Урок-игра по русскому языку для 5 класса

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок - игра по правилам дорожного движения

Цели урока:

А)Образовательная:

Б) Развивающая:

В) Воспитательная:

Оборудование

- В некотором царстве, в некотором государстве есть волшебная Школа Дорожных наук. Учиться там очень интересно. Сегодня и мы с вами отправимся туда. Как в любой сказке, на пути нас ожидают разные препятствия, которые нужно будет преодолеть. Только тогда мы достигнем цели.

Представьте себе, что мы из школьного класса вышли на улицу. Здесь утром и вечером беспрерывным потоком движутся трамваи, троллейбусы , автомобили. Чёткая работа транспорта и безопасность движения зависят и от водителей, и от пешеходов. Поэтому правила дорожного движения должны знать не только те, кто садится за руль, но и прохожие. Эти знание мы сможем получить в Школе Дорожных наук.

Добираться туда долго, путь неблизкий. Давайте подьедем. Вот и остановка. А какие слова понадобится, чтобы потом рассказать об этом?

Словарный диктант с комментированием (необходимо обратить внимание на правописание удвоенных согласных, на особенности неизменяемых существительных - метро, такси, шоссе ; на синонимию слов машина - автомобиль ; на правописание и после ж, ш): транспорт, трамвай, троллейбус автобус, метро, такси, сзади, автомобиль, машина, шоссе, тротуар, пассажир, регулировщик , площадка, спереди.

  • Вот к остановке подъехали автобус , троллейбус и трамвай. Ребята , как вы будете заходить ? Через какие двери?

В классе три ряда. Значить, ученики первого ряда садятся в автобус6 второго - в троллейбус6 третьего - в трамвай7

Посмотрим , кто из вас быстрее доедет до Школы Дорожных наук. Могу с уверенностью сказать, что это будут те, кто лучше знает правила дорожного движения... и русского языка. Пожалуйста, занимайте места . Чтобы ехать было веселее, давайте поиграем. Отвечать можно хором.

  • От глаголов неопределенной формы образуйте глаголы 1-го лица единственственного числа :

Переходить - перехожу,

Тормозить - торможу ,

Бежать - ...

  • От имен существительных единственного числа образуйте имена существительные множественного числа :

Переход - переходы,

Вездеход - вездеходы,

Поворот - повороты,

Пешеход - пешеходы,

Транспорт - ...

  • От глаголов единственного числа прошедшего времени образуйте глаголы 1-го лица единственного числа настоящего времени:

Обгонял - обганяю,

Пересекал - пересекаю,

Проезжал - проезжаю,

Регулировал - ...

  • От имен существительных единственного числа образуйте имена существительные множественного числа :

Ядро - ядра,

Ведро - вёдра,

Бедро - бёдра,

Метро- ...-

  • Немножко поиграли и не заметили, как мы остановились возле белых полос, нарисованных на асфальте. Что это за полосы ?

-Верно, переход. Верно, « зебра». Вспомнить правила перехода нам поможеть игра «Допиши словечко».Перепишите четверостишие, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания:

Если ты спешиш_ в пути

Чере_ул_цу пройти,

Там иди, где весь нар_,

Где есть надпись... (переход)

А следующие стихотворения будем заканчивать устно:

Чтобы я тебя повёз,

Мне не нужен овёс.

Напои меня бензином

На копыта дай резину.

Поднимая всюду пыль

Побежит... ( автомобиль).

На рояль я не похож,

Но педаль имею тоже.

Кто не трус и не трусиха,

Прокачу того я лихо

У меня мотора нет.

Я зовусь (велосипед)

Кто далёко живёт

Тот пешком не пойдёт.

Наш приятель тут как тут.

Всех домчит он в пять минут.

Эй, садись! Не зевай!

Отправляется... (трамвай)

Смело в небо пролетает,

Обгоняя птиц полёт

Человек им управляет.

Что же это,... (самолет)

Мы едем дальше. Вот на пути - светофор. Пока он глядит сердитым красным красным глазом , послушайте стихотворение А. Северина «Три чудесных цвета» :

Чтоб тебе помочь

Путь пройти опасный

Горим и день, и ночь-

Зеленый, желтый, красный.

Наш домик - светофор

Мы три чудесных цвета,

Ты часто видишь нас,

Но нашего совета

Не слушаешь подчас.

Самый строгий - красный свет.

Если он горит:

Стой! Дороги дальше нет.

Путь для всех закрыт.

Чтоб спокойно перешел ты,

Слушай наш совет:

Жди! Увидешь скоро желтый

В средине свет.

А за ним зеленый свет

Вспыхнет впереди

Скажет он:

  • Препятствий нет,

Смело в путь иди!

Коль выполнишь без спора

Сигналы светофора

Домой и в школу попадешь,

Конечно, очень скоро!

  • Красный свет продолжает гореть. Чтобы зажегся зеленый, нужно каждому составить предложение со словом светофор. Запишите свои предложения, выделите в них грамматическую основу, сделайте неполный морфологический разбор.



  • После выполнения этого задания вперед вырвался троллейбус: у его пассажиров предложения были более интересными.

А теперь посмотрите в окошко. Как много людей на улице. Все спешат по правой строне. Никто никому не мешает. А представьте, ,если бы каждый шел, где хотел, переходил, где ему вздумается:

Идет по улице один

Довольно странный гражданин.

-На светофоре красный свет,

Для перехода нет пути,

Сейчас никак нельзя идти!

-Мне наплевать на красный свет!

Промолвил гражданин в ответ.

Он через улицу идет

Не там, где надпись «Переход»,

Бросая грубо на ходу:

  • Где захочу, там перейду!

Шофер, гляди во все глаза:

Разиня впереди!

Нажми скорей на тормоза;

Разиню пощади!

А вдруг бы заявил шофер:

-Мне наплевать на светофор

И как попало ездить стал?

Ушел бы постовой с поста?

Трамвай бы ехал, как хотел?

Ходил бы каждому, как умел?

Да там, где улица была,

Где ты ходить привык,

Неверные дела

Произошли бы вмиг!

(О. Бедарев «Если бы...»)

_Но вот, ребята, наше путешествие подходит к концу. Мы добрались до Школы Дорожных наук.(«Школу» ) можно изобразить в виде рисунка на доске или стенгазеты с правилами дорожного движения).

Но игра ещё не окончена. Сейчас вы сдадите экзамен, выполнив самостоятельную работу по заданиям на карточках:

Карточки

  • Подберитеприлагательные к существительным автобус, троллейбус, трамвай. Составьте с ними предложения.

  • Составьте словосочетания с глаголамипереходить, запрещать, предупреждать, пересекать.

  • Составьте предложения соссловами тормоза, скорость, колесо, мотор, двигатель, спидометр.

  • Придумайте небольшой рассказ на одну из тем:

«Знать и выполнять правила дорожного движения должны взрослые и дети», «Когда переходишь улицу, следи за сигналами светофора», «Выбирай самую безопасную дорогу в школу».

© 2010-2022