Виды связи предложений в тексте

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Виды связи предложений в тексте».

Цели урока:

  • "совершенствовать умение находить «данное» и «новое» в предложениях текста;

  • формировать умение определять способы связи предложений в тексте с заданиями исследовательского характера и анализировать текст с позиций речеведения;

  • формировать умение слушать текст, находить в нём главное;

  • развивать словарный запас учащихся.

Ход урока

I.Организационный момент

II. Психологический настрой

- Ребята, сегодня мы будем исследователями русского языка, выполним обычную, но очень важную работу. Настройтесь на то, что навыки, приобретенные на уроке, пригодятся вам в жизни.

-Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку.

Из всех знаний и умений самым важным,

самым необходимым для жизни является,

конечно, умение ясно, понятно говорить

на своем языке.

Л.Н. Толстой.

-Как вы поняли слова эпиграфа?

-Согласны ли вы с мыслями автора?

-Какое отношение этот эпиграф имеет к уроку?

- А что нужно знать, чтобы научиться ясно и понятно говорить? (составлять высказывания-тексты)

III. Повторение изученного

-В понедельник мы начали изучение одного из самых важных и сложных разделов языкознания - «Текстоведение».

-Что изучает этот раздел?

-Почему он так важен для нас?

Потому что умение не только сформулировать свою мысль, но и развить её так, чтобы верно поняли окружающие, помогает человеку занять ту социальную нишу, которой он соответствует. По тому, как человек говорит, судят о его образованности, интеллекте, его отношении к окружающим.

- Перечислите основные признаки текста( поможет вам кластер)

текст

Несколько предложений

Основная мысль

Лексико-грамматическое единство

Смысловая целостность, завершённость

Самостоятель -ность

тема

Логический порядок следования предложений

идея

информативность

- В кластере зелёным цветом выделены овалы, в которых указаны главные признаки текста

IV.Актуализация знаний

-Вспомним развёрнутое определение текста.

- Дайте определение понятия тема и идея текста

-Расскажите, что вы знаете об основных типах речи? (кто затрудняется стр.110)

-Какие существуют требования к связной речи?

- Расскажите структуру текста.

V. Изучение новой темы

Мы говорили о том, что предложения в тексте соединяются по определённым правилам. Если эти правила не соблюдаются, то текст не получится. Одно из таких правил - это связь предложений.

Тема урока - «Виды связи предложений в тексте».

- Сформулируйте цели урока

-Сегодня на уроке я постараюсь расширить и углубить ваши знания о тексте.-Любое исследование начинается с гипотезы.

-Что такое гипотеза?

- А можете вы сказать, как связаны предложения в тексте?

-Сейчас я предлагаю вам выдвинуть гипотезы по теме урока.

Всего существует три вида: цепная связь, параллельная связь и смешанная (то есть параллельная и цепная вместе).

В чём разница - выясним опытным путём.

-Давайте понаблюдаем за текстами. Проведём лингвистический эксперимент.

VI.Первичное закрепление

Задание 1: прочитайте тексты и подчеркните средства связи предложений в тексте

За окошком зимний сад.

Там листочки в почках спят.

И листочки те во сне

Размечтались о весне.

И. Токмакова

Учитель: В тексте предложения могут быть связаны последовательно, как бы по цепочке: второе с первым, третье со вторым и т. д. Такую связь называют цепной или последовательной. При последовательном соединении предложений «данным» (Д) следующего предложения становится «новая» (Н) информация предыдущего предложения.

Висит за окошком

Кулёк ледяной.

Он полон капели

И пахнет весной.

Т. Белозёров

В первом тексте сцепляющие слова или средства связи предложений в тексте сад - там, листочки - листочки те. Во втором тексте: кулёк - он.

Местоимения-наречия () - слова, которые указывают на признак действий (где, когда, там, почему-то и др.). Эти местоимения дополняют разряды определительных (везде, всегда), указательных (так, туда), вопросительных, относительных (где, зачем), неопределенных (где-то, когда-либо) и отрицательных (нигде, никогда) местоимений.

Задание 2: тренировочное (тестовое) упражнение (самопроверка)

Расставьте предложения в таком порядке, чтобы получился текст. Укажите средства связи (сцепляющие слова) в тексте.

А. Да это белка!

Б. Вдруг на одном бревне появился рыжий зверёк.

В. Как она очутилась в городе?

Г. В городе Орле рабочие пилили толстые брёвна на доски.

Ответ: ГБАВ. Средства связи: брёвна - бревно (повторяющиеся слова), рыжий зверёк - белка (синонимы), белка - она (местоимения).

Учитель:

При параллельном соединении предложений «данное» остаётся одним и тем же (правило).

Задание3: найдите предложение, которое должно быть первым в данном тексте, подчеркните; вставьте пропущенные буквы. Докажите, что это текст. Найдите ключевые слова, которые образуют параллельную связь предложений в тексте.

Лё…кий в…терок шев…лил ярко-зелёные лист…я дерев…ев.

Белые обл…чка бр…дили в голубом небе.

Утро было свежее, чистое.

А ласковое со…нце д…рило т…плоту и вселяло надежду на будущее.

Физкультминутка

VII .Закрепление изученного материала.

Восстановите и запишите исходный текст.

Между предложениями в тексте могут быть следующие основные виды связи: ………………………….. и ……………………… . При …………………….. связи предложения содержат перечисление, сопоставление или противопоставление связанных друг с другом действий, событий. …………………….. связь - это такой вид связи, при котором каждое последующее предложение является продолжением предыдущего и подготавливает последующее.

- А сейчас я предлагаю вам выполнить тест (взаимопроверка)

VIII. Домашнее задание

IX.Подведение итогов урока, выставление отметок (Слайд)

-Какие виды связи между предложениями в тексте возможны?

-Какую связь называют параллельной?

-Какую связь называют цепной?

-Какие средства связи возможны при параллельной связи? При цепной?

X. Рефлексия. (Слайд)

- Я вспомнил(а), что…

- Я понял(а), что…

- Было интересно…

- Особенно понравилось…

- Вызвало затруднение…

- Было сложно…

- Нужно выучить…

-Каким выражением можно оценить работу на уроке:

  • корень учения горек, да плод его сладок

  • глаза боятся, а руки делают

- До свидания, спасибо за урок! (Слайд)

Резерв: комментированное письмо под диктовку с последующим анализом способа связи предложений в каждом из текстов.

1) Вот и наступил Новый год. Мы всегда с нетерпением ждём этого праздника. Праздничное настроение дарит нам всё вокруг: нарядные ёлки и фигуры Деда Мороза и Снегурочки на улицах и площадях, яркие гирлянды фонариков вдоль дорог, украшенные витрины магазинов. Последовательная связь.

2) Вот и наступил Новый год. Загорелись праздничными фонариками площади городов. По улицам там и тут спешат оживлённые прохожие с ёлками под мышкой. Ребятню ждут праздничные представления и новогодние подарки. Параллельная связь.


© 2010-2022