Урок по теме «Употребление фразеологизмов в речи»

"Описание материала: Урок представляет собой ряд инсценировок, которые позволяют учащимся проявить свои творческие , актёрские способности, позволяют сделать урок открытым, непринужденным. Учащиеся учатся работать в группах, выслушивать мнение других.  "Выдержка из материала: (У входа в кабинет стоит стол, покрытый белой скатертью, стоят колбы, приборы, лежит череп человека, рядом толковый словарь и фразеологический словарь, косметичка, шарфы, сумочка). За столом сидят 2 человека: ученый (в чер...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 57 города Ульяновска.



Урок по теме «Употребление фразеологизмов в речи»

в 6 классе.

Учитель: Леонтьева Анжелика Евгеньевна,

высшая квалификационная категория.




Цели урока:

образовательные - закрепить понятие фразеологизма как неделимого словосочетания, расширить представление о фразеологизме как лексической единице речи, способной образовывать синонимические и антонимические ряды;

развивающие - способствовать развитию коммуникативных способностей учащихся, обогащению их словарного запаса, углублению фоновых знаний школьников;

воспитательная - воспитывать любовь к слову и к родному языку.

Задачи:

- формировать способность отличать фразеологизм от свободного словосочетания;

- развивать умение правильно употреблять фразеологизмы в речи и толковать их значения;

- вырабатывать навыки пользования различными фразеологическими словарями;

- активизировать исследовательскую деятельность учащихся.

Оборудование: компьютер, телевизор, фразеологические словари, рисунки учащихся к фразеологическим оборотам; задания в конвертах.

(У входа в кабинет стоит стол, покрытый белой скатертью, стоят колбы, приборы, лежит череп человека, рядом толковый словарь и фразеологический словарь, косметичка, шарфы, сумочка).

За столом сидят 2 человека: ученый (в черном костюме и шапочке выпускника университета) и стилист (девочка ярко одета, у неё креативная прическа, разглядывает глянцевый журнал).

Ученый ( читает): Главный характер нашего языка состоит в чрезвычайной легкости, с которой всё выражается в нем. Русский язык - один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения.

Звучит тревожная музыка. Вбегает профессор по биологии (в белом халате), он встревожен. Все смотрят на него с удивлением.

Профессор биологии: Беда, господа ученые, беда. Сегодня получил я чрезвычайно важное сообщение. Но как его трактовать? Я в недоумении.

Остальные (хором): Объясните подробно, что случилось.

Профессор биологии: Послушайте. (На стене за столом приклеены рисунки: звезда, семя, птица, самолет, корова, скорпион, ученик с хвостом).

Есть хвост у падающих звезд,

И у семян бывает хвост,

У птиц, у самолета он нужен для полета.

Хвостом корова бьет слепней,

Когда они кусаются.

Для скорпионов хвост важней,

Они хвостом сражаются.

В одной из школ слушок прошел,

Прошла молва о том,

Что в этой школе, в 6 «А»,

Есть… ученик с хвостом.

( Ю. Коринец)

Ученый: Невозможно !

Стилист: Как креативно!

Профессор биологии: Невероятно. Ученик с хвостом… Кажется мы на пороге великого открытия: это пример обратной эволюции. Мы снова превращаемся в животных!

Стилист: Что вы? Ни о каком превращении речь не идет. Хвост - это всего лишь модный аксессуар (поднимается и демонстрирует хвост). Скоро все будут ходить с хвостами.

Ученый: Позвольте, коллеги! Не стоит буквально понимать данное сообщение, возможно, здесь речь идет и не о хвосте вовсе!

Остальные (хором): Что же делать? Где получить ответы на вопрос.

Ученый: Предлагаю во всем разобраться, отправившись в 57 школу в 6 «А» класс.

Урок начинается.

Сценка.

Поссорились на перемене ребята.

Ксюши кричит: Ты наш класс позоришь, одни хвосты по всем предметам. Сколько можно ворон считать, бить баклуши и плевать в потолок?

Таня возмущается: Перестань валять дурака, возьми себя в руки. Не кривя душой хочу тебя заверить: больше хлопать ушами тебе не позволим.

