Контрольная работа по теме Художественные средства выразительности

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

11 класс. Контрольная работа по теме: «Художественные средства выразительности».

1 вариант.

  1. Дайте определение следующим понятиям: а) метафора, б) литота, в) синекдоха, г) перифраза, д) градация.

  2. Определите фигуры и тропы речи:

  1. «Приехав домой, Лаевский и Надежда Фёдоровна вошли в свои тёмные, душные, скучные комнаты». (А. П. Чехов).

  2. « Мне бы хотелось знать. Отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?» (Н. В. Гоголь)

  3. Клянусь я первым днём творенья,

Клянусь его последним днём,

Клянусь позором преступленья

И вечной правдой торжеством.

Клянусь паденья горькой мукой,

Победы краткою мечтой;

Клянусь свиданием с тобой

И вновь грозящею разлукой. (М. Ю. Лермонтов)

  1. «Нет, я хотел…. Быть может, вы…. Я думал, что не барону время умереть». (А. С. Пушкин)

  2. С горы бежит поток проворный

В лесу не молкнет птичий гам. (Ф. И. Тютчев)

  1. И скучно, и грустно, и некому руку подать. ( М. Ю. Лермонтов)

  2. «Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи!» (Н. В. Гоголь)

  3. Швед, русский - колет, рубит, режет

Бой барабанный, клики, скрежет,

Гром пушек, топот, ржанье, стон. (А. С. Пушкин)

  1. «Игру его любил творец Макбета». (А. С. Пушкин)

  2. «И слышно было до рассвета, как ликовал француз». ( М. Ю. Лермонтов).

  3. «Старый клён на одной ноге стережёт голубую Русь». (С. Есенин)

  4. «Путь шёл по целине, люди падали с обрывов». (И. Эренбург).

  5. «Ты богат, я очень беден, ты - прозаик, я - поэт». ( А. С. Пушкин)

  6. « Нужно, чтобы государство помнило главное: его граждане - не физические лица. А люди». (Из газет)

  7. Хоть не вечен человек,

То, что вечно, - человечно.

Что такое день иль век

Перед тем, что бесконечно?

Хоть не вечен человек,

То, что вечно, - человечно. (А. А. Фет)

  1. Определите, кто из русских писателей и поэтов изображён И. Северяниным в этих строках: а) М. Горький, б) В. Маяковский, в) В. Брюсов, г) М. Цветаева, д) А. Ахматова.

  1. Сласть слёз солёных знала Изергиль,

И сладость волн солёных впита Мальвой.

Под каждой кофточкой, под каждой тальмой -

Цветов сердец зиждительная пыль.

  1. Послушница обители любви

Молитвенно перебирает чётки.

Осенней ясностью в ней чувства чётки.

Удел-то святости непоправим.

  1. Поёт он гимны всем семи грехам.

Непревзойдённый в митинговой глотке.

Историков о нём тоскуют плётки

Пройтись по всем стихозопотрохам.

  1. Выпишите из текста все изобразительно-выразительные средства: тропы, стилистические фигуры и их виды. Укажите средства создания образов на уровне фонетики, лексики, морфологии, словообразования, синтаксиса.

Когда склоняется день, когда розовая мгла одевает дальние части города и окрестные холмы, тогда только можно видеть нашу древнюю стлицу во всём её блеске, ибо, подобно красавице, показывающей только вечером свои лучшие уборы, она только в этот торжественный час может произвести на душу сильное, неизгладимое впечатление.

Что сравнить с этим Кремлём, который, окружась зубчатыми стенами, красуясь золотыми главами соборов, возлежит на высокой горе, как державный венец на челе грозного владыки?

Что величественнее этих мрачных храмин, тесно составленных в одну кучу, этого таинственного дворца Годунова, коего холодные столбы и плиты столько лет уже не слышат звуков человеческого голоса, подобно могильному мавзолею, возвышающемуся среди пустыни в память царей великих?!

