Рабочая программа по культуре общения для 5-9 классов

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Песковская основная общеобразовательная школа №2

имени Героя Советского Союза Д.А.Теплякова»









Принято на заседании ШМО

7.09.15 г. протокол № 1

Руководитель МО_________

Согласовано 09.09.15 г.

Зам. директора по УВР______



Утверждено 10.09.15 г.



Директор школы____________




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУЛЬТУРЕ
ОБЩЕНИЯ

для 5-9 классов базового уровня.





Составитель: учитель русского языка и

литературы Ι квалификационной категории Петрова И.Е.















2015 г





  1. Пояснительная записка.

Рабочая программа «Культура общения» составлена на основе Закона об образовании (ст.9,14,29), Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по, Программы «Культура общения» региональной компетенции под редакцией И.А. Стернина.- Воронеж, ВОИПКРО, 2009г.

В Воронежской области «Культура общения» области как предмет школьной компетенции ведется с 1992 г. и как предмет региональной компетенции с 1997 г. Программа (2009 года издания) предназначена для 1-11 классов общеобразовательных учреждений г. Воронежа и. Воронежской области.

Настоящий вариант программы (5 издание) по сравнению с 4-м. изданием (Воронеж, Центрально-Черноземное книжное издательство, 2002) переработан. Существенному уточнению (прежде всего в области перераспределения материала, а также частично в области содержания) были подвергнуты блоки средних классов. Они переработаны с опорой на опыт лучших учителей и накопленный пятнадцатилетний опыт преподавания предмета; в них учтены новые достижения в области преподавания речеведческих дисциплин в отечественной науке и педагогической практике.

Данная программа обеспечивается учебно-методическим комплектом по культуре общения для 5-9 классов под редакцией И.А.Стернина, выпускаемым издательством ВОИПКРО.

  1. Грищук Е.И., Мудрова Л.Д., Стернин И.А. Культура общения. 5 класс. Пособие. Воронеж, ВОИПКРО, 2008

2. Лазуренко Е.Ю., Мудрова Л.Д., Стернин И.А. Культура общения. 6 класс. Пособие. Воронеж, ВОИПКРО, 2008 Культура общения. 6 класс. Книга для учителя. Выпуск 1-4/ под редакцией И.А.Стернина. Воронеж, 2007

3. Лазуренко Е.Ю., Мудрова Л.Д., Стернин И.А. Культура общения. Диалог и монолог 6 класс: Пособие. - Воронеж: ВОИПКиПРО 2009

4. А.В.,Мудрова Л.Д., Стернин И.А. Культура Общения. Риторика 7 класс Пособие.- Воронеж: ВОИПКиПРО 2009

  1. Журавлёва Н.В., Мудрова Л.Д., Стернин И.А. Культура Общения. Этикет и имидж 8 класс Пособие.- Воронеж



Цель обучения - формирование коммуникативной грамотности учащихся.

Коммуникативная грамотность предполагает сформированность у учащихся:

- устойчивых риторических навыков;

- устойчивых навыков культуры устной речи;

- навыков эффективного общения.

Задачи курса:

1.Сформировать коммуникативную грамотность учащихся

2. Сформировать у учащихся навык ответственного коммуникативного поведения, умение корректировать свое общение в зависимости от ситуации

3. Вооружить учащихся знанием принятых в культурном обществе норм этикета поведения и общения, а также норм культуры речи.

4. Обучить учащихся основным правилам и приемам эффективного коммуникативного поведения в различных ситуациях.

Принадлежность предмета «Культура общения»

Предмет «Культура общения», наряду с русским и иностранными языками, входит в образовательную область «Филология». В рамках предмета «Русский язык» основное внимание уделяется обучению учащихся письменной речи. Предмет «Культура общения» дополняет обучение русскому языку и формирует у учащихся прежде всего культуру устного общения.

На современном этапе общественного развития повышение культуры поведения и общения молодежи - важнейшая задача. Предмет «Культура общения» дополняет обучение русскому языку и формирует у учащихся прежде всего культуру устного общения.

Основная особенность курса культуры общения по данной программе - его ориентация на повышение культуры поведения и общения молодежи, интенсивное речемыслительное развитие ребенка. Это проявляется прежде всего в целенаправленном формировании всех видов речевой деятельности: умение осмысленно воспринимать устную и письменную речь (слушать и читать), умение правильно, точно, логично и выразительно передавать свои мысли и чувства в письменной и устной форме (говорить и слушать), а также в развитии врождённого языкового чутья и речемыслительных способностей школьников.

Рабочая программа реализует идею межпредметных связей при обучении культуре общения, что способствует развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам.

Преобладающей формой текущего контроля выступает устный опрос, публичная защита результатов учебной работы, выступление, учебный диалог.

Сроки реализации данной программы 2015 - 2020 г.


  1. Общая характеристика учебного предмета.

Культура общения - учебная дисциплина регионального компонента, формирующая адекватное коммуникативное поведение молодого поколения.

Коммуникативное поведение личности формируется в процессе её индивидуального развития как члена определённой национально-культурной общности и представляет собой совокупность усвоенных путём подражания другим членам общества норм и традиций общения, а также включает сугубо индивидуальные нормы и традиции, сформировавшиеся в процессе индивидуальной практики человека, его личного опыта общения и взаимодействия с людьми.

Адекватное коммуникативное поведение - это такое коммуникативное поведение, которое соответствует принятым для определённого типа ситуации нормам и является эффективным. Таким образом, учащиеся должны освоить этикетные нормы общения (как надо? как принято?), правила и приёмы эффективного речевого воздействия (как лучше? как эффективней?).

Используемые методы, приёмы и формы обучения культуре общения

В преподавании культуры общения выделяются два основных подхода - деятельностный и рецептивно-аналитический.

Деятельностный подход основан на максимальной включенности учащегося в учебную деятельность на уроке, использовании игр, ролевых игр, тренингов, имитационной деятельности учащихся, разыгрывание сценок, диалогов и т.д. Деятельностный подход наиболее эффективен тогда, когда необходимо закрепить умение и сформировать навык коммуникативного поведения.

Реализация деятельностного подхода в обучении предполагает использование таких приёмов как:

- воспроизведение текста-эталона;

- пересказ устного или письменного текста;

- выступление перед обучающимися своего класса;

- разыгрывание коммуникативной ситуации (для последующего анализа в классе);

- тестирование, анкетирование учащихся;

- «сжатие» и устное резюмирование прослушанного текста, реплики собеседника и т.д.

Реализация рецептивно-аналитического подхода в обучении культуре общения предполагает использование таких приёмов и форм, как:

- демонстрация эталонных коммуникативных образцов;

- демонстрация негативных коммуникативных образцов;

- коммуникативная модификация образцов.

