Программа внеурочной деятельности по русскому языку Родное слово для обучающихся 5 класса (ФГОС)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Скородумовская средняя общеобразовательная школа

Каменского района Ростовской области


«Утверждаю»

Директор МБОУ Скородумовской СОШ:

___________ Л.И.Курдюмова

Приказ от «___» _______ 2015 г. № ____


Рабочая программа

внеурочной деятельности по русскому языку

«Родное слово»



Ступень обучения: 5 класс

Количество часов: 34

Направление: общеинтеллектуальное

Автор-составитель: Понеделко Н.И.,

учитель русского языка и литературы

МБОУ Скородумовской СОШ

Каменского района

Ростовской области



2015 год





Содержание

1. Пояснительная записка ………………………………………………3-4

2. Планируемые результаты ……………………………………………5

3. Содержание программы …………………………………………… 6-7

4. Учебно-тематический план ……………………………………… 8-10

5. Описание материально-технического обеспечения ………………..11













Пояснительная записка


Отличительной особенностью стандартов второго поколения является требование организации внеурочной деятельности учащихся как неотъемлемой части образовательного процесса в школе. Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности (кроме урочной), в которых возможно и целесообразно решение задач их развития, воспитания и социализации.

Данная программа внеурочной деятельности предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении лингвокультурологии, воспитывает чувство уважения к русскому языку.

В отличие от уроков русского языка на внеурочных занятиях учащиеся получают углубленные знания по данному предмету по темам: «Морфемика», «Словообразование», «Морфология». «Графика», «Пунктуация», «Этимология» «Лексика», «Фразеология», «Синтаксис», «Культура речи». «Фонетика». Большое внимание уделяется практическим занятиям, творческим работам, интерактивным лекциям и семинарам. Используя информационные компьютерные технологии, ученики вместе с учителем учатся аргументировать, рассуждать по заданной теме. Данная программа актуальна, так как изучению русского языка уделяется большое внимание. Следовательно, необходимо через внеклассные дополнительные занятия прививать любовь к языку, совершенствуя орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся. Пятиклассники учатся составлять проекты, работать в команде. Этим данный курс отличается от других.

Цель: совершенствование навыков лингвистического анализа, повышение уровня языкового развития, воспитание интереса к предмету, развитие творчества и обогащение словарного запаса.

Задачи:

Обучающие:

  • развивать интерес к русскому языку как к учебному предмету;

  • пробудить потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

  • развивать мотивацию к изучению русского языка;

  • углубить и расширить знания и представления о литературном языке.

Воспитывающие:

  • воспитывать культуру обращения с книгой;

  • формировать и развивать у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

Развивающие:

  • развивать смекалку и сообразительность;

  • приобщать школьников к самостоятельной исследовательской работе;

  • развивать умение пользоваться разнообразными словарями;

  • учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

Формы проведения занятий

  • лекции;

  • практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.

  • анализ и просмотр текстов;

  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

В каждом занятии прослеживаются три части:

  • игровая;

  • теоретическая;

  • практическая.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, - 10-11 лет.

Проведение занятий предполагается в форме лекций, практических занятий, пресс-конференций, интеллектуальных игр, тренингов, защиты проектов, интерактивных занятий.

Основные методы и технологии

  • технология разноуровневого обучения;

  • развивающее обучение;

  • технология обучения в сотрудничестве;

  • коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника

Планируемые результаты.

Личностные результаты

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

  • эмпатия - умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

  • чувство прекрасного - умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

  • интерес к изучению языка;

  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;

  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

  • пользоваться словарями, справочниками;

  • осуществлять анализ и синтез;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • задавать вопросы.


Содержание программы

Программа содержит отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области лексики и фразеологии, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества; речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи обучающихся, формирование коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нормах русского литературного языка.

Содержание курса обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции.

В программе реализован системно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме. Деятельностный подход в этой программе осуществляется через такие формы работы, как конкурсы, КВН, игры, викторины. Место проведения занятий - учебный кабинет, библиотека.

Богатство русского языка(6 часов)

Значение русского языка в жизни человека. Красота и богатство русского языка. Волшебные слова: спасибо, пожалуйста, извините, простите и др. Праздник «День Вежливости». Чудесные превращения (Игры со словами). Конкурс скороговорок, считалок, поговорок.

Слово и его значение (4 часа)

Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Викторина «Угадай значение слова».

Слова-близнецы (2 часа)

Омонимы, омоформы, омофоны. Различение омонимов, омоформов и многозначных слов. Викторина «Слова-близнецы».

Слова-друзья (3часа)

Синонимы. Роль синонимов в устном народном творчестве. КВН «Слова-друзья».

Слова-противники (2 часа)

Антонимы. Игра «Слова-противники».

Происхождение слов (3 часа)

Происхождение слов (этимология). Жизнь слова. Рождение и отмирание слов. Исконно-русские и заимствованные слова. Викторина «Пришли и прижились».

Устаревшие и новые слова (3 часа)

Устаревшие слова. Конкурс «Непонятные слова». Неологизмы.

