Урок литературы, музыки и ИЗО Воспоминание об осени. Осень в музыке, звуках и красках. 6 класс (2часа)

Интегрированный урок литературы, музыки и изобразительного искусства "Воспоминание об осени. Осень в музыке, звуках и красках" был проведен в 6 классе Тюменской Православной гимназии. Рекомендуемое время - 2 часа.Целями данного урока является развитие речи и творческих способностей учащихся, обучение навыкам работы в группе, дальнейшее воспитание любви к слову, музыкальному и изобразитительному искусству.Материалом для данного урока послужили стихи русских поэтов, классическая музыка, картин...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интегрированный урок литературы, музыки

и изобразительного искусства

Урок-мастерская

Тема: Воспоминание об осени.

Осень в музыке, звуках и красках

6 класс (2часа)

Петрова Л.Н., учитель русского языка и литературы

НОУ Православная гимназия г.Тюмень

Цели:

  • - развитие творческих способностей,

  • - развитие речи учащихся,

  • - обучение работе в коллективе

  • - воспитание любви к слову, музыке и изобразительному искусству

Оборудование:

  • - репродукции картин осени русских художников

  • - стихотворения об осени русских поэтов

  • - диск с музыкой Свиридова («Весна.Осень», «Пастораль», «Романс»)

  • - диск с музыкой П.И.Чайковского «Времена года» (осень)

  • - диск с музыкой А.Вивальди «Времена года», Ф.Шопена «Слезы осени»

  • - листы бумаги формата А-4,

  • - карандаши, пастель, мелки

Эпиграф на доске:

«Когда стоишь перед картинами Левитана, нельзя не думать о поэзии, музыке. Как созвучны его картины стихам Тютчева и Фета…» (А.Дубинчик)

Ход урока:

  • - организационный момент;

  • - вступительное слово учителя;

  • - знакомство с работами художников (слайды), стихами, музыкальными произведениями

  • - творческая часть работы - рисование под музыку Г.Свиридова.

  • - заключение, подведение итогов урока

Звучит музыка Вивальди «Времена года».

Учитель литературы: 5 мин.

Сегодня у нас будет необычный урок. Тема его касается нескольких областей прекрасного: литературы, музыки и изобразительного искусства. Мы вспомним замечательное время года, воспетое в стихах, запечатленное в картинах и музыкальных произведениях. Итак, осень. Воспоминание об осени. За окном зима, стоят морозные дни,

а мы вернемся в осень. При этом слове возникает у каждого свой образ: ранняя или поздняя. Ранняя осень,- когда появляются первые разноцветные листья на деревьях, и поздняя,- когда завершается листопад и жизнь замирает, готовясь принять белый наряд. Но больше всего мы любим золотую осень. В это время в лесу становится веселее и наряднее. Кроны деревьев расцвечены всеми оттенками от зеленых до пурпурных. Красный, желтый, бурый, золотистый ложится на землю лист. Природа становится нарядной, величавой и удивительно красивой. Появляется желание рисовать, писать стихи, сочинять музыку.

У многих поэтов осень тоже была любимым временем года. А.С. Пушкин в своем стихотворении "Осень" признается в своей нелюбви к весне:

Скучна мне оттепель; вонь, грязь - весной я болен...

Не любит он и лето:

Ох, лето красное! любил бы я тебя,

Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи...

К зиме поэт относится более благосклонно:

Суровою зимой я более доволен,

Люблю её снега...

И только осень действительно мила его сердцу:

Люблю я пышное природы увяданье...

А.С.Пушкин любит осень в самом её разгаре, когда " роняет лес багряный свой убор " и "роща отряхает последние листы ". Ему приятны и " редкий солнца луч, и первые морозы ... Осень в стихах у Пушкина торжественно - печальна и величаво - красива.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса

- Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса...

