Мини - словарь по литературе для обучающихся 5 - 11 классов

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

4

СТИХОСЛОЖЕНИЕ И СТИХОВЕДЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА (лат. literatura - написанное) - письменная форма искусства («искусство слова»), эстетически выражающая общественное сознание и, в свою очередь, формирующее его; совокупность художественных произведений (поэзия, проза, драма).

ПОЭЗИЯ (от греч. poiesis - создавать, творить) - литературно-художественное творчество в стихах, искусство ритмической организации слова; произведение в стихах в отличие от художественной прозы; совокупность стихотворных произведений какой-либо эпохи (поэзия 18 века, поэзия 60-х и пр.), народа (немецкая поэзия, русская поэзия...), поэта (поэзия Лермонтова, поэзия Шиллера и т.п.), группы или течения (поэзия символизма, поэзия сумароковской школы...). "Поэзия есть лучшие слова в лучшем порядке" (Кольридж). "Поэзия есть то, что сотворено и, следовательно, не нуждается в переделке" (Теодор де Банвиль). До середины 19 века поэзией считалась любая художественная литература в отличие от нехудожественной.

ЛИРИКА (от греч. lyrikos - произносимый под звуки лиры) - род литературных произведений, преимущественно поэтических, выражающих чувства и переживания. Лирика объединяет в себя множество стихотворных жанров: стихотворение, элегия, романс, сонет, песня и т.п. Яркие представители: Саади, Ф. Петрарка, Дж. Байрон; А.С. Пушкин, А. А. Блок, С. Есенин...

СТИХОТВОРЕНИЕ - небольшое поэтическое произведение в стихах.

СТИХ (греч. stichos - ряд, строка)

1. Единица ритмически организованной художественной речи, строка стихотворения.

2. Художественное произведение, написанное такими строками (стихотворение, поэма…).

3. Произведение старинной устной народной поэзии на библейскую, религиозную тему (духовные стихи).

Стих может быть безрифменным, белым, холостым и рифмованным. См. виды стиха.

ЦЕЗУРА (лат. caesura - рассечение) - постоянный словораздел в стихах, разделяющий строку на две части (два полустишия) и способствующий ещё большей её ритмический организации («Зима!…V Крестьянин, торжествуя…» А.С. Пушкин). Цезура может быть только в метрическом стихе, имеющем не менее четырёх стоп (в трёхстопном она невозможна). Если цезура делит стих на две равные половины, то она называется большой или медианой. Цезуры также могут быть стопораздельными, паузными и свободными (передвижными).

Стопораздельная цезура совпадает с синтаксической паузой и (или) стопоразделом в строке.

Как хороши,V как свежи были розы

В моём саду!V Как взор прельщали мой!

Как я молил Vвесенние морозы

Не трогать ихV холодною рукой.

(И. Мятлев)

Паузная цезура представляет собой ритмическую паузу, усиливающую восприятие строк.

Сидят герои Бреста V в Краснознамённом зале -

Политруки, комбаты,V медсёстры и стрелки.

Их павшими считали,V пропавшими считали,

Но вот они живые,V всем бедам вопреки.

(Я. Хелемский)

Свободная цезура выражается в преднамеренном стремлении автора к интонационно-ритмической раскованности стиха. Такая цезура не имеет определённого места и её расположение диктуется самим автором строк.

Прозрачное V правдивейшее слово

Ложится V на безмолвные листы.

Как в юности, V молюсь тебе сурово

И знаю: V свет и радость - это ты.

(О. Берггольц)

АНТИЧНЫЙ СТИХ
Древнегреческая и латинская поэзия основаны на метрической системе стихосложения - противоположности гласных звуков по долготе и краткости. Один долгий слог приравнивался к звучанию двух кратких. Время для произношения одного краткого слога по-латыни называлось морой (по-гречески "хронос протос"). 1 мора = 1 краткий слог. Долгий слог, соответственно, равнялся двум морам. Античная стопа (подия) состояла из определённого количества мор и главного ритмического ударения. Ударная (сильная) часть стопы именовалась тезис (-), безударная (слабая) - арсис(Мини - словарь по литературе для обучающихся 5 - 11 классов).
Античные стопы:
- двусложные: хорей ( -Мини - словарь по литературе для обучающихся 5 - 11 классов), ямб (Мини - словарь по литературе для обучающихся 5 - 11 классов-), пиррихий (Мини - словарь по литературе для обучающихся 5 - 11 классовМини - словарь по литературе для обучающихся 5 - 11 классов), спондей (- -).