Фразеология (3 часа)

Фразеологические обороты. Крылатые слова и выражения. Праздник слов

Общеупотребительные слова и необщеупотребительные слова (4 часа)

Общеупотребительные слова. Профессионализмы. Диалектизмы. Игра «Умники и умницы».

Типы словарей (1 час)

Типы лингвистических словарей русского языка.

Повторение (3 часа)

Повторение и систематизация знаний по лексике и фразеологии, сведений о роли языка в жизни общества. Итоговая викторина «Что кроется в слове?»

Место учебного курса в учебном плане

Программа внеурочной деятельности «Лексическое богатство русского языка» для обучающихся 5 класса реализуется через занятия факультатива, содержание которого предусматривает связь с программой «Русский язык» под редакцией Т.А.Ладыженской. Программа рассчитана на 34 часа.







Учебно-тематический план

п.п.

Тема

Кол-во часов

Универсальные учебные действия

Формы организации занятий

Формы контроля

1

Вводное занятие. Значение русского языка.

1

Р П К

Беседа, чаепитие

2

Красота и богатство русского языка.

1

Р П К

Калейдоскоп

Творческое задание

3

«Волшебные слова».

1

Л Р П К

Беседа, исследование

Защита творческих работ

4

Праздник «День Вежливости».

1

Л Р П К

Праздник

5

Чудесные превращения. Игры со словами.

1

Р П К

Игра

Проект

6

Конкурс скороговорок, считалок, поговорок.

1

П К

Конкурс

Конкурс

7

Слово и его лексическое значение.

1

Р П К

Наблюдение

Тест

8

Однозначные и многозначные слова.

1

Р П К

путешествие

9

Прямое и переносное значение слова.

1

Р П К

Игра

Тест

10

Викторина «Угадай значение слова».

1

Л Р П К

Викторина

Творческое задание

11

Омонимы.

1

Р П К

Наблюдение

12

Викторина «Слова-близнецы».

1

Л Р П К

Игра

Викторина

13

Синонимы.

1

Р П К

Беседа

Тест

14

Слова-друзья в УНТ.

1

Р П К

Гостиная

15

КВН «Слова-друзья».

1

Л Р П К

Игра

Творческое задание

16

Антонимы.

1

Р П К

Аукцион

Творческое задание

17

Игра «Слова-противники».

1

Л Р П К

Игра

Выставка творческих работ

18

Происхождение слов. Жизнь слова.

1

Р П К

Исследование

19

Исконно-русские и заимствованные слова.

1

Р П К

Исследование

20

Викторина «Пришли и прижились»

1

Л Р П К

Игра

Творческое задание

21

Устаревшие слова.

1

Р П К

Наблюдение

22

Конкурс «Непонятные слова».

1

П К

Игра

Творческое задание

23

Неологизмы.

1

Р П К

Заседание

24

Фразеологические обороты.

1

Р П К

Круглый стол

25

Крылатые слова и выражения.

1

Р П К

Ярмарка

Презентация

26

Праздник слов.

1

Л Р П К

Чаепитие

Творческое задание

27

Общеупотребительные слова.

1

Р П К

Телемост

28

Профессионализмы.

1

Р П К

Капустник

Презентация

29

Диалектизмы.

1

Р П К

Наблюдение

30

Игра «Умники и умницы».

1

Л Р П К

Игра

Творческое задание

31

Типы лингвистических словарей русского языка.

1

Р П К

Исследование

32

Повторение и обобщение изученного.

1

Л Р П К

Заседание

Презентация

33

Итоговая викторина «Что кроется в слове?»

1

Л Р П К

Игра

Защита проектов

34

Итоговое занятие.

1

Л Р П К

Утренник

Защита проектов



Описание материально-технического обеспечения

Печатные пособия

1. Ахременкова Л.А. «К пятёрке шаг за шагом», 5 класс, М. «Просвещение» , 2006 год

2. Бройде М.Г. Занимательные упражнения по русскому языку: 5-9 классы. М.: ВАКО, 2012.

3. Григорян Л.Т. Язык мой - друг мой. Материалы для внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1988.

4. Дереклеева Н.И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во внеклассной работе: Игровые упражнения. - М.: 5 за знания, 2005. - 192 с. - (Методическая литература).

5. Игровые технологии на уроках русского языка. 5-9 классы. Автор-составитель В.Н.Пташкина. Волгоград: Учитель, 2011.

6. Книгина М.П. «Русский язык, 5 класс. Тесты в 2-х частях». Саратов: «Лицей», 2007 год.

7. Криволапова Н.А. «Внеурочная деятельность». Программа развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы.М. :Просвещение, 2012г.

8. Новые образовательные стандарты. Организация внеурочной деятельности учащихся по русскому языку. 5-11 классы. Автор-составитель Т.А.Чернова. М.: Планета, 2012.

9. И.П.Цыбулько, С.И.Львова, В.А. Коханова «Русский язык. Тренировочные задания» Москва «Эксмо», 2009 год.


© 2010-2022