Конспект урока литературы

Технологическая карта урока по литературе «Вечера на хуторе близ Деканьки».Энциклопедия народной жизни в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» урок литературы был проведён в 5 «В» классе по теме «Энциклопедия народной жизни в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».» Это был урок внеклассного чтения.    В начале урока была поставлена цель: создать условия для осознания учащимися народного характера произведения, осмысления нравственного идеала писателя.  Задачи: Образовательная – познакомить учащихся с традициями, обрядами, с бытом и верованиями славянских народов через эпоху, отражённую в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством». Развивающая : создать условия для развития у учащихся умений сопоставительного анализа, работы в творческих группах, нахождения информации в различных источниках и её обработки. Воспитательная: способствовать воспитанию у школьников интереса к народным традициям, национальной культуре; формирование гражданско-патриотических чувств и нравственно-эстетических идеалов. Были использованы такие средства обучения, как компьютер, повесть Н. В. Гоголя «ночь перед Рождеством», рабочие листы, доска Smart notebook, слайды для мультимедийной презентации., карточки, раздаточный материал (листы оценки проектов и самооценивания) Планируемые результаты: - предметные: познакомить учащихся с традициями и обрядами, с бытом и верованиями славянских народов через эпоху, отраженную в повести «Ночь перед Рождеством - метапредметные – создание условия для формирования коммуникативной и культуроведческой компетенций через понимание темы, идеи и проблемы текста, подбор аргументации для подтверждения собственной позиции, выделение причинно-следственных связей в устных и письменных высказываниях; научить самостоятельно организовывать деятельность, работая с разными источниками информации; – личностные – формирование духовно-нравственные качества личности на примере характеристики персонажей литературных произведений,  воспитывать заложенные автором в литературных произведениях вневременные, непреходящие нравственные ценности, доброжелательность в различных коммуникационных ситуациях.     Межпредметные связи: литература, фольклор, этнография, культурология, живопись.   Методы и педагогические технологии: Технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов – на этапе объяснения домашнего задания. (В.В. Фирсов),  компьютерные (новые информационные) технологии обучения- компьютер был использован (презентация) технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В.Давыдова- на уроке были заданы проблемный вопросы  групповые технологии (В.К. Дьяченко)- задание по группам.  Педагогика сотрудничества (К. Д. Ушинский, Н. П. Пирогов, Л. Н. Толстой) объяснительно-иллюстративный метод (рассказ с элементами беседы, демонстрация слайдов, аудио фрагментов); проблемный метод, На уроке использовались  виды работы: прослушивание и восприятие материала, беседа, практическая деятельность, ответы учащихся. УУД (Универсальные учебные действия):  Коммуникативные УУД: Целью УУД было научить детей 1.Уметь договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; 2. Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других 3. Уметь оформлять свои мысли в письменной форме Познавательные УУД: 1.Уметь проводить   сравнение по заданным критериям 2. Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов 3. Уметь находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы Регулятивные УУД: 1.Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя 2. Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок Личностные УУД: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Класс: 5

Предмет: литература. Урок внеклассного чтения.

Учебник: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина. - Москва: Просвещение, 2010 г

Название раздела, темы: Русская литература XIXвека. Н. В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Тема мероприятия: «Энциклопедия народной жизни в повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».

Цели урока: создать условия для осознания учащимися народного характера произведения, осмысления нравственного идеала писателя

Задачи.

Образовательная: познакомить учащихся с традициями, обрядами, сбытом и верованиями славянских народов через эпоху, отражённую в повести Гоголя «Ночь перед Рождеством».

Развивающая : создать условия для развития у учащихся умений сопоставительного анализа, работы в творческих группах, нахождения информации в различных источниках и её обработки.

Воспитательная: способствовать воспитанию у школьников интереса к народным традициям, национальной культуре; формирование гражданско-патриотических чувств и нравственно-эстетических идеалов.

Планируемые результаты:

Предметные: познакомить учащихся с традициями и обрядами, с бытом и верованиями славянских народов через эпоху, отраженную в повести "Ночь перед Рождеством"

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.

Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие моральной готовности противостоять Злу, вызвать стойкое внутреннее неприятие самих персонажей, наделённых всевозможными пороками и нежелание им подражать. Способствовать воспитанию у школьников интереса к народным традициям, национальной культуре; формирование гражданско-патриотических чувств и нравственно-эстетических идеалов.

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Средства обучения: компьютер, интерактивная доска SMART notebook, раздаточный материал, толковый словарь русского Ожегова.