Нет, ни Кремля, ни его зубчатых стен, ни его, тёмных переходов, ни пышных дворцов его описать невозможно… Надо видеть, видеть…надо чувствовать всё, что они говорят сердцу и воображению! ( М. Ю. Лермонтов)

  1. Прочитайте фрагмент рецензии. В данном фрагменте рассматриваются языковые особенности текстов. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на месте пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

  1. Одна из загадочных и, быть может, трагических особенностей жизни заключается в том, что, вырастая, мы поразительно быстро забываем душевное состояние детства, оттенки этих состояний. (2) В редкие высокие минуты детство в нас оживает.(3) Но ощущаем ли мы в будничном течении дней понимание детства как чего-то духовно близкого, совершенно родного? (4) Многие ли могут вслед за Сент-Экзюпери повторить: «Я из страны детства….»?

(5) «Дети - поэты, дети - философы», - утверждает Я Корчак. (6) Поэты, потому что сильно радуются и сильно горюют; философы, потому что склонны глубоко вдумываться в жизнь.

(7) А потом? (8) Куда это уходит? (9) Почему, когда маленькие становятся большими, поэты и философы - редкость? ( Е. Богат).

«Основную тему данного отрывка, прежде всего, позволяют определить _______, которые неоднократно повторяются в первом абзаце. Текст пронизан сожалением о том, что люди, вырастая, теряют «душевное состояние детства». Призывая читателей задуматься над поднятыми проблемами, автор использует_________(предложения 3,4,8, 9). Свои чувства Е. Богат пытается передать с помощью удачно подобранных ________(«загадочных и трагических особенностей жизни», «высокие минуты», «поразительно быстро» и другие). Для обоснования своей позиции автор прибегает к ____________(предложение 5).

Список терминов:

  1. Метафора, 2) Фразеологизм,3)Ключевые слова, 4) Синтаксический параллелизм,5) Риторический вопрос, 6) Цитация,7)Гипербола,8) инверсия, 9) эпитеты, 10) сравнительный оборот.


11 класс. Контрольная работа по теме: «Художественные средства выразительности».

2 вариант.

  1. Дайте определение следующим понятиям: а) инверсия, б) парцеляция, в) антитеза, г) метонимия, д) анафора.

  2. Определите фигуры и тропы речи:

  1. «Мы хотели песен - не было слов. Мы хотели спать - не было снов. Мы носили траур - оркестр играл туш». ( В. Цой)

  2. «Светились, горели, сияли огромные голубые глаза» (В. Солоухин).

  3. « Почему никто не возмущается? Образование и здравоохранение! Важнейшие сферы жизни общества! Не упомянуты в этом документе вообще. (Из газет).

  4. В синем небе звёзды блещут, в синем море волны плещут. (А. С. Пушкин)

  5. И какой русский не любит быстрой езды? ( Н. В. Гоголь)

  6. Страна восходящего солнца.

  7. В сто сорок солнц закат пылал. (В. Маяковский)француз».

  8. Смотри, каков Самсон! (о слабом человеке)

  9. Внизу, как зеркало стальное,

Синеют озера струи. (Ф. И. Тютчев)

  1. Мне нравятся весёлые люди. Нравятся сияющие глаза, звонкий смех, громкий говор. Крики. Мне нравятся румяные девушки с коньками в руках. Или такие, знаете, в майках, в спортивных туфельках., прыгающие вверх и вниз.

  2. А волны моря с печальным рёвом о камни бились. ( М. Горький)

  3. Хоть не вечен человек,

То, что вечно, - человечно.

Что такое день иль век

Перед тем, что бесконечно?

Хоть не вечен человек,

То, что вечно, - человечно. (А. А. Фет)

13. Я три тарелки съел. ( И. А. Крылов)

14. Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить. ( Н. А. Некрасов)

15. Всё спит - и человек, и зверь, и птица. ( Н. В. Гоголь)

  1. Определите, кто из русских писателей и поэтов изображён в этих строках: а) С. Есенин, б) В. Маяковский, в) А. Блок, г) А. Куприн, д) И. Бунин.

  1. Он тщетно на земле любви искал:

Её здесь нет. Когда же свой оскал

Явила Смерть, он понял - Незнакомка.

  1. Он в жизнь вбегал рязанским простаком

Голубоглазым, кудреватым, русым.

С задорным носом и весёлым вкусом,

К усладам жизни солнышком влеком.

