Ф. И. Тютчев «Чародейкою Зимою…» (5 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

5 класс Литературное чтение ( с казахским языком обучения)

Тема урока: Ф.И.Тютчев «Чародейкою Зимою…»
Цель: обучать анализу поэтического произведения
Задачи: познакомить со стихотворением Ф.И. Тютчева о зиме, учить анализу стихотворного текста, закрепить знания о средствах художественной изобразительности (метафоре, эпитете, олицетворении);помочь увидеть и почувствовать красоту слова, прививать любовь к русской природе

Тип урока: урок новых знаний
Форма урока: урок - беседа
Методы и приемы: - слово учителя; - эвристическая беседа;- проблемные вопросы;
- творческие задания

Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок.

  1. Слово учителя:На сегодняшнем уроке мы будем говорить о красоте, красоте зимнего пейзажа. Только ли красками и музыкой можно передать эту красоту?
    Исследовать мы будем поэтический текст, будем учиться чувствовать слово. Для исследования предлагаю вам взять стихотворение Ф.И.Тютчева. И это не случайно. Тютчев - певец природы. Его пейзажная лирика проникнута восторгом перед величием и красотой, бесконечностью и многообразием природного царства.

  1. II. Актуализация знаний
    - Как вы считаете, какая у него природа?
    (живая, мыслящее существо, чувствует, дышит, радуется, грустит…)
    - Но чтобы заметить, почувствовать красоту, нужно обладать, как говорил, А.Фет, «зоркостью по отношению к красоте». А такую зоркость можно приобрести в результате вдумчивого чтения произведений русских писателей и поэтов о природе вообще, и Тютчева в частности.
    И на сегодняшнем уроке мы будем учиться понимать язык природы, чувствовать её душу и развивать «зоркость по отношению к красоте»
    ^ III. Анализ текста.
    -Рассмотрим мы с вами стихотворение Ф.И.Тютчева «Чародейкою Зимою…»
    Откройте учебник и прочитайте стихотворение шепотом. (Жужжащее чтение)
    - О чем это стихотворение?- Каким увиден зимний мир поэтом?
    (Застывшим, затаившимся, загадочным, взглядом сказочника)
    Сказочность стихотворения достигается в первую очередь отбором «волшебной лексики»
    - Приведите, пожалуйста, примеры соответствующие «волшебной лексике»
    (чародейка - Зима, лес околдован, очарован, опутан, чудная жизнь, сон волшебный, краса ослепительная)
    - О чем говорят эти слова, употребленные в стихотворении
    ( О сказке. О сказочном описании зимнего леса)
    - Почему Зима названа поэтом чародейкой?
    - Подберите слова, которыми можно заменить слово «чародейка».
    - Найдите однокоренное слово в стихотворении.
    - Какой корень в этих словах, что обозначает это слово «чары»? (волшебство, обаяние)
    -Значит, эти слова связаны между собой. А каким образом?
    (Зима выступает как чародейка, волшебница. Она заколдовала лес, и теперь он под влиянием её волшебной силы, её чар стоит заколдован, а значит, и очарован)
    - Чем очарован зимний лес?- Какой волшебный сон снится зимнему лесу?
    - Как вы думаете, что такое чудная жизнь зимнего леса?- От какого слова произошло это слово? ( Чудо)- А что обозначает это слово?( что-то очень красивое, необычное)
    - Подберите слова- синонимы к слову чудная (прекрасная, удивительная, волшебная)
    - Можно заметить чудную жизнь леса? Почему она является невидимой, скрытой?
    (под снежной бахромой)
    (Индивидуальная работа с толковым словарем: значение слова «бахрома»)
    _ У каких предметов бывает бахрома? Что из себя представляет бахрома?
    - А снежная бахрома у леса? Что это?
    (покрытые снегом ветви деревьев)
    - Какие эпитеты подбирает автор к слову бахрома?
    (неподвижные, немые)
    - Как вы понимаете значение слова «немая»?-В каком значении употреблено это слово в стихотворении? (тихий, безмолвный)
    - Почему так охарактеризована снежная бахрома, а через неё и весь лес?
    ^ Проверка индивидуального задания:
    - Зачитайте значение слова из словаря
    - Как вы думаете, какой смысл вложил Тютчев в слово бахрома?
    - Обратите внимание на вторую строфу стихотворения.
    - Какое необычное, на ваш взгляд, сочетание слов там есть?
    (окован легкой цепью пуховой)
    - Что такое цепь? Какой она обычно бывает?
    - Какой названа цепь у Тютчева?
    (пуховой, устаревшая форма слова пуховый)
    -Почему цепь, которой окован, опутан лес такая легкая?
    (Снег легкий, как пух, но он сверху донизу опутывает каждое дерево)
    -Кроме устаревшей формы слова «пуховой» Тютчев использует еще 2 устаревших слова, найдите их в стихотворении
    (мещет, краса) - Что это слово обозначает? (метать - кидать, бросать)
    - Что мещет солнце? -Почему луч солнца косой?
    (зимой солнце низко над горизонтом, поэтому лучи падают сбоку)
    - Как преображается лес, когда на него солнце мещет луч косой? Опишите подробно, что происходит. - Что такое краса? (красота)- Какой эпитет подобрал Тютчев к этому слову?
    -Как вы понимаете значение этого слова?
    - Можете сделать вывод, зачем Тютчев использует устаревшие слова в стихотворении?
    (подчеркнуть торжественность момента)
    - Ребята, а как надо ходить по такому лесу? Почему?-Только ли о красоте нужно заботиться?(ветки хрупкие на морозе, быстро ломаются)
    - А теперь опять вернемся к стихотворению. Вы, наверное, обратили внимание, что мы его еще не читали вслух. Как вы думаете, какой темп чтения будет соответствовать этому стихотворению? Зависит ли темп от содержания? Чтение стихотворения по частям:1 ученик читает 1, 2 строку, 2 ученик - 3,4,5 строку
    ( 1 - общий план картины околдованного леса, 2 - в деталях раскрывается чудная жизнь и ослепительная краса)
    Но двойную жизнь природы (внешнюю - видимую и внутреннюю - угадываемую) помогает показать не только построение строфы, но и наличие метафор, эпитетов, олицетворения.
    - Найдите их и объясните смысл.
    (Олицетворения: лес околдован Чародейкою-Зимою, сном волшебным очарован, блестит чудной жизнью…
    Метафора: под снежной бахромою окутан цепьюЭпитеты: легкой пуховой (цепью), неподвижная, немая (бахрома)
    VI. Итог урока. Выводы. Рефлексия.
    - Ну а теперь, как настоящие исследователи сделайте вывод по нашей работе на уроке. Легко ли понять стихотворение? Всегда ли смысл стихотворения лежит на поверхности?
    (Только внимательное чтение, вдумчивое отношение к каждому слову поможет читателю действительно понять стихотворение, понять замысел художника, который он передает через чувства, настроение, скрытое описание, художественные образы).
    VII. Домашнее задание (на выбор)
    Выучите стихотворение наизусть. Попробуйте создать поэтическую миниатюру «Зимняя сказка» Создайте презентацию «Мороз и солнце, день чудесный…», используя картины художников и стихотворения русских и современных поэтов, а также собственные фотографии зимнего леса (парка)



© 2010-2022