- трёхсложные: дактиль (-Мини - словарь по литературе для обучающихся 5 - 11 классовМини - словарь по литературе для обучающихся 5 - 11 классов), амфибрахий (Мини - словарь по литературе для обучающихся 5 - 11 классов-Мини - словарь по литературе для обучающихся 5 - 11 классов), анапест (Мини - словарь по литературе для обучающихся 5 - 11 классовМини - словарь по литературе для обучающихся 5 - 11 классов-), трибрахий (Мини - словарь по литературе для обучающихся 5 - 11 классовМини - словарь по литературе для обучающихся 5 - 11 классовМини - словарь по литературе для обучающихся 5 - 11 классов), бакхий (Мини - словарь по литературе для обучающихся 5 - 11 классов--), антибакхий (--Мини - словарь по литературе для обучающихся 5 - 11 классов), кретик и амфимакр (-Мини - словарь по литературе для обучающихся 5 - 11 классов-), тримакр и молосс (- - -).
- четырёхсложные: пеоны - 1й (-Мини - словарь по литературе для обучающихся 5 - 11 классовМини - словарь по литературе для обучающихся 5 - 11 классовМини - словарь по литературе для обучающихся 5 - 11 классов), 2й (Мини - словарь по литературе для обучающихся 5 - 11 классов-Мини - словарь по литературе для обучающихся 5 - 11 классовМини - словарь по литературе для обучающихся 5 - 11 классов), 3й (Мини - словарь по литературе для обучающихся 5 - 11 классовМини - словарь по литературе для обучающихся 5 - 11 классов-Мини - словарь по литературе для обучающихся 5 - 11 классов), 4й (Мини - словарь по литературе для обучающихся 5 - 11 классовМини - словарь по литературе для обучающихся 5 - 11 классовМини - словарь по литературе для обучающихся 5 - 11 классов-); гиперпиррихий (Мини - словарь по литературе для обучающихся 5 - 11 классовМини - словарь по литературе для обучающихся 5 - 11 классовМини - словарь по литературе для обучающихся 5 - 11 классовМини - словарь по литературе для обучающихся 5 - 11 классов);
ионики - нисходящий (--Мини - словарь по литературе для обучающихся 5 - 11 классовМини - словарь по литературе для обучающихся 5 - 11 классов), восходящий (Мини - словарь по литературе для обучающихся 5 - 11 классовМини - словарь по литературе для обучающихся 5 - 11 классов--);
хориямб (-Мини - словарь по литературе для обучающихся 5 - 11 классовМини - словарь по литературе для обучающихся 5 - 11 классов-), ямбохорей (Мини - словарь по литературе для обучающихся 5 - 11 классов--Мини - словарь по литературе для обучающихся 5 - 11 классов), эпитриты - 1й (Мини - словарь по литературе для обучающихся 5 - 11 классов---), 2й (-Мини - словарь по литературе для обучающихся 5 - 11 классов--), 3й (--Мини - словарь по литературе для обучающихся 5 - 11 классов-), 4й (---Мини - словарь по литературе для обучающихся 5 - 11 классов).
Определённое количество стоп в стихе составляло колон (колон из 2-х стоп - диподия, 3-х стоп - триподия и т.д.)
Собственно стихом в античном стихосложении именовался период из двух больших колонов или одного большого колона (от 15 мор).
Античные метры:
Гекзаметр (греч. hexametros - шестимерный) - 6-стопный дактиль, в котором первые 4 стопы могут заменяться спондеями (в силлабо-тонических имитациях гекзаметра - хореями). Возможно до 32-х ритмических вариаций гекзаметра. Одна из схем:
-Мини - словарь по литературе для обучающихся 5 - 11 классовМини - словарь по литературе для обучающихся 5 - 11 классов-Мини - словарь по литературе для обучающихся 5 - 11 классовМини - словарь по литературе для обучающихся 5 - 11 классов-//Мини - словарь по литературе для обучающихся 5 - 11 классовМини - словарь по литературе для обучающихся 5 - 11 классов-Мини - словарь по литературе для обучающихся 5 - 11 классовМини - словарь по литературе для обучающихся 5 - 11 классов-Мини - словарь по литературе для обучающихся 5 - 11 классовМини - словарь по литературе для обучающихся 5 - 11 классов-Мини - словарь по литературе для обучающихся 5 - 11 классов ( "Мини - словарь по литературе для обучающихся 5 - 11 классов" - безударная часть, "-" - ударная часть, "//" - словораздел) Подробнее о гекзаметре...