  1. Писатель балаклавских рыбаков,

Друг тишины, уюта, моря, селец…

  1. Выпишите из текста все изобразительно-выразительные средства: тропы, стилистические фигуры и их виды. Укажите средства создания образов на уровне фонетики, лексики, морфологии, словообразования, синтаксиса.

О чём я думаю? Когда я спросил себя об этом, мне захотелось вспомнить, о чём именно я думал, и тотчас думанье и о том, что думанье есть самое удивительное, самое непостижимое в моей жизни. О чём думал я, что было во мне? Какие-то мысли об окружающем и желание зачем-то запомнить, удержать, сохранить в себе это окружающее…. Ещё чувство беспредельного счастья от этого безграничного покоя, всеобъемлющей гармонии ночи, а также не распознанное до конца чувство какой-то тоски и какой-то корысти. Тоска из глубинного подсознательного ощущения, что лишь во мне одном нет покоя, нет бездумности. А корысть из всепоглощающей жажды как-то использовать это счастье и даже самую тоску и жажду, что-то создать из них.

Только человек дивится и поражается своему существованию, думает о нем . За что же отметил меня Бог роковым знаком удивления, зачем все возрастает во мне оно? Я чувствую себя бесконечно одиноким в этом полночном безмолвии, колдовски звенящем мириадами хрустальных источников, неиссякаемо льющихся в какое-то бездонное лоно. Рассеивающий небесную тьму свет Юпитера озаряет громадное пространство между поднебесьем и морем, великий храм ночи, над царственными вратами которого вознесся он как знак святого духа.

И я один в этом храме, я бодрствую в нем ( По И. А. Бунину).

  1. Прочитайте фрагмент рецензии. В данном фрагменте рассматриваются языковые особенности текстов. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на месте пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

  1. Вечер. (2) И вода, и небо, и ветер - как свинец.

(3) И ночью - буря. (4) Небо звёздно, в небе Большая Медведица и Полярная звезда, но под небом всё сошло с угла.(5) Домищи волн лезут на корабль, пенятся, гремят, ревут ветром, бьют через борты, влезают на нос и корму, друг на друга, на небо, ветер рвёт пену, и она несётся над водой, над кораблём, к звёздам. (6) Мрак черен. (7) Весь корабль завинчен, заклёпан, завязан. (8) И, конечно, тут, в бурю, в страданиях, у корабля возникает душа, злаядуша, враждебная человеку, ибо весь корабль, дрожащий, мечущийся, злой - каждой своей стальной частью - столковывается с морем, с морским чёртом, чтобы выкинуть, отдать морю людей, скинуть их с себя - их и их вещи, по кораблю нельзя сходить, можно только ползать, держась за тросы, вместе с тросами взлетая над водой, вместе с тросами исчезая в воду… (Б. Пильняк)

Текст Б. Пильняка чрезвычайно интересен, красочен и богат средствами языковой выразительности. Изображая природные стихии их силу и мощь, автор использует одиночную ( «домища волн») и и развёрнутую («у корабля возникает душа …. Столковывается с морем»)___________, («и вода, и небо, и ветер - как свинец»).__________(«мрак черен», «злая душа, враждебная человеку», «корабль, дрожащий, мечущийся, злой»), а также многочисленные ряды _________, которые в предложении 8 создают приём____________(«влезают на нос и корму, друг на друга, на небо»). Динамический характер тексту придаёт употребление большого числа ____________(«лезут», «пенятся», «ревут», «рвёт», «выкинуть», «отдать», «ползать» и др.), которые показывают быструю смену действий, разнообразие в стремительности происхождения событий. В создании художественного образа усиливающейся бури и передаче нарастающего эмоционального напряжения участвуют и синтаксические средства языка:_________(предложение 3), индивидуально-авторские_______(предложения 2,8), а также приём постепенного усложнения синтаксической структуры составляющих текст предложений, от простого нераспространённого___ (предложение1) к сложному_____(предложение8)

Список терминов:

  1. эпитет, 2)метафора, 3)сравнение, 4) гипербола, 5) фразеологизм, 6) градация,7)глаголы ,8) суффиксы субъективной оценки, 9) инверсия, 10) синтаксический параллелизм, 11)знаки препинания, 12) эллипсис.


© 2010-2022