Литература: повесть Н. В, Гоголя «Ночь перед Рождеством».

Межпредметные связи: фольклор, этнография, культурология, живопись.

План урока

Методы обучения

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.

Организация начала урока

Словесный, метод мотивации учебной деятельности

личностные: внимание, уважение к окружающим;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные: саморегуляция

Психологический настрой детей на урок.

-Сегодня у нас особенный урок. К нам пришли гости. Подарите им свои улыбки, посмотрите, как они улыбаются вам в ответ, и начнем занятие. Желаю, чтобы сегодняшний урок принес вам только радость.

слайд 1.

Всего три слова: ночь под Рождество,

Казалось бы, вмещается в них много ль?

Но в них и Римский-Корсаков, и Гоголь,

И на земле небожной божество.

И. Северянин.

Оценивание готовности к уроку.

Самоорганизация на учебную деятельность

Этап 2. Мотивация к учебной деятельности

1.Мотивация к учебной деятельности

Проблемный, метод фронтальной организации учащихся

познавательные УУД: выбор оснований и критериев для сравнения и классификации материала;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. регулятивные УУД: целеполагание

. Проблемный вопрос:

На доске вашему вниманию представлены русские пословицы: слайд 2

-Темные дела свету боятся.

- Красота до вечера, а доброта навек.

-В каком народе живёшь, такого обычая держишься.

- Добро не лихо: бродит по миру тихо.

Внимательно прочитайте их ещё раз, найдите ключевые слова и попробуйте предположить, о чём мы будем говорить сегодня на уроке.

(Речь пойдёт о жизни народа, их обычаях, традициях, добре и зле.)

Анализ, сопоставление.

Построение развернутого ответа на поставленный вопрос.



Формулируют предполагаемую тему занятия; составляют план своей деятельности, направленный на получение недостающих знаний и умений.


3.Сообщение темы урока. Постановка учебных задач.


Проблемный, метод фронтальной организации учащихся

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

регулятивные УУД: целеполагание

Тема нашего урока: "Энциклопедия народной жизни в повести Н. ВВ. Гоголя "Ночь перед Рождеством".

Лексическая работа.

Слайд3.

Что же такое энциклопедия? Давайте обратимся к толковому словарю русского языка Сергея Ивановича Ожегова.

Слайд 4.

Энциклопедия - 1.научное справочное издание по всем или отдельным отраслям.

2. Приведённое в систему обозрение различных отраслей какой-нибудь науки.

Целеполагание.

А теперь подумаем вместе, над чем мы будем сегодня работать, каковы наши цели?

- познакомиться с традициями и обрядами, с бытом и верованиями славянских народов;

- узнать о традициях празднования Рождества;

- проследить, как проявляют себя добро и зло на страницах повести;

- кто из героев является олицетворением добра, а кто зла;

- какие предметно-бытовые детали соответствуют героям повести, на какие черты характера героев они указывают.

Отвечают на вопросы.

Построение развернутого ответа на поставленный вопрос.

Определяют тему урока, записывают в рабочий лист. Постановка учебной задачи на этот урок

Этап 3. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.

1. Проверка домашнего задания





2.Работа с литературоведческими понятиями.

Словесный, познавательный, эвристический

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; соблюдать правила общения.

личностные УУД: смыслообразование (уметь находить ответ на вопрос «Какое значение, смысл имеет для меня учение? »; ценностное отношение к человеку.

регулятивные УУД: предвидеть возможности получения конкретного результата.

1. Работа с текстом.

Слайд 5.

Великий русский критик В. Г. Белинский писал: ""Ночь перед Рождеством" есть целая, полная

картина домашней жизни народа, его маленьких радостей, его маленьких горестей, словом, тут вся поэзия его жизни..."

- Давайте прикоснемся к этому удивительному миру народной жизни. Прочитаем первые строки произведения. (дома должны были подготовить выразительное чтение).

Слайд 6.

Выразительное чтение отрывка повести.

Со слов "Последний день перед Рождеством прошёл. ...выбежать скорее на скрыпучий снег".

- какие средства выразительности использовал Н. В. Гоголь в этом отрывке?

Выразительно читают текст.

Отвечают на вопросы учителя.



(гипербола "скрып мороза под сапогом слышался за полверсты".

Олицетворение "глянули звёзды", "месяц поднялся", "месяц заглядывал"

Эпитеты "величаво поднялся", "ясная ночь".)

3.Мини-исследование в группе.

Проектный

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;

личностные УУД: работа в команде одноклассников под руководством учителя; смыслообразование, планирование учебного сотрудничества внутри группы со сверстниками.

