Проект развития речи у дошкольников

Проект   развития  речи  у  дошкольников  художественно- эстетической  направленности. Цель  проекта  :  совершенствование  художественно-  речевых,исполнительских  навыков  детей  при  чтении  стихотворения.          Проект  направлен  на  обучение  дошкольников  выразительно  передавать  текст,на  развитие  поэтического   слуха, на проявление  у  детей  художественных  и  творческих  способностей.         Радостные  переживания  поднимают  жизненный  тонус, раскрепощают  детей, способствуют  п...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УТВЕРЖДАЮ:

ЗАВЕДУЮЩИЙ МБДОУ «ДЕСКИЙ САД «БЕРЕЗКА»

_______________\ДИСЕНКОС.В\

КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ

РАЗВИТЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Художественно-эстетической направленности

КОНКУРС ЧТЕЦОВ

7.05.2014-10-06.2014


Воспитатель: Циглер

Евгения Давидовна

«Читайте детям стихи, пусть ухо их

приучится к гармонии русского слова,

сердце преисполнится чувством изящного.

Пусть поэзия действует на них,

Так- же как и музыка.

(В.Г. БЕЛИНСКИЙ)

Пояснительная записка.

Ребенок смотрит на мир широко открытыми глазами, постигает его, учится видеть, слышать, чувствовать, понимать. И мы взрослые, должны быть помощниками малышам в этом. Яркие, радостные впечатления откладываются в детях на всю жизнь, во многом определяя дальнейшее развитие.

На протяжении дошкольного детства одной из задач стоящих перед педагогами, является ознакомление детей с художественной литературой, разными её жанрами. Поэзия, как один из жанров литературы, является источником и средством обогащения образной речи, развития, поэтического слуха, этических и нравственных понятий. С раннего детства закладывается любовь к художественному слову. Поэзия расширяет представления об окружающем, развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Поэтические произведения вызывают у детей эмоциональный отклик. Чтение и заучивание стихов позволяет детям улавливать созвучность , мелодичность речи, а также решает задачи формирования звуковой культуры речи: помогает овладению средствами звуковой выразительности (тон, тембр голоса, сила голоса, интонация), способствует выработке четкой дикции.

Дошкольники охотно заучивают стихотворения ,однако, не всегда и не у всех есть возможность прочесть выученные стихи. Как правило, возможность выступать на дошкольных праздниках, других мероприятиях предоставляется детям с хорошей дикцией, самостоятельным и активным. Детям застенчивым, имеющим нарушение речи, меньше возможностей для упражнения в чтении стихотворений.

К сожалению, не все дети, находясь на пороге школьного обучения, четко и ясно произносят звуки родного языка. Дефекты речи можно исправить в работе со специалистом, а четкой, правильной дикции, выразительности можно добиться . При декламации стихов, дошкольники учатся элементам исполнительского искусства, овладевают умением выразительно, эмоционально передавать текст. Кроме того, из опыта работы мы знаем, что нередко смысл заучивания стихотворений, как детьми, так и родителями понимается, как автоматическое запоминание и воспроизведения текста. Дошкольники запоминают стихотворения, однако не всегда умеют его передавать эмоционально, выразительно. Каждый ребенок индивидуален , неповторим и каждый нуждается в признании.

Исходя из этой проблемы предлагаю конкурс чтецов, как одну из форм организации досуговой деятельности дошкольников, который дает каждому малышу возможность для самореализации .

Подготовка к конкуру позволяет педагогам решать задачи по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой. Кроме того при организации конкурса объединяются разные виды искусств- музыка, живопись, литература, что воспитывает эстетический вкус, создает атмосферу праздника.

Подготовка к конкурсу предусматривает предварительную работу ,в которую входят организация конкурса и подготовка конкурсантов. Стихотворения к конкурсу подбираются педагогами и родителями, по рекомендации воспитателей. Кроме того, что стихи должны быть интересны детям, соответствовать возрасту, быть высокохудожественными, одним из критериев оценки является их новизна, необычность.

Литературные конкурсы, досуги занимают важное место при воспитании у детей нравственности и положительных эмоций, направленных на создание у детей стойкого читательского интереса.

