Виды самостоятельной работы, используемые на занятиях по русскому языку, создающие условия для формирования конкурентоспособной личности

В наш век – век бурного развития науки и техники, новых технологий и информации – ни одна учебная организация не в состоянии дать человеку всех тех знаний, которые потребует от него жизнь. Но она может привить необходимые навыки: умение думать, приобретать, творчески усваивать знания и применять их на практике. Вот почему инициатива и мыслительная активность студентов становятся неотъемлемой частью современного занятия, а проблема выработки форм и методов обучения, которые не только об...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Виды самостоятельной работы, используемые на занятиях по русскому языку, создающие условия для формирования конкурентоспособной личности



Самостоянье человека-залог величия его.

А.С. Пушкин

Сегодня главной целью образования становится формирование профессионально и социально компетентной личности способной к творчеству и самоопределению в условиях меняющегося мира, обладающей развитым чувством ответственности и стремлением к созиданию.

В наш век - век бурного развития науки и техники, новых технологий и информации - ни одна учебная организация не в состоянии дать человеку всех тех знаний, которые потребует от него жизнь. Но она может привить необходимые навыки: умение думать, приобретать, творчески усваивать знания и применять их на практике. Вот почему инициатива и мыслительная активность студентов становятся неотъемлемой частью современного занятия, а проблема выработки форм и методов обучения, которые не только обеспечивают прочные знания основ наук, но и воспитывают самообразовательные навыки, является одной из актуальных проблем педагогики. Решить эту проблему можно путем усиления самостоятельной работы студентов во всех звеньях образовательного процесса.

Под самостоятельной работой понимается вид мыслительной деятельности, организуемый и направляемый преподавателем, в процессе которого студент, приобретая необходимые знания и навыки, учится наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, рассуждать, овладевает логическими операциями, необходимыми для самостоятельного решения вопросов, выдвигаемых жизнью, а главное становится конкурентоспособной личностью.

Главная цель работы - научить студентов добывать знания самостоятельно. А для этого необходимо систематически формировать навык самостоятельной работы.

На своих занятиях по русскому языку я создаю условия для формирования навыков самостоятельной работы, используя различные ее виды:

- работа с учебником, со справочной литературой, а также актуальными в последнее время Интернет-ресурсами: электронными словарями, образовательными порталами и различными сайтами;

- подготовка письменного и устного сообщения;

- самостоятельное выполнение упражнений комбинированного характера (например, вставить пропущенные буквы и расставить знаки препинания), но данное задание можно сделать более интересным и представить его в виде эвристической задачи, которая предполагает следующую формулировку: вы - редактор, вы должны увидеть «ошибкоопасные» места и не допустить попадание ошибок в текст книги. Такие задания могут быть многоплановые, главное, чтобы они вызывали интерес. Этот прием создает иной уровень речевого поведения, происходит попутное повторение, студенты привыкают работать самостоятельно, индивидуально справляясь со своей задачей;

- задания, которые предполагают наряду с воспроизведением усвоенных знаний внесение некоторых элементов творчества (составление словосочетаний и предложений, а также схем и таблиц, изложения и сочинения с грамматическим заданием);

- творческие работы;

- конспектирование;

- контрольное тестирование;

- индивидуальное и групповое проектирование;

- самостоятельная (контрольная) работа по определенной теме, данный вид работы можно представить студентам как своего рода учебный диалог между ними и преподавателем с постановкой и решением учебной проблемы, например, можно провести самостоятельную работу под названием «Поразмышляем вместе». Студентам задается проблемный вопрос. Отвечая на него, они должны самостоятельно составить текст размышления и привести примеры желательно из произведений художественной литературы. Для этого им разрешается на занятии пользоваться текстами художественных произведений. Например, при изучении темы «Лексические нормы» я предлагаю выполнить задание:

Определите значение слова «немой» в разных контекстах.

Образец размышления

Приобретение одним и тем же словом различного значения в зависимости от контекста можно показать на примере употребления Пушкиным слова «немой».

Давно грузинки нет;

Она гарема стражами немыми

В пучину вод опущена.

(«Бахчисарайский фонтан»)

Здесь слово «немой» имеет буквальное значение, т. к. стражи гарема часто бывали немыми: им вырезали языки.

О, кто б немых ее страданий

В сей быстрый миг не прочитал!

Кто прежней Тани, бедной Тани

Теперь в княгине б не узнал!

(«Евгений Онегин»)

Здесь слово «немой» имеет значение «невысказанных», «затаенных».

И бездыханна, и тепла

Немая ночь.

(«Евгений Онегин»)

Здесь слово «немая» имеет значение «тихая».

Такие проблемные учебные задачи являются мыслительными и требуют от студентов не воспроизведения образцов, данных преподавателем, а их самостоятельное добывание. Толчком, порождающим процесс творческого мышления, является проблемная ситуация, стимулирующая студентов к самостоятельному поиску новых, нестандартных ответов и решений.

Самостоятельная работа должна иметь место на всех этапах обучения: при объяснении нового теоретического материала, при закреплении, в процессе выполнения разнообразных упражнений, при обобщающем повторении, наконец, в процессе выполнения контрольных заданий. Она обеспечивает активное усвоение программного материала и овладение соответствующими практическими умениями и навыками, которые необходимо вырабатывать у студентов постепенно, в процессе кропотливой повседневной работы.

Таким образом, самостоятельная работа студентов во всех ее видах и формах помогает им глубже, прочнее усваивать материал, приучает их к наблюдательности, пробуждает творческую активность и инициативу. Постоянная новизна, нарастание трудностей в процессе работы постепенно увлекают их, и они начинают проявлять интерес к самому процессу деятельности. Полученные в ходе самостоятельной работы знания, познавательный опыт приносят им удовлетворение. И только тогда, когда студенты научатся самостоятельно добывать знания, научатся мыслить, творить, только тогда они состоятся как личности, настоящими профессионалами своего дела.

Ведь как сказал А.С. Пушкин: «Самостоянье человека - залог величия его».

.




Список литературы

1. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи: экзаменационные ответы / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 284 с. - (Сдаем экзамен).

2. Измайлова, Л. В., Демьянова Н. Н., Меньшикова Н. П. Русский язык и культура речи для педагогических колледжей. - Ростов-н/Д: Феникс, 2005. - 412 с. (Серия «Среднее профессиональное образование»).

3.Люстрова, З. Н., Скворцов Л. И., Дерягин В. Я. Беседы о русском слове. М., «Знание», 1989. - 144 с.







6


© 2010-2022