Исследовательское обучение - основа формирования компетентной личности

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Исследовательское обучение - основа формирования компетентной личности







Выполнила: Шестакова Н.М.,

учитель русского

языка и литературы

МОУ «Гимназия №1 г. Майского»


Складывается впечатления, что в настоящее время у разных слоев нашего педагогического сообщества как бы "раскрылись глаза" - все "вдруг" увидели, что действительно есть такие дети, которые явно или неявно выделяются среди сверстников своей способностью учиться или придумывать необычное, решать математические задачи или рисовать, осваивать спортивные виды деятельности и т.д. И что эти дети действительно требуют особого подхода, потому что чем выше их отличие от других, тем богаче перспективы их профессионального развития.

Но в то же время, чем выше уровень достижений, тем шире и глубже у многих из этих детей диапазон собственных переживаний, тем больший груз собственных проблем ложится на их плечи и тем труднее им прожить без психологических потерь свое так называемое "счастливое детство". Иначе говоря, стало ясно, что одаренность - это не только дар, но и испытание для ученика. Но также и то, что одаренный ученик - это тоже дар и тоже испытание для учителя, то есть пробный камень, споткнувшись о который можно упасть, или, напротив, преодолев боль, подняться на более высокий уровень своего профессионального сознания и личностного становления.

Все дети по природе обладают творческим началом и потенциалом к развитию своих способностей. Если же способности ребенка не находят своего полноценного и творческого развития, то виноваты в том взрослые (общество, социум), которые либо не создали условий необходимых для развития природных возможностей ребенка, либо загасили его природные способности своими догматическими методами обучения. Поэтому нужно создавать соответствующую развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого учащегося в условиях специальных образовательных учреждений (классов, школ, лицеев) и в условиях массовой образовательной школы, а также в системе дополнительного образования. Основным методом обучения и развития одаренных детей как в урочное, так и во внеурочное время выступает метод исследования, позволяющий создать единое образовательное пространства основного и дополнительного образования на основе удовлетворения и развития исследовательской активности учащегося, обеспечивающей становление самостоятельной исследовательской деятельности.

В той мере, в какой содержание школьного образования связано с научными дисциплинами, в нём должна присутствовать исследовательская деятельность, поскольку исследовательский метод составляет самую суть науки. Без исследовательского обучения (или его элементов) полноценное естественно - научное образование вообще невозможно.

Умения, которые формируются в процессе исследовательского обучения, - это как раз и есть способы установления, описания и объяснения фактов. Наблюдение, измерение, проведение экспериментов, построение эмпирических зависимостей, индуктивных рассуждений и моделей, работа с источниками - эти умения хорошо известны, и большинство из них даже включено в образовательные стандарты по ряду предметов.

Полноценное учебное исследование практически невозможно вместить в рамки традиционного урока. Просто не хватает времени, чтобы неторопливо и вдумчиво пройти этот сложный процесс этап за этапом. Однако отдельные элементы исследовательского метода на уроке отработать можно.

Учебный процесс включает различные виды деятельности, и каждый из них по - своему воспитывает и активизирует учащегося, развивая их самостоятельность, творческое воображение, поисково - исследовательскую деятельность. Исследование - процесс творческий, который рождается только на основе внутренней потребности в познании. В связи с этим, для меня, учителя - словесника, слова Н.А. Рубакина "чтение это только начало. Творческая жизнь - вот цель" являются своеобразным напутствием в работе с учащимися. Поэтому часто задаешь себе вопрос: с чего начинается творец? Не с первого ли беспомощного рисунка, слабенькой рифмы, неумелого прикосновения к музыкальному инструменту? Как правило, в каждом классе есть учащегося, которые пишут стихи, рассказать, сказки. Чем старше дети, тем "серьезнее" жанр. Далеко не все начинающие писать стихи или прозу, становятся профессиональными писателями. Но увлечение литературой, желание узнать как можно больше, попробовать самому создать художественное произведение способствует расширению кругозора, развивает творческое мышление, приобщает учащихся к научному познанию, исследовательскому поиску.