Предполагаемый результат:

  • Обогащается словарный запас у детей

  • Дети различают простое литературное чтение от художественного, умеют не просто заучить стихотворение, а преподнести слушающим весь его смысл.

  • Поднимается уровень индивидуальных достижений у детей.

  • Формируются основы словесного творчества.

  • Сближение детей, родителей и воспитателей друг с другом, принимая участие в конкурсе

  • Радостные переживания поднимают жизненный тонус, раскрепощают детей, способствуют проявлению артистических способностей. Разнообразные впечатления полученные ребенком, утверждают его в том, что он знает, умеет, может показать свои возможности.

Цель: совершенствование художественно - речевых, исполнительских навыков детей при чтении стихотворений.

Задачи:

-Привлечения внимания педагогов и родителей к проблеме заучивания стихотворения.

-Обогащение словаря

-Развитие мелкой моторики и ОВД; певческих навыков и сценического мастерства

-Развитие артикуляционной моторики губ и языка через выполнение речевых упражнений. Продолжить работу над звукопроизношением.

-Отработка просодической стороны речи.

-Закреплять способность чувствовать через стихотворную форму, речь

и движение ритмическую выразительность речи.

-Учить дошкольников выразительно передавать текст, развивать поэтический слух, совершенствовать исполнительское мастерство. -Проявлять свои художественные и творческие способности

-Вызывать радостный эмоциональный настрой, стимулировать стремление к заучиванию стихотворений.

Методы работы:

-индивидуальный

-наглядный

Основные формы реализации проекта:

  • Выбор поэтического произведения

  • Чтение и заучивание художественной литературы

  • Практические упражнения для отработки артистических навыков

  • Оснащение предметно-развивающей среды.

  • Работа с родителями.

  • Пальчиковые гимнастики.

  • Артикуляционные гимнастики.

  • Физкультминутки.

Календарно-тематический план предварительной работы по подготовке детей к конкурсу

Планируемое мероприятие

Цель

Исполнитель

Сроки проведения

1

Разучивание стихотворения

Овладеть словесным творчеством

Воспитатель, родитель

7-17 мая

2

Театрализация стихотворения

Способствовать успешному заучиванию через театральное творчество, помочь понять суть стихотворения

воспитатель

19-22мая

3

«Игра слогов» -артикуляционная гимнастика


Развивать речевой аппарат ребенка


воспитатель


18-мая


4

Знакомство с художественным чтением- презентация

Учить конкурсанта выделять главного героя стихотворения, сопереживать ему, мысленно перевоплощаться

воспитатель

25-27мая

5



6


7

Наложение музыкального произведения на стихотворение (чтение стихотворения в сопровождении муз-ого произ-ия)


Репетиции


Конкурс чтецов

создать благоприятную эмоциональную атмосферу , учить рассказывать стихотворение в сопровождении с музыкой

Способствовать проявлению желаемого результата

Воспитатель, музыкальный руководитель


Воспитатель, музыкальный руководитель

28-30 мая



2-6 июня


10июня

Работа по организации конкурса предусматривает репетиции по сценарию, оформление зала, подготовка костюмов и призов.

Организация конкурса должна соответствовать следующим требованиям:

-в программу включаются произведения, которые доступны, интересны детям, вызывают эмоциональный отклик

-необходима тщательная предварительная подготовка, слаженность действий педагогов, детей, родителей, узких специалистов

-тщательное продумывания сценария, оптимальное сочетание слушания стихов с двигательными ,музыкальными, игровыми паузами, активное участие детей.

К проекту прилагается :

Положение о проведении конкурса чтецов

Сценарий

Литература:

  1. "Методические рекомендации» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой к «Программе воспитания и обучения в детском саду».- Москва, 2005.

  2. Т.Н.Зенина «Взаимодействие с семьями воспитанников в ДОУ»- ООО «Центр педагогического образования», 2008.

  3. Комратова Н.Г. Учимся говорить правильно: Учебно-методическое пособие по развитию речи детей 3-7 лет.- М.: ТЦ Сфера, 2004.


© 2010-2022