Эффективные формы подготовки к ГИА по русскому языку в 9 классе

Русский язык является основной дисциплиной для обучающихся в средних общеобразовательных учреждениях Российской Федерации. С момента введения новой формы экзамена по русскому языку, тема подготовки к ГИА стала одной из самых актуальных. Итоговая аттестация - первая по-настоящему серьезная проверка эффективности учебной деятельности ученика под руководством учителя. В настоящее время педагогическое сообщество накопило определенный опыт подготовки к ГИА по русскому языку. Для успешной сдачи экзаме...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Эффективные формы подготовки к ГИА по русскому языку.

Мухаметова Римма Рашитовна, учитель русского языка и литературы МОУ Школа-детский сад с.Харсаим

Русский язык является основной дисциплиной для обучающихся в

средних общеобразовательных учреждениях Российской Федерации. С

момента введения новой формы экзамена по русскому языку, тема

подготовки учащихся к ГИА стала одной из самых актуальных.

Итоговая аттестация - первая по-настоящему серьезная проверка

эффективности учебной деятельности ученика под руководством учителя.

Жизнь давно доказала, что успешность человека определяется не

объектом знаний, а умением его применять. Скорее всего, этим обусловлен

переход от традиционной формы экзамена к экзамену в новой форме,

основной задачей которого является обеспечение подготовки выпускников

к следующей ступени образования.

В настоящее время педагогическое сообщество накопило

определенный опыт проведения и подготовки к ГИА. Процесс этот

трудоёмкий. Для успешной сдачи экзамена по русскому языку в новой

форме мало грамотно писать, необходимо понять саму специфику экзамена.

Анализ работ показывает, что объектом контроля являются не отдельные

знания, умения и навыки, а их комплексы, составляющие ту или иную

компетенцию. Задания, предлагаемые учащимся на итоговой аттестации,

проверяют все виды компетенций:

лингвистическую;

языковую;

коммуникативную.

Следовательно, контрольно-измерительные материалы надо готовить

тоже в компетентностном ключе.

Подготовка к итоговой аттестации - это всегда ответственный

процесс.

Мы, учителя, вместе со своими учениками готовимся к этому

серьезному испытанию и ищем эффективные пути к его успешному

преодолению. У каждого учителя постепенно формируется свой стиль

подготовки к экзамену.

Из своего опыта я могу выделить следующие направления работы

предметной подготовки учащихся к ГИА:

развитие мотивации и целеполагания;

формирование умения решать задания разного уровня;

развитие самоконтроля;

формирование уверенности и положительной самооценки;

Задачи педагога:

правильно оценивать в течение всего учебного периода знания,

умения и навыки учащихся в соответствии с их индивидуальными

особенностями и возможностями;

организовать системную продуманную работу с 5 по 9 класс в

основной школе обучения предмету;

работать в тесном контакте с родителями.

Подготовка к сдаче ГИА должна обязательно отличаться от

традиционного повторения школьной программы по русскому языку и

должна быть строго ориентирована на определённую форму экзамена и на

специфическую систему проверки.

Система работы по подготовке к ГИА

1. Создание методической базы. Приобретаем силами родителей учебно-

методические пособия ФИПИ и пособия, авторами которых являются

разработчики контрольно-измерительных материалов. Учебные пособия

содержат варианты экзаменационных работ для подготовки к итоговой

аттестации по русскому языку в новой форме в 9-м классе,

утверждённой ФИПИ и Федеральной службой по надзору в сфере

образования и науки РФ, и снабжённых ответами. Пособия позволяют

эффективно организовать фронтальную работу в классе, самостоятельную

работу дома, осуществлять дифференцированный и индивидуальный

подход.

2. Создание банка тестовых заданий. За последние годы мой кабинет в школе

пополнился материалами для использования тестовых технологий в

разных классах с 5 по 11. Использую тестовые технологии на этапах

изучения нового материала, закрепления, обобщения и проверки знаний.

Применяю различные виды тестов: с выбором ответов и без выбора ответов,

с развёрнутым ответом, на соответствие, на заполнение пропусков, на

установление истинности или ложности, на понимание текста.

3. Активно использую информационно- коммуникационные технологии

(цифровые образовательные ресурсы, а также Интернет ресурсы),

которые эффективно помогают ученикам в подготовке к урокам, к

экзамену.

Применение новых информационных

технологий позволяет разнообразить и комбинировать средства

педагогического воздействия на учащихся, усилить мотивацию обучения и

улучшить усвоение нового материала, дает возможность качественно

изменить самоконтроль и контроль над результатами обучения.

Предлагаю ученикам выполнять в домашних условиях тренировочные и

диагностические работы в режиме on-line,. Опыт показывает, что наиболее

заинтересованные в результатах итоговой аттестации учащиеся активно

выполняют работы в режиме on-line и обращаются за консультацией по

поводу трудностей или ошибок. Я рекомендую учащимся и их родителям

прежде всего официальные сайты edu, fipi, «По уши в ГИА». В 7-9 классах

мои ученики выполняют различные тесты в режиме on-line.

Предложенная система позволяет

каждому учащемуся выполнять задания в необходимом для него количестве

и в доступном для него темпе.

На уроке на пояснение каждой темы уходит 10-

15 минут, с помощью компьютера вывожу теоретический материал на

интерактивную доску, остальное время уделяю решению ключевых задач,

таким образом, базовый уровень получает весь класс, затем перехожу к

дифференцированному обучению. Для этого использую дополнительный

дидактический материал из КИМов, проектирую на экран задания по

каждой теме, аналогичные тем, которые представлены в демоверсии ГИА.