Формами обучения могут быть лекция, лекция-беседа, лекция-обсуждение, аналитический практикум, сочинение, письменный коммуникативный анализ ситуации и др.

  1. Описание места учебного предмета

Рабочая программа «Культура общения» разработана на 5 лет (с 5 по 9 классы). Количество часов отведённых на изучение программы составляет 136 часов за весь курс обучения по 1 часу в неделю. Что составляет 34 часа в год на каждый класс.



  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

Речь и речевое общение

Выпускник научится:

• использовать различные виды монолога в различных ситуациях общения;

• использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;

• соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;

• оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения;

• предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.

Выпускник получит возможность научиться:

• выступать перед аудиторией с небольшим докладом;

• участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;

• понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.

Речевая деятельность

Аудирование

Выпускник научится:

• различным видам аудирования; передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;

• понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме;

• передавать содержание учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов в форме плана, тезисов, ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого).

Выпускник получит возможность научиться:

• понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического текста ( в том числе в СМИ), анализировать и комментировать её в устной форме.

Чтение

Выпускник научится:

• понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных и аналитических, художественно-публицистического жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов ( в устной и письменной форме);

• использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;

• передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;

• использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;

• отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать

отобранную информацию; Выпускник получит возможность научиться:

• понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;

• извлекать информацию по заданной проблеме из различных источников; высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.

Говорение

Выпускник научится:

• создавать устные монологические и диалогические высказывания на разные темы;

• обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;

• извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;

• соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.

Выпускник получит возможность научиться:

• создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в разных сферах общения;

• выступать перед аудиторией с докладом;

• участвовать в дискуссии на учебно-научные темы, соблюдая нормы учебно-научного общения;

• анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.



Знания умения и навыки, приобретаемые в процессе изучения предмета «Культура общения»

К концу 9 класса обучающиеся должны знать:

Понятия законов, правил и приемов общения; отличия нормативных правил от правил речевого воздействия; виды законов общения, формулировки законов общения; принципы и правила бесконфликтного общения; понятие речевого воздействия; понятия спора, конфликта, скандала, правила эффективного спора; национальные особенности русского общения и общения других народов мира; правила эффективного слушания; приемы стимуляции активного слушания; универсальные требования к деловому общению; правила общения при собеседовании с работодателем; особенности телефонного разговор, требования к деловому телефонному разговору; правила этикета телефонного разговора; требования к отдельным этапам делового телефонного разговора; приемы эффективного делового общения по телефону; требования к деловым документам разных видов.

Обучающиеся должны уметь:

использовать правила и приемы речевого воздействия; использовать правила бесконфликтного общения; анализировать коммуникативную ситуацию с точки зрения проявляющихся коммуникативных законов;

усиливать и защищать свою коммуникативную позицию;

ослаблять коммуникативную позицию собеседника;

отличать споры по существенным и несущественным вопросам;

использовать в практике правила эффективного спора.

Составлять типичные деловые письма



Особенности оценки предметных результатов

Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по предмету.

Основным объектом оценки предметных результатов в соответствии с требованиями Стандарта является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий.

Система оценки предметных результатов освоения учебных программ с учётом уровневого подхода, принятого в Стандарте, предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчёта при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с обучающимися.

Реальные достижения обучающихся могут соответствовать базовому уровню, а могут отличаться от него как в сторону превышения, так и в сторону недостижения.

Практика показывает, что для описания достижений обучающихся целесообразно установить следующие пять уровней.

Базовый уровень достижений - уровень, который демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга) выделенных задач. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующей ступени образования, но не по профильному направлению. Достижению базового уровня соответствует отметка «удовлетворительно» (или отметка «3», отметка «зачтено»).

Превышение базового уровня свидетельствует об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов. Целесообразно выделить следующие два уровня, превышающие базовый:

• повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо» (отметка «4»);

• высокий уровень достижения планируемых результатов, оценка «отлично» (отметка «5»).

Повышенный и высокий уровни достижения отличаются по полноте освоения планируемых результатов, уровню овладения учебными действиями и сформированностью интересов к данной предметной области.

Индивидуальные траектории обучения обучающихся, демонстрирующих повышенный и высокий уровни достижений, целесообразно формировать с учётом интересов этих обучающихся и их планов на будущее. При наличии устойчивых интересов к учебному предмету и основательной подготовки по нему такие обучающиеся могут быть вовлечены в проектную деятельность по предмету и сориентированы на продолжение обучения в старших классах по данному профилю.

Для описания подготовки учащихся, уровень достижений которых ниже базового, целесообразно выделить также два уровня:

• пониженный уровень достижений, оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»);

• низкий уровень достижений, оценка «плохо» (отметка «1»).

Недостижение базового уровня (пониженный и низкий уровни достижений) фиксируется в зависимости от объёма и уровня освоенного и неосвоенного содержания предмета.

Как правило, пониженный уровень достижений свидетельствует об отсутствии систематической базовой подготовки, о том, что обучающимся не освоено даже и половины планируемых результатов, которые осваивает большинство обучающихся, о том, что имеются значительные пробелы в знаниях, дальнейшее обучение затруднено. При этом обучающийся может выполнять отдельные задания повышенного уровня. Данная группа обучающихся (в среднем в ходе обучения составляющая около 10%) требует специальной диагностики затруднений в обучении, пробелов в системе знаний и оказании целенаправленной помощи в достижении базового уровня.

Низкий уровень освоения планируемых результатов свидетельствует о наличии только отдельных фрагментарных знаний по предмету, дальнейшее обучение практически невозможно. Обучающимся, которые демонстрируют низкий уровень достижений, требуется специальная помощь не только по учебному предмету, но и по формированию мотивации к обучению, развитию интереса к изучаемой предметной области, пониманию значимости предмета для жизни и др. Только наличие положительной мотивации может стать основой ликвидации пробелов в обучении для данной группы обучающихся.

Описанный выше подход целесообразно применять в ходе различных процедур оценивания: текущего, промежуточного и итогового.

Для формирования норм оценки в соответствии с выделенными уровнями необходимо описать достижения обучающегося базового уровня (в терминах знаний и умений, которые он должен продемонстрировать), за которые обучающийся обоснованно получает оценку «удовлетворительно». После этого определяются и содержательно описываются более высокие или низкие уровни достижений. Важно акцентировать внимание не на ошибках, которые сделал обучающийся, а на учебных достижениях, которые обеспечивают продвижение вперёд в освоении содержания образования.

