- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Воспитание счастьем, счастье воспитания (педагогическая технология воспитания счастливого человека в школе)
Воспитание счастьем, счастье воспитания (педагогическая технология воспитания счастливого человека в школе)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Крючкова Н.С. |
Дата | 24.06.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Н,С.Крючкова. МБОУ «Дрезненская средняяобщеобразовательная школа №1» Новые технологии в воспитательном процессе школьников.
ВОСПИТАНИЕ СЧАСТЬЕМ, СЧАСТЬЕ ВОСПИТАНИЯ
(педагогическая технология воспитания
счастливого человека в школе)
1. К постановке проблемы, или Феликсология как новая педагогическая технология.
… Москва, 2010 год, курсы в Академии последипломного образования. По привычке зашла в книжный магазин. Молодой педагог, совсем юноша, держа в руках маленькую книжечку, сказал, громко обращаясь к окружающим покупателям: «Как хорошо, что люди стали писать про счастье!». Почему-то очень захотелось приобрести именно это издание. Так в моей библиотеке появилась одна из первых монографий по Феликсологии воспитания (от лат. «felix»- «счастливый», «несущий счастье»).
Феликсология воспитания - это научно-педагогическое направление теоретической мысли педагога, разрабатывающее содержательную характеристику воспитания, которая обеспечивает способность ребёнка быть счастливым в этой жизни на этой земле.
На сегодняшний день обращение педагогической мысли к проблеме счастья как педагогической проблеме объясняется следующими факторами социальной реальности:
- агрессивное утверждение в сознании ребёнка эрзац - ценностей жизни;
- при закономерном стремлении детей к счастью разрешение неудовлетворённости собственной жизнью за счет искусственных ощущений: наркотики, алкоголь, ранний секс;
- возложение ответственности за отсутствие счастья на нечто, лежащее за пределами собственной личности.
2. Некоторые аспекты методики феликсологического воспитания (из опыта работы).
Заметим сразу: речь идет не о формировании счастливого человека - этого никто не может совершить, кроме самого человека как субъекта собственной жизни - речь идет о педагогически - профессиональном содействии развитию способности ребенка проживать счастье жизни во всех ее проявлениях.
Выражение «проживать счастье» - краеугольное в феликсологии. В его основе лежит умение субъекта радоваться жизни во всех ее проявлениях.
Как же содействовать этому процессу? Феликсология как наука утверждает, что «плакатные» методики воспитания - в виде «акций» - необходимы, но уже как вторичный этап воспитания. А что же на первом месте? Для личного пользования я подобрала такое название - «камерные» методики, тихий разговор « по душам», соло учителя и соло детей, т.к. результатом такого разговора обязательно должна стать рефлексия, отклик на беседу учащихся в виде письменного размышления, или рисунка, или стихотворения... Для таких форм работы на классных часах имеются специальные тетради, которые хранятся в классном кабинете.
…На одном из классных часов предложила ребятам посмотреть видеозапись спектакля, поставленного по пьесе Б.Рощера и В.Константинова «Диоген». Мои ученики с интересом следили за исходом жизненной судьбы этого удивительного философа. Потом задала вопрос - запомнили ли они его рассуждения о счастье, и попросила отразить свое понимание их письменно.
Среди ответов на вопрос получила такие:
- Диоген сидел в бочке, заявив, что счастье располагается в его душе, а значит, оно вовсе не зависит от внешних условий (Дима Ш.)
- «Если счастье размещается в моей душе,- сказал Диоген, - то мне все равно, где я живу: в бочке или во дворце» (Вилена Д.)
- Я понял философа так: искать счастье каждому следует в самом себе (Илья П.)
Так вместе мы пришли к важному феликсологическому выводу: месторасположения и обитания счастья - наша душа. Другого места у счастья нет.
Если педагог принимает положения теории феликсологичсекого воспитания, он должен стремиться к расширению пространства ценностных ориентаций личности ребенка, в основе которых настоящая, неподменённая жизнь.
Для этого используем не только классные часы, но и каждый момент общения с ребятами.
…Шестой, последний урок. Ученики «плетутся» к моему кабинету.
Диалог был примерно таким:
Педагог: Какое счастье - урок!
Дети (смеясь дружно): Это мрачная шутка?
Педагог: А разве вы не хотите иметь в будущем интересную работу и хорошую зарплату?
Дети: Спрашиваете! Кому же не хочется?
Педагог: И чтобы в доме было тепло, сытно, уютно и красиво?
