Выступление на этических чтениях Нравственное здоровье общества

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

И так во всем,

как хотите,

чтобы с вами

поступали люди,

так поступайте и вы

с ними...

Мф 7:12

Мы живем в трудное, но и благое время - время духовного возрождения нашего Отечества, и оно требует от нас бережного отношения к подрастающему поколению, прежде всего в образовательной области. Наша молодежь, зачастую испытывая тяжелейшие проблемы как морального, так и духовного характера, тем не менее неуклонно стремится к духовному возрастанию, увлекая за собой и своих родителей, воспитанных в атеизме, и это дает нам твердое основание верить в духовное возрождение нашего Отечества. Юное поколение растет, не зная ни истории своей страны, ни ее духовных оснований. Но так растет трава в поле. Без духовного основания не может устоять никто. Духовность - это краеугольный камень любого построения, скрепа, без которой ничто не может удержаться.

Выступление на этических чтениях Нравственное здоровье общества

Только русская литература обладает высоким воспитательным потенциалом духовно-нравственного воздействия на личность школьника, знакомит его с историко-культурным опытом народа, его духовными традициями. Среди ценностей, которые сейчас навязываются нам, одна из главных - свобода, понимаемая прежде всего в смысле свободы человека от всех ограничений. В православном понимании быть свободным - значит быть свободным от греха, от зла. Русский человек всегда понимал, что он грешен, что себя надо связывать. Зло из сердца человеческого исходит, и если его не связывать, то оно вырывается со всей своей разрушительной, смертоносной энергией. Следует, насколько это возможно, углублять понимание детьми «добра» и «зла», что они сохраняются как соотносительные моральные понятия, употребляемые для положительной и отрицательной оценки явлений действительности, осознания возникающих в жизни противоречий и необходимости их преодоления. Только в этом смысле проблема зла - «вечная проблема» человечества.

Нравственное здоровье общества, духовный климат, в котором живут люди, в немалой степени определяются состоянием литературы и искусства. В художественной литературе воплощена в образах историческая память народа. А историческая память народа, по словам академика Д. Лихачева, « формирует нравственный климат, в котором живет народ». И если говорить о литературе, то главное в том, чтобы приобщение к памяти о прошлом было нравственно формирующим, чтобы постижение дня вчерашнего активно входило в день сегодняшний. Сделать мир предметом личной тревоги каждого и учила русская литература. Об этом я стараюсь говорить с ребятами на каждом уроке. Раскрыть непреходящие нравственные ценности стремлюсь и при анализе литературных произведений. Тем более, что по моим наблюдениям, не только в современной литературе, но и в той, которую мы называем литературой критического реализма, современному школьнику ближе всего утверждающее начало.

И когда мы читаем « Горе от ума» ,то главное для меня -«благородное негодование ко всему низкому, эта гордая смелость в лице Чацкого».

« Я взглянул окрест меня - душа моя страданиями человечества уязвлена стала». Эти радищевские слова как эпиграф открывают русскую классику. Я стараюсь, чтобы дети это увидели и прочувствовали. Один из чеховских героев сказал: « Надо, чтобы за дверью каждого, довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные». Я хочу, чтобы ощущение своей ответственности за все, что рядом с тобой, возникло и у моих ребят. И это стараюсь донести на своих уроках. Помните шукшинский вопрос: что с нами происходит? С ним перекликается Вампилов. Один из его героев говорит: «С нами что-то приключилось. Одичали, совсем одичали». Мы разучились видеть рядом с собой человека.

Проповедь добра - вот что мы с вами должны нести на урок. Вместе со своей противоположностью - злом добро является наиболее обобщенной формой разграничения и противопоставления нравственного и безнравственного, имеющего положительное и отрицательное моральное значение, того, что отвечает содержанию требований нравственности, и того, что противоречит им.

М. Булгаков в своем романе «Мастер и Маргарита» сказал о том, что только человек ответствен за добро и зло. Воланд высмеивает, уничтожает при помощи своей свиты все то, что отступилось от добра, изолгалось, развратилось, нравственно оскудело, утратило свой высокий идеал. Князь тьмы проводит свой вечный эксперимент, вновь и вновь испытывая деяния людей, их мировую историю, выверяя то, что нетленно, должно существовать вечно и что обязано погибнуть, сгореть в очистительном пламени. Меру зла, порока, корысти Воланд определяет мерой истины, красоты, бескорыстного добра. Он восстанавливает равновесие между добром и злом и этим служит добру. Булгаков по - своему рассказывает легенду о Христе. Его герой удивительно осязаем, жизненен. Создается впечатление, что это обычный смертный человек. Ни побои, ни наказания не могут заставить его изменить своим принципам, безграничной вере в преобладание доброго начала в человеке, в «царство истины и справедливости». Автор показывает различные стороны человеческой пошлости, нравственного разложения, высмеивает тех, кто отступился от добра, утратил веру в высокий идеал, стал служить не Богу, а дьяволу.