Для оценки динамики формирования предметных результатов в системе внутришкольного мониторинга образовательных достижений целесообразно фиксировать и анализировать данные о сформированности умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний, в том числе:

• первичному ознакомлению, отработке и осознанию теоретических моделей и понятий (общенаучных и базовых для данной области знания), стандартных алгоритмов и процедур;

• выявлению и осознанию сущности и особенностей изучаемых объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета, созданию и использованию моделей изучаемых объектов и процессов, схем;

• выявлению и анализу существенных и устойчивых связей и отношений между объектами и процессами.

При этом обязательными составляющими системы накопленной оценки являются материалы:

• стартовой диагностики;

• тематических и итоговых проверочных работ по всем учебным предметам;

• творческих работ, включая учебные исследования и учебные проекты.

Решение о достижении или недостижении планируемых результатов или об освоении или неосвоении учебного материала принимается на основе результатов выполнения заданий базового уровня. В период введения Стандарта критерий достижения/освоения учебного материала задаётся как выполнение не менее 50% заданий базового уровня или получение 50% от максимального балла за выполнение заданий базового уровня.



  1. Содержание учебного курса.

№ п\п

Название темы, основное содержание

Количество часов


5 класс


1

Понятие поведения


Мы живём среди людей.

1

2

Понятие этикета.


Этикет или этикетка.

2

3

История этикета.


Как возник этикет.

2

4

Этикет внешнего вида.


Что делает человека привлекательным.

1

Правила моды.

2

5

Понятие речевого этикета.


Понятие речевого этикета.

3

Языковой паспорт человека.

1

6

Этикет личной переписки.


Этикет личной переписки.

4

7

Правила и законы общения.


Почему нужны правила общения.

1

Законы общения.

2

8

Понятие ролевого поведения.


Взрослые и дети.

2

Роль друга, подруги.

3

Эти трудные роли - мальчик и девочка.

3

9

Ролевое поведение в общественных местах.


Поведение на улице. Поведение в транспорте и магазине.

1

Поведение в театре.

1

10

Поведение в гостях.



Мы принимаем гостей. Мы приходим в гости.

4


Обобщение. Контрольная.

1


6 класс


1

Диалог.


Диалог и его участники

1


Вербальное и невербальное поведение собеседников

1

Приёмы поддержания разговора.

1


Выражение эмоции и оценки.

1


Спор и его виды; правила ведения спора. Тезис и аргументы, правила аргументации

4

Практикум по подбору аргументов к заданному тезису.

1

2

Понятие монолога.



Понятие монолог - декламация, монолог - пересказ готового текста, монолог риторический. Требования к подготовке монолога и к поведению оратора.

2


Что такое выразительная речь.

1


Перевод письменной речи в устную. Практикум.

2


Основные части монолога. Понятие микротемы.

1

Монолог-пересказ. Правила подготовки пересказа.

1


Приёмы сжатия текста.

2

Выделение опорных слов и микротем текста.

1


Выделение опорных слов для пересказа. Практикум

4


Пересказ текстов из учебников

1

Пересказ текста, воспринятого на слух (Практикум)

2


Этапы подготовки устного ответа.

2


Подготовка устного ответа-сообщения.

1


Устный ответ-сообщение. Практикум.



Устный ответ по самостоятельно составленному плану.

1


Подготовка монолога-пересказа. Практикум.

4


7 класс


1

Понятие публичного выступления.



Понятие публичного выступления.

3

2

Риторические приёмы.


Структура публичного выступления.

Риторические приёмы.

Завершение публичного выступления.

Публичное выступление. Практикум.

Публичное выступление. Обобщение.


5

3

Информационное выступление.


Понятие информационного выступления и его виды.

Основные типы информационных выступлений. Объяснение.

Описание в информационном выступлении.

Объявление и аннотация в описательной информационной речи.

Рассказ о себе.

Повествование в информационной речи.

Публичное выступление.


8

4

Протокольно-этикетное выступление.


Протокольно- этикетное выступление: его виды и правила подготовки.

Представление гостя.

Протокольно - этикетное выступление. Практикум.

3

5

Презентация как жанр публичного выступления.


Презентация как жанр публичного выступления.

Презентация как жанр публичного выступления. Практикум.

2

6

Убеждающее выступление.


Понятие убеждающего выступления и его структура.

Публичное выступление (обобщение).

Публичное выступление (практикум).

Убеждающее выступление. Практикум.

Убеждающее выступление по пословицам и поговоркам. Практикум.

13


8 класс


1

Понятие публичного спора. Виды спора.


Понятие публичного спора. Виды публичного спора.

5

2

Подготовка дебатов на тему «Поведение человека - его личное дело. Так ли это?»

Этикет его виды и функции.

Становление этикетных норм в истории человечества.

Принципы и виды современного этикета.

Проведение дебатов на тему «Поведение человека - его личное дело. Так ли это?».

7

3

Подготовка и проведение дебатов на тему «Нужна ли школьная форма?».

Соотношение законов моды с требованиями этикета.

Этикет внешнего вида. Стили одежды.

Проведение дебатов по теме «Нужна ли школьная форма?».

6

4

Подготовка и проведение дебатов на тему «Подавляет ли коллектив личность?»

Имидж и его формирование.

Этикетные нормы поведения друзей и членов коллектива.

Проведение дебатов по теме «Подавляет ли коллектив личность?»

5

5

Подготовка и проведение дебатов на тему «Всегда ли взрослые правы?»

Этикетные нормы поведения детей и взрослых.

Проведение дебатов по теме «Всегда ли взрослые правы?»

5

6

Дебаты по выбору учащихся.


Свободные темы.

Дебаты по выбору учащихся. Выбор тем и подготовка к дебатам.

Дебаты по выбору учащихся. Проведение дебатов.

Проверка знаний по темам года.

6


9 класс


1

Законы, правила и приёмы общения.


Законы, правила и приёмы общения.

2

Законы общения. Теоретическая часть.

2

Законы общения. Практикум.

2

Законы общения. Обобщение темы.

2

2

Эффективное речевое воздействие.


Принципы и правила бесконфликтного общения.

2

Понятие речевого воздействия.

2

Коммуникативная позиция говорящего.

2

Невербальное и вербальное общение.

2

Общение в кризисных ситуациях.

2

3

Поведение в споре.


Понятие спора.

2

4

Национальные особенности общения.


Национальные особенности общения.

2

5

Понятие, виды и приёмы делового общения.



Понятие, виды и приёмы делового общения.

2


Деловое слушание.

2


Общение на экзамене.

2


Общение с официальными лицами.

2


Деловое общение по телефону.

2


Деловое письмо.

2







  1. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.