Ксюша: Нужно идти в ногу со всем классом, а не плестись в хвосте. Пора взяться за ум.

Мальчик: Ишь разошлись! Дым коромыслом. Прямо из кожи вон лезут. Свалились как снег на голову, вставляют мне палки в колеса. Не хочу учиться, мне с хвостами хорошо.

Девочки (хором) вместе с классом: Нет уж, перестанешь скоро в бирюльки играть и коровам хвосты крутить. Как миленький будешь учиться, сегодня на уроке русского языка хвост пересдашь.

Мальчик: Совсем замучили человека. Дались вам мои хвосты…

Заходит учитель.

У: Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы продолжим разговор о богатстве русского языка, о его выразительных возможностях, пополним свой словарный запас новыми выражениями. Лексический строй языка разнообразен: эпитеты, метафоры, синонимы и антонимы, омонимы и паронимы. О чем сегодня пойдет речь, догадайтесь сами.

Ученик читает стихотворение, идет видеоряд: Глеб стоит у доски, на носу бельевая прищепка. Лицо краской испачкано. Проваливается в яму. Молотком бьет по маленьким дощечкам.

Глеб у доски повесил нос,

Краснеет до корней волос.

Он в этот час, как говорится,

Готов сквозь землю провалиться.

О чем же думал он вчера,

Когда баклуши бил с утра?

У: Почему фотографии вызвали улыбку?

Дети: Это же фразеологизмы, они имеют переносное значение, а на фотографиях все в прямом значении.

У: Теперь вы догадались, о чем пойдет речь?

Дети: О фразеологизмах.

У: Записываем тему урока: «Употребление фразеологизмов в речи». Сформулируйте цели урока.

Д: Вспомнить, что такое фразеологизмы, научиться правильно употреблять их в своей речи. Узнать много нового о богатствах русского языка.

У: Вы все правильно сказали. Дайте определение понятию «фразеологизм».

Д: Фразеологизмы - это устойчивые обороты речи, имеющие переносное значение.

У: Проверим, умеем ли мы находить фразеологизмы.

Выборочное списывание.

У каждого на парте распечатан листочек со стихотворением. «Глеб у доски повесил нос», лежат фразеологические словари.

Задание: выпишите из стихотворения фразеологизмы, устно объясните их значение.

Повесил нос - расстроился, пришел в уныние.

Краснеть до корней волос - сильно краснеть от стыда, смущаться.

Сквозь землю провалиться - мгновенно исчезнуть.

Баклуши бил - лентяйничал, заниматься пустяками.

Задания по группам: синяя группа - учатся на 3, желтая группа учатся на 3-4, красная группа - на 4-5.

Синяя группа - подберите как можно больше фразеологизмов со словом НОС. (Бьет в нос - издает резкий запах, вздернуть нос - зазнаться, водить за нос - обманывать, дать по носу - проучить, зарубить себе на носу - запомнить хорошо, клевать носом - спать, пред самым носом - близко, комар носа не подточит - сделано хорошо).

Желтая группа - подберите как можно больше фразеологизмов со словом ВОЛОСЫ. (Висеть на волоске - быть в опасности, волосы дыбом - ужас, страх, до седых волос - до старости, притянуть за волосы - привлечь по случайному признаку).

Красная группа - подберите фразеологизмы-синонимы к фразеологическому обороту БИТЬ БАКЛУШИ и фразеологизм - антоним. (Сидеть сложа руки, играть в бирюльки, гонять лодыря) и (не покладая рук)

У: Что мы нового узнали, выполняя это задание?

Д: Вспомнили о значении фразеологизмов, узнали новые фразеологизмы, узнали о фразеологизмах-синонимах и антонимах.

У: Давайте проверим, насколько хорошо вы знаете значения фразеологизмов.

Третий лишний.

У: Самостоятельно сформулируйте задание.

Д: Нужно найти фразеологизм, «лишний» среди других по значению и выписать его. Устно поясните выбор.

  1. Кот наплакал, хоть пруд пруди; раз, два - и обчёлся.