Выступление на этических чтениях Нравственное здоровье общества

В книге Ю. Домбровского «Факультет ненужных вещей» впервые в литературе смерть на кресте показана так психологически достоверно. Создается впечатление, что автор изображает обобщенную картину крайнего физического страдания, характерного для всех времен, особенно для нашего века, когда насилие, садизм, измывательство над ближними извратили саму идею веры в человека и породили зло в облике фашизма, сталинизма, терроризма. В финале романа ставится проблема искупления зла, прощения злодеев. Каждый может спастись, никому в этом не отказано. Человек начинается с преодоления страха, со способности к состраданию, с пробуждения совести.

Свое художественное осмысление евангельского сюжета - спора Иисуса Христа и Понтия Пилата об истине и справедливости, назначении человека на земле - предложил в романе «Плаха» Ч. Айтматов. Иисус видит смысл существования людей на земле в самосовершенствовании, следовании высоким гуманистическим идеалам добра, ради которых он готов принять смерть. «На то я и родился на свет, - говорит Иисус Пилату, - чтобы послужить людям немеркнущим примером. Чтобы люди уповали на мое имя и шли ко мне через страдания, через борьбу со злом в себе изо дня в день, через отвращение к порокам, к насилию и кровожадности, столь пагубно поражающим души, не заполненные любовью к Богу, а стало быть, к подобным себе, к людям». Она в идее равновесия добра и зла, вечной гармонии бытия.

Выступление на этических чтениях Нравственное здоровье общества

Своеобразным духовным двойником Иисуса в романе «Плаха» является Авдий Калистратов. Он не только проповедник, но и борец, вступающий в поединок со злом за высокие человеческие ценности. Но он одинок, и в этом его слабость, потому что в мире, который его окружает, размыты границы между добром и злом, попраны высокие идеалы, торжествует бездуховность. Бессильным кажется Авдий перед силами зла. Его сначала жестоко, до полусмерти, избивают «гонцы» за анашой, а затем, как Иисуса, распинают молодчики из «хунты» Обер - Кандалова. Но не напрасна жизнь Авдия. Боль его души, его страдания за людей, его нравственный подвиг заражают других «мировой болью», побуждают их вступить в борьбу со злом. У Айтматова идеал человечества не Бог - вчера, а Бог - Завтра, тот, каким он видится Авдию: «...все люди, вместе взятые, есть подобие Бога на земле. И имя есть той ипостаси Бога - Бог - Завтра.. .Бог - -Завтра и есть дух бесконечности, а в - в нем вся суть, вся совокупность деяний и устремлений человеческих, а потому, каким быть - Богу -Завтра прекрасным или дурным, добрым или карающим - зависит от самих людей.

Выступление на этических чтениях Нравственное здоровье общества

«...Мир дан нам такой, какой он есть. Ни прибавить, ни убавить. А счастья в нем нет. Оно в тебе. Когда положишь свою плоть, чтобы напитать ближних... Прольешь кровь, переплывешь моря страданий... Вылезешь на берег еле живой... Тут счастье само тебя найдет, не помышлявшего о нем. Будет стелиться перед тобой. И никогда не надоест... Эти слова принадлежат одному из героев романа В. Дудинцева «Белые одежды». В них заключена ориентация на бескомпромиссный нравственный выбор - необходимостью бороться со злом во имя добра. Добро и зло - вот вечные противоборствующие силы жизни. Федор Иванович Дежкин говорит полковнику Свешникову: « Смотрите! Это же чудеса! Открытие! Добро хочет ближнему приятных переживаний, а зло, наоборот, хочет ему страдания. Чувствуете? Добро хочет уберечь кого-то от страдания, а зло хочет оградить от удовольствия. Добро радуется чужому счастью, зло чужому страданию. Добро страдает от чужого страдания, а зло страдает от чужого счастья. Добро стесняется своих побуждений, а зло своих. Поэтому добро маскирует себя под небольшое зло, а зло себя - под величайшее добро...». Федор Иванович считает, что свобода нравственного выбора должна оставаться за человеком. У наших героев жизнь складывается так, что страдания становятся для них необходимым условием существования добра. Они утверждают добро дорогой ценой страдания. Вопросы о том, всегда ли страдание - субстанция добра, а зло есть первооснова зла, могут вызвать у ребят полемику. В ходе диспута учитель поможет ребятам, прибегая к классическим литературным примерам (Гете «Фауст», Байрон «Каин», Лермонтов «Демон» и другие), ощутить космические масштабы этих нравственных понятий, доказать, что зло еще является самостоятельной субстанцией, и потому страдание, пока существует зло, будет всегда субстанцией добра. Дежкин убежден в том, что если человек изменяет своей совести, жизненным принципам под давлением внешних обстоятельств, то он не в силах сохранить нравственную чистоту, и тогда зло в человеке побеждает. Как же сохранить душу? Как оставить незатемненным ее свет, указывающий путь к добру? Вот на эти вопросы мы должны с ребятами искать ответы вместе с героями книги. Возможность сохранить незапятнанной совесть и чистую душу, веру в добро и справедливость вопреки обстоятельствам внешнего мира зависит только от самого человека. Анализ пути героев Дудинцева вооружает нас инструментарием добра. Таким инструментарием могут быть энергия ума, неспокойная совесть, неудовлетворенность собой, умение принимать чужую боль и сострадать. Человек должен знать, что есть добро и зло, верить в торжество добра и бороться со злом. А по пути добра должен пройти каждый из нас, потому что человеческую судьбу и сам исторический процесс определяет поиск истины, следование высоким идеалам добра и красоты.