№п\п

Тема урока

Кол-во часов

УУД

Характеристика видов деятельности обучающихся

Практическая часть программы


5 класс





Понятие поведения

1

К концу 5-го класса учащиеся должны знать:



- понятия вежливость, воспитанность, тактичность, этикет, мода, ансамбль, речевой этикет, этикет личной переписки языковой паспорт говорящего, интеллигентный человек; законы общения и правила общения; понятие ролевого поведения, виды ролей; понятия похвала, комплимент, лесть;



- принципы этикетного поведения и общения;



- функции и виды этикета;

- национальные особенности этикета;



- составляющие внешнего вида человека;



- функции одежды, виды одежды по назначению;



- функции речевого этикета;



- формулы речевого этикета в стандартных коммуникативных ситуациях (приветствие, прощание, просьба, извинение, отказ, благодарность, поздравление; дома, на уроке, в транспорте, в общении с незнакомыми людьми);



- функции письма, виды писем;



- правила оформления и написания писем;



- правила выполнения стандартных ролей - ученика, сына, дочери, внука, брата, сестры, друга, подруги, одноклассника, мальчика и девочки, соседа, пассажира, покупателя, зрителя, гостя и хозяина, туриста и отдыхающего.



- причины конфликтов с ровесниками.



К концу 5-го класса учащиеся должны уметь:



- анализировать чужое и собственное поведение с точки зрения соблюдения и нарушения норм этикета;







- строит), собственное поведение в стандартных коммуникативных ситуациях в соответствии с нормами этикета, ситуацией общения, возрастом собеседника, его положением; использовать формулы речевого этикета в стандартных коммуникативных ситуациях;



- определять и исправлять нарушения в этикете своего внешнего вида;



- соотносить внешний вид и ситуацию общения;

- произнести похвалу, комплимент и ответить на них;



- правильно оформлять письма различных типов в соответствии с адресатом и поводом;



- четко произносить не менее 25 скороговорок;



- не допускать ошибок в словах и выражениях, входящих в минимум по культуре речи для 5-классника;



- правильно ставить ударение в словах;



- различать значение слов и правильно их употреблять: невежа-невежда, этикет-этикетка, надеть-одеть, оплатить-заплатить;



- определять родовую отнесенность слов: шампунь, тапка (тапочка), туфля, мышь, гель;





- уметь образовывать форму множественного числа родительного падежа существительных;



- уметь образовывать форму множественного числа существительных: инженер, свитер, столяр, шофер;



- уметь правильно образовывать глагольные формы);



- объяснять смысл поговорок и пословиц



1

Мы живём среди людей.

1

Формирование представления обучающихся о культурном поведении и общении с окружающими,


Упражнения по речевой гимнастике,

решение этикетных ситуаций

Понятие этикета.

2

Развитие навыков строить свое поведение в стандартных коммуникативных ситуациях в соответствии с нормами этикета; формирование и развитие нравственных, эстетических качеств личности.



2-3

Этикет или этикетка.

2

Выразительное чтение стихотворения, решение этикетных ситуаций

История этикета.

2



4-5

Как возник этикет.

2

Сочинить по образцу пословицы, объяснить смысл пословиц

решение этикетных ситуаций,

Сочинить по образцу пословицы, объяснить смысл пословиц

Этикет внешнего вида.

3


6

Что делает человека привлекательным.

1

Упражнения по речевой гимнастике, составление правил моды для 5 -классников

решение этикетных ситуаций,

7-8

Правила моды.

2


Упражнения по речевой гимнастике, составление правил моды для 5 -классников

Понятие речевого этикета.

4



9-11

Понятие речевого этикета.

3

Знать функции речевого этикета; формул речевого этикета в стандартных коммуникативных ситуациях;

навыки применения формул речевого этикета в повседневных ситуациях общения;

Формировать и развивать навыки.


Применения речевых формул в соответствии с ситуацией, возрастом и положением собеседника

12

Языковой паспорт человека.

1

представления языкового паспорта человека;

Способствовать формированию представления соблюдения речевого этикета интеллигентным человеком в стандартных коммуникативных ситуациях;

.

Формулы речевого этикета в повседневных ситуациях

, упражнения по речевой гимнастике

Этикет личной переписки.

5



13-17

Этикет личной переписки.

5

Дать определение этикета личной переписки;

Помочь раскрыть основные виды писем;

Развивать навыки анализировать чужое и собственное поведение с точки зрения соблюдения и нарушения норм этикета личной переписки;

Развивать навыки правильного оформления писем различного типа в соответствии с адресатом и поводом;


Соблюдение норм и правил оформления и написания писем;

навыки культуры речи

Правила и законы общения.

3



18

Почему нужны правила общения.

1

Формировать у учащихся представление о понятии правил и законов общения

Познакомить с различными

причинами возникновения конфликтов

Способствовать формированию представления соблюдения этикета общения воспитанным человеком в стандартных коммуникативных ситуациях;

Развивать навыки анализировать чужое и собственное поведение с точки зрения соблюдения и нарушения норм этикета общения;

Развивать навыки культуры речи

Способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету

Закончить предложения:

1)Воспитанный человек.-это тот..

2)воспитанный человек всегда

(никогда)…..

Решение этикетных задач


19-20

Законы общения.

2


Применение законов в повседневной жизни, упражнения по речевой гимнастике

Понятие ролевого поведения.

8



21-22

Взрослые и дети.

2

Формировать у учащихся представление о ролевом поведении;

Познакомить с видами ролей;

Способствовать формированию представления соблюдения этикета общения воспитанным человеком в стандартных коммуникативных ситуациях;

Способствовать формированию навыков «выполнения» ролевого поведения в соответствии с коммуникативной ситуацией;

Развивать навыки анализировать чужое и собственное поведение с точки зрения соблюдения и нарушения норм и ситуации общения;

Развивать навыки культуры речи

Способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету

Чтение скороговорок, решение этикетных ситуаций, выполнение теста

23-25

Роль друга, подруги.

3

Формировать у учащихся навык правильно соотносить роль и ситуацию общения;

Способствовать формированию представления соблюдения этикета общения воспитанным человеком в стандартных коммуникативных ситуациях;

Способствовать формированию навыков «выполнения» ролевого поведения в соответствии с коммуникативной ситуацией;

Развивать навыки анализировать чужое и собственное поведение с точки зрения соблюдения и нарушения норм и ситуации общения;

Развивать навыки культуры речи


Решение этикетных ситуаций, выразительное чтение стих-ия

26-28

Эти трудные роли - мальчик и девочка.

3

Показать учащимся разницу в выполнении ролевого поведения мальчиков и девочек;

Помочь выявить общее в ролевом поведении мальчиков и девочек;

Помочь выяснить причины возникновения конфликтов в отношениях мальчиков и девочек;

Развивать навыки определять и исправлять нарушения в собственном поведении;


Подбор пословиц по разным этикетным ситуациям, выразительное чтение стих-ия

Ролевое поведение в общественных местах.

2



29

Поведение на улице. Поведение в транспорте и магазине.

