Н. А. Некрасов Мороз, красный нос

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока. «Н.А.Некрасов. Мороз, красный нос».

Цель урока. Познакомить учащихся с отрывком из поэмы Н.А.Некрасова «Мороз, Красный нос».

Задачи:

образовательные:

  1. Создать условия для совершенствования навыка выразительного чтения, для развития умения устно и письменно выражать свои мысли.

  2. Формировать умение анализировать текст художественного произведения.

  3. Развивать умение выражать свои мысли, делать выводы.

  4. Формировать представление о лирическом герое на основе сопоставления словесного и графического образов (иллюстрации и рисунки).

  5. Обогащать словарный запас.

коррекционно - развивающие:

  1. Развивать устную речь учащихся.

  2. Развивать навыки анализа образа литературного героя.

  3. Развивать умения обобщать изученное.

воспитательные:

  1. Воспитывать чуткое отношение к художественному слову.

  2. Воспитывать гуманное отношение к человеку, любовь к близким.

Оборудование.

  • презентация

  • видеоролик

  • учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида «Чтение 8 класс»

  • каравай хлеба





Ход урока.

  1. Организация начала урока.

Психологический настрой учащихся.

Друзья мои, я очень рада

Войти в приветливый наш класс.

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз.

Я знаю, каждый в классе гений

Но без труда талант не впрок.

Скрестите шпаги ваших мнений,

И вместе мы начнём урок.

- Какой сейчас урок?

-Какой урок по счёту?


  1. Сообщение темы и цели урока.

Слайд 2

- Сегодня на уроке мы познакомимся с отрывком из поэмы «Мороз, Красный нос». Будем анализировать это стихотворение, и читать выразительно.

3. Работа с фразеологизмами.

Слайд 3

«Без лишних слов»

Значение: переходя сразу к каким-то действиям.

Слайд 4

  1. Работа по теме урока.

- Начать наш урок мне хочется строчками из стихотворения:

И вот они опять, знакомые места,

Где жизнь отцов моих, бесплодна и пуста…

Где было суждено мне божий свет увидеть,

Где научился я терпеть и ненавидеть,

Но , ненависть в душе постыдно притая,

Где иногда бывал помещиком и я;

Воспоминания дней юности - известных

Под громким именем роскошных и чудесных,-

Наполнив грудь мою и злобой и хандрой,

Во всей своей красе проходят предо мной…

Вот тёмный, тёмный сад… Чей лик в аллее дальней

Мелькает меж ветвей, болезненно - печальный?

Я знаю, отчего ты плачешь, мать моя!

Кто жизнь твою сгубил…о! знаю, знаю я!..

Навеки отдана угрюмому невежде,

Не предавалась ты несбыточной надежде-

Тебя пугала мысль восстать против судьбы,

Ты жребий свой несла в молчании рабы…

Но знаю: не была душа твоя бесстрастна;

Она была горда, упорна и прекрасна,

И всё, что вынести в тебе достало сил,

Предсмертный шепот твой губителю простил!..

- Ребята, это отрывок из стихотворения «Родина», написанного в 1846 году. Думаю, вы узнали поэта, так написавшего о своей судьбе.

Слайд 5

/Николай Алексеевич Некрасов/

Слайд 6

  • О каких знакомых местах говорит Н.А. Некрасов?

(Родовое имение Грешнёво, среди живописной природы, близ реки Волги).

  • С каким чувством относился поэт к Волге?

(Посвятил стихотворение «На Волге», в котором написал о своих воспоминаниях)

Слайд 7

- Сейчас несколько строчек из этого стихотворения прочитает нам Дмитрий Аляпин.

О Волга!.. колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как я?
Один, по утренним зорям,
Когда еще все в мире спит
И алый блеск едва скользит
По темно-голубым волнам,
Я убегал к родной реке.
Иду на помощь к рыбакам,
Катаюсь с ними в челноке,
Брожу с ружьем по островам.
То, как играющий зверок.
С высокой кручи на песок
Скачусь, то берегом реки
Бегу, бросая камешки,
И песню громкую пою
Про удаль раннюю мою…

- В этом стихотворении Некрасов говорит о безысходности труда бурлаков, о русских крестьянах, покорно терпящих крепостное право ради своего куска хлеба.

Слайд 8

Подготовка к восприятию.

- Перед вами на столе лежит каравай.

- Скажите, какие ассоциации у вас возникают при виде каравая, вдыхая аромат свежего хлеба?

/Золотистое поле, засеянное пшеницей, крестьянский труд, тёплые руки женщины, выпекшие хлеб и т.д./

Слайд 9

- И разговор наш сейчас пойдёт именно о них, о русских крестьянках.

Тип идеальной женщины пытались создать в своих произведениях многие писатели. Однако большинство героинь были порождены дворянской средой. Н. А. Некрасов первым ввел в свои поэмы новый тип героини - простую крестьянку. В поэме «Мороз, Красный нос» автор рассказывает о нелегкой жизни молодой вдовы Дарьи. Горестное повествование о ее судьбе прерывается монологом поэта о русских женщинах-крестьянках. В нем он рисует обобщенный образ женщины, которая «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет». Так говорят о сильных духом, мужественных женщинах, не поддающихся унынию, стойко борющихся со всеми невзгодами. Несмотря на все трудности, русские женщины сумели сохранить свою красоту и очарование. Вот как автор преподносит нам свое представление о женской красоте:


- Подумайте, какая роль отводилась женщине в семье.

Женщина - крестьянка

- труженица

- «утеха»

- хозяйка дома

- мать

- Вы сейчас послушаете отрывок из этой поэмы, чуть больший, чем в учебнике, и ответите на вопрос: «Каких женщин воспевает поэт?»

Слайд 9

Просмотр видеоролика «Есть женщины в русских селеньях..»

- Каких же женщин воспевает Некрасов?

  • Какое впечатление оставляет у вас этот отрывок?

  • Какие чувства передаёт нам автор?

  • С кем или чем сравнивает поэт русскую женщину?

(царица, солнце, золото, жемчуг и т.д.)

Физкультминутка./Видеоролик/

Анализ стихотворения.





Домашнее задание.

Итоги урока. Оценки.

Время урока истекло.

Я вам, ребята, благодарна.

За то, что встретили тепло

И поработали ударно.


© 2010-2022