- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Виды связи предложений в тексте
Виды связи предложений в тексте
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Демченко Т.В. |
Дата | 10.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема урока: «Виды связи предложений в тексте».
Цели урока:
-
"совершенствовать умение находить «данное» и «новое» в предложениях текста;
-
формировать умение определять способы связи предложений в тексте с заданиями исследовательского характера и анализировать текст с позиций речеведения;
-
формировать умение слушать текст, находить в нём главное;
-
развивать словарный запас учащихся.
Ход урока
I.Организационный момент
II. Психологический настрой
- Ребята, сегодня мы будем исследователями русского языка, выполним обычную, но очень важную работу. Настройтесь на то, что навыки, приобретенные на уроке, пригодятся вам в жизни.
-Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку.
Из всех знаний и умений самым важным,
самым необходимым для жизни является,
конечно, умение ясно, понятно говорить
на своем языке.
Л.Н. Толстой.
-Как вы поняли слова эпиграфа?
-Согласны ли вы с мыслями автора?
-Какое отношение этот эпиграф имеет к уроку?
- А что нужно знать, чтобы научиться ясно и понятно говорить? (составлять высказывания-тексты)
III. Повторение изученного
-В понедельник мы начали изучение одного из самых важных и сложных разделов языкознания - «Текстоведение».
-Что изучает этот раздел?
-Почему он так важен для нас?
Потому что умение не только сформулировать свою мысль, но и развить её так, чтобы верно поняли окружающие, помогает человеку занять ту социальную нишу, которой он соответствует. По тому, как человек говорит, судят о его образованности, интеллекте, его отношении к окружающим.
- Перечислите основные признаки текста( поможет вам кластер)
текст
Несколько предложений
Основная мысль
Лексико-грамматическое единство
Смысловая целостность, завершённость
Самостоятель -ность
тема
Логический порядок следования предложений
идея
информативность
- В кластере зелёным цветом выделены овалы, в которых указаны главные признаки текста
IV.Актуализация знаний
-Вспомним развёрнутое определение текста.
- Дайте определение понятия тема и идея текста
-Расскажите, что вы знаете об основных типах речи? (кто затрудняется стр.110)
-Какие существуют требования к связной речи?
- Расскажите структуру текста.
V. Изучение новой темы
Мы говорили о том, что предложения в тексте соединяются по определённым правилам. Если эти правила не соблюдаются, то текст не получится. Одно из таких правил - это связь предложений.
Тема урока - «Виды связи предложений в тексте».
- Сформулируйте цели урока
-Сегодня на уроке я постараюсь расширить и углубить ваши знания о тексте.-Любое исследование начинается с гипотезы.
-Что такое гипотеза?
- А можете вы сказать, как связаны предложения в тексте?
-Сейчас я предлагаю вам выдвинуть гипотезы по теме урока.
Всего существует три вида: цепная связь, параллельная связь и смешанная (то есть параллельная и цепная вместе).
В чём разница - выясним опытным путём.
-Давайте понаблюдаем за текстами. Проведём лингвистический эксперимент.
VI.Первичное закрепление
Задание 1: прочитайте тексты и подчеркните средства связи предложений в тексте
За окошком зимний сад.
Там листочки в почках спят.
И листочки те во сне
Размечтались о весне.
И. Токмакова
Учитель: В тексте предложения могут быть связаны последовательно, как бы по цепочке: второе с первым, третье со вторым и т. д. Такую связь называют цепной или последовательной. При последовательном соединении предложений «данным» (Д) следующего предложения становится «новая» (Н) информация предыдущего предложения.
Висит за окошком
Кулёк ледяной.
Он полон капели
И пахнет весной.
Т. Белозёров
В первом тексте сцепляющие слова или средства связи предложений в тексте сад - там, листочки - листочки те. Во втором тексте: кулёк - он.
Местоимения-наречия () - слова, которые указывают на признак действий (где, когда, там, почему-то и др.). Эти местоимения дополняют разряды определительных (везде, всегда), указательных (так, туда), вопросительных, относительных (где, зачем), неопределенных (где-то, когда-либо) и отрицательных (нигде, никогда) местоимений.
Задание 2: тренировочное (тестовое) упражнение (самопроверка)
Расставьте предложения в таком порядке, чтобы получился текст. Укажите средства связи (сцепляющие слова) в тексте.
А. Да это белка!
Б. Вдруг на одном бревне появился рыжий зверёк.
В. Как она очутилась в городе?
Г. В городе Орле рабочие пилили толстые брёвна на доски.
Ответ: ГБАВ. Средства связи: брёвна - бревно (повторяющиеся слова), рыжий зверёк - белка (синонимы), белка - она (местоимения).
Учитель:
При параллельном соединении предложений «данное» остаётся одним и тем же (правило).
Задание3: найдите предложение, которое должно быть первым в данном тексте, подчеркните; вставьте пропущенные буквы. Докажите, что это текст. Найдите ключевые слова, которые образуют параллельную связь предложений в тексте.
Лё…кий в…терок шев…лил ярко-зелёные лист…я дерев…ев.
Белые обл…чка бр…дили в голубом небе.
Утро было свежее, чистое.
А ласковое со…нце д…рило т…плоту и вселяло надежду на будущее.
Физкультминутка
VII .Закрепление изученного материала.
Восстановите и запишите исходный текст.
Между предложениями в тексте могут быть следующие основные виды связи: ………………………….. и ……………………… . При …………………….. связи предложения содержат перечисление, сопоставление или противопоставление связанных друг с другом действий, событий. …………………….. связь - это такой вид связи, при котором каждое последующее предложение является продолжением предыдущего и подготавливает последующее.
- А сейчас я предлагаю вам выполнить тест (взаимопроверка)
VIII. Домашнее задание
IX.Подведение итогов урока, выставление отметок (Слайд)
-Какие виды связи между предложениями в тексте возможны?
-Какую связь называют параллельной?
-Какую связь называют цепной?
-Какие средства связи возможны при параллельной связи? При цепной?
X. Рефлексия. (Слайд)
- Я вспомнил(а), что…
- Я понял(а), что…
- Было интересно…
- Особенно понравилось…
- Вызвало затруднение…
- Было сложно…
- Нужно выучить…
-Каким выражением можно оценить работу на уроке:
-
корень учения горек, да плод его сладок
-
глаза боятся, а руки делают
- До свидания, спасибо за урок! (Слайд)
Резерв: комментированное письмо под диктовку с последующим анализом способа связи предложений в каждом из текстов.
1) Вот и наступил Новый год. Мы всегда с нетерпением ждём этого праздника. Праздничное настроение дарит нам всё вокруг: нарядные ёлки и фигуры Деда Мороза и Снегурочки на улицах и площадях, яркие гирлянды фонариков вдоль дорог, украшенные витрины магазинов. Последовательная связь.
2) Вот и наступил Новый год. Загорелись праздничными фонариками площади городов. По улицам там и тут спешат оживлённые прохожие с ёлками под мышкой. Ребятню ждут праздничные представления и новогодние подарки. Параллельная связь.