1

Определение цели. Правила поведения в транспорте: для ожидающих транспорт, для входящих в транспорт, для тех, кто едет в транспорте, для выходящих из транспорта Способствовать формированию представления соблюдения этикета общения воспитанным человеком в стандартных коммуникативных ситуациях.


упражнения по речевой гимнастике, решение этикетных ситуаций

30

Поведение в театре.

1

Способствовать формированию навыков «выполнения» ролевого поведения в соответствии с коммуникативной ситуацией;

Развивать навыки анализировать чужое и собственное поведение с точки зрения соблюдения и нарушения норм и ситуации общения;

Развивать навыки культуры речи

Правила поведения в ситуациях:

сборы в театр, перед спектаклем,

поведение во время спектакля, антракт, окончание представления


Поведение в гостях.

4



31-33

Мы принимаем гостей. Мы приходим в гости.

3

Развивать навыки анализировать чужое и собственное поведение с точки зрения соблюдения и нарушения норм и ситуации общения;

Развивать навыки культуры речи


Русские пословицы о гостеприимстве и поведении в гостях. Темы для общения с гостями

34

Обобщение. Контрольная.

1

Способствовать формированию навыков «выполнения» ролевого поведения в соответствии с коммуникативной ситуацией

упражнения по речевой гимнастике, решение этикетных задач


6 класс





Диалог.

9




1

Диалог и его участники

1

К концу 6-го класса учащиеся должны знать:



- понятие диалога, монолога, вербального и невербального поведения, тезиса и аргумента, спора;



активного и пассивного слушания;

- виды диалога;



- общие правила ведения диалога;



- правила говорящего, правила слушающего;

- виды побуждений (приказ, просьба, пожелание, призыв);



- виды спора, основные правила ведения спора;





- правила слушания;



- приемы установления и поддержания речевого контакта с собеседником на разных стадиях беседы;



- общие правила телефонного разговора;



- виды монологов, основные требования к монологу, правила подготовки ответа-монолога;



- правила подготовки пересказа;



- приемы запоминания;



- правильно ставить ударение в словах

-- уметь, образовывать форму множественного числа родительного падежа существительных солдаты, простыни.



К концу 6-го класса учащиеся должны уметь:



- вести диалог с соблюдением основных правил для говорящего и слушающего, правил вербального и невербального поведения в диалоге;



- этикетно делать замечания и этикетно реагировать на замечания;



- этикетно вести спор;





- приводить, не менее трех аргументов к предложенному учителем или выдвинутому учащимся самостоятельно тезису;



- активно слушать собеседника;



- поддерживать разговор со сверстником и старшими, использовать речевые поддержки в разговоре; - вести телефонный разговор, соблюдая основные правила этикета телефонного общения;



- выразительно прочитать рассказ, стихотворение;



- сжать предложенный письменный текст с использованием приемов сжатия теста;



- самостоятельно подготовить: устный ответ; пересказ письменного текста; пересказ текста, воспринятого на слух;



- четко произносить скороговорки

Дать понятие диалога, как вида общения.

Определить вид диалога по образцам

2

Вербальное и невербальное поведение собеседников

1

Познакомить с разными способами выражения эмоции и оценки, помочь определить эффективные способы. Дать понятие спора и его видов: дискуссия, полемика, ссора

Инсценировка диалога, выразительное чтение диалога, объяснение смысла пословиц

3

Приёмы поддержания разговора.

1

Познакомить с основными правилами и требованиями к ведению диалога.

Познакомить с правилами слушания.


Составление памятки «Правила диалога»

4

Выражение эмоции и оценки.

1

Инсценировка диалога, выразительное чтение диалога

5-6

Спор и его виды; правила ведения спора.


4

Понятие спора. Ведение спора. Познакомить с разными способами выражения эмоции и оценки, помочь определить эффективные способы. Дать понятие спора и его видов: дискуссия, полемика, ссора.

Правила поведения в споре с подтверждением русских пословиц, орфоэпические нормы

7-8

Тезис и аргументы, правила аргументации

9

Практикум по подбору аргументов к заданному тезису.

1

Практикум по подбору аргументов к тезису

Практические задания


Понятие монолога.

25



10

Понятие монолог - декламация, монолог - пересказ готового текста, монолог риторический.

2

Дать определение монолога, познакомить с основными требованиями к монологу и правилами его подготовки.

Познакомить с темами монолога.

На основе памятки проанализировать монолог. Составление коллективного рассказа на заданную тему

11



Требования к подготовке монолога и к поведению оратора.

12

Что такое выразительная речь.

1

Определение темы монолога. Темы широки и узкие. Определение объема темы. Правила подготовки ответа-монолога.

Скороговорки. Составление плана-схемы монолога

13-14

Перевод письменной речи в устную. Практикум.

2

Стилистические отличия устной речи и письменной Определение объема темы. Правила подготовки ответа-монолога.

Орфоэпические нормы. Формулировка тезиса, подбор аргумента

12

Основные части монолога. Понятие микротемы.

1

Определение темы монолога. План монолога

Составление рассказа по опорным словам

15

Монолог-пересказ. Правила подготовки пересказа.

1

Понятие конспекта, правила сокращения, выделения опорных слов

Выделение опорных слов в рассказе

116-17

Приёмы сжатия текста.

2

Познакомить с приемами сжатия текста: исключение подробностей, обобщение содержания текста

Реплика-сомнение, реплика-утверждение, реплика-восхищение

18

Выделение опорных слов и микротем текста.

1

Дать понятие устного ответа, как монолога; познакомить с опорными словами

Восстановление теста

19-22

Выделение опорных слов для пересказа. Практикум

4

Пересказ текстов, выделение опорных слов

Индивидуальные задания

23

Пересказ текстов из учебников

1

Пересказ текстов, выделение опорных слов

Орфоэпические нормы русского языка. Чтение скороговорок

24-25

Пересказ текста, воспринятого на слух (Практикум)

2

Познакомить с этапами подготовки монолога- пересказа

Выделение опорных слов в тексе, составление устного ответа -монолога

26-27

Этапы подготовки устного ответа.

2

Монолог-пересказ готового текста

28

Подготовка устного ответа-сообщения.

1

29

Устный ответ-сообщение. Практикум.

1

Обобщить и закрепить полученные знания

Скороговорки. Пересказ текста

30

Устный ответ по самостоятельно составленному плану.

1

Подготовка сообщения по самостоятельно составленному плану. Учить передаче монолога на основе устного текста

Выделение опорных слов в тексе, составление устного ответа -монолога

31-34

Подготовка монолога-пересказа. Практикум.

4

Монолог-пересказ готового текста

Скороговорки. Пересказ текста


7 класс






Понятие публичного выступления.

