Урок по литературе для 10 класса на тему Разговор о счастье

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Использование элементов технологии развития критического мышления на уроке по творчеству А.П. Чехова (10 класс)


На уроке внеклассного чтения в 10 классе по пьесе А.П. Чехова «Дядя Ваня» используются приёмы технологии развития критического мышления. Данный урок проводится после изучения творчества А.П. Чехова. Учащиеся, уже знакомые с особенностями драматургии писателя, самостоятельно читают произведение. Перед уроком даются опережающие задания по группам, которые дети готовят дома, а на уроке обмениваются мнениями и представляют результат своей работы в виде схемы, таблицы и др.

Разговор о счастье (по пьесе А.П. Чехова «Дядя Ваня»)

Цель урока:

  • определить проблематику и идейное содержание пьесы А.П. Чехова «Дядя Ваня», выяснить, в чём причина неудовлетворённости жизнью героев произведения;

  • развивать умение анализировать драматическое произведение; формировать образное мышление, умение составлять высказывание на заданную тему, делать выводы;

  • воспитывать активную жизненную позицию у учащихся, пробуждать внимание к внутреннему миру человека; формировать интерес к творчеству А.П. Чехова, его произведениям

Ход урока

Те, которые будут жить через сто, двести лет после нас…, быть может, найдут средство, как быть счастливыми.

А.П. Чехов «Дядя Ваня»

I. Оргмомент

II. Постановка цели. Мотивация учения

  1. Однажды у французского драматурга Эжена Ионеску спросили, кто, на его взгляд, мог бы стать главой идеального правительства, которое вершило бы судьбами человечества. Не задумываясь, писатель назвал имя Чехова. Как вы думаете, почему? Что вас привлекает в личности Чехова? (Ответы учащихся)

  2. В апреле 1900 года МХАТ привёз в Крым постановку нескольких чеховских произведений, среди которых была и пьеса «Дядя Ваня». Тогда, более 100 лет назад, на крымской земле прозвучали слова, вынесенные сегодня в качестве эпиграфа нашего урока. Вспомните, кому из героев они принадлежат.

  3. Можно сказать, что этими словами, обращёнными к нам, тем, кто живёт сегодня, в начале XXI века, Чехов приглашает нас к разговору о том, что всегда волновало и будет волновать каждого человека - к разговору о счастье.

III. Стадия вызова.

1. На страницах пьесы герои очень много говорят о счастье. А как думаете вы, что в этой жизни приносит человеку ощущение счастья? (Ребята высказывают свои мнения, подводя итог которым можно составить кластер)

Доброжелательность,

дУрок по литературе для 10 класса на тему Разговор о счастьеоверительные отношения с близкими

ДУрок по литературе для 10 класса на тему Разговор о счастьееятельность, творчество

СУрок по литературе для 10 класса на тему Разговор о счастьеЧАСТЬЕ

Урок по литературе для 10 класса на тему Разговор о счастье

Общение с природой,

гармония с окружающим миром

Любовь

2. А теперь давайте вслушаемся в то, что говорят герои пьесы. Чувствуют ли они себя счастливыми людьми? Найдите в тексте необходимые цитаты.

Астров: «Что касается моей собственной личной жизни, то, ей богу, в ней нет решительно ничего хорошего»

Елена Андреевна: «Верно, Иван Петрович, оттого мы с вами такие друзья, что оба мы нудные, скучные люди».

Серебряков: «Проклятая, отвратительная старость. Чёрт бы её подрал. Когда я постарел, я стал сам себе противен».

Войницкий: «Я тот же, что и был, пожалуй, даже хуже, так как обленился, ничего не делаю и только ворчу…»

Вывод: герои не чувствуют себя счастливыми. Давайте разберёмся, почему.

IV. Осмысление содержания. Работа в группах.

Цель следующего этапа - охарактеризовать проблемы, поставленные Чеховым в произведении.

