- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Контрольная работа по теме Художественные средства выразительности
Контрольная работа по теме Художественные средства выразительности
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 11 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Соломинцев М.М. |
Дата | 23.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
11 класс. Контрольная работа по теме: «Художественные средства выразительности».
1 вариант.
-
Дайте определение следующим понятиям: а) метафора, б) литота, в) синекдоха, г) перифраза, д) градация.
-
Определите фигуры и тропы речи:
-
«Приехав домой, Лаевский и Надежда Фёдоровна вошли в свои тёмные, душные, скучные комнаты». (А. П. Чехов).
-
« Мне бы хотелось знать. Отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?» (Н. В. Гоголь)
-
Клянусь я первым днём творенья,
Клянусь его последним днём,
Клянусь позором преступленья
И вечной правдой торжеством.
Клянусь паденья горькой мукой,
Победы краткою мечтой;
Клянусь свиданием с тобой
И вновь грозящею разлукой. (М. Ю. Лермонтов)
-
«Нет, я хотел…. Быть может, вы…. Я думал, что не барону время умереть». (А. С. Пушкин)
-
С горы бежит поток проворный
В лесу не молкнет птичий гам. (Ф. И. Тютчев)
-
И скучно, и грустно, и некому руку подать. ( М. Ю. Лермонтов)
-
«Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи!» (Н. В. Гоголь)
-
Швед, русский - колет, рубит, режет
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон. (А. С. Пушкин)
-
«Игру его любил творец Макбета». (А. С. Пушкин)
-
«И слышно было до рассвета, как ликовал француз». ( М. Ю. Лермонтов).
-
«Старый клён на одной ноге стережёт голубую Русь». (С. Есенин)
-
«Путь шёл по целине, люди падали с обрывов». (И. Эренбург).
-
«Ты богат, я очень беден, ты - прозаик, я - поэт». ( А. С. Пушкин)
-
« Нужно, чтобы государство помнило главное: его граждане - не физические лица. А люди». (Из газет)
-
Хоть не вечен человек,
То, что вечно, - человечно.
Что такое день иль век
Перед тем, что бесконечно?
Хоть не вечен человек,
То, что вечно, - человечно. (А. А. Фет)
-
Определите, кто из русских писателей и поэтов изображён И. Северяниным в этих строках: а) М. Горький, б) В. Маяковский, в) В. Брюсов, г) М. Цветаева, д) А. Ахматова.
-
Сласть слёз солёных знала Изергиль,
И сладость волн солёных впита Мальвой.
Под каждой кофточкой, под каждой тальмой -
Цветов сердец зиждительная пыль.
-
Послушница обители любви
Молитвенно перебирает чётки.
Осенней ясностью в ней чувства чётки.
Удел-то святости непоправим.
-
Поёт он гимны всем семи грехам.
Непревзойдённый в митинговой глотке.
Историков о нём тоскуют плётки
Пройтись по всем стихозопотрохам.
-
Выпишите из текста все изобразительно-выразительные средства: тропы, стилистические фигуры и их виды. Укажите средства создания образов на уровне фонетики, лексики, морфологии, словообразования, синтаксиса.
Когда склоняется день, когда розовая мгла одевает дальние части города и окрестные холмы, тогда только можно видеть нашу древнюю стлицу во всём её блеске, ибо, подобно красавице, показывающей только вечером свои лучшие уборы, она только в этот торжественный час может произвести на душу сильное, неизгладимое впечатление.
Что сравнить с этим Кремлём, который, окружась зубчатыми стенами, красуясь золотыми главами соборов, возлежит на высокой горе, как державный венец на челе грозного владыки?
Что величественнее этих мрачных храмин, тесно составленных в одну кучу, этого таинственного дворца Годунова, коего холодные столбы и плиты столько лет уже не слышат звуков человеческого голоса, подобно могильному мавзолею, возвышающемуся среди пустыни в память царей великих?!