3

К концу 7-го класса учащиеся должны знать:



- понятия риторика, публичное выступление, аргументация, тезис, аргумент;



- классификацию публичных выступлений (информационное, развлекательное, протокольно-этикетное, убеждающее выступление.



- общие требования к публичному выступлению;



- способы подготовки к публичному выступлению;



- алгоритм подготовки материала к публичному выступлению;



- структуру публичного выступления;







- приемы привлечения и поддержания внимания аудитории;



- правила завершения публичного выступления;



- схему анализа публичного выступления;



- типы информационного выступления

(повествование, описание и объяснение);



общие требования к подготовке информационных выступлений; схемы построения информационной речи; правила построения различных типов информационного выступления;



- понятие о рекламе и информации: их сходства и различия; правила подготовки устного рекламного выступления;



- основные правила аргументации в публичном выступлении; - универсальные приемы эффективной аргументации;



- виды убеждающих выступлений; правила подготовки убеждающего выступления;



- виды протокольно-этикетных выступлений; основные требования к протокольно-этикетному выступлению; схемы построения протокольно-этикетной речи;



- виды развлекательных выступлений; основные особенности развлекательной речи; общие правила подготовки развлекательной речи.



- не допускать ошибок в словах и выражениях, входящих в минимум по культуре речи для 7- классника;



- правильно произносить слова: конечно [ш], скворечник [ш]. скучный [ш], яичница [ш];



- правильно ставить ударение в словах:



- различать значение слов и правильно их употреблять: предоставить слово человеку, представить человека;



- уметь образовывать форму множественного числа существительных: профессор, директор, маляр, сирота, шофёр;



- уметь правильно образовывать глагольные формы



-четко произносить скороговорки



- Объяснить смысл пословиц и поговорок






















Понятие риторики публичного выступления, виды публичных выступлений.

Структура и композиция публичного выступления. Приемы обозначения структурных частей выступления


1-3

Понятие публичного выступления.


Упражнения в определении жанра публичного выступления


Риторические приёмы.

5


Речевая гимнастика, выступление по подготовленному плану

4

Структура публичного выступления.



Приемы привлечения и поддержания внимания, функции концовки выступления

Структура и композиция публичного выступления. Приемы обозначения структурных частей выступления

Составить начало выступления с использованием риторических приемов

Речевая гимнастика, составить экспромт по фразеологизмам, выступление с использованием риторических приемов

5

Риторические приёмы.

6

Завершение публичного выступления.

7

Публичное выступление. Практикум.

8

Публичное выступление. Обобщение.



Информационное выступление.

8

9-10

Понятие информационного выступления и его виды.



Понятие информационного выступления , его виды, типы информационного выступления. Доклад, сообщение как тип публичного выступления.

Описание как тип информационной публичной речи, план построения делового, художественного описания


11

Основные типы информационных выступлений. Объяснение.


12

Описание в информационном выступлении.


13

Объявление и аннотация в описательной информационной речи.

14



Рассказ о себе.


15

Повествование в информационной речи.


16

Публичное выступление.



Протокольно-этикетное выступление.

3



17











18





19

Протокольно- этикетное выступление: его виды и правила подготовки.



Понятие протокольно-этикетного выступления. Виды и структура.

Похвальное слово, комплимент, поздравительная речь, правила подготовки и произнесения


Представление гостя.


Протокольно - этикетное выступление. Практикум.


Презентация как жанр публичного выступления.

2



20

Презентация как жанр публичного выступления.


Презентация как жанр публичного выступления, виды презентаций


21

Презентация как жанр публичного выступления. Практикум.


Убеждающее выступление.

13



22-25

Понятие убеждающего выступления и его структура.

Убеждающее выступление по определенной теме.

Речевой практикум


26

Публичное выступление (обобщение).

27-30

Публичное выступление (практикум).

Убеждающее выступление. Практикум.

31-34

Убеждающее выступление по пословицам и поговоркам. Практикум.


8 класс





Понятие публичного спора. Виды спора.

5

К концу 8-го класса учащиеся должны знать:

- понятия: этикет, этикет доведения, этикет внешнего вида, речевой этикет, этикетная ситуация, культурный человек, вежливость, коммуникативная роль, социальная роль, имидж, стиль одежды, языковой паспорт, адресат, адресант, жаргон, спор, дебаты, дискуссия, полемика, прения, диспут;

- основные функции этикета;

- принципы этикета;

- основные этапы развития этикетных норм;

- основные различия между восточным и западным этикетом;

- особенности становления и развития этикетных норм в России;

- особенности отношения к этикету в России;

- функции одежды;

- соотношение моды и индивидуального стиля;

- соотношение этикета и моды;

- виды стилей одежды (классический стиль, романтический стиль, экстравагантный стиль, спортивный, флиртующий стили) и их особенности; - социальные и коммуникативные роли, кратковременные и долговременные роли;

- компоненты имиджа человека;

- функции имиджа;

- содержание языкового паспорта говорящего;

- структура положительного речевого паспорта говорящего;

- трудные случаи русского речевого этикета;

- причины употребления в речи жаргона;

- причины недопустимости общественного сквернословия;

- правила написания обязательных и необязательных писем;

- особенности личных писем, их типы;

- правила написания личных писем и правила ответа на них;

- трудные случаи этикета поведения в общественном месте, в коллективе, семье, профилактика конфликтов;

- особенности этикета взаимоотношений юноши и девушки;

- правила поведения, позволяющие предупредить ссору;

- правила поведения во время разрыва и после него;

- основные правила проведения дебатов;

- правила поведения участников дебатов. Учащиеся должны уметь:

- соблюдать общие нормы этикета: демонстрировать уважение и дружелюбие к собеседнику; изменять свое поведение в зависимости от ситуации;

- знать свой фактический имидж, знать, как тебя воспринимают окружающие по твоей внешности, манере одеваться, поведению, речи;

- производить положительное впечатление на собеседника своим внешним, коммуникативным и поведенческим имиджем;

- проанализировать стиль одежды и внешность другого человека, оценить его с точки зрения соответствия требованиям моды и индивидуального стиля;

- сформировать свой внешний стиль с учетом индивидуальных особенностей личности, типа внешности, требований этикета и моды и материальных возможностей;

- анализировать языковой паспорт других и выявлять информацию языкового паспорта;

- поддерживать в собственной речи благоприятный языковой паспорт;

- находить в рамках изученного материала выход из трудных ситуаций русского речевого этикета и этикета поведения;

- выявлять жаргонизмы и инвективы в речи собеседника;

- обходиться без жаргонизмов и инвектив в собственной речевой практике;


Дать понятие этикета как совокупности правил «хорошего тона»;

Публичное выступление по заданной теме

1-5

Понятие публичного спора. Виды публичного спора.