  2. .В двух шагах, рукой подать, у черта на куличках.

  3. Тянуть кота за хвост, во весь дух, сломя голову.

У: Обоснуйте выбор. ( фразеологизмы синонимы и антонимы)

Молодцы, вы хорошо справились с заданием, продемонстрировали знание фразеологизмов. Следующее упражнение поможет нам узнать, умеем ли мы употреблять фразеологизмы в речи правильно.

Задание по группам.

Каждая группа сама выберет уровень сложности.

1 тип задания: даны предложения, в которых подчеркнуты слова, их нужно заменить подходящим по смыслу фразеологическим оборотом.

2 тип задания: слова не подчеркнуты. Учащиеся самостоятельно должны понять, какие выражения необходимо трансформировать во фразеологизмы.

Синяя группа.

  1. Стали искать Витю, но он куда-то пропал. (Сквозь землю провалился)

  2. Целый час он меня обманывал, дурачил. (Лапшу на уши вешал)

Желтая группа.

  1. Мальчик с большим аппетитом ел обед в школе. (Уплетал за обе щеки)

  2. Мы не позволим никому нам мешать. (Вставлять палки в колеса)

Красная группа.

  1. Сыщики установили слежку за опасным преступником. (Сели на хвост)

  2. Дмитрий - кроткий, безобидный человек. (Мухи не обидит)

(Подсказки-картинки. Яма в земле; на ушах лапша; лицо с надутыми щеками; колесо с палкой; хвост, на котором сидят люди; муха)

У: Объясните, почему вы выбрали именно этот тип задания? Что было интереснее? Что дало нам выполнение этого задания? С какой целью фразеологизмы употребляются в речи?

У: Молодцы. Выполняя предыдущие упражнения, мы вспоминали о значениях фразеологизмов, учились употреблять фразеологизмы в речи. А сейчас выполним очень интересный вид работы, который поднимет нам всем настроение, да еще и познакомит с новыми оборотами. Перед вами серия рисунков, на которых изображены фразеологизмы. Попробуйте их отгадать.

Диктант-молчанка.

  1. Сорока на хвосте принесла.

  2. Ругать в хвост и в гриву.

  3. Поймать удачу за хвост.

4. Тянуть кота за хвост.

5 Хвост трубой.

У: устно поясните значение фразеологизмов.

(Отвечает мальчик, у которого долг по русскому языку)

У: молодец, ________. Ты сегодня на уроке хорошо работал, можно считать, что свой хвост ты исправил, но в дальнейшем постарайся делать все вовремя и не допускать появления долгов.

Биолог, стилист (разочарованно): вот в чем дело, нам встретился фразеологизм. Ученик с хвостом - тот, кто не сдал зачет, имеет задолжность по какому-либо предмету. А мы-то мечтали о великом открытии…

Ученый : ну что вы, друзья мои, как можно расстраиваться, ведь мы узнали столько нового сегодня. Познакомились с новыми фразеологизмами, пополнили свой словарный запас и сделали самое важное открытие: с русским языком можно творить чудеса! Краше и величественнее его нет. Поэтому не будем вешать нос, опускать руки, а возьмемся за дело. Вперед, к новым свершениям.

Итоги урока: я думаю, что наши уважаемые ученые сегодня сделали много открытий. А с какими впечатлениями вы уйдете с нашего урока? Оцените свою работу (некоторые учащиеся могут отвечать , используя фразеологизмы, их нужно особо отметить).

Домашнее задание (вариативное).

  1. - «зашифровать» фразеологизмы в картинках.

  2. -узнать и подготовить рассказ о происхождении фразеологизмов «попасть впросак», «играть в билюльки», «точить лясы».

  3. -придумать рассказ, употребив в нем фразеологизмы.

Урок по теме «Употребление фразеологизмов в речи»

Урок по теме «Употребление фразеологизмов в речи»

Урок по теме «Употребление фразеологизмов в речи»

Урок по теме «Употребление фразеологизмов в речи»

Урок по теме «Употребление фразеологизмов в речи»



© 2010-2022