Дети: Это так!
Педагог: Я правильно вас поняла: вы хотите счастья?
Дети: Все хотят!
Педагог: А урок - первая ступень к счастью. Он уже начало вашего счастья и благополучия. Итак, на урок, за счастьем!
А на уроке - изложение. И в союзниках у меня - известный публицист и педагог Симон Соловейчик и его статья «Учение с мучением и учение с увлечением». Так пытаемся воспитывать уважение к уроку как активной жизни разума и говорим о проживании счастья в процессе учения.
3. Научиться создавать благоприятный социально- психологический климат в группе - важный феликсологический шаг педагога.
Если наметились признаки таких явлений, как «школьная дедовщина», действую жестко, сурово, привлекая все рычаги воздействия: педсовет, родительский комитет, общественный Совет школы. Но это крайние и редкие случаи, с которыми приходится сталкиваться в работе. В целом после определенных усилий удается установить хороший этико-психологический климат, в котором свободно чувствует себя каждый ребенок. Согласно феликсологической теории воспитания, счастье школьной жизни, безусловно, - одно из слагаемых счастливого детства вообще.
4. Выделим отдельные профессиональные методы педагогического воздействия для развития способности расценивать жизнь на земле как счастье, чтобы проживать счастье «здесь и сейчас».
4.1. «Предъявление мира».
Педагог раскрывает перед детьми последовательно и неустанно ценностную значимость объектов мира для жизни человека. Это могут быть вещи, природный материал, явления литературы и искусства, а далее - слова, поступки, суждения, афоризмы и многое другое.
Так, природа дает мощный импульс к проживанию счастья вместе с учениками.
Украшение школы фотографиями с видами Дрезны и её окрестностей в разные времена года стало традицией. Скоро огромные фотографии, объединённые общей темой, например, «Осень в городе», снова украсятт коридоры нашей школы. И каждый раз ребята, проходя мимо, вспоминают те прелестные уголки любимого города, где проходит их жизнь. А впереди - зимний вернисаж.
…Всю весну сажала цветы на школьном дворе, и ребята с удовольствием мне помогали! Уже в сентябре, часов в девять вечера, приехала в школу, чтобы убрать цветники. Вечер был прекрасен. И там, у школы, рядом с цветами встретила своих учеников и услышала: «Еще рано их убирать, пусть цветут». Я думаю, что никто не будет отрицать, что в этот момент они проживали счастье своей причастности к созданной их руками красоте. А уж как я была счастлива, что встретила ребят не у магазина, не в темных подъездах, а здесь, у школьного крыльца!
4.2. Смотрим и думаем.
Эта форма занятий предназначена для групповой работы со старшеклассниками и предполагает письменную рефлексию на произведение какого-либо вида искусства и его последующее обсуждение на классных часах. Так, всем классом в прошлом учебном году мы посмотрели в кинотеатре фильмы, обладающие большим потенциалом для свободной беседы по важным мировоззренческим проблемам: «А зори здесь тихие…» (подарок от девочек своим сверстникам на 23 февраля) и «Приют» ( «ответный ход» мальчиков - к празднику 8 марта). Все удалось: и обсуждение было бурным, и положительные эмоции от общения, несомненно, надолго запомнятся.
Вспоминается поездка в театр им. А.С. Пушкина на спектакль «Ромео и Джульетта». Пьесу мы прочитали с ребятами еще в восьмом, а постановка привела детей в восторг, так как была ультрасовременной по режиссуре, но необычайно бережной к тексту великого драматурга. И главное - на сцене играли Любовь - едва ли не главную составляющую человеческого счастья.
4.3. Игровые методики.
Феликсологическая игра - одна из самых красивых методик, сама по себе доставляющая радость ребенку, потому что дает ему шанс утверждения своего «я». С другой стороны, в игре может возникнуть либо ситуация проживания счастья (в случае успеха), либо ситуация несчастья (поражение). Но ведь так и в жизни бывает, следовательно, в игре мы учим детей адекватно воспринимать как успех, так и неудачу.
Заключение.
Уважаемые коллеги! Если вас заинтересовала Технология воспитания счастливого человека в школе, то вы можете обратиться к следующей литературе:
-
Амонашвили Ш. Размышление о гуманной педагогике. М., 1996
-
Глассер У. Школа без неудачников. М., 1991
-
Жуховицкий Л. Счастливыми не рождаются. М., 1983
-
Кейтс К. Программы счастья и несчастья или как заставить свою жизнь работать? - Минск, 1998