«Язык есть исповедь народа», - сказал Вяземский. Исповедь народа! Почему исповедь? В древнерусском языке было слово «въдати» -знать, иметь. От него возникло слово «поведать» - «сообщить», « рассказать». И вот исповедь -« откровенный рассказ обо всем , что есть, в том числе и самом тайном». В таком значении и употребил это слово в сочетании « исповедь народа» великий поэт. Русский народ всегда верил в торжество добра, а зло можно всегда победить (примером могут служить произведения устного народного творчества). Ведь литература открывает нам все свои тайники, отражает то, что было в жизни народа ее создавшего. И это глубоко верно. Народ отражает себя всего полнее в языке своем. Я всегда читаю ребятам это стихотворение:

Слова умеют плакать и смеяться,

Приказывать, молить и заклинать,

И, словно сердце, кровью обливаться,

И равнодушно холодом дышать.

Призывом стать, и отзывом, и зовом

Способно слово, изменяя лад.

И проклинают, и клянутся словом,

Напутствуют, и славят, и чернят.

Слова как звезды. Они по - своему светят нам, освещая наш жизненный путь. Именно в литературных произведениях мысли и чувства героев становятся достоянием другого или других. Они помогают нам жить, помогают узнавать себя и других.

Русская литература учит нас понимать себя и собственную жизнь, потому что, читая произведения Распутина, Астафьева, Толстого, Достоевского, Солженицына и других, мы видим мир, в котором есть добро и зло, щедрость души и скупость, лицемерие и подлость, ложь и обман, преданность и предательство, любовь и ненависть. И моя задача заключается в том, чтобы ребята попытались найти ответы на вопросы: кто я в этом мире? для чего я здесь? для чего я живу? что заставило меня в этом произведении плакать и смеяться, задуматься, а может, негодовать? Добрые, умные, хорошие книги для всех - это один из немногих реальных путей в совершенствовании каждого человека, каждого ученика, ребенка, а значит - всех нас вместе. Еще в 1862 г. Достоевский скажет о « восстановлении погибшего человека» как об «основной мысли всего искусства 19 века»., «мысли христианской и высоконравственной». Что касается русского нравственного сознания, то понятие « совести для него является ключевым».

Вот об этом мы должны говорить на уроках литературы. ( и не только на них). Внутренний голос совести должен стать общим достоянием людей. Поколения проходят одно за другим, но результаты жизни каждого остаются в великих произведениях русской литературы в наследие потомкам. Мы с вами должны вместе с детьми увидеть плоды глубоких сердечных движений, плоды исторических событий, верований, воззрений, следы прожитого горя и прожитой радости и учиться быть вместе с героями чистыми, искренними, добрыми, порядочными, отличать плохое и хорошее, нравственное и безнравственное. И это не трудно. Нужно только любить того, кто рядом с тобой. Наше время так истончило грани добра и зла, греха и святости, что они, по сути, перестают быть антиподами, и юному незрелому уму трудно определить, кто есть кто и что есть что. Зло потому и живуче, что оно произрастает там, где спит добро. Идея добра должна стать как бы частицей твоего существа, она неотделима от твоих мыслей, взглядов, убежденности. Идея добра - это мерка, с которой ты подходишь к объяснению и оценке человеческих отношений вокруг тебя. Многолико зло, уродующее жизнь, и мы с вами должны помочь ребятам увидеть его. Опасность заключается в том, что мы к нему привыкаем, перестаем замечать его, как бы сживаемся с ним. Делая первые самостоятельные шаги на пути нравственных отношений, должны видеть и чувствовать зло рядом с собой, настроить себя так, чтобы разум наш, душа наша восстали против зла. Перед школой стоит задача возвращения нравственных ориентиров как путеводителей для молодых, как способ сужения пространства «беспределья и блуда».

Эта задача органично вписана в наш предмет самим фактом русской классики. Как «привести» их к Пушкину, чтобы они осмыслили, что значит «учиться властвовать собой», к И. С. Тургеневу, чтобы они поняли кредо Базарова: « человек сам себя воспитать должен». Дети должны сначала научиться чувствовать, а потом уже понимать, искать путь познания Слова, потому что «В начале было Слово…»

Ржавеет золото, и истлевает сталь,

Крошится мрамор. К смерти все готово.

Всего прочнее на земле - печаль.

И долговечней царственное слово.

Разве не об этом скажет Гоголь в « Мертвых душах», обращаясь к

«пламенному юноше»: «Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие достижения, не оставляйте их на дороге, не поднимете потом».

Выступление на этических чтениях Нравственное здоровье общества






Притча

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

-В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность. Сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

- А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил:

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

9


© 2010-2022