Урок русского языка на тему Спасибо, музыка, тебе!

Будучи убеждена, что урок русского языка должен не кончаться грамматическим правилом, а перерастать на его основе в урок-композицию с явно ощутимой познавательной и воспитательной функцией,  я  стремлюсь следовать соблюдению принципа тематического единства дидактического материала. Уроки на темы «Мода, мода, мода…», «История жизни Мольера», «Художники-передвижники», «Спасибо, музыка, тебе!», «Друзья мои! Прекрасен наш союз…»  (которые логичнее называть уроками словесности)  вызывают неизменный и...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


«Спасибо, музыка, тебе!»




Урок русского языка в 10 классе



ХОД УРОКА


  1. По билетам - 3 человека: (1 человек у доски)

Актуализация

1. Слово учителя. Начиная наш разговор о музыке, мы прочли на прошлом уроке стихотворение А. Козловского «Спасибо, музыка!» (стр. 185)

- Каковы ваши раздумья и мнения о том, что значит музыка в нашей жизни?

(чтение домашних текстов)

- Всегда ли и всех облагораживает музыка, искусство в целом?

(Вспомним: маленькая трагедия «Моцарт и Сальери», фильм «Скрипка Страдивари». Римский император - изувер Нерон, считал себя артистом, Иван Грозный, деспот и убийца, пылал страстью к книгам, а Гитлер, превративший Европу в развалины, преклонялся перед музыкой Вагнера).

Оказывается, мало пылко увлекаться искусством, чтобы действительно понимать его по-настоящему и обогащаться духовно и нравственно. Прекрасное облагораживает, но лишь тех, у кого развит орган красоты - доброе сердце.


  1. 1. Частичный разбор предложения: (1 человек у доски)

По утверждению писателя Стендаля, музыка - единственное искусство, проникающее в сердце человеческое так глубоко, что может изображать переживание душ.

Задание. -Найти и подчеркнуть грамматическую основу предложения, выделить обособленный член предложения.

- Докажите справедливость этого высказывания подобранными дома произведениями (в свободном пересказе). (Выступление учащихся: «Стихотворение А.Савинова «Танец маленьких лебедей» и «Рассказ И.С.Тургенева «Певцы»).

2. Проверка билета №3 (у доски) (Закрепление знаний о постановке тире в предложении и обособлении определений и обстоятельств)

III. Беседа. - А какой музыке отдаете симпатии вы? (Ответы-рассуждения учащихся)

3. На доске плакат «И будет музыка…». - Почему мы можем рассматривать его как иллюстрацию к теме нашего урока?

4. В области музыки (и искусства вообще) существует своя терминология. Совершим в нее маленький экскурс-экзамен.

Задание:

- Назвать слова, определения которых даются, записать их и объяснить правописание (лексическая и орфографическая работа).

1. Совокупность произведений, исполняемых на эстраде, в концертных залах.

1. Репертуар

2. Сочетание нескольких музыкальных звуков, воспринимаемых как звуковое единство.

2. Аккорд

3. Согласованность, стройность в сочетании звуков.

3. Гармония

4. Музыкальное сопровождение

4. Аккомпанемент

5. Артистический коллектив певцов и музыкантов, хор.

5. Капелла (пэ) (хоровая)

6. Лицо, удостоенное особой премии за выдающиеся заслуги в области искусства.

6. Лауреат

7. Человек, сделавший какое-то занятие своей постоянной профессией (работой)

7. Профессионал (антоним - дилетант)

8. Состав исполнителей (певцов, музыкантов и т.д.)

8. Ансамбль (вокальный, инструментальный)

- Придумайте с ними словосочетания, введите их в предложения. (Устно).

IV. 1. - Поскольку вы часто высказываете свое мнение о выступлении эстрадного певца или ансамбля, попробуйте выразить комплимент выступавшему солисту или ансамблю.

(Вы показали высокий профессионализм…У вас прекрасный репертуар…

Мы покорены вашим искусством…Нашему восхищению нет предела…

Мы получили эстетическое наслаждение… и т.д.)

2. Любой ансамбль, оркестр - это люди, играющие на различных инструментах. И названия их образуются от названий инструментов.


Аккордеон

- ист

Саксофон

- ист

Труба

- ач

Балалайка

- ечник (шн - устаревшее)

Орган

- ист

Контрабас

- ист

Гитара

- ист

Баян

- ист


Домашнее задание.

Прослушивание грамзаписи хора А.Турецкого».

- Представьте, что вы побывали на концерте этого хора. Вас просят поделиться впечатлениями. Моменты, которые вы должны осветить.

1. В каком составе выступал ансамбль.

2. Какие песни вошли в программу концерта.

3. Как публика воспринимала выступление.

4. Какие песни пользовались особым успехом? Исполнялись ли на «бис».

© 2010-2022