упр. № 383 - письменно по выбору.
Контролирует правильность работы детей. В соответствии
с уровнем подготовки класса подбирает упражнения разной степени сложности для самостоятельного выполнения учащимися
Выполняют упражнения, отвечают на вопросы
Индивидуальная, групповая
Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.
Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классифика-
Устные ответы
Окончание табл.
1
2
3
4
5
6
7
невых обучающих упражнений на основе текстов учебника
ции.
Регулятивные: осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.
Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения
8. Рефлексия учебной деятель-
ности
Заключительная беседа
по вопросам
- Вспомните цели нашей деятельности на уроке. Достигли ли мы их?
- Что понравилось на уроке?
- Кто был самым активным? А самым грамотным?
- Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и принесите мне на стол. Урок понравился -
выбираете карточку с улыбающимся лицом, нет - карточку с грустным лицом.
- Писатель А. Н. Толстой говорил: «Обращаться с языком кое-как - значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно». Изучение русского языка поможет вам лучше говорить и писать, выбирать самые точные и нужные слова для выражения мысли
Оценивают результаты работы на уроке; отвечают на вопросы;
определяют свое эмоциональное состояние на уроке; заполняют дневники достижений
Фронтальная
Личностные: приобретают умение мотивированно организовывать свою образовательную деятельность; стремятся к новым знаниям и умениям.
Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных
на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных умений.
Регулятивные: оценивают свою работу.
Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания
Вопросы для уточ-
нения информации; листы обратной связи