Стимулируют активную работу мысли, удовлетворяют индивидуальные познавательные потребности учащихся следующие виды заданий и формы работы, применяемые мною на уроках литературы:

- Сформулировать вопросы к произведению;

- Составить викторину или кроссворд;

- В классе, где любят рисовать, предлагаю придумать и нарисовать герб усадьбы Троекуровых, Базаровых и т.д.; создать иллюстрации к понравившимся эпизодам, портреты героев, обложку к произведению;

- В старших классах интересно предложить задания, развивающие художественное мышление учащегося, стимулирующие воображение: дневник Е.Базарова; письмо к герою произведения; создать рассказ с изменением лица; создать диафильм, презентацию;

- Этюды - импровизации, когда ученики домысливают действия, сочиняют на основе внимательного чтения отдельные эпизоды;

- Удачные формы - театрализованная игра, интеллектуальная игра;

- Работа с энциклопедиями, словарями - неотъемлемая часть любого урока.

Это лишь некоторые формы работы, которые развивают самостоятельность мышления и воображения учеников, пробуждают их фантазию, создают на уроке условия для самовыражения каждого школьника для творчества.

Нестандартные формы урока, несомненно, способствуют не только приобретению знаний, но и развивают умения и навыки исследовательского поиска. Приоритетными для меня являются: урок - мастерская, интеллектуальная игра, в старших классах - семинар. Семинар - один из видов учебных практических занятий, включающий в обсуждение учащимися сообщения, доклады, рефераты, выполненные по результатам самостоятельного поиска. И сейчас эта форма работы нередко выдается за новаторство, а ведь она широко применялась в школах Древней Греции и Рима, где сообщения учащегося сочетались с диспутами, комментариями и обобщениями преподавателя.

Весь учебный процесс должно пронизывать "приглашение к открытию". Через обнаружение новых вопросов стимулируется познавательная активность ребенка, развиваются исследовательские способности учащихся: умения и навыки видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, делать умозаключения и выводы, готовить тексты собственных докладов, доказывать и защищать свои идеи. Таким образом, урок - это начало самостоятельной исследовательской деятельности учащихся; это фундамент развития поведения, основанного на доминировании проявлений поисковой активности в различных жизненных ситуациях.

В настоящее время исследовательское поведение рассматривается уже не как узкоспециальная личностная особенность, необходимая для небольшой профессиональной группы научных работников, а как неотъемлемая характеристика личности, входящая в структуру представлений о профессионализме и компетентности в любой сфере культуры. И даже шире - как стиль жизни современного человека. Поэтому от современного образования требуется уже не просто фрагментарное включение методов исследовательского обучения в образовательную практику, а целенаправленная работа по развитию исследовательских способностей, специально организованное обучение детей умениям и навыкам исследовательского поиска.

В связи с этим педагогическому коллективу необходимо стремиться создать культурно - компетентностное пространство школы, т.е. совокупность факторов и условий, благоприятных для исследовательской культуры не только учащихся, но и педагогов. Формируя культурно - компетентностное пространство школы, желательно активизировать сотрудничество педагогов по следующим направлениям:

а) Работа секций по направлениям;

б) индивидуальная групповая работа специалистов на базе школы, вузов и т.д.

в) совместное обсуждение рефератных работ;

г) организация интеллектуальных игр, марафонов;

д) общие заседания секций, конкурсы, встречи с учеными, научно - практические конференции.

е) профессиональная рефлексия хода и результатов учебно - исследовательской работы (методические, педагогические советы).

Это позволит стимулировать учителей на профессиональный рост, повысит активность педагогического коллектива на творческий поиск.

В.Г. Белинский любил говорить, что один поэт воздействует на другого, не передавая этому другому свою творческую энергию, но побуждая в нем его собственную. Великий критик сравнивал подобное воздействие с действием солнца на землю. Поэтому в условиях исследовательского обучения педагог не обязан всегда знать ответ на все вопросы, но он должен быть творцом - исследователем, должен быть "образцом творческой деятельности" и для учеников, и для своих коллег.

Литература:

1. Чудновский В.Э., Юркевич В.С. Одарённость: дар или испытание. М.: «Знание», 1990

2. Шумакова Н.Б. Одарённый ребёнок: особенности обучения. М.: «Просвещение», 2006

3.Ершов П.М. Технология актёрского искусства. М. ТОО «Горбунок», 1992

4. Организация самостоятельной работы на уроке. Сборник статей. Волгоград, «Учитель», 2011



© 2010-2022