коммуникативные УУД: интегрироваться в группу и строить продуктивное взаимодействие.

регулятивные УУД: предвидеть возможности получения конкретного результата.

Организует выступления, подводит итоги оценивания.

Исследовательская работа.

Представление результатов работы в группах.

Оценивание выступлений одноклассников по критериям.

Физ. минутка


Физ.минутка

- А теперь немного отдохнём. Встаньте, пожалуйста, сейчас мы с вами выполним несколько упражнений.

1.Представьте, что вам необходимо достать звёзды (3раза).

2. А теперь вы - Чуб и кум, идущие по зимнему хутору в гости к Солохе. Итак, начали, ходьба на месте.

3. Подул сильный ветер Выдыхаем воздух. Ветер стал поднимать снег. Ничего не стало видно. Закрыли глаза. Открыли.

4. Наконец-то вы оказались в доме у Солохи. Но постоянно в дверь её хаты кто-то стучится. Вы прячетесь в мешок. Присели. Встали. Присели. Встали.

Объявление результатов.

Активно выполняют физические упражнения

Этап 4. Закрепление полученных знаний

Фронтальная работа. Анализ образов


Проблемный, метод фронтальной организации учащихся

личностные УУД: формирование эстетических потребностей, наблюдательности и фантазии; нравственно-этическая ориентация.

регулятивные УУД : адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников и адекватно использовать речь.

познавательные УУД: осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям.

коммуникативные УУД: строить монологические высказывания; проявлять активность в решении познавательных задач



Личностные: соотносить свою часть работы с общим замыслом.

Регулятивные: умение рационально организовывать самостоятельную деятельность.

Познавательные: овладение логическими действиями сравнения, обобщения; активность в решении творческой задачи.

Коммуникативные: навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками




регулятивные УУД: рефлексия, коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Слайд7.

-«Месяц вылетел через трубу солохиной хаты и плавно поднялся по небу. Всё осветилось. Метели как не бывало. Снег загорелся широким серебряным полем и весь обсыпался хрустальными звёздами. Мороз как бы потеплел».

Мы видим, что на фоне морозной рождественской ночи торжествует добро, красота, любовь.

слайд 8.

Посмотрите на доску и скажите, как вы понимаете пословицы, записанные на ней.

- Красивая, как ёлка, колючая как иголка.

- Не гляди на чуб, гляди на душу.

-Не всё то золото, что блестит

С какими героями их можно соотнести. Почему?

Погружаются в текст.

отвечают на вопросы учителя.

Анализ, сопоставление.

Построение развернутого ответа на поставленный вопрос.

(Оксана - самовлюблённая кокетка, эгоистичная, обладает внешней красотой. Она никого не любит, кроме себя, унижает Вакулу, постоянно смеётся над его чувствами, ранит своими насмешками.)

(Вакула - просто казак, деревенский кузнец, но обладает богатым внутренним миром, его душа тянется ко всему прекрасному: живописи, религии, музыки.)

(Третья пословица соотносится с финалом произведения. Оксана понимает, что подлинная ценность - не золото, не богатство, а «золото» души Вакулы - преданность, доброта, благородство, любовь

Этап 6. Подведение итогов урока

1.Обобщение

Индивидуальная работа, выступление перед аудиторией.



-Ребята, вспомните все, о чем мы сегодня говорили на уроке, скажите, можно ли назвать «Ночь перед Рождеством»?

Подводят итог, отвечают на вопрос

(Да, потому что в произведении Гоголя мы находим сведения о традициях и обычаях празднования Рождества, познакомились с бытом казачества, узнаем о вере и суевериях).

2. Домашнее задание

Словесный, наглядный

Дифференцированное домашнее задание.

1.Составить характеристику одного из персонажей (Вакула, Оксана, Солоха, Чёрт, Чуб)

2. Подобрать пословицы (3-4), характеризующие одного из персонажей (Вакула, Оксана, Солоха, Чёрт, Чуб).

3. Написать сочинение-миниатюру «Чему нас учит повесть Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»?»

Записывают

задания в дневники.

3. Самооценка

Самоанализ

Анализ работы учащихся.

Самооценка работы на уроке.

4.Рефлексия

Метод контроля,

познавательно-рефлексивный

Что удалось нам сегодня на уроке? Чем запомнится эта встреча? Кто узнал новое для себя?

Итоговый комментарий.

Дают развернутый ответ на вопрос (2-3 человека) .



© 2010-2022