Решив задания, учащиеся отмечают правильно выполненные, а те задания, с

которыми они не смогли справиться, обсуждаем всем классом, чтобы стало

понятно, почему этот вариант ответа правильный.

4. Работа с текстом учит девятиклассников слушать текст,

анализировать его содержание и лингвистические компоненты,

структурировать информацию, интерпретировать чужой и создавать

собственный текст, аргументировать. Такая работа направлена на

формирование умений на основе работы с готовым текстом ,создание

собственного текста.

Результаты показывают, что учащиеся,

систематически выполняющие данные виды работ, успешнее овладевают

речевыми навыками. Но , к сожалению, не все уч-ся.

На уроки включаю задания, которые способствуют расширению

лингвистических знаний учащихся. Большую роль отвожу упражнениям по

лексике: определение лексического значения слова, различение

контекстных значений многозначных слов, расширение словарного запаса

учеников, знакомство с нормами лексической сочетаемости, принципами

синонимической замены. Специальные упражнения помогают ученику

опознавать средства выразительности русской речи, без чего невозможно в

полной мере содержательно анализировать текст.

Параллельно с этим на каждом занятии проводится работа по закреплению

орфографических и пунктуационных навыков учащихся. Выполняя

специальные упражнения, девятиклассники учатся находить в тексте

конкретные примеры, иллюстрирующие определенные орфографические

правила, что требуется при выполнении части заданий частей А, В.

Текст является одним из средств создания на уроках речевой среды,

направленной на развитие коммуникативных способностей учащихся.

Следовательно, лингвистический анализ текста постепенно приводит к

формированию языковой личности, способной выразить свои мысли,

чувства в слове.

5. Включение факультативных и элективных занятий в систему

подготовки к ГИА.

а) «Успешно пишем сочинения и изложения» элективный курс

, который я вела в прошлогоднем 9 классе и в нынешнем 9 кл. На занятиях ученики

учатся писать сжатое изложение, применять приёмы компрессии текста;

владеть формами обработки информации: делить её на главную и

второстепенную, тренируются в определении микротем прослушанного

текста.

б) «Трудные вопросы орфографии- фак-в, который вела в прошлом учебном году в 9 классе.

Работали над повышением орфографической и пунктуационной

грамотности.

Диагностика уровня подготовки учащихся. Как показывает опыт, не

все дети способны на одном уровне овладеть изучаемым материалом. С

целью создания ситуации успеха для каждого ученика применяю технологию

уровневой дифференциации,

учитывая

индивидуальные возможности каждого ученика. Для этого применяю

карточки разноуровневые.

6. Папка «В помощь выпускнику». Схемы, таблицы, опорные конспекты,

памятки собраны в одну папку. Информация в одном месте даёт

возможность быстро находить нужный раздел. Систематически повторять

материал по всем частям экзаменационной работы.

7. Организация информационной работы по подготовке к ГИА - важное

условие формирования психологической устойчивости обучающихся. В

ходе подготовки к ГИА необходима тесная связь с родителями. Во время

подготовки к экзаменам в 2013-2014 учебном году я неоднократно

проводила родительские собрания, в том числе и

совместно с учащимися, с приглашением администрации, учителей-

предметников. На этих собраниях мы информировали родителей о

структуре и содержании контрольно-измерительных материалов, о

процедуре проведения экзамена, о критериях оценивания, о ходе

подготовки к ГИА и уровне готовности каждого выпускника.

В рамках информационной работы в кабинете был оформлен стенд,

отражающий общую информацию, связанную с ГИА по русскому языку,

также на стенде представлены демонстрационные варианты КИМов

прошлых лет, инструкции по выполнению работы, инструкции по

заполнению бланков, рекомендации для выпускников, список литературы и

адреса сайтов.1-2012 2012-2013 ГИА

Успеваемость Качество СОУ Средний бал

Самое главное, на мой взгляд,

в любой методике, в любой работе - это желание, осознание важности такой

работы самим учащимся, кропотливая деятельность вместе с учителем, контроль родителей.

При подготовке к ГИА ( написание сжатого изложения) использую различные презентации.

12

У меня сложилась своя система работы над ошибками, которая

позволяет повышать орфографическую грамотность моих учеников.

13

1. После проверки письменных работ (диктантов, изложений, сочинений,

домашних и самостоятельных работ) в свою рабочую тетрадь выписываю

все ошибки детей, классифицирую их.

2. При составлении предложений, словосочетаний рекомендую посмотреть

на лист ошибок и использовать в работе слова, при написании которых

ученик ошибался.

3. В начале каждого урока разбираем типичные ошибки учащихся, называю

этот вид работы «По следам наших ошибок». Обязательно обращаемся к

тетради с правилом и алгоритмом его применения.

4. При составлении текстов, предложений для грамматических разборов

включаю в них слова, в которых дети особенно часто допускают ошибки.

5. С удовольствием ученики выполняют такой вид работы «Проверяю

друга», когда с листа ошибок диктуются слова тому, кто их допустил.

Проверяющий ученик ставит оценку писавшему.

6. При опросе подбираю индивидуальные карточки для каждого ученика с

учетом его пробелов в написании орфограмм.

Такая система работы учит детей видеть свои ошибки, вырабатывает у

них так называемую «орфографическую зоркость», развивает определенную

самостоятельность орфографического мышления.

Эффективными приемами обучения правописанию также являются



© 2010-2022