- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок литературы: «Портрет в искусстве и литературе»
Урок литературы: «Портрет в искусстве и литературе»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Зенюкова Н.Л. |
Дата | 15.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Интегрированный урок по литературе и изобразительному
искусству в 9 классе
Тема урока: «Портрет в искусстве и литературе». Слайд № 1
Цель урока: познакомить учащихся с понятием «портрет»; показать, чем отличаются виды портретов в искусстве и литературе. Слайд № 2
Ход урока.
1 .Для начала познакомимся со значением слова «портрет» в различных словарях.
Для работы на уроке нам потребуются творческие группы, мы их сейчас определим (2).
Каждая группа получает задание: найти и прочитать, значение слова портрет.
1. Читаем в словаре В.И.Даля. Слайд № 3 Портрет - изображение человека, лица его чертами, живописью. Портрет грудной, поясной, в рост.
2. В «Словаре иностранных слов» 19 века господина Алексеева Слайд № 4- живописное изображение какого - либо лица.
3. С.И.Ожегов. Словарь русского языка. Слайд № 5
Изображение человека на картине, фотографии, в скульптуре. Поясной портрет, скульптурный портрет, словесный портрет. Художественное изображение, образ литературного героя.
Вообще существует несколько видов портретов: словесный, парадный, поясной, психологический, литературный. С некоторыми видами портретов мы сегодня постараемся познакомиться.
-
Начнем со словесного портрета. Для этого нам нужен доброволец. Перед вами лежат листочки-подсказки, которыми вы можете пользовать. Итак, группы вам слово.
Схема словесного портрета: Слайд № 6
-
Перед нами женщина (мужчина)
-
возраст ( юный, средних лет, пожилой, преклонных лет)
-
рост ( низкий, средний, высокий)
-
телосложение (худощавое, среднее, полное, тучное, коренастое, сутулое, атлетическое)
-
лицо (круглое, овальное, прямоугольное, треугольное, ромбовидное)
-
глаза ( большие, средние, малые)
-
цвет глаз ( светлые, голубые, серые, зеленые, черные, карие)
-
волосы ( прямые, волнистые,, вьющиеся, короткие, средние длинны, длинные, светлые, белокурые, седые, рыжие, темные, черные)
-
особые приметы - родинки, рубцы.
А теперь давайте посмотрим, нет ли среди нас человека, который подходит под это описание? Наверняка мы такого человека найдем.
-Можно ли считать такой портрет художественным изображением? (Нет)
-Чего же ему не хватает, чтобы стать художественным изображением в слове?
За перечислением отдельных деталей и примет, человек как личность не просматривается. Этот портрет «сухой», он дает поверхностное представление о человеке, при этом внутренних качеств не просматривается. Согласитесь, что по такому описанию не так-то легко узнать человека. Но такой словесный портрет успешно применяется в криминалистике.
2. Теперь давайте рассмотрим парадные портреты: парадный портрет - это портрет представительный, то есть он представляет человека в наиболее выгодном свете
Перед вами два портрета: Слайд № 7
1.Портрет архитектора А.Ф.Кокоринова, художник Левицкий
Александр Филиппович Кокоринов - ректор Академии представлен на холсте в парадном мундире, сшитом по случаю открытия Академии художеств.
2.Портрет Демидова. (1773) он известный владелец горно-металлургических заводов на Урале, еще со времен Петра 1
Портрет Кокоринова выполнен строго в рамках классицизма, а портрет Демидова уже выходит за эти рамки, потому что мы видим здесь не парадный мундир, а домашнюю одежду. Посмотрите внимательно на эти парадные портреты, один и тот же жест руки: Кокоринов указывает на развернутый чертеж, это говорит о том, что именно он является автором архитектурного проекта здания Академии. Тот же театральный жест руки, у Демидова (известно, что Демидов не только вкладывал большие деньги в Воспитательный дом, но и заботился об университете, основал коммерческое училище).
Как мы видим парадные портреты тоже не могут сказать многое о человеке и дать его полный портрет.
3.Давайте посмотрим, что же называют поясным портретом- это портрет изображающий человека по пояс. Слайд № 8
Перед вами два портрета А.С.Пушкина. О.Кипренского и В.Тропинина.
- Как вы думаете, какой портрет написан раньше, а какой позже?
Оба портрета написаны в одно время в 1827 году. Художник О.Кипренский (петербуржец) - в облике Пушкина столько строгой сосредоточенности, погруженности в переживаемое состояние и трепетного движения чувств. Сам поэт высоко оценил портрет и в стихотворении, обращенном к Кипренскому, писал:
…Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит…
В.А.Тропинин (москвич) - поэт предстает в домашнем антураже, таким его легко вообразить среди друзей в часы полной внутренней раскованности.
И поясные портреты тоже не дают нам полной характеристики человека.
4. Давайте обратимся к литературному портрету. Это внешний облик человека, мельчайшие детали лица, фигуры, манеры, черты характера.
Задание первой группе:
Перед вами описание героев Н.В. Гоголя, Вы сейчас увидите отрывок из его произведения, определите героя, зачитав его литературный портрет. Слайд № 9
Молодой человек лет 23, тоненький, худенький, несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове… Говорит он и действует без всякого соображения….Речь его отрывиста, и слова вылетают из уст его совершенно неожиданно. Одет по моде. (Хлестаков - комедия «Ревизор»).
В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком тонок; нельзя сказать чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод. («Мертвые души» - Чичиков)
Один бог разве мог сказать, какой был характер Манилова. На взгляд он был человек видный; черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность чересчур было передано сахару…Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами. В первую минуту разговора с ним не можешь не сказать: «Какой приятный и добрый человек!». В следующую за тем минуту ничего не скажешь, а в третью скажешь: «Черт знает что такое!»
(«Мертвые души» - Манилов)
Задание второй группе:
Перед вами описание героев Н.В.Гоголя. Вы увидите отрывок из его произведения, назовите героя и зачитайте его литературный портрет. Слайд № 10
5. А может быть и вот такой литературный портрет, когда его составляет сам герой произведения, вспомним произведения Н.В.Гоголя «Женитьба». Слайд № 11
Героиня - Агафья Тихоновна мечтает выйти замуж и есть выбор женихов, но какое это затруднение - выбор. «Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, да взять сколько-нибудь развязности, какая у Балтазара Балтазарыча, да, пожалуй, прибавить к этому еще дородности Ивана Павловича- я бы тогда тотчас же решилась. А теперь поди подумай! Просто голова даже стала болеть».
Вывод урока.
Сегодня мы познакомились с понятием «портрет», рассмотрели, какие бывают портреты Слайд № 12 (поясные, словесные, парадные, литературные), поработали творчески и пришли к выводу, что самым полным может быть только литературный портрет.
Домашнее задание: найти в художественных произведениях литературный портрет, выразительно его прочитать.