Урок литературы Судьба человека М. А. Шолохов

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Чем жив человек?» (по произведению М.А. Шолохова «Судьба человека»). Урок рассчитан на 2 часа.

Цель: на основе содержания рассказа и Библии формировать у учащихся представление о смысле человеческого бытия.

Задачи: 1. Познакомиться с произведением М.А. Шолохова «Судьба человека».

2. Учить постигать идейный замысел путём анализа текста литературного произведения и священного писания (Новый Завет)

3. Воспитать у учащихся чувство патриотизма и сострадания.

Без веры в человека нельзя

полюбить жизнь…

В. Иванов

I Вступительное слово учителя

Притча о милосердном самарянине

«Некоторый человек шёл из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шёл тою дорогою и, увидев его, прошёл мимо. Также и левит, быв на том месте, подошёл, посмотрел и прошёл мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашёл на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив на своего осла, привёз его в гостиницу и позаботился о нём; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: Позаботься о нём; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе».

- Кто же «Достоин войти в двери рая»? (самарянин)

- Что же он для этого совершил? (совершает добрый поступок)

- Почему самарянин оказывает помощь пострадавшему? (он верит, что надо не только слушать Слово Божие и совесть, но и исполнять делом)

- Да, человек будет жив до тех пор, пока его душу не покинет вера.

(слайд №3)

Урок литературы Судьба человека М.А. Шолохов


Учитель литературы.

- Так и в годы ВОВ только вера каждого человека позволила нашему народу победить в той страшной войне, так как она являлась проверкой на прочность. (Слайд №4)

На эту войну мы посмотрим сегодня на уроке глазами М.Шолохова, и поможет в нашем исследовании его рассказ «Судьба человека» (сообщение целей и задач урока)

  1. Основная часть урока. Работа с текстом.

- История создания произведения (сообщение учащегося)

…В первый послевоенный год на охоте с Шолоховым произошёл такой случай. Был большой весенний паводок. М. Шолохов сидел около плетня у речной переправы, отдыхал. К нему подошёл мужчина с мальчиком, принял его по одежде и рукам за «своего брата-шофёра» и рассказал о тягостной судьбе. Она взволновала Шолохова. Тогда же он задумал написать рассказ, но только через 10 лет обратился к этому сюжету и за неделю написал рассказ «Судьба человека». В 1956 году, под самый Новый год, «Правда» напечатала начало рассказа, а 1 января 1957 года - его окончание. Это стало событием в жизни страны. Потоки писем шли в редакцию газеты, на радио, в станицу Вешенскую…

Учитель литературы

II. Беседа с учащимися по композиции рассказа «Судьба человека».

1. Чем этот рассказ привлек внимание читателей? О чем он?

2. От кого мы узнаем о судьбе Андрея Соколова (о судьбе А. Соколова мы узнаем от него самого. Он рассказывает историю своей жизни автору, с которым встретился на переправе).

3. В чем своеобразие композиции?

Вывод: Рассказ имеет кольцевую композицию: он начинается со встречи автора и заканчивается автором, только Соколов и Ванюша стали для него близкими людьми. Центральные события излагаются героем этого рассказа, чтобы придать произведению реальные черты.

Учитель

III. Беседа о жизненном пути героя.

1. На сколько частей можно разделить жизненный путь героя? (на 3 части: до войны, война, после войны) (слайд № 5)

2. Какой жизнью жил герой до войны? (довоенная жизнь небогата событиями: голодная юность, женитьба на сироте, дети. Герой с воодушевлением говорит о жене, о детях, осуждает себя за грубость, пристрастие к выпивке)

3. Что происходит с Андреем Соколовым на фронте? (В мае 1942 года он подвозит снаряды. На минном поле подрывается. Контуженный, он попадает в плен)

IV. Анализ эпизода в церкви (показ кинофрагмента). (слайд №6)

V.Самостоятельная работа в парах (заполнить таблицу по к/фрагменту)

Вижу

Слышу

Чувствую

- Проверка работ (таблицы)

1. Почему варианты человеческого поведения изображаются в церкви? (Церковь - это Божий дом, который наполнен светом и жизнью, здесь резко противопоставлено добро и зло, свет и тьма)

2. Что здесь борется с чем? (Свет и тьма, зло и добро, любовь и ненависть. Андрей Соколов без колебания выбирает жизнь, свет. Не может он допустить, чтобы один человек спасал себе жизнь за счет другого)

VI. Учитель литературы.

Работа с эпизодом «Поединок Мюллера с Андреем Соколовым»

(анализ эпизода по схеме) (слайд №7)

  1. Урок литературы Судьба человека М.А. ШолоховТема эпизода?