Нет, ни Кремля, ни его зубчатых стен, ни его, тёмных переходов, ни пышных дворцов его описать невозможно… Надо видеть, видеть…надо чувствовать всё, что они говорят сердцу и воображению! ( М. Ю. Лермонтов)
-
Прочитайте фрагмент рецензии. В данном фрагменте рассматриваются языковые особенности текстов. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на месте пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
-
Одна из загадочных и, быть может, трагических особенностей жизни заключается в том, что, вырастая, мы поразительно быстро забываем душевное состояние детства, оттенки этих состояний. (2) В редкие высокие минуты детство в нас оживает.(3) Но ощущаем ли мы в будничном течении дней понимание детства как чего-то духовно близкого, совершенно родного? (4) Многие ли могут вслед за Сент-Экзюпери повторить: «Я из страны детства….»?
(5) «Дети - поэты, дети - философы», - утверждает Я Корчак. (6) Поэты, потому что сильно радуются и сильно горюют; философы, потому что склонны глубоко вдумываться в жизнь.
(7) А потом? (8) Куда это уходит? (9) Почему, когда маленькие становятся большими, поэты и философы - редкость? ( Е. Богат).
«Основную тему данного отрывка, прежде всего, позволяют определить _______, которые неоднократно повторяются в первом абзаце. Текст пронизан сожалением о том, что люди, вырастая, теряют «душевное состояние детства». Призывая читателей задуматься над поднятыми проблемами, автор использует_________(предложения 3,4,8, 9). Свои чувства Е. Богат пытается передать с помощью удачно подобранных ________(«загадочных и трагических особенностей жизни», «высокие минуты», «поразительно быстро» и другие). Для обоснования своей позиции автор прибегает к ____________(предложение 5).
Список терминов:
-
Метафора, 2) Фразеологизм,3)Ключевые слова, 4) Синтаксический параллелизм,5) Риторический вопрос, 6) Цитация,7)Гипербола,8) инверсия, 9) эпитеты, 10) сравнительный оборот.
11 класс. Контрольная работа по теме: «Художественные средства выразительности».
2 вариант.
-
Дайте определение следующим понятиям: а) инверсия, б) парцеляция, в) антитеза, г) метонимия, д) анафора.
-
Определите фигуры и тропы речи:
-
«Мы хотели песен - не было слов. Мы хотели спать - не было снов. Мы носили траур - оркестр играл туш». ( В. Цой)
-
«Светились, горели, сияли огромные голубые глаза» (В. Солоухин).
-
« Почему никто не возмущается? Образование и здравоохранение! Важнейшие сферы жизни общества! Не упомянуты в этом документе вообще. (Из газет).
-
В синем небе звёзды блещут, в синем море волны плещут. (А. С. Пушкин)
-
И какой русский не любит быстрой езды? ( Н. В. Гоголь)
-
Страна восходящего солнца.
-
В сто сорок солнц закат пылал. (В. Маяковский)француз».
-
Смотри, каков Самсон! (о слабом человеке)
-
Внизу, как зеркало стальное,
Синеют озера струи. (Ф. И. Тютчев)
-
Мне нравятся весёлые люди. Нравятся сияющие глаза, звонкий смех, громкий говор. Крики. Мне нравятся румяные девушки с коньками в руках. Или такие, знаете, в майках, в спортивных туфельках., прыгающие вверх и вниз.
-
А волны моря с печальным рёвом о камни бились. ( М. Горький)
-
Хоть не вечен человек,
То, что вечно, - человечно.
Что такое день иль век
Перед тем, что бесконечно?
Хоть не вечен человек,
То, что вечно, - человечно. (А. А. Фет)
13. Я три тарелки съел. ( И. А. Крылов)
14. Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить. ( Н. А. Некрасов)
15. Всё спит - и человек, и зверь, и птица. ( Н. В. Гоголь)
-
Определите, кто из русских писателей и поэтов изображён в этих строках: а) С. Есенин, б) В. Маяковский, в) А. Блок, г) А. Куприн, д) И. Бунин.
-
Он тщетно на земле любви искал:
Её здесь нет. Когда же свой оскал
Явила Смерть, он понял - Незнакомка.
-
Он в жизнь вбегал рязанским простаком
Голубоглазым, кудреватым, русым.
С задорным носом и весёлым вкусом,
К усладам жизни солнышком влеком.
