- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Проект развития речи у дошкольников
Проект развития речи у дошкольников
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Циглер Е.Д. |
Дата | 04.04.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
УТВЕРЖДАЮ:
ЗАВЕДУЮЩИЙ МБДОУ «ДЕСКИЙ САД «БЕРЕЗКА»
_______________\ДИСЕНКОС.В\
КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ
РАЗВИТЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Художественно-эстетической направленности
КОНКУРС ЧТЕЦОВ
7.05.2014-10-06.2014
Воспитатель: Циглер
Евгения Давидовна
«Читайте детям стихи, пусть ухо их
приучится к гармонии русского слова,
сердце преисполнится чувством изящного.
Пусть поэзия действует на них,
Так- же как и музыка.
(В.Г. БЕЛИНСКИЙ)
Пояснительная записка.
Ребенок смотрит на мир широко открытыми глазами, постигает его, учится видеть, слышать, чувствовать, понимать. И мы взрослые, должны быть помощниками малышам в этом. Яркие, радостные впечатления откладываются в детях на всю жизнь, во многом определяя дальнейшее развитие.
На протяжении дошкольного детства одной из задач стоящих перед педагогами, является ознакомление детей с художественной литературой, разными её жанрами. Поэзия, как один из жанров литературы, является источником и средством обогащения образной речи, развития, поэтического слуха, этических и нравственных понятий. С раннего детства закладывается любовь к художественному слову. Поэзия расширяет представления об окружающем, развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Поэтические произведения вызывают у детей эмоциональный отклик. Чтение и заучивание стихов позволяет детям улавливать созвучность , мелодичность речи, а также решает задачи формирования звуковой культуры речи: помогает овладению средствами звуковой выразительности (тон, тембр голоса, сила голоса, интонация), способствует выработке четкой дикции.
Дошкольники охотно заучивают стихотворения ,однако, не всегда и не у всех есть возможность прочесть выученные стихи. Как правило, возможность выступать на дошкольных праздниках, других мероприятиях предоставляется детям с хорошей дикцией, самостоятельным и активным. Детям застенчивым, имеющим нарушение речи, меньше возможностей для упражнения в чтении стихотворений.
К сожалению, не все дети, находясь на пороге школьного обучения, четко и ясно произносят звуки родного языка. Дефекты речи можно исправить в работе со специалистом, а четкой, правильной дикции, выразительности можно добиться . При декламации стихов, дошкольники учатся элементам исполнительского искусства, овладевают умением выразительно, эмоционально передавать текст. Кроме того, из опыта работы мы знаем, что нередко смысл заучивания стихотворений, как детьми, так и родителями понимается, как автоматическое запоминание и воспроизведения текста. Дошкольники запоминают стихотворения, однако не всегда умеют его передавать эмоционально, выразительно. Каждый ребенок индивидуален , неповторим и каждый нуждается в признании.
Исходя из этой проблемы предлагаю конкурс чтецов, как одну из форм организации досуговой деятельности дошкольников, который дает каждому малышу возможность для самореализации .
Подготовка к конкуру позволяет педагогам решать задачи по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой. Кроме того при организации конкурса объединяются разные виды искусств- музыка, живопись, литература, что воспитывает эстетический вкус, создает атмосферу праздника.
Подготовка к конкурсу предусматривает предварительную работу ,в которую входят организация конкурса и подготовка конкурсантов. Стихотворения к конкурсу подбираются педагогами и родителями, по рекомендации воспитателей. Кроме того, что стихи должны быть интересны детям, соответствовать возрасту, быть высокохудожественными, одним из критериев оценки является их новизна, необычность.
Литературные конкурсы, досуги занимают важное место при воспитании у детей нравственности и положительных эмоций, направленных на создание у детей стойкого читательского интереса.
Предполагаемый результат:
-
Обогащается словарный запас у детей
-
Дети различают простое литературное чтение от художественного, умеют не просто заучить стихотворение, а преподнести слушающим весь его смысл.