  1. МУрок литературы Судьба человека М.А. Шолоховежду кем происходит поединок?


  1. ПУрок литературы Судьба человека М.А. ШолоховУрок литературы Судьба человека М.А. Шолохововедение каждого в этой ситуации?


Мюллер А. Соколов

Урок литературы Судьба человека М.А. ШолоховУрок литературы Судьба человека М.А. Шолохов

4. Кто и в какой момент побеждает?

Урок литературы Судьба человека М.А. Шолохов

5. Смысл этой победы? (слайд № 8)

В каких словах выражен взгляд Соколова на долг человека, мужчины, солдата.

Вывод: диалог с Мюллером - это не вооружённая схватка двух врагов, а психологический поединок, из которого Соколов выходит победителем…

VII. Слово учителя

- Что пришлось пережить Андрею Соколову после бегства из плена?

- Как автор раскрывает душевное состояние героя, у которого война отняла всё? (Жестоко обошлась судьба с солдатом. Дом- очаг, хранитель семейного счастья, уют, защита от «ветров» судьбы. Вместе с домом теряются и надежда, смысл жизни, счастье. Разорённый очаг принёс в его жизнь горе, разочарование, пустоту. Он остался один на один со всеми превратностями судьбы.)

- Как может измениться человек, попавший в такую трудную ситуацию?

(Человек может ожесточиться, возненавидеть всех… Он может лишить себя жизни, теряя веру в её смысл.)

- Произошло ли это с Андреем Соколовым? (Нет, не сломили героя рассказа обстоятельства, хотя определённый душевный надлом у Андрея Соколова был: он начал выпивать, пока не встретил мальчика. Но Бог помог ему это преодолеть, почувствовав свою нужность, сделав доброе дело для мальчика).

VIII. Учитель литературы

1. (Просмотр эпизода «Встреча А.Соколова с Ванюшей) (слайд №9)

- Почему Соколов решается усыновить Ванюшку?

- Что общего в их судьбах?

(После встречи с мальчиком, у которого «глазёнки - как звёздочка после дождя» у нашего героя сердце отходит, «на душе становится легко и как - то светло. Жизнь вновь приобретает смысл)

Вывод: Ваня нашёл отца, а А.Соколов нашёл сына. Оба обрели семью.

  1. Самостоятельная работа «Проба пера» сочинение - размышление: «Что ждёт впереди наших героев?» (слайд №10)

(Проверка работ)

IX. Итог урока

Учитель литературы

- Любовь к Родине - это не отвлечённое понятие. У этой любви есть основа: дом, семья, школа, место, где ты родился и вырос. И даже если судьба отбирает у тебя самое дорогое, то любовь и сострадание помогут обрести всё заново. (слайд №11)

- Милосердие приближает человека к Богу. Ведь образ милосердного самарянина - это образ Христа, человек, творя милосердные дела, уподобляется Богу, приближается к Богу, а значит, становится счастливее, обретает смысл жизни.

Учитель

- Если вы воспитали в себе человеческое достоинство, оно поможет вам в любых ситуациях сохранить человека. И тогда пойдут по земле русские люди несгибаемой воли… Но победа была выиграна не только благодаря героизму таких людей, как Андрей Соколов, но и помощи небесной. Многие солдаты видели в небе образ Богоматери, которая показывала рукой на восток.

X. Домашнее задание.

Написать отзыв на прочитанную книгу или сочинение-миниатюру «Духовные люди», «Что есть милосердие?», «Блаженны милостивые, яко тии помилованы будут… »

5

© 2010-2022