Рабочая программа Литература 7 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Календарно-тематическое планирование.

№ урока

Содержание (разделов и тем).

Количество часов

Использование ИКТ

Дата проведения

сквозная

по разделу

план

факт

1

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.

1

1 Устное народное творчество. 6

2

Предания. «Воцарение Ивана Грозного». Поэтическая автобиография народа.

1

фоно-хресто-матия

3

Предания. «Сороки-ведьмы», «Пётр и плотник».

1

фоно-хресто-матия

4

Народная мудрость пословиц и поговорок.

1

5

Понятие о былине . «Вольга и Микула Селянинович».

1

фоно-хресто-матия

6

Киевский цикл былин. Новгородский цикл былин.

1

фоно-хресто-матия

7

Французский и карело-финский мифологический эпос.

1

проект

2 Из древнерусской литературы. 3

8

«Поучение Владимира Мономаха».

Нравственные заветы Древней Руси.

1

фоно-хресто-матия

9

«Повесть о Петре и Февронии Муромских».

Нравственные идеалы и заветы Древней Руси

1

проект

10

Сочинение по теме «Древнерусская литература».

1

3 Из русской литературы 18 века. 2

11

М.В.Ломоносов.Слово о поэте и ученом.Оды. Мысли автора о Родине,русской науке и ее творцах.

1

фоно-хресто-матия

12

Г.Р.Державин. «Река времен в своем стремлении…», «Признание», «На птичку».

1

фоно-хресто-матия

4 Из русской литературы 19 века. 28

13

А.С.Пушкин.Слово о поэте. Интерес Пушкина к истории России. «Полтава».

1

фоно-хресто-матия

14

А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и ее летописный источник.

1

фоно-хресто-матия

15-16

А.С. Пушкин.Драма «Борис Годунов».Цикл «Повести Белкина».

1

17-18

М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича…».Картины быта16в.

1

фоно-хресто-матия

19

М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива…».Проблема гармонии человека и природы.

1

фоно-хресто-матия

20

Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.

1

21

Н.В. Гоголь. Слово о писателе. «Тарас Бульба».Прославление боевого товарищества.

1

22

Героизм и самоотверженность Тараса и товарищей-запорожцев.

1

23

Смысл противопоставления Остапа и Андрия.

1

24

Патриотический пафос повести.

1

презентация.

25

Подготовка к сочинению по творчеству Н.В.Гололя.

1

26

И.С. Тургенев. Слово о писателе. «Записки охотника». Нравственные проблемы рассказа «Бирюк».

1

27

И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе.

Авторские критерии нравственности.

1

фоно-хресто-матия

28

Н.А. Некрасов. Слово о поэте. «Русские женщины».Величие духа русской женщины.

1

29

Н.А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда».Боль поэта за судьбу народа.

1

фоно-хресто-матия

30

А.К. Толстой. Исторические баллады.Правда и вымысел.

1

фоно-хресто-матия

31

М.Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

1

презентация.

32

Сочинение по произведениям Гоголя, Тургенева, Некрасова, Салтыкова-Щедрина.

1

33

Л.Н. Толстой. «Детство»(главы).Сложность взаимоотношений детей и взрослых.

1

34

«Наталья Саввишна». Проявление чувств героя.

1

35

Главный герой повести «Детство». «Maman».Его чувства, поступки и духовный мир.

1

36

А.П. Чехов. «Хамелеон». Осмеяние душевных пороков. Смысл названия рассказа.

1

фоно-хресто-матия

37

А.П. Чехов. «Злоумышленник».Два лица России в рассказе.

1

фоно-хресто-матия

38

А.П. Чехов. «Тоска», «Размазня».

Смех и слезы в рассказах.

1

презентация.

«Край ты мой,родимый край…»

39

Стихи русских поэтов 19 века о родной природе.

1

фоно-хресто-матия

40

Контрольная работа по стихотворениям поэтов 19 в.

1

5 Из русской литературы 20 века. 22

41

И.А. Бунин. «Цифры».

Сложность взаимопонимания детей и взрослых.

1

42

И.А. Бунин. «Лапти». Нравственный смысл рассказа. Мастерство Бунина.

1

43

Автобиографический характер повести М. Горького «Детство»(главы).

1

44

Романтические рассказы М.Горького «Легенда о Данко». «Челкаш».

1

45

В.В. Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».

1

46

В.В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям».Два взгляда на мир. Понятие о лирическом герое.

1

47

Л.Н. Андреев. «Кусака».Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека.

1

48

Гуманистический пафос рассказа Л.Н. Андреева «Кусака». Проект.

1

49

А.П. Платонов. «Юшка».Друзья и враги главного героя.

1

50

Подготовка к домашнему сочинению «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?»

1

51

Б.Л. Пастернак. «Июль», «Никого не будет в доме…».Своеобразие картин природы в лирике Пастернака.

1

фоно-хресто-матия

52

Контрольная работа. Анализ стихотворения Б.Пастернака.

1

53

Трудности и радости грозных лет войны в ст-ях Ахматовой, Симонова, Суркова, Твардовского, Тихонова.

1

фоно-хресто-матия

54

Ф.А. Абрамов. «О чем плачут лошади».

Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа.

1

55

Е.И. Носов. «Кукла»( «Акимыч»).

Нравственные проблемы рассказа.

