- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок по русскому языку на тему Производные и непроизводные предлоги
Урок по русскому языку на тему Производные и непроизводные предлоги
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Евстафьева М.С. |
Дата | 28.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
План - конспект урока по русскому языку в 7 классе
Тема урока: Производные и непроизводные предлоги. Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога.
Тип урока: повторение и закрепление; изучение нового.
Оборудование: презентация к уроку, проектор, доска.
Цели урока:
-
совершенствовать умение отличать производные предлоги от омонимичных частей речи;
-
воспитывать любовь к русскому языку;
-
сформировать знания, умения, навыки различать простые и составные предлоги, определять их морфологические признаки;
-
уметь отличать приставку от предлога;
Задачи урока:
-
дать понятие о простых и составных предлогах;
-
продолжить работу над речью обучающихся;
-
знать отличительные признаки простых и составных предлогов.
План урока:
-
Оргмомент.
-
Проверка д/з.
-
Повторение пройденного материала:
- фронтальный опрос;
- упражнения на закрепление.
-
Изучение нового материала.
-
Закрепление.
-
Изучение нового материала.
-
Закрепление.
-
Итоги, рефлексия.
-
Д/з.
Ход урока.
-
Добрый день, ребята! Пожалуйста садитесь. Сегодня мы вспомним и закрепим тему нашего прошлого урока и приступим к новой теме: Простые и составные предлоги».
-
А начнем пока с проверки домашнего задания (то, которое было на листочках, упр-я проверю потом).
-
Мы с вами знаем, какие бывают предлоги: производные и непроизводные, однозначные и многозначные, они разные по значению, по составу, по функциям, которые они выполняют. Но сегодня мы познакомимся с тем, что такое простые и составные предлоги. А также познакомимся с морфологическим разбором предлога. Но для начала разберем предложение.
Слайд: (вставьте недостающие буквы и объясните орфограммы)
Пр…рода, пр…чудливо пр…образившаяся, с нетерпением ждет пр…лета птиц.
(запишите предложение в тетрадь, ученик по желанию отвечает)
(природа - словарное слово, пишем И, причудливо - приставка при со значением неполноты действия, преобразившаяся - ПЕРЕобразившаяся, прилета - ПРИ со значением приближения; так мы вспомнили одну из тем орфографии, теперь посмотрим на расстановку знаков препинания: природа ждет - го, природа какая, что делающаяся? - преобразившаяся - причастный оборот. Каждое слово мы можем охарактеризовать по чр, С - предлог, причем достаточно простой)
Что мы должны знать о П?
Что такое П?
Для чего он служит?
Слайд: Для связи слов в сл/сч и предложениях.
П бывают:
- однозначные и многозначные (1е имеют одно значение и употребл-ся с 1 падежом, 2е не 1 зн-е, не с 1 падежом);
- производные и непроизводные
Слайд: Производные П образованы от самостоятельных чр, при этом теряют свое лексическое значение и морфологические признаки.
Непроизводные П не образуются от самостоятельных чр.
Так вот, в данном случае предлог С будет являться непроизводным, совершенно простым предлогом.
Попробуем с вами сейчас выполнить задание.
Я вам сейчас представляю таблицу:
Слайд: Производные П Самостоятельные чр
Вспомним тему прошлого урока, я назову словосочетания и мы попробуем с вами распределить их. Итак:
-
В течение многих лет (в данном случае мы не можем задать такой вопрос, чтобы включать слово в течение в этот вопрос, но можем заменить другим: на протяжении многих лет, отсюда следует, что в течение - производный предлог, в данном случае В пишем раздельно, окончание Е);
-
Вглядываться в течение реки (вглядываться во что? - в течение, в данном случае в течение реки - ИС+П, но обратите внимание - окончание Е, оно похоже на то, что у нас есть в 1м столбике, но это ИС, которое стоит в В.п.);
-
Предмет наподобие куба (предмет, похожий на куб, НАПОДОБИЕ - производный П);
-
Задача на подобие треугольников (в данном случае - задача на решение каких-то примеров, связанных с темой «подобие треугольников», следовательно, ПОДОБИЕ - ИС+П);
-
Порезать огурцы вдоль (порезать как? - вдоль - наречие);
-
Опустить руки вдоль туловища (опустить как? - вдоль туловища - ПП);
-
Благодаря хорошей погоде (можно заменить, нельзя задать вопрос - ПП);
-
Благодаря хозяев, мы уходим (мы что делаем? - благодарим, как мы уходим, что делая? - благодаря, благодаря кеого? - Р.п., дееприч.);
-
Несмотря на неудачу (вопреки неудаче, пишем слитно, относим к ПП);
-
(а если мы возьмем другое сл/сч) Мы шли, не смотря по сторонам (шли не что делая? - не смотря, это деепричастие с частицей НЕ).
Итак, еще раз вспомним:
Слайд: П - служебная часть речи, которая выражает зависимость слов в словосочетаниях и предложениях.
П - обязательно должен включаться в падежный вопрос.
Производный П может быть заменен другим производным/непроизводным П.
-
Ну а теперь обратимся к следующей нашей новой теме «Простые и составные предлоги».
Слайд: Простые - предлоги, состоящие из одного слова (к, у, вблизи, около, через, из-за и т. д.)
Составные - предлоги, состоящие из нескольких слов (двух, реже трех) (в течение дня, за счет будущего года, в связи с морозами).
-
Потренируемся. Перед нами сл/сч-я, попробуем их распределить по двум группам, найти в них простые предлоги и составные. Сделаем это с вами вместе.
- останется позади дома (п);
- крепнет по мере роста (с);
- мчится вдоль по шоссе (в данном случае ВДОЛЬ - простой предлог, но в то же самое время, когда он соединяется с предлогом ПО, то получается как бы составной, но мы с вами напишем, что это два простых предлога, так как они - каждый сам по себе: мчится вдоль шоссе, мчится по шоссе - это не составной предлог);
- собираемся по случаю праздника (с);
- сделаем наподобие корзинки (поделку такую же, как корзинка, кажется, что это сложное слово, но считается простым предлогом);
- ошибаться вследствие невнимательности (п);
- утеплить ввиду холодов (п).
-
Ну а теперь перейдем еще к одной теме.
Слайд: Морфологический разбор предлога.
(включает в себя выделение двух признаков)
-
Часть речи. Общее значение.
-
Морфологические признаки:
Производность и непроизводность
Составной или простой
Разряд по значению
Неизменяемая часть речи (т к П - неизм чр, это мы просто так и указываем)
-
Синтаксическая функция (третье, на что обращаем внимание - синтаксическая функция, тк П не явл чп, мы так это и отмечаем).
-
Попробуем разобрать на конкретном примере.
К доске желающий. Предложение взято из произведения Куприна.
Я в продолжение всего лишь нескольких минут был одержим «ужасом сверхъестественного».
(предл-е появл-я на Слайде, одновременно появл-я р-р по ходу р-ра учеником)
-
В продолжение - предлог.
Был одержим в продолжение нескольких минут(Р.п.) (употребл. с ИС в Р.п.)
-
Морф. Призн.:
- производный (т к образован от ИС+П);
- составной;
- временной (выражает временные отношения);
- неизменяемое слово.
-
Синтаксическая ф-я - не является членом предложения.
-
Что нового вы узнали на уроке? Все ли вам понятно?
-
Параграф 51-52, упражнение 305. Всем спасибо за работу!