Дать определение « публичного спора»

Познакомить с видами спора и способами публичного обсуждения проблема

Познакомить со способом обсуждения общественно значимой проблемы- дебаты

Раскрыть правила проведения дебатов, их цели

Познакомить с основными правилами участников дебатов.

Дебаты


Подготовка дебатов на тему «Поведение человека - его личное дело. Так ли это?»

7

дебаты

6-8

Этикет его виды и функции.



Дать понятие этикета как совокупности правил «хорошего тона»;

дебаты

9-10

Становление этикетных норм в истории человечества.

11



Принципы и виды современного этикета.


12

Проведение дебатов на тему «Поведение человека - его личное дело. Так ли это?».

Подготовка и проведение дебатов на тему «Нужна ли школьная форма?».

6

дебаты

13-18

Соотношение законов моды с требованиями этикета.

Этикет внешнего вида. Стили одежды.

Проведение дебатов по теме «Нужна ли школьная форма?».


дебаты

Подготовка и проведение дебатов на тему «Подавляет ли коллектив личность?»

5

дебаты

19-23

Имидж и его формирование.

Этикетные нормы поведения друзей и членов коллектива.

Проведение дебатов по теме «Подавляет ли коллектив личность?»



дебаты

Подготовка и проведение дебатов на тему «Всегда ли взрослые правы?»

5

дебаты

24-28

Этикетные нормы поведения детей и взрослых.

Проведение дебатов по теме «Всегда ли взрослые правы?»


дебаты


Дебаты по выбору учащихся.

6


дебаты

29-34

Свободные темы.

Дебаты по выбору учащихся. Выбор тем и подготовка к дебатам.

Дебаты по выбору учащихся. Проведение дебатов.

Проверка знаний по темам года.


Обобщить изученный материал;

Проверить качество изученного материала


дебаты


9 класс






Законы, правила и приёмы общения.

8







К концу 9-го класса учащиеся должны знать:

- понятия законов, правил и приемов общения;

- отличия нормативных правил от правил речевого воздействия;

- виды законов общения, формулировки законов общения;

- принципы и правила бесконфликтного общения;

- понятие речевого воздействия;

'-понятия спора, конфликта, скандала, правила эффективного спора;

- национальные особенности русского общения и общения других народов мира;

- правила эффективного слушания;

- приемы стимуляции активного слушания;

- универсальные требования к деловому общению;

- правила общения при собеседовании с работодателем;

- особенности телефонного разговора;

- требования к деловому телефонному разговору; - правила этикета телефонного разговора;

- требования к отдельным этапам делового телефонного разговора;

- приемы эффективного делового общения по телефону;

- требования к деловым документам разных видов. Учащиеся должны уметь:

- использовать правила и приемы речевого воздействия;

- использовать правила бесконфликтного общения;

- анализировать коммуникативную ситуацию с точки зрения проявляющихся коммуникативных законов;

- усиливать и защищать свою коммуникативную позицию;

- ослаблять коммуникативную позицию собеседника;

- отличать споры по существенным и несущественным вопросам;

- использовать на практике правила эффективного спора;

- использовать правила эффективного слушания;

- использовать приемы стимуляции активного слушания;

- эффективно общаться с официальными лицами;

- общаться с работодателем;

- составлять типовые деловые письма.




1-2

Законы, правила и приёмы общения.


Знать общее представление о коммуникативных законах общения;

Уметь видеть соотношение правил и приемов общения;

Способствовать формированию и развитию нравственных, эстетических качеств личности, навыков строить свое поведение в стандартных коммуникативных ситуациях в соответствии с нормами.

Индивидуальные задания по карточкам

3-4

Законы общения. Теоретическая часть.

2

Знать общее представление о коммуникативных законах общения;

Раскрыть основной смысл действия коммуникативных законов общения;

На примере стандартных ситуаций учить анализировать чужое и собственное поведение с точки зрения соблюдения и нарушения норм и ситуации общения;

Развивать навыки культуры речи

Способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету


Решение коммуникативных задач

5-6

Законы общения. Практикум.

2

Иметь общее представление о коммуникативных законах общения;

Раскрыть основной смысл действия коммуникативных законов общения;

На примере стандартных ситуаций учить анализировать чужое и собственное поведение с точки зрения соблюдения и нарушения норм и ситуации общения;

Развивать навыки культуры речи

Способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету


Индивидуальные задания по карточкам

7-8

Законы общения. Обобщение темы.

2

Сформировать у учащихся общее представление о коммуникативных законах общения;

Раскрыть основной смысл действия коммуникативных законов общения;

На примере стандартных ситуаций учить анализировать чужое и собственное поведение с точки зрения соблюдения и нарушения норм и ситуации общения;

Развивать навыки культуры речи

Способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету


Тестирование по изученным законам

Эффективное речевое воздействие.

10



9-10

Принципы и правила бесконфликтного общения.

2

Рассмотреть правила поведения в конфликтных ситуациях и конструктивного разрешения конфликтов,

Развивать навыки творческого разрешения конфликтных ситуаций;

Способствовать развитию навыков использования правил бесконфликтного общения;

При помощи действия коммуникативных законов, учить анализировать ситуацию и находить пути бесконфликтного общения.

Устное выступление по заданной теме

11-12

Понятие речевого воздействия.

2

Сформировать общее представление о речевом воздействии, как науки;

Познакомить с основными заслугами Д.Карнеги в развитии науки речевого воздействия;

Развивать навыки культуры речи и общения;

Способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету.


Решение коммуникативных задач

13-14

Коммуникативная позиция говорящего.

2

Дать общее представление о невербальном общении, как способе общения несловесными сигналами;

Познакомить с основными жестами, несущими информацию в процессе общения;

Учить «читать» невербальное общение;

Показать значение невербального общения

Решение коммуникативных задач

15-16

Невербальное и вербальное общение.

2

Дать общее представление о невербальных сигналах общения: сигналы внешности, пространства;

Познакомить с основными жестами, несущими информацию в процессе общения;

Учить «читать» невербальное общение;

Учить анализировать соответствие вербального невербальному общению;

Развивать навыки бесконфликтного общения;

Способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету.


Устное выступление по заданной теме, анализ ситуаций

17-18

Общение в кризисных ситуациях.

2

Сформировать общее представление о поведении в кризисных ситуациях;

Помочь раскрыть и проанализировать причины возникновения агрессии;

Способствовать развитию навыков безопасного поведения в различных кризисных ситуациях;

Показать способы предупреждения кризисных ситуаций и поведения с преступником;

Развивать навыки культуры общения.


Поведение в споре.

2



19-20

Понятие спора.

2

Сформировать общее представление о споре , как науки;

Познакомить с основными заслугами Д.Карнеги в развитии науки речевого воздействия;

Развивать навыки культуры речи и общения;

Способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету

Решение коммуникативных ситуаций

Национальные особенности общения.