Задания группам:

  1. группа: чем занимаются главные герои произведения? Приносит ли их деятельность ощущение полноты жизни? (учащиеся заполняют таблицу, подбирая цитаты)

Герой

Род занятий

Цитата

Серебряков

профессор искусствоведения, преподавал 25 лет в университете, теперь вынужден выйти в отставку и переехать в деревню

Войницкий: «Я гордился им и его наукой, я жил, я дышал им!.. Вот он в отставке, и теперь виден весь итог его жизни: после него не останется ни одной страницы труда, он совершенно неизвестен, он ничто? Мыльный пузырь?»

Войницкий

управляет имением покойной сестры

Войницкий: «Я был светлою личностью… Теперь мне сорок семь лет. Я ночи не сплю с досады, от злости, что так глупо проворонил время, когда мог бы иметь все, в чем отказывает мне теперь моя старость!

Соня

помогает Войницкому в управлении имением

Соня Елене Андреевне: «Ты скучаешь, не находишь себе места, а скука и праздность заразительны. Смотри: дядя Ваня ничего не делает и только ходит за тобою, как тень, я оставила свои дела и прибежала к тебе, чтобы поговорить. Обленилась, не могу!»

Елена Андреевна

ведёт праздную жизнь

Астров: « Она прекрасна, спору нет, но … ведь она только ест, спит, гуляет, чарует всех нас своею красотою - и больше ничего. … А праздная жизнь не может быть чистою».

Астров

врач, увлечён идеей спасения вырубаемых лесов

Астров: «Я работаю, - вам это известно, - как никто в уезде, судьба бьет меня, не переставая, порой страдаю я невыносимо, но у меня вдали нет огонька. Я для себя уже ничего не жду, не люблю людей… Давно уже никого не люблю».

Вывод: герои пьесы не находят морального удовлетворения в своей деятельности по разным причинам, поэтому пребывают в тоске, иные - в бессильной злобе, иные - в ленивой скуке.

  1. группа: как герои пьесы относятся к природе? Замечают ли они красоту окружающего мира? (чтение и обсуждение диалога Серебрякова, Телегина, Сони в первом действии, монологов Астрова)

Вывод составляется в виде схемы:

Отношение к природе

Урок по литературе для 10 класса на тему Разговор о счастье

Они не видят красоту окружающего мира

(все, кроме Телегина и Астрова)

Урок по литературе для 10 класса на тему Разговор о счастье

Потребительское отношение к природе

(картограмма Астрова)

Урок по литературе для 10 класса на тему Разговор о счастье

Нравственное вырождение


  1. группа: как герои пьесы относятся к любви? Приносит ли она им счастье и почему? (ответы учащихся третьей группы)

Вывод: в произведениях русской литературы личность человека всегда проверяется любовью. В пьесе «Дядя Ваня» любовь не приносит героям счастья, потому что они либо утратили способность любить (Астров, Елена Андреевна), либо их чувства безответны (дядя Ваня, Соня).


  1. группа: охарактеризуйте отношения действующих лиц друг к другу (инсценирование отрывка из третьего действия: предложение Серебрякова продать имение и купить дачу в Финляндии)

Вывод: все действующие лица пьесы несчастны, прежде всего, потому, что разрушается человеческое сообщество. Люди не проявляют по отношению друг к другу ни жалости, ни милосердия. Недаром Елена Андреевна в отчаянии скорбит о том, что во всех сидит «бес разрушения» и скоро «на земле не останется ни верности, ни чистоты, ни способности жертвовать собой».

V. Обобщение изученного. Подведение итогов урока.

  1. Как заканчивается пьеса? Прочитайте выразительно заключительный монолог Сони. Как вы думаете, что звучит в этом монологе: надежда на то, что всё изменится или безысходная печаль и ощущение бесцельно прожитой жизни? (ответы учащихся)

VI. Этап рефлексии

  1. Как вы думаете, удалось ли нам, живущим в 21 веке, решить те проблемы, которые стояли перед героями пьесы?

  2. «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли», - говорит талантливый доктор Астров. Люди об этом забыли. Что бы вы хотели сказать героям произведения сегодня? («условный микрофон»)

VII. Домашнее задание: написать сочинение - размышление « В человеке должно быть всё прекрасно…»

© 2010-2022