Пентаметр - вспомогательный метр; составная часть элегического дистиха, в котором первый стих - гекзаметр, второй - пентаметр. Фактически, пентаметр представляет собой гекзаметр с усечениями в середине и в конце стиха.
Схема: -Мини - словарь по литературе для обучающихся 5 - 11 классовМини - словарь по литературе для обучающихся 5 - 11 классов-Мини - словарь по литературе для обучающихся 5 - 11 классовМини - словарь по литературе для обучающихся 5 - 11 классов-//-Мини - словарь по литературе для обучающихся 5 - 11 классовМини - словарь по литературе для обучающихся 5 - 11 классов-Мини - словарь по литературе для обучающихся 5 - 11 классовМини - словарь по литературе для обучающихся 5 - 11 классов-. В чистом виде пентаметр не употреблялся.

Ямбический триметр (шестистопный ямб) - размер, состоящий из и трёх ямбических диподий с цезурой после 3-1 или 4-й стопы.
Схема: Мини - словарь по литературе для обучающихся 5 - 11 классов- Мини - словарь по литературе для обучающихся 5 - 11 классов- /Мини - словарь по литературе для обучающихся 5 - 11 классов//- Мини - словарь по литературе для обучающихся 5 - 11 классов-/ Мини - словарь по литературе для обучающихся 5 - 11 классов-Мини - словарь по литературе для обучающихся 5 - 11 классов-
Хореический тетраметр (восьмистопный хорей) - размер, состоящий из четырёх хореических диподий, с цезурой после 4-й стопы и усечением последней стопы. Схема: -Мини - словарь по литературе для обучающихся 5 - 11 классов -Мини - словарь по литературе для обучающихся 5 - 11 классов/ -Мини - словарь по литературе для обучающихся 5 - 11 классов -Мини - словарь по литературе для обучающихся 5 - 11 классов// -Мини - словарь по литературе для обучающихся 5 - 11 классов -Мини - словарь по литературе для обучающихся 5 - 11 классов/-Мини - словарь по литературе для обучающихся 5 - 11 классовМини - словарь по литературе для обучающихся 5 - 11 классов
Логаэд - стихотворный размер, образуемый сочетанием неодинаковых стоп (например, анапестов и хореев), последовательность которых правильно повторяется из строфы в строфу. Подробнее о логаэдах...


В отличие от поэтической литературы, художественная проза в античность практически отсутствовала: в ходу были либо простая и безыскусная разговорная речь (каталогаден), либо ораторская проза (красноречие). Последняя отличалась большей вычурностью благодаря словесным фигурам-украшениям услаждающим слух, наиболее популярными из которых были: изоколон, антитеза, анафора и гомеотелевтон.
Изоколон - равность по длине колонов (строк), заканчивающихся словами в одинаковых падежах и имеющие, т.о., созвучные окончания.
Антитеза (греч. antithesis - противоположение) - сопоставление или противопоставление контрастных понятий или образов.
Анафора (единоначатие) - повторение начальных слов или фраз.
Гомеотелевтон - звуковое сходство окончаний (первейшая рифма).
Таким образом, в античной литературе признаком стихотворной речи, отличающим её от прозаической, было только наличие вышеописанных словесных украшений.



© 2010-2022