2



21-22

Национальные особенности общения.

2

Сформировать общее представление о национальных особенностях общения, сопоставительный анализ русского общения и других народов

Способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету

Сопоставительный анализ национального общения


Понятие, виды и приёмы делового общения.

12



23-24

Понятие, виды и приёмы делового общения.

2

Знать понятие делового общения, формы делового общения, сферы употребления делового общения,

Уметь строить деловое общение в конкретных ситуациях

Устное выступление по заданной теме, анализ ситуаций

25-26

Деловое слушание.

2

Знать понятие - деловое слушание, правила эффективного делового слушания, активное и пассивное деловое слушание.

Уметь использовать деловое слушание в жизни

Индивидуальные задания по карточкам

27-28

Общение на экзамене.

2

Знать универсальные требования к деловому общению, эффективное общение с официальными лицами.,

Уметь строить деловое общение

Решение коммуникативных ситуаций

29-30

Общение с официальными лицами.

2

Знать основные особенности телефонного разговора,, требования к телефонному разговору, правила этикета телефонного разговора,

Уметь применять приемы эффективного делового общения по телефону

Устное выступление по заданной теме

31-32

Деловое общение по телефону.

2

33-34

Деловое письмо.

2

Уметь составлять различные виды деловых писем:

Решение коммуникативных ситуаций





  1. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного предмета.

  1. Грищук Е.И., Мудрова Л.Д., Стернин И.А. Культура общения. 5 класс. Пособие. Воронеж, ВОИПКРО, 2008

  2. Культура общения. 5,6,7,8,9 класс. Книга для учителя. Выпуск 1-4/ под редакцией И.А.Стернина. Воронеж, 2002

  3. А Пиз, А. Гарнер. Говорите точно… - Москва, Эксмо, 2007г.

  4. Вагапова Д.Х. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах, Москва, «Цитадель», 2006.

  5. Г.В.Дятлева, С.А.Хворостухина. Энциклопедия этикета, Изд. 2-е, Ростов-на-Дону, «Феникс», 2006

6. Лазуренко Е.Ю., Мудрова Л.Д., Стернин И.А. Культура общения. 6 класс. Пособие. Воронеж, ВОИПКРО, 2008 Культура общения. 6 класс. Книга для учителя. Выпуск 1-4/ под редакцией И.А.Стернина. Воронеж, 2007

7. Лазуренко Е.Ю., Мудрова Л.Д., Стернин И.А. Культура общения. Диалог и монолог 6 класс: Пособие. - Воронеж: ВОИПКиПРО 2009

8. Кузнецов И.Н. 100 правил безупречного этикета (карманная библиотека) Минск: Харвест 2011

9. А.В.,Мудрова Л.Д., Стернин И.А. Культура Общения. Риторика 7 класс Пособие.- Воронеж: ВОИПКиПРО 2009

10. Кузнецов И.Н. 100 правил безупречного этикета (карманная библиотека) Минск: Харвест 2011


  1. Журавлёва Н.В., Мудрова Л.Д., Стернин И.А. Культура Общения. Этикет и имидж 8 класс Пособие.- Воронеж

  2. Протоиерей Соколов Александр Библия для детей Москва «Паломник» 2009

  3. Кузнецов И.Н. 100 правил безупречного этикета (карманная библиотека) Минск: Харвест 2011

  4. Технические средства обучения и контроля ( мультимедийное оборудование )






















  1. Календарно-тематическое планирование. 5 класс

№ урока

Дата проведения

Тема урока

Тип урока,

Домашнее задание

1


Понятие поведения. Мы живем среди людей.

Урок усвоения новых знаний. Упражнения по речевой гимнастике,

решение этикетных ситуаций

Стр.7 , задание 3,4 устно

2-3


Этикет и этикетка

Урок усвоения новых знаний. Выразительное чтение стихотворения, решение этикетных ситуаций

Стр. 11 Правило выучить, стр.14 зад 4 (устно)

4-5


История этикета. Национальные особенности этикета

Урок усвоения новых знаний. Сочинить по образцу пословицы, объяснить смысл пословиц

Стр.23 зад.6

6-7


Этикет внешнего вида.

Правила моды

Урок усвоения новых знаний. Решение этикетных ситуаций;

Стр29, упр.4

8


Основные функции одежды. Правила моды

Урок усвоения новых знаний. Упражнения по речевой гимнастике, составление правил моды для 5 -классников

Подобрать одежду для разных ситуаций

9-11


Понятие речевого этикета.

Урок усвоения новых знаний. Применения речевых формул в соответствии с ситуацией, возрастом и положением собеседника

Выучить определения, стр.52 зад. 3

12


Языковой паспорт человека.

Урок усвоения новых знаний. Формулы речевого этикета в повседневных ситуациях

, упражнения по речевой гимнастике

Конспект

13-17


Этикет личной переписки.

Урок усвоения новых знаний. Соблюдение норм и правил оформления и написания писем;

навыки культуры речи

Стр 61, зад.5,6

Составить письмо другу, взрослому человеку или семье

18


Почему нужны правила общения.

Урок усвоения новых знаний. Закончить предложения:

1)Воспитанный человек.-это тот..

2)воспитанный человек всегда

(никогда)…..

Решение этикетных задач


Стр. 79, зад.7,8 (устно),


19-20


Законы общения.

Урок усвоения новых знаний. Применение законов в повседневной жизни, упражнения по речевой гимнастике

Знать законы общения

21-22


Понятие ролевого поведения. Взрослые и дети

Урок усвоения новых знаний. Чтение скороговорок, решение этикетных ситуаций, выполнение теста

Инсценировка

23-25


Роль друга и одноклассницы

Урок усвоения новых знаний. Решение этикетных ситуаций, выразительное чтение стих-ия

Подготовить правила поведения

26-28


Трудные роли мальчика и девочки.

Урок усвоения новых знаний. Подбор пословиц по разным этикетным ситуациям, выразительное чтение стих-ия

Обыграть ситуации

29


Ролевое поведение в общественных местах

Урок усвоения новых знаний. Упражнения по речевой гимнастике, решение этикетных ситуаций

Подготовить диалоги

30


Поведение в театре и на празднике

Урок усвоения новых знаний. Правила поведения в ситуациях:

сборы в театр, перед спектаклем,

поведение во время спектакля, антракт, окончание представления

Обыграть ситуации

31-33


Поведение в гостях

Урок усвоения новых знаний. Русские пословицы о гостеприимстве и поведении в гостях. Темы для общения с гостями

Обыграть ситуации

34


Обобщение изученного по темам

Повторительно-обобщающий урок. Решение этикетных задач

Подготовиться к зачету


© 2010-2022