Поэту легко отдыхается в эту прекрасную пору, легко пишется, легко рифмуется:

Осень - самое плодотворное время года в творчестве А.С.Пушкина. Таким временем для него стала Болдинская осень. Запертый по воле судьбы в своем имении, он не мог выехать из-за эпидемии холеры, свирепствовавшей в то время во многих губерниях России. Всю осень он был в заточении и… писал. Писал много , неотрывно, безостановочно. Один за другим выходят из-под его пера шедевры: стихи, повести, драмы.

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,

Минута - и стихи свободно потекут.

Учитель ИЗО: 10 мин.

Но не только в поэзии осень была излюбленной темой. Многие художники посвящали ей свои полотна . Например, Исаак Левитан.

- сообщение ученицы о жизни и творчестве И.И.Левитана. На экране демонстрируется репродукция картины И.Левитана «Золотая осень».

Слово учителя о Левитане.

Что такое пейзаж? (картина природы)

На экране мы видим не картину, а ее репродукцию. Что такое репродукция? (уменьшенная копия картины). На экране - репродукция картины Левитана «Золотая осень».

В историю русской живописи Исаак Ильич Левитан вошел, прежде всего, как пейзажист. Левитан - создатель так называемого "пейзажа настроения". Художник умел очень тонко передать разнообразие состояния природы, дать почувствовать всю прелесть окружающего мира.

На картине "Золотая осень" мы видим березовую рощу в медно-золотом осеннем убранстве. В глубине луга теряется река, на левом берегу которой стоят стройные бело-желтые березки и две осинки с уже почти опавшими листьями. Вдали видны красноватые ветки кустарника. Земля укрыта желтеющей увядшей травой. А на правом берегу реки - ряд еще зеленых ив, которые будто сопротивляются осеннему увяданию. Речная гладь кажется неподвижной и холодной. На поверхности воды отражается светлое небо с белыми облаками. Осенний день, изображенный художником, полон света. В картине преобладают жизнерадостные светлые тона. Почти на линии горизонта заметны очертания далеких строений, леса, полей, засеянных озимью.

Пейзаж "Золотая осень" изображает самое лирическое из времен года. "Унылая пора! очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса", - так сказал о золотой осени Александр Сергеевич Пушкин. Наверное, именно эти сроки повторял про себя Исаак Левитан, работая над своими знаменитыми пейзажами. Художник понимал осень, прежде всего как праздник красок, как прощание с летом. Пейзаж этот не навевает грустных мыслей о предстоящей долгой зиме. Ведь в природе все одинаково прекрасно, и каждое из времен года имеет свою неповторимую прелесть.

Урок литературы, музыки и ИЗО Воспоминание об осени. Осень в музыке, звуках и красках. 6 класс (2часа) Глядя на картину "Золотая осень", зритель невольно проникается глубоким чувством любви к родной природе, дарящей нам незабываемые минуты высокого наслаждения прекрасным.

Посмотрите на картину. Нравится ли она вам? Художник не только говорит нам о чудесном времени года, но и передает свое настроение. Какое оно? (С помощью полотна он старается передать нам свою радость, восторг при виде этой торжественной красоты.)

Российский художник А.Дубинчик так сказал о картинах художника: «Когда стоишь перед работами Левитана, нельзя не думать о поэзии, музыке. Как созвучны его картины стихам Тютчева и Фета…» Согласны ли вы с этими словами?

Действительно, мы чувствуем это настроение, потому что художник сумел передать его нам, рассказать о нем с помощью красок. Как никто другой, Левитан умел передать через картину личное переживание природы, сделать его достоянием всех. Изображение на холсте - это зримое отражение того, что звучит в душе художника. Различные душевные переживания художника, его чувства, настроения передаются с помощью полотен.

Учитель музыки - 10 мин.

Осенняя тема нашла свое отражение и в музыке. П.И.Чайковский написал «Времена года». (Рассказ ученицы о композиторе и произведении). Прослушивание «Осенней песни» («Времена года. Октябрь») - 5.05. Вопросы учителя.

Учитель литературы - 5 мин.