-
Писатель балаклавских рыбаков,
Друг тишины, уюта, моря, селец…
-
Выпишите из текста все изобразительно-выразительные средства: тропы, стилистические фигуры и их виды. Укажите средства создания образов на уровне фонетики, лексики, морфологии, словообразования, синтаксиса.
О чём я думаю? Когда я спросил себя об этом, мне захотелось вспомнить, о чём именно я думал, и тотчас думанье и о том, что думанье есть самое удивительное, самое непостижимое в моей жизни. О чём думал я, что было во мне? Какие-то мысли об окружающем и желание зачем-то запомнить, удержать, сохранить в себе это окружающее…. Ещё чувство беспредельного счастья от этого безграничного покоя, всеобъемлющей гармонии ночи, а также не распознанное до конца чувство какой-то тоски и какой-то корысти. Тоска из глубинного подсознательного ощущения, что лишь во мне одном нет покоя, нет бездумности. А корысть из всепоглощающей жажды как-то использовать это счастье и даже самую тоску и жажду, что-то создать из них.
Только человек дивится и поражается своему существованию, думает о нем . За что же отметил меня Бог роковым знаком удивления, зачем все возрастает во мне оно? Я чувствую себя бесконечно одиноким в этом полночном безмолвии, колдовски звенящем мириадами хрустальных источников, неиссякаемо льющихся в какое-то бездонное лоно. Рассеивающий небесную тьму свет Юпитера озаряет громадное пространство между поднебесьем и морем, великий храм ночи, над царственными вратами которого вознесся он как знак святого духа.
И я один в этом храме, я бодрствую в нем ( По И. А. Бунину).
-
Прочитайте фрагмент рецензии. В данном фрагменте рассматриваются языковые особенности текстов. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на месте пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
-
Вечер. (2) И вода, и небо, и ветер - как свинец.
(3) И ночью - буря. (4) Небо звёздно, в небе Большая Медведица и Полярная звезда, но под небом всё сошло с угла.(5) Домищи волн лезут на корабль, пенятся, гремят, ревут ветром, бьют через борты, влезают на нос и корму, друг на друга, на небо, ветер рвёт пену, и она несётся над водой, над кораблём, к звёздам. (6) Мрак черен. (7) Весь корабль завинчен, заклёпан, завязан. (8) И, конечно, тут, в бурю, в страданиях, у корабля возникает душа, злаядуша, враждебная человеку, ибо весь корабль, дрожащий, мечущийся, злой - каждой своей стальной частью - столковывается с морем, с морским чёртом, чтобы выкинуть, отдать морю людей, скинуть их с себя - их и их вещи, по кораблю нельзя сходить, можно только ползать, держась за тросы, вместе с тросами взлетая над водой, вместе с тросами исчезая в воду… (Б. Пильняк)
Текст Б. Пильняка чрезвычайно интересен, красочен и богат средствами языковой выразительности. Изображая природные стихии их силу и мощь, автор использует одиночную ( «домища волн») и и развёрнутую («у корабля возникает душа …. Столковывается с морем»)___________, («и вода, и небо, и ветер - как свинец»).__________(«мрак черен», «злая душа, враждебная человеку», «корабль, дрожащий, мечущийся, злой»), а также многочисленные ряды _________, которые в предложении 8 создают приём____________(«влезают на нос и корму, друг на друга, на небо»). Динамический характер тексту придаёт употребление большого числа ____________(«лезут», «пенятся», «ревут», «рвёт», «выкинуть», «отдать», «ползать» и др.), которые показывают быструю смену действий, разнообразие в стремительности происхождения событий. В создании художественного образа усиливающейся бури и передаче нарастающего эмоционального напряжения участвуют и синтаксические средства языка:_________(предложение 3), индивидуально-авторские_______(предложения 2,8), а также приём постепенного усложнения синтаксической структуры составляющих текст предложений, от простого нераспространённого___ (предложение1) к сложному_____(предложение8)
Список терминов:
-
эпитет, 2)метафора, 3)сравнение, 4) гипербола, 5) фразеологизм, 6) градация,7)глаголы ,8) суффиксы субъективной оценки, 9) инверсия, 10) синтаксический параллелизм, 11)знаки препинания, 12) эллипсис.