-
Поднимается уровень индивидуальных достижений у детей.
-
Формируются основы словесного творчества.
-
Сближение детей, родителей и воспитателей друг с другом, принимая участие в конкурсе
-
Радостные переживания поднимают жизненный тонус, раскрепощают детей, способствуют проявлению артистических способностей. Разнообразные впечатления полученные ребенком, утверждают его в том, что он знает, умеет, может показать свои возможности.
Цель: совершенствование художественно - речевых, исполнительских навыков детей при чтении стихотворений.
Задачи:
-Привлечения внимания педагогов и родителей к проблеме заучивания стихотворения.
-Обогащение словаря
-Развитие мелкой моторики и ОВД; певческих навыков и сценического мастерства
-Развитие артикуляционной моторики губ и языка через выполнение речевых упражнений. Продолжить работу над звукопроизношением.
-Отработка просодической стороны речи.
-Закреплять способность чувствовать через стихотворную форму, речь
и движение ритмическую выразительность речи.
-Учить дошкольников выразительно передавать текст, развивать поэтический слух, совершенствовать исполнительское мастерство. -Проявлять свои художественные и творческие способности
-Вызывать радостный эмоциональный настрой, стимулировать стремление к заучиванию стихотворений.
Методы работы:
-индивидуальный
-наглядный
Основные формы реализации проекта:
-
Выбор поэтического произведения
-
Чтение и заучивание художественной литературы
-
Практические упражнения для отработки артистических навыков
-
Оснащение предметно-развивающей среды.
-
Работа с родителями.
-
Пальчиковые гимнастики.
-
Артикуляционные гимнастики.
-
Физкультминутки.
Календарно-тематический план предварительной работы по подготовке детей к конкурсу
№
Планируемое мероприятие
Цель
Исполнитель
Сроки проведения
1
Разучивание стихотворения
Овладеть словесным творчеством
Воспитатель, родитель
7-17 мая
2
Театрализация стихотворения
Способствовать успешному заучиванию через театральное творчество, помочь понять суть стихотворения
воспитатель
19-22мая
3
«Игра слогов» -артикуляционная гимнастика
Развивать речевой аппарат ребенка
воспитатель
18-мая
4
Знакомство с художественным чтением- презентация
Учить конкурсанта выделять главного героя стихотворения, сопереживать ему, мысленно перевоплощаться
воспитатель
25-27мая
5
6
7
Наложение музыкального произведения на стихотворение (чтение стихотворения в сопровождении муз-ого произ-ия)
Репетиции
Конкурс чтецов
создать благоприятную эмоциональную атмосферу , учить рассказывать стихотворение в сопровождении с музыкой
Способствовать проявлению желаемого результата
Воспитатель, музыкальный руководитель
Воспитатель, музыкальный руководитель
28-30 мая
2-6 июня
10июня
Работа по организации конкурса предусматривает репетиции по сценарию, оформление зала, подготовка костюмов и призов.
Организация конкурса должна соответствовать следующим требованиям:
-в программу включаются произведения, которые доступны, интересны детям, вызывают эмоциональный отклик
-необходима тщательная предварительная подготовка, слаженность действий педагогов, детей, родителей, узких специалистов
-тщательное продумывания сценария, оптимальное сочетание слушания стихов с двигательными ,музыкальными, игровыми паузами, активное участие детей.
К проекту прилагается :
Положение о проведении конкурса чтецов
Сценарий
Литература:
-
"Методические рекомендации» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой к «Программе воспитания и обучения в детском саду».- Москва, 2005.
-
Т.Н.Зенина «Взаимодействие с семьями воспитанников в ДОУ»- ООО «Центр педагогического образования», 2008.
-
Комратова Н.Г. Учимся говорить правильно: Учебно-методическое пособие по развитию речи детей 3-7 лет.- М.: ТЦ Сфера, 2004.