Но не только Александр Сергеевич Пушкин обращался к теме осени. Этой теме посвящали свои стихотворения такие замечательные поэты как Ф.И.Тютчев, И.А. Бунин, К.Д. Бальмонт, А.А.ФетФедора Ивановича Тютчева принято называть "певцом природы". Много стихов, и при этом самых радостных, самых жизнеутверждающих из всего им написанного, он посвятил весне. Но есть одно стихотворение поэта, которое невозможно не вспомнить, говоря о стихах, посвященных осени (чтение наизусть):

Есть в осени первоначальной - читает ученица

Короткая, но дивная пора -

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера...

В этом стихотворении поэт описывает начало осени, когда "далеко еще до первых зимних бурь". Не началось еще буйство красок в лесу, и в природе ощущается некая пустота: урожай собран, поля пусты, "птиц не слышно более". Замечается только блестящий на солнце "тонкий волос" паутины. Скоро, скоро заиграет красками осень, но пока только "чистая и теплая лазурь", льющаяся на отдыхающее поле заполняет эту пустоту.

Учитель ИЗО - 5 мин.

Другой русский художник В.Поленов также оставил воспоминание об осени в своих картинах.

- Сообщение ученика о жизни и творчестве В.Поленова. На экране репродукция картины В.Поленова «Золотая осень».

Слово учителя о картине.

Учитель литературы- 5 мин.

Слово учителя о Ф.Шопене.

-Прослушивание произведения Шопена «Слезы осени» (2.36)

Учитель литературы - 3 мин.

Известный русский поэт Иван Алексеевич Бунин в своем стихотворении «Листопад» так пишет об осени (чтение наизусть ученицей).

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Берёзы жёлтою резьбой

Блестят в лазури голубой

Как вышки ёлочки темнеют

А между клёнами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца,

Лес пахнет дубом и сосной...

И.А.Бунин описывает здесь уже золотую осень. Он сравнивает лес с теремом, расписанным лиловыми, золотыми, багряными красками. Кроны берез - это желтая резьба, которая особенно выделяется на фоне голубого неба. Все это стихотворение у А.И.Бунина - жизнерадостное, ободряющее и не верится, что этот лес скоро станет голым и пустым, что это - "последние мгновенья счастья".

Учитель ИЗО- 5 мин.

Прекрасный русский пейзажист И.И.Шишкин внес свой вклад в осеннюю тему.

- Рассказ ученика о жизни и творчестве И.И.Шишкина. На экране репродукция его картины «Осенний пейзаж».

Слово учителя о картине. Вопросы.

Учитель музыки- 7 мин.

Современный композитор Г.Свиридов в своем творчестве также касался темы осени. Послушайте его произведение «Пастораль» (5 мин). Вопросы учителя.

Учитель литературы - 5 мин.

Есть у К.Бальмонта стихотворение «Осень). Прослушаем его внимательно. (чтение ст.ученицей)

Осень

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце только грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море,

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,

Нет в цветах благовонья.

Скоро Осень проснется,

И заплачет спросонья.

За что мы любим осень? За красоту! Но не только. Завершается годовой цикл. Природа сначала все время брала для того, чтобы пробудиться, расцвести, завязать плоды, вызреть. И, наконец, наступило время, когда она отдает все, что накопила. Мудрость и зрелость осени, ее красота и ощущение ее краткости - вот что привлекало и привлекает в этом удивительном времени года.

Учитель музыки - 10 мин.

И в заключение урока мы послушаем музыкальное произведение композитора Свиридова. А вашей задачей будет нарисовать на листе бумаги ваши впечатления от музыки, то, что вы будете чувствовать при прослушивании.

Это всего лишь зима настает,

Это всего лишь кончается осень,

Грустную песню нам скрипка поет,

Песню надежды о лете доносит...


  • - прослушивание музыки;

  • - выполнение творческой работы (дети рисуют, звучит музыка)-10 минут

Рефлексия:

  • - понравился ли урок?

  • - что запомнилось?

  • - для чего нужны подобные уроки?

Итоги урока. Оценки за урок.

© 2010-2022