1

56

Взаимосвязь природы и человека в рассказе Е.И.Носова «Живое пламя».


57

Ю.П. Казаков. «Тихое утро».

Герои рассказа и их поступки.

1

презентация.

58

Стихи поэтов 20века о Родине, родной природе, восприятии окружающего мира.

1

фоно-хресто-матия

59

А.Т. Твардовский. «Снега потемнеют синие…», «Июль-макушка лета…», «На дне моей жизни».

1

фоно-хресто-матия

60

Д.С. Лихачев. «Земля родная»(главы).

Духовное напутствие молодежи.

1

61

М.М. Зощенко. «Беда».

Смешное и грустное в рассказе.

1

62

Песни на слова русских поэтов 20 века. Лирические размышления о жизни, времени и вечности.

1

фоно-хресто-матия

6 Из литературы народов России. 1

63

Литература народов России. Расул Гамзатов. Размышления поэта об истоках и основах жизни.

1

фоно-хресто-матия

7 Из зарубежной литературы. 5

64

Р. Бернс. Слово о поэте. «Честная бедность». Представления поэта о справедливости и честности.

1

фоно-хресто-матия

65

Дж. Г. Байрон. Слово о поэте. «Ты кончил жизни путь, герой…». Прославление подвига во имя свободы Родины

1

фоно-хресто-матия

66

Японские трёхстишия хокку(хайку). Особенности жанра.

1

поэтический листок

67

О. Генри. Слово о писателе. «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви.

1

68

Р.Д. Брэдбери. Слово о писателе. «Каникулы». Фантастический рассказ-предупреждение. Мечта о победе добра.

1

69-70

Выявление уровня литературного развития уч-ся 7 класса. Итоги года и задание на лето.

1







Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 7 класса составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе примерной Программы основного общего образования по литературе, авторской Программы по литературе В.Я. Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2012) к учебнику В.Я.Коровиной (М.: Просвещение, 2015).

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Цели обучения в 7 классе:

-воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

-развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

-освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

-овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания;

-грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, итого 70 часа за учебный год.

Общая характеристика учебного предмета.

Главная идея программы по литературе - изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от нее - к русской литературе XVIII, XIX, XX вв. Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью. Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.

Курс литературы в 7 классе строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов. Содержание курса включает произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т. д.). Ведущая проблема изучения литературы в 7 классе - художественное произведение и автор. В программе соблюдена системная направленность - курс 7 класса представлен разделами:

1. Устное народное творчество.

2. Древнерусская литература.

3. Русская литература XVIII.

4. Русская литература XIX века.

5. Русская литература XX века.

6. Литература народов России.

7. Зарубежная литература.

8. Обзоры.

9. Сведения по теории и истории литературы.

В разделах 1-8 даются перечень произведений художественной литературы, краткие аннотации, раскрывающие их основную проблематику и художественное своеобразие. Изучению произведений предшествует краткий обзор жизни и творчества писателя. Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета "Литература" в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделены часы на развитие речи, на уроки внеклассного чтения, проектную деятельность учащихся. В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельного чтения.

Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Личностные результаты:

• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;

• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи

• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей планирования и регуляции своей дея-тельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты:

• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX-XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

• формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценки;

• умение интерпретировать (в отдельных случаях) изученные литературные произведения;

• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

• понимание русского языка в его эстетической функции, роли изобразительно - выразительных языковых средств в создании художественных литературных произведений




Содержание тем учебного курса

Название раздела

Контроль (количество часов)

Количество часов

Устное народное творчество.

6

Древнерусская литература.

С.-1

3

Русская литература XVIII.

2

Русская литература XIX века.

К/Р-2ч. С.-2ч.

28

Русская литература XX века.

С.-1ч.К/Р-1ч.

22

Литература народов России.

1

Зарубежная литература.

5

Итого.

70





Материально-техническое обеспечение.

Уроки литературы в 7 классе. Издательство Кирилла и Мефодия (Мультимедийные пособия).

Портреты русских и зарубежных поэтов и писателей

Раздаточный материал по темам курса

Репродукции картин художников

Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СD-PОМ / Сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. - М.: Просвещение, 2013.

Экранные пособия.

Интернет-ресурсы.

Перечень учебно-методической литературы .

Для учащихся:

1. Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 7 класса: в 2 ч. - М: Просвещение, 2015.

Для учителя:

1. Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 7 класс. - М.: Просвещение, 2014.

Дополнительная литература:

1. Универсальные поурочные разработки по литературе. 7 класс. Н.В. Егорова.- М:ВАКО, 2014.

2. В.П.Полухина Литература. 7 класс. Методические советы. 5-е издание - М: Просвещение, 2003

3. Конспекты уроков для учителя литературы. 6 - 10 классы. Авторы: В.Ю.Антышева, Н.А.Айрапетова, И.Ф.Бородина, И.А.Виноградов и др.- М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002

4. Т.А.Калганова, Н.Ю.Плавинская. Литература. 7 класс. Сборник упражнений.- М: Просвещение, 2012

5. В.П.Полухина. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы по литературе. 7 класс.-М: Просвещение, 2011

6. Ю.В.Лебедев. Духовные истоки русской классики. Поэзия 19 века. Историко-литературные очерки. - М: Классик Стиль, 2005



© 2010-2022